122 года со дня рождения Павла Григорьевича Антокольского
ПОЭЗИЯ,Я ЛГАТЬ ТЕБЕ НЕ ВПРАВЕ.....
Поэзия! Я лгать тебе не вправе
И не хочу. Ты это знаешь?
- Да.
Пускай же в прочно кованной оправе
Ничто, ничто не сгинет без следа,-
Ни действенный глагол, ни междометье,
Ни беглый стих, ни карандашный штрих,
Едва заметный в явственной примете,
Ни скрытый отклик, ни открытый крик.
Все, как умел, я рассказал про Зою.
И, в зеркалах твоих отражена,
Она сроднится с ветром и грозою -
Всегда невеста, никогда жена.
И если я так бедственно тоскую,
Поверь всему и милосердна будь,-
Такую Зою -
в точности такую -
Веди сквозь время в бесконечный путь.
И за руку возьми ее...
И где-то,
Когда заглохнет жалкий мой мятеж,
Хоть песенку сложи о ней, одетой
В ярчайшую из мыслимых одежд.
Поэзия! Ты не страна.
Ты странник
Из века в век - и вот опять в пути.
Но двух сестер, своих союзниц ранних -
Смерть и Любовь -
со мною отпусти.
Январь-март 1969 г.
"Всё, как умел,я рассказал про ЗОЮ"......если вдруг кто-то прочёл мои комментарии,(кто не знал и кому это интересно)-о Зое Бажановой.
Зоя Константиновна Бажанова.
(8 февраля 1902, Москва — 30 декабря 1968, Москва) — драматическая актриса и педагог,верная супруга Павла Антокольского
Ещё будучи студийкой, познакомилась с молодым студийцем и поэтом Павлом Антокольским; в 1920 году они поженились (до того поэт уже был недолго женат на Наталье Николаевне Щегловой и имел дочь) и прожили вместе всю жизнь.
В мемуарах -( Антокольский вернулся к ним через два года после смерти Зои Константиновны) - каждая страница украшена ее именем, подчас повторенным по десять раз.
"...Зоя! Зоя! Зоя! Зоя!...
Тонкие березки стоят голые, и в них - душа Зои.
Ее душа во всей этой черной земле,
в последних островках снега,
в кристальном воздухе,
в комнате, которая единственная осталась ее прибежищем,
где тесно собраны ее скульптуры".
Что бы ни случилось, ничего не проходило без пронизывающего вопроса, как отнеслась бы к этому Зоя.
Она похоронена на Востряковском кладбище.
На ее могиле - памятник.
Мысленно советуясь с ней, он целует ее в бронзовые губы.
(В.Каверин)
ЗОЯ БАЖАНОВА и Павел Антокольский на Востряковском кладбище в Москве...
Ну и...еще немного о Павле Антокольском...и не только
Павел Антокольский, крупный поэтический мастер, переводчик и драматург, в советское время многого не мог издать. Нынче классик отечественной литературы ХХ века открывается заново. Нашлось то, что считалось утерянным, — целые пласты текста, оставшиеся где-то в загашнике.
Стихи в мансарде
Осенним вечером 1918 года в дом начинающего московского поэта пришла женщина с маленькой девочкой. Она сказала, что должна передать ему привет от их общего знакомого, что вернулась с Дона — провожала мужа в белую армию. Потом предложила проводить ее до дома. Незнакомка была статной, зеленоглазой и стриженной как курсистка. Темно-синее платье стянуто широким ремнем, через плечо — охотничий патронташ, набитый стихами и папиросами. Все ее существо горело поэтическим огнем.
Так они познакомились — Павел Антокольский и Марина Цветаева. Потом он пришел в ее старый деревянный дом в Борисоглебском переулке, в крохотную мансарду с мебелью дедовских времен, чучелом орла и французскими книгами. Жилье поразило гостя неблагополучием и полным презрением к быту — все вверх дном, как в корабельной каюте после шторма. Марина сварила кофе на спиртовке и поставила на стол свою единственную пищу — черные сухари.
