17 июня - Календарь Истории.
17 июня.
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.
30 января 1995 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 июня Всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой в связи с годовщиной со дня принятия Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием 17 июня 1994 года.
По данным Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, четвертая часть суши на планете находится под угрозой опустынивания. Это непосредственно затрагивает более 250 млн человек, возникает угроза для источников средств существования свыше 1 млрд человек более чем в 100 странах.
Конвенция предписывала государствам посвящать мероприятия Всемирного дня борьбы с опустыниванием и засухой повышению информированности о необходимости международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием и последствиями засухи, а также о ходе осуществления положений Конвенции по борьбе с опустыниванием.
Опустынивание - это один из наиболее тревожных мировых процессов деградации окружающей среды. Оно угрожает здоровью и источникам средств к сосуществованию более 1 миллиарда людей. Каждый год опустынивание и засуха приводят к потерям сельскохозяйственной продукции ориентировочно на сумму в 42 миллиарда долларов США.
Общая площадь почв России, подверженных процессам опустынивания или потенциально опасных в этом отношении, составляет по различным оценкам от 50 до 100 миллионов гектаров. Это районы Поволжья, Предкавказья, Забайкалья, Калмыкии и Астраханская область.
Под засухой понимают длительный и значительный недостаток осадков, который происходит при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха. Засуха приводит к уменьшению запасов влаги в почве, что, в свою очередь, приводит к снижению или гибели урожая.
Специалисты называют наиболее засушливыми 1891, 1911, 1921, 1931, 1936, 1946, 1954, 1957, 1967, 1971 годы. Чаще всего от засухи страдают Среднее и Нижнее Поволжье и бассейн реки Урал, а в результате засухи Россия не дополучает до 24 миллионов тонн зерна.
Во Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой в нашей стране, наряду с другими государствами, экологи и борцы за окружающую среду укрепляют почвы, высаживают лесные насаждения, и также проводят занятия с молодежью по информированности о необходимости борьбы с опустыниванием и последствиями засухи.
Именины.
Иван, Мария, Марфа, Митрофан, Назар, Софья.
Народные приметы и фольклор Руси.
Митрофан. Митрофанов день силен тем, что "вытягивает лен".
Садоводам-огородникам сегодня следует подкормить землю, чтобы урожай был хорошим.
По спелости земляники можно определить срок сева гречихи. Если земляника краснеет, значит, можно засевать гречиху. Ее будет много, если сеять в сухую и пыльную землю в полнолуние.
В канун Митрофана не ложись спать рано.
С полуден ветер под Митрофана - к хорошему росту яровых.
Дует ветер с гнилого угла (северо-западный), жди ненастья.
Ветер с востока сулит повальные болезни.
Сиверок ржи дождями заливает.
Начинают сев гречи. Гречиху сеют в полнолуние.
С Митрофана начинается "навозница" - вывоз навоза на поля.
Родившиеся в этот день - сильны и могучи. Им следует носить опал.
Знаменательные события.
Запатентована камера "Polaroid".
В 1937 году в Кембридже (штат Массачусетс) американский ученый-оптик Эдвин Лэнд основал компанию "Polaroid Corporation", которая стала производить оптическую технику.
Во время Второй мировой войны изобретения Лэнда пользовались большим спросом. Компания изготавливала военную оптику: приборы ночного видения, перископы, бинокли. Лэнд также получил правительственный заказ на разработку системы управления снарядов, самонаводящихся на инфракрасное излучение.
В 1946 году Лэнд занялся разработкой фотоаппарата, в котором были бы объединены процессы фотосъемки и обработки снимков. Уже в 1947 году изобретатель продемонстрировал фотоаппарат, в котором весь процесс создания фотографии занимал 60 секунд.
В ноябре 1948 года в Бостонском универмаге появилась в продаже первая коммерческая модель "Polaroid Land-95". Первая партия по цене около 90 долларов была раскуплена за один день. В 1963 году "Полароид" выпустил "мгновенный" фотоаппарат для цветной съемки.
17 июня 1970 года Эдвин Лэнд запатентовал первую полностью автоматизированную карманную камеру "Polaroid SX 70". Через два года она появилась в продаже. Теперь фотографу было достаточно только зарядить кассету, навести объектив и нажать кнопку. А через минуту снимок был уже готов!
Продвижению аппарата на рынок предшествовала мощная рекламная кампания с участием голливудских кинозвезд, а портрет его изобретателя с только что полученной собственной фотографией в руке украсил обложку популярнейшего американского журнала "Life".
В результате высоких объемов продаж камеры цена акций компании "Полароид" поднялась в 90 раз, а сама она попала в список 50 самых успешных компаний США.
Дни истории:
362 - Римский император Флавий Клавдий Юлиан издал эдикт, запрещавший христианам преподавать в школах, обучать молодежь риторике и грамматике, если они не перейдут к почитанию языческих богов. Негласно же верующим в Христа было запрещено и учиться, раз они не могли в силу своих религиозных убеждений посещать языческие школы.
В 30 с небольшим лет Юлиан погиб в битве с персами, а его преемник император Иовиан сразу же отверг его идеологию. Покойного императора предали осуждению и наградили прозвищем Отступника.
1579 - Английский пират Фрэнсис Дрейк во время кругосветного плавания высадился в районе Сан-Франциско и объявил этот берег английским владением ("Новый Альбион").
1777 - Заложена церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская).
Позднее при входе в нее по желанию Екатерины II была помещена мраморная доска: "Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя господня Иоанна в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Готландского и освящён 1780 июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна".
Естественно, что храм, один из ключевых памятников триумфу русского оружия, не остался незамеченным в дворянской и, особенно — в придворной среде.
