Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

525
7
Ссылка на пост
13 мая - Календарь истории.
  • 13-maya
В этот день родились -
  • Рейснер Лариса Михайловна Рейснер Лариса

13 мая.

 

 

133-й день года, до Нового года осталось 232 дня.

 

 

День Черноморского флота - Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота.День Черноморского флота.

8 апреля 1783 года был издан манифест императрицы Екатерины II о присоединении Крыма к России.

 А через два месяца после присоединения Крыма к России Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота. 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А. Клокачева. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося флота.
 Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных суда. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне.
 21 февраля 1784 года по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово "севастополь" означает "величественный".
 Вскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов.

 Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года этот запрет был снят, и Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне.
 После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд РКП(б) в 1921 году принял решение о восстановлении Черноморского флота.
 Сегодня значимость Черноморского флота для южных рубежей России трудно переоценить. В последние годы корабли постоянно выходят в море, где решают задачи по укреплению обороноспособности страны, совершают дальние походы, посещают иностранные порты. Они гордо несут Андреевский флаг, подтверждая, что Россия является великой морской державой. Для решения поставленных задач в арсенале Черноморского флота есть все необходимое. В составе Черноморского флота – надводные ударные, сторожевые, десантные, ракетные, противолодочные, тральные корабли, подводные лодки, военно-воздушные силы, береговые ракетно-артиллерийские войска, морская пехота, спасательные силы и вспомогательные суда. Некоторые корабли по своим боевым характеристикам не имеют аналогов в мире.
 По традиции торжественные мероприятия проходят с возложения цветов к памятному знаку "300 лет Российскому флоту", памятникам прославленным адмиралам М.П. Лазареву, П.С. Нахимову, Ф.Ф. Ушакову и адмиралу флота Советского Союза Н.Г. Кузнецову. Затем во Владимирском соборе усыпальнице российских адмиралов проводят торжественный молебен во славу флота и моряков-черноморцев.

 

 

 

Именины.

Василий, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков.

 

 

Народные приметы и фольклор Руси.

 

В канун этого дня наблюдали за погодой: если ночь стояла тёплая и звёздная - жди хорошего урожая; ясный восход солнца предвещал жаркое лето.

Теплый вечер и звездная ночь на Якова - к сухому ясному лету.

Взойдет солнце на чистом безоблачном небе - быть лету ведренному; выглянет солнце сквозь облака - дождливое лето впереди.

Выезжая в дорогу в этот день, следует умыться натопленным снегом, чтобы отогнать несчастья.

Родившийся в этот день легко устраивал союзы между другими людьми, но сам был несчастен в любви. Следует носить опал, турмалин и халцедон.

 

 

Знаменательные события.

 

 

Поезд Царскосельской железной дороги Началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село - Павловск.

13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург – Царское Село – Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Ф. Герстнер.
 Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.
 Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
 В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.
 Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.

 Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут.
 На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.
 Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее "увеселительной". Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.

 

 

гонка первого чемпионата «Формулы-1»В английском городе Сильверстоуне прошла первая гонка первого чемпионата "Формулы-1".

К началу проведения современных чемпионатов мира (Гран-при) в 1950-м году история автоспорта насчитывала уже более полувека.

 Еще в начале 20 века была создана и успешно функционировала Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR, преобразованная в 1946 году в Международную автомобильную федерацию FIA. В период до Второй мировой войны ассоциация провела несколько гоночных первенств, ставших прообразом современных Гран-при (серия состязаний на Международный кубок 1900 - 1905 годов, чемпионаты мира для производителей гоночных автомобилей 1925 - 1927 годов и чемпионаты Европы 1931 - 1939 годов).
 Популярность автоспорта постоянно росла, и в 1930-е годы автогонки приобрели репутацию одного из самых престижных и зрелищных видов спорта. Однако после окончания Второй мировой войны в Европе царила разруха, многие трассы были разрушены, заводы закрыты. Но уже 9 сентября 1945 года в Булонском лесу под Парижем прошла первая послевоенная гонка, а в 1946 году прошло уже 15 гонок – во Франции, Италии, Швейцарии и Испании.
 В первых послевоенных гонках участвовали любые автомобили, которые подходили под категорию спортивных. В 1949 году Международная федерация автомобильного спорта приняла историческое решение – учредить чемпионат мира среди водителей, включив в него самые престижные национальные Гран - при.
 Первый чемпионат "Формулы-1" был проведен уже через год, 13 мая 1950 года, на трассе Сильверстоун, проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома.
 Стартовавший на "Альфа-Ромео" 44-летний итальянский гонщик Джузеппе Нино Фарина лидировал всю гонку от старта до финиша и победил.
 Первая гонка проходила в присутствии членов британской королевской фамилии, в ней принимали участие сильнейшие гонщики мира того времени – Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Фаджиоли, Луи Розье, Редж Парнелл, Принц Бира и другие.