Стихи 26-летней Цветаевой произвели на Антокольского сильное впечатление — за ними стояла живая, изменчивая и вечно молодая душа. Он читал ей свое.
«Россия! Жги посады и деревни! Я слышу — вновь - Глухим ключом, ключами были древней - Взыграла кровь. И снится мне Московская Держава, Мой страшный путь. И Царь Иван костыль златой и ржавый Вонзает в грудь».
В 22-летнем дилетанте Марина с первых же строк распознала поэта. А уж как была требовательна и к себе, и к другим! Позднее он напишет в мемуарах:
«Пылкая дружба соединила нас. Имя этой дружбы: поэтическое братство.
Любви между нами не было».
Марина Цветаева
Лирики и лицедеи
Павел Антокольский был внучатым племянником знаменитого скульптора Марка Антокольского.
Родился он в Петербурге 120 лет назад, 19 июня 1896 года, в семье адвоката Григория Моисеевича и педагога Ольги Павловны Антокольских.
С 1904 года они жили в Москве, и Павел еще в гимназии начал писать стихи. Затем учился на юридическом факультете МГУ, но не закончил — увлекся авангардной студией Евгения Вахтангова. Павел занялся режиссурой, а пьесы ставил его друг Юрий Завадский — актер и художник.
Шел октябрь 1918 года. Все студийцы были одинаково бедны и голодны, но мало страдали от этого. Цветаева ввела Антокольского в респектабельный поэтический салон, а он привел к ней своих друзей, в том числе Завадского.
В мансарде, полной сизого табачного дыма и рифм, мечтаний и споров, Марина с двумя дочками жила в нищете и ждала вестей от мужа. Но она была горда и принципиально беспечна, увлеклась красавцем Юрием Завадским и посвятила ему поэму «Комедьянт».
Что-то крылатое и легкое шло от всего облика Марины, и эта внутренняя свобода вдохновляла Павла посвящать ей стихи.
«Пусть варвары беснуются в столице, В твоих дворцах разбиты зеркала... Доверил я шифрованной странице Твой старый герб девический — Орла!..»
1921 год выдался тяжелым: умер Евгений Вахтангов. Вскоре и Цветаева исчезла с московского горизонта — в эмиграцию. Но Павлу Антокольскому судьба подарила встречу с Валерием Брюсовым, покровителем и наставником поэтической молодежи. Мэтру понравились стихи начинающего поэта, который вскоре стал печататься и выступать в Политехническом музее.
Такая хрупкая любовь
С Вахтанговской студией, а затем и театром Антокольский был связан почти 20 лет. Здесь он встретил женщину своей жизни и сделал для себя очень трудный нравственный выбор. В 1920 году в студию пришла 18-летняя актриса Зоя Бажанова, ученица Михаила Чехова. Открытая, улыбчивая книжная девочка, любительница Шекспира и Диккенса.
Антокольский влюбился сразу, называл Зою лучшим из существ белокурых. В том же году они поженились. До этого поэт уже был недолго женат на Наталье Щегловой и имел дочь.
Начались мучительные метания. У Антокольского родился сын от первого брака, и он твердо верил, что останется с семьей. В течение полутора лет между Павлом и Зоей был полный разрыв. Актриса тяжело заболела, но не забыла своего поэта и, надеясь на лучшее, в 1922 году блестяще сыграла принцессу Турандот. Но прежде чем они окончательно сошлись, прежде чем Антокольский ушел от семьи, произошло еще много болезненного и гнетущего для всех.
«Я рифмовал твое имя с грозою, Золотом зноя осыпал тебя. Ждал на вокзалах полуночных Зою, То есть по-гречески — жизнь. И, трубя В хриплые трубы, под сказочной тучей /Мчался наш поезд с добычей летучей».