У Чесменской церкви были две усадебные реплики, построенные вскоре после появления первоисточника. Первая - это Спасо-Преображенская церковь в селе Красное под Старицей в Тверской губернии, возведенная между 1785 (этим годом датируется храмозданная грамота) и 1790 (дата освящения) годами в усадьбе директора придворной Певческой капеллы М.Ф. Полторацкого (1727–1795). Храм сохранился до наших дней, пережил запустение советского времени и постепенно восстанавливается. Он достаточно широко известен, представлен на страницах популярных путеводителей и научной литературы.
Вторая церковь была построена фаворитом Екатерины II А.Д. Ланским в селе Посадниково Псковской губернии (построена в 1781 году, разобрана в 1920-е годы.)
1871 - Самая "высокая" свадьба Америки - канадка Энн Сван ростом 2 м 27 см вышла замуж за американца Мартина Бурена ростом 2 м 19 см.
1885 - В Нью-Йорк на борту французского парохода "Изере" прибыл дар французского народа Соединённым Штатам Америки - статуя Свободы.
Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Её правая рука с факелом, законченные раньше, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876, а затем в Мэдисон-сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.
Национальный памятник – статуя Свободы – официально отметил своё столетие 28 октября 1986 года.
1889 - В Петербурге торжественно открыт памятник принцу П.Г. Ольденбургскому перед главным фасадом Мариинской больницы (Литейный, 56), сооруженный по проекту академика И.Н. Шредера (надпись: "Просвещённому благотворителю принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому. 1812-1881"). Был снесён в 1930 году. На его месте установлен символ медицины - чаша со змеей.
1896 - В Петербурге около фонтана в Александровском саду были установлены бюсты Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова.
1910 - Первый румынский аэроплан-парасоль "Влайку I" конструкции Аурела Влайку совершил свой первый полет. Эта дата считается в Румынии праздником - Днем национальной авиации.
1912 - На аэродроме Спрингфилд (штат Иллинойс) биплан "Кертисс" Джулии Кларк налетел на дерево и опрокинулся. Это - первая американка, погибшая в авиакатастрофе.
1925 - В Женеве (Швейцария) представителями 37 государств подписан Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женевский протокол).
По сути, это международное соглашение о запрещении применения химического, биологического или токсичного оружия во время войны. Его действие не ограничено по времени. Для каждого подписавшего Женевский протокол государства предусмотрено вступление его в силу со дня сдачи на хранение ратификационной грамоты правительству Франции.
1928 - Амелия Эрхарт стала первой женщиной, отправившейся в полет через Атлантический океан на самолете.
Правда, в этот раз она была лишь пассажиркой на самолете, которым управлял Уилмер Штульц. Потребовалось еще четыре года, чтобы она подтвердила свое первенство уже как пилот.
1929 - Студент Центрального института физической культуры Сергей Ляхов установил свой первый всесоюзный рекорд, он толкнул ядро на 13 м 13 см. С. Ляхов внес более 20 поправок в таблицу рекордов страны. Лучшие его результаты: в толкании ядра – 15 м 35 см, в метании молота – 53 м 08 см, в метании диска – 50 м 74 см.
1930 - Пуск Сталинградского тракторного завода имени Ф.Э. Дзержинского – с конвейера сошел первый агрегат – СТХ-15/30. Машина имела мощность 30 лошадиных сил.
Завод стал первенцем первой пятилетки, строился в течение года силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.
Уже 26 июня того же года организован поселок Тракторного завода Сталинграда – событие датируется составлением заключения комиссии по обследованию планировки будущего заводского поселка. На том месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь – на пустом месте – развивался поселок, практически – город.
К 20 апреля 1932 года он освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки, за что был награжден орденом Ленина.
В историю завод вошел и как место упорных боев во время сражения за Сталинград, когда не прекращая выпуска танков, часть рабочих завода вступила в народное ополчение и встала на защиту города и завода. Во время боев завод был полностью разрушен, его восстановление началось сразу же после освобождения района завода, и 17 июня уже 1944 года он возобновил выпуск своей продукции.
1937 - В Москве на Центральном стадионе "Динамо" проходил массовый праздник в честь окончания учебного года "Мастера спорта - школьникам Москвы".
Николай Озолин установил новый рекорд страны в прыжках с шестом - 426 см, превышавший рекорд Европы. Но главным событием дня стало выступление его ученика ростовчанина Николая Ковтуна в секторе для прыжков в высоту. Преодолев 195 см и установив новый рекорд страны, он попросил установить 2 метра. Выше в те годы прыгали только американцы (мировой рекорд - 208 см). Со второй попытки высота была преодолена. После проверки оказалось, что планка была установлена на сантиметр выше. Но в официальной таблице рекордов СССР долгие годы нельзя было найти ни фамилии Ковтуна, ни его достижений. Считалось, что первым двухметровую отметку преодолел будущий мировой рекордсмен Юрий Степанов, который в 1955(!) году взял 202 см. Что же произошло? Ковтун долго жил и работал за границей, обслуживая Китайско-Восточную железную дорогу, и оказался среди "врагов народа", имевших связи с заграницей. 17 лет пришлось провести ему лагерях. Сразу после ареста все его достижения были аннулированы и вычеркнуты из таблиц и справочников.
1939 - Во Франции в последний раз произошла публичная казнь на гильотине (казнят немецкого серийного убийцу, действовавшего во Франции, Эжена Вейдмана).
Эжен Вейдман был казнён с помощью гильотины на площади у тюрьмы Сен-Пьер в Версале. Казнил убийцу французский палач Жюль Анри Дефурно. Среди публики, присутствовавшей на казни, был впоследствии известный британский актёр Кристофер Ли, которому тогда было 17 лет.