 

 

Георг де Местраль и застежки-липучки Velcrо Георг де Местраль зарегистрировал торговую марку застежки - липучки Velcrо.

13 мая 1958 года Георг де Местраль зарегистрировал торговую марку разработанной им самим застежки-липучки Velcrо (от французских слов velours – "бархат" и crochet – "крючок"). Так она называется в некоторых западноевропейских странах и сегодня.

 В английском же обиходе застежке придумали другое наименование – hooks & loops ("крючки и петли"). Застежка-липучка – вид текстильного крепления. В английском языке для обозначения часто используется термин "Velcro" – известный бренд, который не только является торговой маркой во многих странах, но и стал уже именем нарицательным.
 Термин "velcro" происходит от французского "velours croché" – бархат с крючками, что достаточно точно описывает саму застежку. Застежку-липучку изобрел еще в 1948 году швейцарский инженер Георг де Местраль. Идея пришла ему в голову, когда он гулял со своей собакой в Альпах и она застряла в кустах репейника.
 Застежка или крепление состоит из двух слоев материала: первый слой покрыт маленькими пластиковыми щетинками - крючками, второй слой покрыт тончайшими петельками. Когда один слой прижимается к другому, крючки цепляются за петельки и удерживаются в таком положении. Для отсоединения требуется приложить некоторое усилие. Расстегивание такой застежки создает характерный громкий звук.
 Данный вид застежек применяется очень широко – он прост в использовании, безопасен, не требует ухода. Особое распространение "липучки" получили в производстве одежды и обуви, заменив собой другие застежки (пуговицы, молнии и тому подобное).
 Применительно к военному снаряжению "липучки" используются в основном на униформе и различных деталях экипировки, в качестве застежек, а так же крепления опознавательных знаков.

 

 

Дни истории:

 

1501 - Америго Веспуччи отправился в путешествие на Запад (в ходе путешествия он выяснил, что Колумб открыл новый континент).

1637 - По легенде в этот день кардинал Ришельё, памятуя о своих врагах, приказал закруглить все кинжалы, которые использовались за едой для нарезания мяса, создав таким образом столовый нож.

1647 - В результате катастрофического землетрясения почти полностью разрушен город Сантьяго — столица Генерал-капитанства Чили (будущая столица Республики Чили). Землетрясение 1647 года унесло 600 жизней.

1703 - Первый памятник воинской славы.
По легенде, в этот день на месте сражений за крепость Ниеншанц был сооружен первый в городе памятник воинской славы. Это был холм над братской могилой погибших русских солдат и офицеров, в центре которого посадили молодой дубок. В настоящее время памятник находится на территории Петрозавода. На месте старого погибшего дуба рабочими предприятия высажен новый. Достоверность истории памятника оспаривается. По некоторым данным, он создан в 1709 году, а могильного холма на этом месте и вовсе не было.

1754 - Указом Елизаветы Петровны учрежден первый в России государственный банк.
В царствование Анны Иоанновны, когда уже существовала большая потребность в кредитах, в России была создана "Монетная контора", которая выдавала ссуды под обеспечение золота и серебра с "взысканием" 8%. Это стало первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений.
Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, которая, вступая на престол, провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца – Петра I. Следование "петровским началам" обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли.
Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела своим Указом от 13 мая 1754 года учредить Дворянский заемный банк в Петербурге с отделением в Москве, чтобы выдавать ссуды помещикам под залог земли. Это был первый в России государственный банк.
Материальное благополучие дворянства составляло вообще важный объект для непосредственных забот правительства. Поэтому заемный банк обеспечивал дворянам дешевый кредит (за 6% в год) в довольно крупных суммах (до 10000 рублей, что тогда было очень значительной суммой) под залог движимого и недвижимого имущества. А с 1766 года заемный банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых.
В последующие годы банковское дело в России активно развивалось, создавались новые банки.