В 1927 году на Кропоткинской улице начал строиться жилой дом для вахтанговцев, в котором должна была поселиться и Зоя Бажанова. С Павлом они мечтали о будущем гнездышке и гуляли рука в руке по старой Москве, по арбатским переулкам. Он читал ей стихи, она смотрела на него влюбленными глазами, и оба твердо знали, что нерасторжимо связаны друг с другом.
Такая крепкая любовь
В новой квартире появился по-настоящему первый быт Антокольского — налаженный, но веселый, актерский.
Зоя была безмерно гостеприимна. Добрая и мудрая, она решила, что весь заработок мужа должен отдаваться первой семье.
Зоя стала преподавать в Щукинском училище, была скульптором по дереву, и какое-то время они оба жили на ее жалованье.
Павел всерьез засел за переводы поэтов национальных республик, став одним из зачинателей этого направления.
Человек вспыльчивый и несобранный, Антокольский остро нуждался в поддержке жены, этой маленькой женщины с большим сердцем, железной волей и трезвым умом. Без нее мгновенно рассыпалось бы все его бытовое и поэтическое существование.
В начале войны, когда театр выступал во фронтовых бригадах, Антокольский узнал о страшной гибели Марины Цветаевой. Последний раз он видел ее в 1928 году в Париже, на гастролях вахтанговцев.
Через год пал в бою его единственный сын от первого брака. В память о Володе Антокольский написал поэму «Сын», реквием по всем погибшим, удостоенную Сталинской премии.
А вскоре развернулась политическая кампания против «космополитов», и ни гибель сына, ни премия не защитила отца от нападок: его заклеймили «буржуазным формалистом» и отлучили от поэзии.
Тяжелейшей потерей стала для Павла Григорьевича смерть жены.
«Мы выстрадали друг друга, выстрадали настоящее, дорого купленное счастье», — напишет он в мемуарах.
В поэме «Зоя Бажанова» он рассказал ее биографию, а в жизни не переставал оплакивать. «…Зоя! Зоя! Зоя! Зоя!.. Тонкие березки стоят голые, и в них — душа Зои......
Память
Павел Антокольский вел литературные семинары в Госиздате и Литературном институте им. Горького, воспитал несколько поколений поэтов: от Константина Симонова и Маргариты Алигер до Евгения Евтушенко и Бэлы Ахмадулиной.
А однажды на огонек к учителю забрели Иосиф Бродский с Арсением Тарковским и попали аккурат к застолью.
Прошли годы, старый поэт получил и заслуженное признание, и награды, но так никогда и не стал для властей своим.
Книги его публиковали малыми тиражами.
Классик отечественной литературы умер 9 октября 1978 года, через десять лет после смерти жены, и похоронен рядом с ней на Востряковском кладбище.
В 2011 году исполнилось 115 лет со дня рождения Павла Григорьевича Антокольского. 8 октября в Московском доме-музее М. Цветаевой состоялся вечер его памяти. Пришли литераторы, которых он опекал и поддерживал, пришли вахтанговцы и студенты «Щуки», выступили московские барды. Завершила вечер презентация изданной в 2010 году книги Павла Антокольского «Далеко это было где-то...».
Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ...
Павел Антокольский.....
Я люблю тебя в дальнем вагоне,
В желтом комнатном нимбе огня.
Словно танец и словно погоня,
Ты летишь по ночам сквозь меня.
Я люблю тебя - черной от света,
Прямо бьющего в скулы и в лоб.
Не в Москве - так когда-то и где-то
Все равно это сбыться могло б.
Я люблю тебя в жаркой постели,
В тот преданьем захватанный миг,
Когда руки сплелись и истлели
В обожанье объятий немых.
Я тебя не забуду за то, что
Есть на свете театры, дожди,
Память, музыка, дальняя почта...
И за все.
Что еще.
Впереди.
1929