Желающие посмотреть на казнь собирались на площади с вечера, вскоре в окрестных кафе закончилось спиртное. Собралась огромная толпа, шум от которой доносился даже до камеры осуждённого. В два часа ночи жандармы попытались расчистить площадь для возведения гильотины. В давке пострадала женщина, но толпа осталась стоять. Властям пришлось расчищать площадь силами национальной гвардии. Возникли проблемы и со сборкой гильотины. А после казни, по воспоминаниям Кристофера Ли, некоторые прорывались через оцепление, чтобы смочить носовые платки в крови казнённого.
Казнь состоялась с задержкой на 45 минут. Ходили слухи, что задержка была вызвана специально, чтобы солнце успело взойти, и фотографы сумели сделать фотографии осуждённого и казни. В довершение всего оказалось, что в одной из квартир, окна которых выходили на площадь, был установлен киноаппарат, и казнь оказалась запечатлена на камеру, возникли скандалы с прессой. Итогом стал запрет на проведение публичных казней во Франции.
1940 - У села Мещеры Горьковской области выпал дождь из серебряных монет XVI-XVII вв. (всего около тысячи штук).
1949 - На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) обсуждается Генеральный план реконструкции Москвы.
После Великой Отечественной войны председатель Моссовета Георгий Попов доложил правительству, что Генеральный план строительства Москвы 1935 года не был выполнен по известным причинам, но большая группа архитекторов работает над новым вариантом проекта.
Сталинский генплан 1935 года сформулировал принципы социалистического градостроения, оказавшие огромное влияние на его практику и теорию в последующий период. По генплану планировалось строить в черте города только те предприятия, которые должны обслуживать городские нужды: хлебозаводы, холодильники и так далее. Интересно, что согласно плану 1935-го года, Москву должны были огибать два кольцевых судоходных канала, а излучину Москвы-реки предлагалось спрямить. Каналы должны были объединить Москву с главными реками страны, а город мыслился как "Порт пяти морей".
По всему городу пронеслась волна сноса старинных зданий и церквей с храмами и монастырями. В столице началась грандиозная стройка. В ходе перепланировки Москвы 1930-х годов большинство центральных московских улиц были расширены, выпрямлены, и это изменило облик города до неузнаваемости. По задумке Сталина, Москва должна была стать витриной победившего на планете социализма. Отсюда и тяга к гигантизму и огромным масштабам всего, чего бы ни касались руки строителей.
Градостроители стремились сделать Москву удобной для жизни и передвижения. Для этого планировалось, помимо ограничения населения столицы 5 миллионами человек, расширить все ключевые улицы, увеличить площадь, построить развитую сеть метро, упростить навигацию.
Некоторые планы были реализованы, другие остались только на бумаге. Одним отчасти помешал излишний оптимизм архитекторов, другим начавшаяся в 1941 году война с Германией.
17 июня 1949 года генплан обсуждался на Политбюро ЦК ВКП(б). Новый московский генплан был рассчитан на 25 лет. Он был всеобъемлющ, обоснован, просчитан, приглажен и предусматривал всё: жильё, энергетику, водоснабжение, площадь зелёных насаждений и квадратные метры асфальта, роддома, ясли, школы, институты, спортзалы и стадионы, аэродромы, порты и вокзалы.
Магнитофонов в зале не было, стенографистки на такие заседания не всегда допускались. Г.М. Попов владел скорописью и тщательно всё записал, особенно, замечания И.В. Сталина.
Секретно
ЗАМЕЧАНИЯ ТОВАРИЩА СТАЛИНА И.В.
При обсуждении вопроса о генеральном плане реконструкции Москвы
На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 июня 1949 годаБез хорошей столицы – нет государства. Нам нужна столица красивая, перед которой бы все преклонялись, всем столицам столица, центр науки, культуры и искусства.
Во Франции Париж – это хорошая столица.
У нас исторически складывалось так, что не всегда считали столицей Москву. Столицей считали Ленинград. Было время, когда даже Сибирь хотела иметь тоже столицу. Это складывалось так, потому что Россия не была собрана.
Пётр I ошибся, когда перенёс столицу из Москвы в Петербург. Он хотел избавиться от московских бояр, показать боярам кукиш – и в этом был по-своему прав. Но с точки зрения организации страны – это было большой ошибкой, так как географически место расположения Москвы является наиболее удобным для столицы нашего государства. Ленинград – не столица и не может быть столицей.
Ленин был прав, когда по его предложению столица была перенесена в Москву. О переводе столицы в Москву Ленин говорил ещё даже перед Октябрём. Некоторые думали, что перевод столицы из Петрограда в Москву произошёл потому, что на Псков и Петроград наступали враги, но это не было главной причиной, это только ускорило решение вопроса.
Нам нужна столица такая, чтобы все её уважали. Она должна быть самым культурным, самым красивым городом. Мы собираем нашу страну вокруг Москвы. Поэтому необходимо серьёзно рассмотреть вопрос о дальнейшей реконструкции Москвы.
Мы ошиблись, что пошли за москвичами и приняли решение о плане на 20-25 лет. Дело в том, что меняется техника, меняются условия, изменяются даже вкусы у людей. Поэтому может произойти ломка плана, так как невозможно всё учесть на такой длительный срок.
Москвичи поработали хорошо и в короткий срок представили большой материал. Но план на 20-25 лет не может быть жизненным. Надо от него отказаться и составить план, а не директиву и не на 20-25 лет, а на 10 лет. Это будет правильно ещё и потому, что согласно представленным материалам за 10-12 лет нужно вложить примерно 2/3 суммы капиталовложений, то есть около 150 миллиардов рублей. Конечно, это будет очень трудно. Поэтому рационально составить план на 10 лет. Это план будет стойким, его вряд ли придётся ломать. В основу его надо положить старый план.
Некоторые замечания по существу плана. По-моему, самое главное, чтобы застройка производилась не домами 4-5 этажей, а в 8-10 этажей. Это целесообразно с точки зрения экономии – один фундамент, проводка. Одним словом, дешевле строительство и эксплуатация. Домов в 8-10 этажей может быть построено 50-55%. Домов в 12-14 этажей-20-25%. Строительство домов 2-3 этажных не нужно производить. Это неправильно.