1787 - Возглавляемый капитаном Артуром Филлипом Первый флот с каторжниками отправился из Портсмута чтобы основать первую колонию каторжников в Австралии.
Первый Флот — название, данное флоту из 11 парусных кораблей (двух военных кораблей, шести транспортов с заключенными и трёх грузовых судов), которые отплыли от берегов Великобритании 13 мая 1787 года с 1487-ю людьми на борту для того, чтобы основать первую европейскую колонию в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Основную массу людей - 717 человек - составляли заключенные (из них 180 - женщин), отправленные на поселение за пределы основной территории Великобритании. Этот Флот положил начало как перевозке заключенных из Великобритании в Австралию, так и освоению и заселению Австралии.

1824 - Санкт-Петербург. Открыта Первая Глазная лечебница.
Лейб-окулист профессор В.В. Лерхе открыл Глазную лечебницу у Казанского моста. Заведение пользовалось популярностью: за первую половину 1825 года было отмечено более шести тысяч посещений. Расходы покрывались за счет дотаций правительства и благотворительных взносов. При лечебнице в 1827 году создан первый в столице травматологический пункт. Впоследствии лечебница находилась на Моховой, 38 (ныне городская офтальмологическая больница № 7).

1856 - Основан завод Макферсона и Карра (ныне Балтийский судостроительный завод).

1857 - Из-за нелепых слухов о том, что упадут высокие дома, парижане в панике покинули город.

1863 - Открыт первый детский сад.
Последовательница немецкого педагога Фребеля София Андреевна Люгебиль открыла первый в столице (Санкт-Петербург) детский сад. Он существовал девять лет.
Согласно некоторым историческим предположениям, первый детский сад открылся 27 сентября 1863 года.
Детский сад г-жи Люгебиль стал известен в обществе только через год после своего появления. В 1864 году некрасовский "Современник" с удивлением сообщал своим читателям: "Мы открыли в Петербурге детский сад, устроенный по системе Фребеля. Сад этот существует уже больше года — и, однако ж, доселе о нем не было ни слуху, ни духу. Мы услыхали о существовании его совершенно случайно — и, признаемся, с большим недоверием о пользе подобного дела у нас. Детские сады — это выдумка немецкая… Но при первом же посещении сада мы разубедились в наших сомнениях…".

1913 - В Петербурге совершил первый полет первый в мире 4-моторный самолет "Русский витязь" (общая масса около 5 000 кг), построенный на Русско-Балтийском заводе по проекту авиаконструктора И.И. Сикорского. На его базе вскоре был создан более совершенный воздушный гигант "Илья Муромец", который использовался во время первой мировой войны.

1918 - В США напечатаны почтовые марки с перевёрнутым изображением самолётов (ставшие коллекционной редкостью).

1920 - В Манчестере на конференции врачей - дантистов сахар назван главной причиной болезни зубов, для избежания пагубных последствий рекомендовалось после сладостей пить сухое шампанское.

1921 - Совнарком издал декрет об организации домов отдыха.

1921 - Наркомат просвещения РСФСР утверждает "Положение о Государственной филармонии в Петрограде".

1924 - СНК СССР принял постановление о реорганизации кинодела. Идеологические функции передавались республиканским наркоматам просвещения, монополию на прокат картин брало на себя государство.

1930 - Убит последний дикий сумчатый или тасманийский волк (или тилацин). Вымершее сумчатое млекопитающее, единственный представитель семейства сумчатых волков. Первое подробное научное описание было сделано представителем Тасманского Общества, инспектором Джорджем Харрисом в 1808 году. В неволе сумчатые волки не размножались. Продолжительность жизни в неволе составляла более восьми лет. В 1936 году в частном зоопарке в Хобарте умер от старости последний сумчатый волк, содержавшийся в неволе.

1942 - Таня Савичева сделала в своём дневнике последние записи: "Мама в 13 мая в 7-30 утра", "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". На Нюрнбергском процессе дневник будет одной из улик, а после войны записи Тани увековечат в граните на "Дороге Жизни".

1991 - Начинает регулярное вещание Российская государственная телерадиокомпания (РГТРК).