По вопросу о промышленности. Верно, что развитие промышленности надо приостановить в Москве и новых заводов не строить. Заводы строительных материалов также не обязательно иметь в Москве. Правильно и то, что надо вывести обязательно из Москвы заводы, которые портят воздух – химические и другие.
Теперь о топливе. Надо 1 миллион киловатт электроэнергии или больше – для Москвы с Волги. Электричество – это и тепло, и освещение.
Очень много предлагается строить пустых зданий: домов пионеров, юных техников, юных автомобилистов и т.д. А у нас сейчас большой кризис с жилой площадью. Мы по предыдущему плану отстали в жилищном строительстве. Гимнастические залы, дома пионеров, площадки и т.д. – всё это может пока подождать. Детские сады тоже можно не очень размахивать. Нам надо напереть на жилищное строительство, на строительство школ и больниц. Надо больше строить жилых домов, чтобы расшить жилищный кризис, он ещё не изжит, он даже стал острее.
Не хватает у нас садов, зелени. Наш город исторически складывался так, что не превратишь его в город-сад, чтобы люди могли хорошо отдыхать. Для этого надо построить большое количество дач на севере и на западе, можно на юге и востоке от Москвы. Дачи можно строить 2-х-3-х этажные. Инженеры, техники, учёные, квалифицированные рабочие зимой будут жить в Москве, а летом 4-5 месяцев – за городом, на даче. Надо в 30 километрах от Москвы создать полосу отдыха. Это очень важно, потому что внутри города дач не сделаешь и на это я бы попросил обратить особое внимание. Хотя бы на 100-200 тысяч человек построить дачи. Это было бы замечательно.
Особенно бросается в глаза, как неприятное – это не оформленное побережье рек. На побережье надо оставить проезжую часть не в 60 метров, а в 20-25 метров и даже 15 метров, иначе много надо сносить строений. Надо оформить побережье и за чертой города на 1-2 километра.
Портит впечатление, когда въезжаешь в Москву по железной дороге и видишь хибарки, мусор. Каких только нечистот нет по обеим сторонам железной дороги. И такая картина на расстоянии 10-12 километров. Люди едут в Москву, ждут чего-то особенного, а попадают на мусорные ящики. Надо оформить въезд по обеим сторонам дороги, расчистить, построить 8-10 этажные дома, чтобы радовался глаз, а не портилось настроение.
Касаясь вопроса о реконструкции центра, товарищ Сталин сказал – по-моему направление взято правильное.
По поводу строительства Дворца Советов товарищ Сталин сказал-Дворец Советов будем строить обязательно. Как закончим многоэтажные дома, так возьмёмся за строительство Дворца Советов.
Планы продолжили частично реализовываться и после смерти лидера, но до конца так и не были доведены. Вскоре, в 1971 году, был принят новый генплан.
1950 - Чикагский хирург Ричард Лоулер за 45 минут выполнил первую операцию по пересадке почки человеку.
1958 - В дополнительном матче футбольная сборная СССР выиграла у Англии 1:0, впервые выйдя в четвертьфинал чемпионата мира.
1961 - Во время парижских гастролей Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский) советский танцовщик Рудольф Нуриев попросил предоставить ему политическое убежище.
Вскоре Нуриев начал работать в Королевском балете в Лондоне и быстро стал мировой знаменитостью. Более пятнадцати лет он был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром великой английской балерины Марго Фонтейн. Нуриев и Фонтейн стали самой известной балетной парой 1960-х годов.
С 1983 по 1989 год он работал главным хореографом парижской Гранд-опера. Нуриев выступал по всему миру, работая очень интенсивно. В 1975 году число его выступлений достигло трёхсот! Именно благодаря уникальному таланту танцовщика, роль партнера в балетной партии сравнялась с ролью героини и приобрела самостоятельный сценический образ.
В СССР его решение остаться за границей было воспринято как предательство. Почти 30 лет имя Рудольфа Нуриева в СССР было запрещено. Лишь после распада Советского Союза, в 1995 году постановлением Конституционного Суда РФ его оправдали на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
1965 - В Holly, штат Колорадо, США, во время ливня выпало 11.08″ (28.14 см) осадков (24-часовый рекорд).
1982 - Поднялся в воздух опытный образец боевого вертолета "Ка-50" - "Черная акула".
Разработка нового летательного аппарата была поручена инженерам Ухтомского вертолётного завода (ОКБ "Камова"). Под руководством главного конструктора Сергея Михеева был сделан прототип боевого вертолёта, названный "В-80". После защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый лётный экземпляр (бортовой номер 010), совершивший под управлением лётчика-испытателя Бездетного свой первый полёт 17 июня 1982 года.
Серийное производство вертолета "Ка-50" началось в 1991 году на арсеньевском заводе "Прогресс" (Приморский край), а в 1995 году он был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России.
Вертолет "Ка-50" обладает уникальными летными характеристиками, мощным вооружением и высокоточной системой наведения. Соосная конструкция расположения несущих винтов позволяет более полно использовать мощность силовой установки и улучшить маневренность вертолета. "Ка-50" с большой скоростью перемещается боком и назад и является единственным в мире вертолетом, который способен в течение 12 часов висеть на одном месте.
Вертолет "Ка-50" стал первым в мире летательным аппаратом, оснащенным катапультируемым сиденьем. Благодаря этому обеспечивается спасение пилота на любых режимах полета.
1998 - В городе Перу (США) восемь циркачей установили самую высокую в мире живую пирамиду на канатах (самый высокий канат располагался на высоте 6 метров 10 см).
1998 - Американец Джонни Рейц установил мировой рекорд, одновременно засунув себе в рот три гамбургера.
1998 - Англичанин Джон Эванс установил мировой рекорд, в течение 10 секунд продержав на голове одиннадцать пустых бочонков из-под пива.
1998 - Француз Й. Кудуа ростом 1 м 83 см поместился в ящике размером 40 см х 43 см х 53 см.
17 июня 1777 года в присутствии императрицы Екатерины II и шведского короля Густава III заложена Чесменская церковь – «во имя святого пророка предтечи и крестителя господня Иоанна в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества».
По преданию, именно на этом месте храма императрица получила от курьера известие о победе в Чесменском бою.
Позднее при входе в церковь по желанию Екатерины II была помещена мраморная доска: «Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя господня Иоанна в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Готландского и освящён 1780 июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна».
17 июня 1799 года в ходе Итальянского похода русской армии (1799) началось встречное сражение на реке Треббия между русско-австрийскими войсками союзных армий (30 тыс. человек) под командованием А.В. Суворова и французской армией генерала Ж. Макдональда (33-35 тыс. человек). Закончилось 19 июня разгромом французской армии. Успех был обеспечен внезапностью удара и энергичным преследованием противника. Неаполитанская армия перестала существовать, а французский командующий сказал: «Меня спасло лишь то, что победителем моим был Суворов».
«Победивши, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушения Преследуй денно и нощно, доколе истреблен не будет», – учит Суворов. Макдональд теряет из 35-тысячного войска 23–25 тысяч, то есть две трети, а Суворов тем временем, «глубоко схватывая природу действий по внутренним линиям», с той же быстротой «обновил по обстоятельствам» преследование Моро – и Моро ушел, не желая повторять уроков Макдональда».
17 июня 1801 года Александр I заключил договор о дружбе с Англией. Дипломатические отношения, прерванные Павлом I, восстановлены.
Александр I пришел к власти в напряженной и крайне сложной для России международной обстановке. Наполеоновская Франция стремилась к господству в Европе и потенциально угрожала России. Между тем Россия вела дружественные переговоры с Францией и находилась в состоянии войны с Англией – главным противником Франции.
Такое положение, доставшееся Александру в наследство от Павла, совершенно не устраивало русских дворян.
Таким образом, первоочередной внешнеполитической задачей правительства Александра I должно было стать восстановление дружбы с Англией. Но пока царизм не собирался воевать и с Францией – новому правительству требовалось время для устройства неотложных внутренних дел. В 1801-1803 годы оно «кокетничало» с Англией и Францией, используя их противоречия и заинтересованность в русском содействии. «Нужно занять такую позицию, – формулировал 10 июля 1801 года мнение Негласного комитета граф В.П. Кочубей, – чтобы стать желанными для всех, не принимая никаких обязательств по отношению к кому бы то ни было».
Буквально с первого же дня нового царствования эта «флиртующая» политика начала осуществляться и оставалась приоритетной в течение трех лет. Прежде всего были нормализованы отношения с Англией. Уже в ночь на 12 марта 1801 года, через считанные минуты после удавления Павла, когда еще не успело остыть тело убитого императора, новый царь повелел вернуть казачьи полки атамана М.И. Платова, отправленные по приказу Павла в поход на Индию – сокровищницу Англии, а вскоре, 5 июня, Россия заключила договор о взаимной дружбе с Англией. Одновременно царское правительство продолжало переговоры с Францией и 26 сентября 1801 года завершило их подписанием мирного соглашения. После того как в марте 1802 года подписали мирный договор и Франция с Англией, международная напряженность разрядилась. Впервые за много лет в Европе установился мир. Все это позволило царизму не только заняться внутренними реформами, но и разрешить осенью 1801 года затянувшийся с 1783 года пограничный вопрос о присоединении Грузии к России.
Но мир в Европе оказался недолгим. Наполеон использовал его для подготовки к войне с Англией. Видя это, Англия сама в мае 1803 года объявила войну Франции и начала снаряжать на свои средства очередную, 3-ю коалицию европейских держав против Франции. Главной силой 3-й коалиции стала Россия.
17 июня 1856 года родился Ф.А. Рубо (г. Одесса), живописец-баталист, действительный член Петербургской Академии художеств (1910), автор панорам «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Умер 13.03.1928 г.
17 июня 1875 года в здании Московского университета открылся 1-й съезд русских юристов. 228 юристов собрались «для живого между ними обмена мнений по вопросам уголовного, торгового и гражданского права ... и для содействия к однообразному пониманию и применению права»
17 июня 1882 года родился Игорь Стравинский (1882-1971). Русский композитор. Гражданин Франции и США. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.
«Мою музыку лучше всех понимают дети и животные».
17 июня 1885 года в порт Нью-Йорка прибыл корабль «Изер» с более чем 200 деревянными ящиками, в которых находилась статуя Свободы.
Статуя Свободы – это подарок французских граждан американскому народу как к столетнему юбилею Декларации Независимости, который ознаменовывает союз между двумя странами во время войны за независимость США.
Памятник построен во Франции, а затем в 1884 году был передан американскому послу в Париже. А после статуя была демонтирована на 350 частей, упакована в 214 ящиков и доставлена в США морским путем. Статую собрали на её основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей.
17 июня 1899 года был спущен на воду паровой паром-ледокол российского флота «Байкал», действовавший на озере Байкал в 1899-1918 годах.
В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключён контракт с английской фирмой «Армстронг, Уитворт и Ко» на изготовление парома-ледокола без деревянных работ, с запасными частями. 17 июня 1899 года он был спущен на воду.
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенный ледокол «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по Транссибирской магистрали.
С началом Гражданской войны паром-ледокол находился в распоряжении красных и был ими вооружён пушками и пулемётами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовска, где после отступления располагался штаб и тыловые учреждения Красной Армии.