1991 - Впервые вышла в эфир телевизионная программа "Вести"Всероссийской государственной телерадиокомпании. Эту передачу по праву можно отнести к ветеранам программ Российского телевидения.
У истоков создания проекта стояли – Евгений Киселёв, являвшийся одновременно и одним из ведущих программы, Олег Добродеев, ставший её главным редактором, Олег Попцов – председатель ВГТРК и генеральный директор компании Анатолий Лысенко.
Трансляция первого выпуска, который вела известная телеведущая Светлана Сорокина, началась в 17 часов по московскому времени и продолжалась 10 минут. Выход в эфир этой программы ознаменовал собой начало работы канала РТР.
С тех пор минуло много времени. График выхода в программы в эфир и продолжительность её выпусков менялись. В разные годы программу вели известные российские телеведущие: Евгений Киселёв, Светлана Сорокина, Владислав Флярковский, Арина Шарапова, Дмитрий Киселёв, Сергей Брилёв, Эрнест Мацкявичюс и многие другие.
И сегодня программа "Вести" старается донести до своих телезрителей наиболее важную, актуальную информацию. Программа выходит в эфир в разное время, а также с учётом специфики регионального телерадиовещания. Помимо основных выпусков отдельно готовятся и выходят в эфир итоговые программы, в том числе авторские, подводящие итоги событий в мире за прошедшую неделю – это "Вести в субботу" и "Вести недели".
Для освещения событий в регионах транслируется программа "Вести. Местное время". Правовые и криминальные новости доносит до телезрителей программа "Вести. Дежурная часть". В случае экстренных событий в стране (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, крупные аварии, террористические акты, важные новости в сфере международной политики и др.) график выхода в эфир программы "Вести" корректируется. Выходят внеплановые экстренные выпуски, в том числе транслирующие происходящее в он-лайн режиме.
Трансляция программы в наши дни осуществляется телеканалами "Россия-1", "РТР-Планета", "Россия-24". Адаптированные варианты передачи готовятся для ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.
Успешность телепрограммы "Вести" была подтверждена получением премии "ТЭФИ" в 1995 и 2001 годах. Профессионализм руководства и сотрудников вывели программу в ранг лучшей информационной программы. А 13 мая 2016 года программа "Вести" отметила свой юбилей: 25 лет со дня первого выхода в эфир. Она сумела завоевать популярность у телезрителей и признание среди телевизионных передач, найти свою аудиторию не только внутри страны, но и за рубежом.

1992 - Американские космонавты находились в открытом космосе 8 часов 29 минут (мировой рекорд), впервые в космос вышли сразу три космонавта.

1995 - Англичанка Элисон Харгривз первой из женщин взошла на Эверест в одиночку и без использования кислорода.

1996 - Американец Джейми Борджес во Флориде пронес 118 километров на полусогнутых пальцах кирпич весом 4,5 кг.

2000 - Алсу заняла 2-е место на Международном конкурсе эстрадной песни "Евровидение-2000" (Швеция).

2003 - Синдром поклонения знаменитостям — им страдает каждый третий. Исследование проводили физиологи британского Университета Лестера. Они заявляют, что CWS подвержены не только девочки подросткового возраста или толкиенисты, но и люди, производящие впечатление трезвомыслящих.

2003 - Первая надувная церковь приняла прихожан в Эшере (Великобритания). В церкви есть готические арки, надувной орган, надувной алтарь и ненастоящие витражи на окнах. Замысел принадлежит англичанину Майклу Джиллу. 

Комментарии (3)
0
#888948

0
#888978
Развернуть
Ответ на сообщение от Albina , 13.05.2017 00:12

В Новокузнецке 13 мая в 13.30 дня +28, ночью было +14 - дождь, гроза... Вовсю цветет черемуха, распускается яблоня (ранетка). Вот... расцвела под окошком... в моем дворе

  • bez-imeni-1
0
#889040

Виктор, спасибо! -  Как красиво!!!

13 мая, Санкт-Петербург, Колпино. Ясно, светит солнышко. Плюс 6. Но из-за сильного и холодного ветра кажется холоднее.

Зелени нет. Листочки не торопятся расти. Трава тоже невысокая. В прошлом году в это время её уже скашивали. Видела очень редкие одуванчики. 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.