После занятия Мысовска белочехами 16 августа 1918 года паром-ледокол «Байкал» был расстрелян ими полевой артиллерией и сгорел у городской пристани. В 1920 году, после откачки воды, выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял, как минимум, до 1926 года; после этого был порезан на металл. Есть вероятность, что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в истоке Ангары.
17 июня 1903 года родился М.А. Светлов (Шейнкман) (г. Екатеринослав (совр. Днепропетровск)), поэт, лауреат Ленинской премии. Участник Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны специальный корреспондент газеты «Красная Звезда» и ряда других фронтовых изданий. Тема героического подвига советского народа получила освещение в его произведениях «Двадцать восемь», цикле стихов о Лизе Чайкиной, стихотворениях «Гренада», «Каховка», «В разведке» и др. Умер 28.09.1964 г.
17 июня 1924 года в Москве открылся 5-й конгресс Коминтерна, 504 делегата из 49 стран. Основной вопрос – о необходимости большевизации национальных компартий и чтобы во всем мире появился единый Советский Союз (из доклада Зиновьева)
17 июня 1926 года родился пионер-герой Лёня Голиков. В годы Великой Отечественной войны был разведчиком в партизанском отряде.
Леонид Александрович Голиков – бригадный разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.
Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени.
13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга-Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В донесении командира отряда указывалось, что Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, а также сопровождавших его офицера и шофёра, однако после этого, в 1943-1944 годах, генерал Виртц командовал 96-й пехотной дивизией, а в 1945 году был взят в плен американскими войсками. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Героя Советского Союза.
24 января 1943 года в бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.
Впоследствии был внесён в список пионеров-героев, хотя уже к началу войны ему исполнилось 15 лет.
Долгое время считалось, что фотографий Лёни Голикова не сохранилось, и для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году, позировала сестра Лёни – Лида. Но есть и подлинная фотография героя.
О подвиге Голикова написал очеркист Анатолий Вахов. Во время Великой Отечественной войны вышла его первая книга очерков о партизанах «Девять бесстрашных» (1944). В книге А.А. Вахова помещена фотография Лёни Голикова на стр. 61, сделанная в тылу врага корреспондентом ЛенТАСС, о чём свидетельствует штамп в нижнем правом углу. Это, возможно, единственное сохранившееся подлинное фото Героя.
17 июня 1929 года родился Тигран Вартанович Петросян – советский шахматист, 9-й чемпион мира с 1963 по 1969, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат философских наук, четырёхкратный чемпион СССР, трёхкратный чемпион Москвы, шахматный теоретик и журналист, редактор ежемесячника «Шахматная Москва», основатель и главный редактор еженедельника «64». Девятикратный победитель шахматных Олимпиад в составе команды СССР. За своё искусство защиты был прозван «Железным Тиграном». Десять раз подряд играл в соревнованиях претендентов и в матчах на первенство мира, в том числе дважды как действующий чемпион мира.
17 июня 1930 года пущен Сталинградский тракторный завод – первенец первой пятилетки. В 1932 завод вышел на проектную мощность (144 трактора в сутки), а СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы.
Мощность первого трактора модели СТЗ-1 (Сталинградский тракторный завод-1) составляла тридцать лошадиных сил.
К июлю завод вышел на проектную мощность 144 трактора в сутки. Следующая, более мощная, модель сталинградского трактора выиграет Гран-при в 1938 году на Всемирной выставке в Париже. К 1940 году Сталинградский тракторный даст стране 23 тыс. сельхозмашин – половину тракторного парка страны.
Многие трактора тех годов через десяток лет примут участие в Великой Отечественной войне в качестве тягачей и в качестве боевых единиц. Есть упоминания о том, как наши бойцы зашивали трактора железом и наводили этими монстрами немало паники и страха у немцев.
17 июня 1934 года летчик-испытатель М.М. Громов совершил первый полет на самолете-гиганте АНТ-20 "Максим Горький" продолжительностью 35 минут, а через два дня, 19 июня, он провел его над Красной площадью во время встречи героев челюскинской эпопеи.
Идея создания самолета-гиганта родилась в октябре 1932 году в связи с 40-летним юбилеем литературной и общественной деятельности Алексея Максимовича Горького. Самолет должен был стать флагманом специальной эскадрильи самолетов, предназначенных для проведения агитационных мероприятий.
По инициативе известного журналиста Михаила Кольцова был организован сбор средств на постройку самолета. За очень короткое время было собрано 6 млн рублей. Для руководства проектированием и постройкой самолета был образован Всесоюзный комитет, из состава которого был выделен Технический совет для разработки технических требований к самолету.
Возглавить проект доверили авиаконструктору Андрею Туполеву. К работе были привлечены Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) и другие институты, всего до ста учреждений и предприятий Разработка проекта и постройка самолета были поручены ЦАГИ.
В Конструкторском бюро Туполева к этому времени были созданы тяжелые цельнометаллические самолеты-монопланы, такие как бомбардировщики ТБ‑3 (АНТ‑6) и ТБ-4 (АНТ-16). Новый самолет создавался как развитие шестимоторного бомбардировщика ТБ-4 -огромной, но слишком тихоходной для военного применения машины. В отличие от ТБ-4 новый самолет должен был нести на 1 500 кг большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300-400 м (вместо 800 м у ТБ-4).
В январе 1933 года были утверждены Типовые технические требования (ТТТ), в апреле рассмотрен эскизный проект самолета. В проекте предусматривалась возможность использования самолета в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза, он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.
Самолет был создан в очень короткий срок. Постройка самолета началась 4 июля 1933 года на Воронежском авиационном заводе, а уже в начале апреля 1934 года самолет по частям перевезли на Центральный аэродром в Москве, где началась сборка и отладка машины. Как и все машины тех лет, самолет разбирался на части, что позволяло перевозить их по железной дороге.
24 апреля 1934 года специальная правительственная комиссия признала самолет годным к полетам. Самолет назвали "Максим Горький".
Самолет был настоящим гигантом своего времени. Длина фюзеляжа составляла 32,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 2,5 м; размах крыла – 63 м, площадь крыла – 486 кв. м. Отношение длины крыла к его средней ширине составляло 8:2. Такими несущими поверхностями не обладала еще ни одна тяжелая машина.
Для самолета были сделаны специальные колеса для шасси диаметром 2 м и шириной 0,45 м., хвостовое колесо имело диаметр 0,9 м и толщину 0,2 м.
Фюзеляж имел прямоугольное сечение. Силовая установка самолета состояла из 8 двигателей М‑34ФРИ по 900 л.с., шесть из которых устанавливались в крыльях (по три с каждой стороны), а два – в тандемной установке над фюзеляжем, с пропеллерами вперед и назад. Винты двигателей были деревянные диаметром 4 м. Запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух моторов. Топливные баки были расположены в консолях крыла. Запуск двигателей осуществлялся сжатым воздухом.
Самолет был выполнен из дюралюминия и имел гофрированную (волнистую) обшивку. Для посадки в самолет впервые в авиационной практике был применен встроенный трап в нижней части фюзеляжа, который в убранном положении становился частью пола.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Впервые в отечественной практике на самолете был установлен автопилот. Управление двойное (дублированное).
Огромные размеры самолета позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров. В крыльях был сделан ряд кабин-купе объемом примерно 2х2х2 м с окнами в потолке и частично в полу. Экипаж через проходы в крыле имел возможность подойти к двигателям для исправления возможных неисправностей в полете.
Для облегчения управления стабилизатор мог поворачиваться с помощью мощных электромеханизмов. Кроме того, все рули снабжались серворулями, снижавшими усилия на штурвале.
Самолет имел автоматическую телефонную станцию на 16 номеров для связи между служебными помещениями, пневматическую почту, позволяющую командиру обмениваться записками с радистом и находящимися на борту журналистами-агитаторами.
Также на борту самолета находилось разнообразное оборудование для осуществления агитации: мощный громкоговоритель радиостанции "Голос с неба", еще несколько радиостанций, в том числе с дальностью передачи 2 тысячи км, фотолаборатория, киноустановка для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, используя их как гигантский экран, но эта затея оказалась технически неосуществимой), помещение для типографии, способной во время полета за час напечатать 10 тысяч иллюстрированных листовок.
Для работы всего этого оборудования на борту установили электростанцию, вырабатывающую постоянный и переменный ток (впервые на отечественном самолете была применена система трехфазного переменного тока напряжением 127 В и частотой 50 Гц).
Вошедший по трапу в самолет попадал как бы в переднюю, откуда шли двери и коридоры в кабины и отсеки, помещавшиеся в центроплане и в фюзеляже. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты. Общая площадь "жилых помещений" достигала 100 кв. м.
Масса пустого самолета составляла 28,5 т, нормальная взлетная масса ‑ 42 т. Максимальная скорость у земли – 260 км/ч, практический потолок – 7 500 м (по другим источникам 4 500 м), максимальная дальность полета – 1 000 км.
Экипаж самолета состоял из 20 человек (с персоналом). АНТ-20 мог перевести 60 пассажиров.
17 июня 1934 года летчик-испытатель Михаил Громов поднял самолет "Максим Горький" в первый полет. Он продолжался 35 минут и проходил на высоте 500 м. Летчик отметил простоту и легкость управления громадным самолетом. Второй полет состоялся 19 июня. "Максим Горький", эскортируемый двумя истребителями И-4, пролетел над Красной площадью, приветствуя вернувшихся челюскинцев.
В 1934 года летчики Громов и Журов на этом самолете установили два мировых рекорда, подняв груз массой 10 т и 15 т на высоту 5000 м.
После заводских испытаний 18 августа АНТ-20 был передан в агитэскадрилью им. Горького в качестве ее флагманского самолета. До мая 1935 года самолет успешно эксплуатировался по своему основному назначению агитсамолета.
Весной 1935 года в качестве пассажира на борту "Максима Горького" летал писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву в составе французской военной делегации. 1 мая 1935 года "Максим Горький" вновь пролетел над Красной площадью.
18 мая 1935 года руководство ЦАГИ решило покатать над Москвой людей, отличившихся при постройке "Максима Горького". В первый полет взяли 38 человек, в том числе 7 детей сотрудников завода ЦАГИ и членов их семей. Пилотировать самолет поручили опытным летчикам: испытателю из ЦАНИ Николаю Журову и пилоту агитэскадрильи Ивану Михееву. Кроме них, на борту находилось еще девять членов экипажа.
В этом полете самолет "Максим Горький" сопровождали тренировочный самолет ЦАГИ (истребитель И-5) под управлением летчика Николая Благина и двухместный самолет Р-5 с оператором Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Александром Пуллиным на борту. Планировалась киносъемка.
Сопровождавший И-5 стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета "Максим Горький" и врезался в его крыло. Из-за полученных повреждений самолет "Максим Горький" стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке "Сокол" в районе аэродрома. Второй самолет тоже упал на землю. Погибли 50 человек – пассажиры и экипаж "Максима Горького", а также пилот истребителя.
Гибель АНТ-20 хоть и стала большим ударом для престижа советского государства, но не заставила отказаться от идеи постройки нового самолета-великана. В мае 1935 года Совет народных комиссаров СССР постановил: взамен погибшего "Максима Горького" построить три самолета такого же типа и размеров – "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Максим Горький". За короткий срок было собрано 68113 267 рублей и 14 242 рубля в иностранной валюте. Это позволило Совнаркому СССР дополнить список еще 13-ю именными машинами такого же класса.
В конструкцию самолета внесли ряд улучшений: убрали тандемную установку двигателей на фюзеляже, поставив шесть новых двигателей М‑34ФРНВ 1000/1200 л. с., обеспечивавших ту же мощность при меньшем лобовом сопротивлении. Фюзеляж был переоборудован под размещение 64 пассажиров.
Первая серийная машина, получившая обозначение ПС-124 (пассажирский самолет завода №124) была выведена на аэродром весной 1939 года. 15 мая 1939 года самолет впервые был поднят в воздух. Затем ПС-124 перегнали в Москву, где он успешно прошел государственные испытания и был передан Аэрофлоту.
В 1940-1941 годы самолет под маркой ПС‑124 применялся как пассажирский на линии Москва-Минеральные Воды. Во время войны он использовался для перевозки грузов по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 года самолет из-за нарушений экипажем правил летной эксплуатации потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента.
Заложенная серия АНТ-20бис была остановлена, были также приостановлены работы над военными вариантами АНТ-20. В те годы в СССР был маленький пассажиропоток, поэтому для гражданской авиации такой большой самолет был не нужен. А для военных целей самолет был слишком тихоходен, что делало его легкой добычей для средств противоздушной обороны и истребительной фронтовой авиации вероятных противников.
АНТ-20 "Максим Горький", несмотря на нелепый финал, стал для своего времени самолетом-легендой, самолетом-мечтой, доказательством силы духа и воли, ума и смекалки советских граждан.
17 июня 1941 года грубая резолюция Сталина на докладе разведки о начале войны, где первой целью немецкой авиации названа Москва, – таких самолетов у немцев не было.
Из сводки Советского Информбюро за 17 июня 1942 года Великой Отечественной войны.
На одном из участков Харьковского направления крупный отряд немецкой пехоты предпринял психическую атаку. Гитлеровцы шли во весь рост, беспорядочно стреляя из автоматов и оглашая степь дикими криками. Артиллеристы лейтенанта Ханина меткими залпами рассеяли немцев. На поле боя противник оставил много убитых и раненых солдат и офицеров. На другом участке наша часть отбила несколько атак танков и пехоты противника. Уничтожено 20 танков и 600 немецких солдат и офицеров. Успешно действовал экипаж танка в составе политрука Лобзева, механика-водителя Орловского, командира орудия Николаева и лейтенанта Медведева. Отважные танкисты уничтожили до роты немецкой пехоты, 11 орудий и разгромили колонну автомашин.
Наша часть, действующая на одном из участков Брянского фронта, заняла один опорный пункт противника и захватила 2 немецких танка, зарытых в землю. Неоднократные атаки гитлеровцев с целью вернуть потерянные позиции были отбиты.
17 июня 1943 года в Мурманске на футбольном поле сошлись команда английских моряков и «Динамо». Динамовцы победили 3:0.
В июне 1943 года в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк прибыл старший лейтенант Алексей Маресьев, вернувшийся в боевую авиацию после ампутации обеих ног.
Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Его поддержал командир эскадрильи А.М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй – сбит пикирующий бомбардировщик Ju-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
17 июня 1944 года моряк-балтиец, старшина 2 статьи Валентин Андрусенко выпустил по низко летящему «юнкерсу» длинную очередь, попав в кабину пилота. Фриц рухнул в море. На фото: падение в море Ju-52.
В 1939 году Валентин Кузьмич Андрусенко призван на срочную службу в ряды вооружённых сил. Проходил службу в должности мастера по вооружению в 1-м минно-торпедном авиационном полку.
С началом Великой Отечественной войны Андрусенко продолжал службу в должности мастера по вооружению, обеспечивая бесперебойную работу бомбардировщиков и истребителей полка, считался одним из лучших в полку мастеров, иногда в качестве воздушного стрелка совершал боевые вылеты. В октябре 1943 года Андрусенко был переведён в морскую пехоту, после ранения был отправлен во 2-й дивизион сторожевых катеров на сторожевой катер «СКА-65».
17 июня 1944 года в ходе воздушного налёта немецких бомбардировщиков Андрусенко удалось автоматной очередью сбить один из них – Ju-88. Андрусенко получил ранение, но не оставил вверенный ему пост. Через месяц во время проведений одной из войсковых операций Андрусенко, командовавший сторожевым катером, сумел сблизиться с аналогичным немецким катером и уничтожить его. В октябре 1944 года Андрусенко принимал участие в Моонзундской десантной операции.
В ночь со 2 на 3 сентября 1944 года катер Андрусенко в составе передового десантного отряда, прорвав немецкую оборону, вошёл в бухту Хельтерма, что у острова Даго. Андрусенко лично подавил несколько огневых точек. Всего в ходе операции по освобождению острова Даго Андрусенко совершил десять боевых рейсов, и к исходу дня 3 сентября остров был освобождён.
В ходе боёв за остров Эзель Андрусенко командовал шхуной, первой подошедшей к месту десантирования. В шхуну попал снаряд, после чего загорелся боезапас, размещённый на ней. Андрусенко, рискуя жизнью, стал сбрасывать за борт горящие боеприпасы, благодаря чему десант и шхуна были спасены.
6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» старшина первой статьи Валентин Кузьмич Андрусенко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» за номером 5875.
17 июня 1955 года состоялся первый полет опытной машины под индексом Л5400, будущего Ту-104.
Идея о реактивном пассажирском самолете появилась при создании бомбардировщика Ту-16 в бригаде общих видов ОКБ-156 . В 1952-1953 годах начали выпускать рабочие чертежи, в июне 1954-го вышло постановление Совмина СССР о разработке будущего Ту-104. По задумке, самолет должен был перевозить 50 пассажиров и 1250 кг грузов на расстояние 3200-3500 км, со скоростью 950-1000 км/ч. Серийные машины отличались от опытной измененным остеклением кабины экипажа, для улучшения обзора. К концу 1960-го на трех предприятиях, включая 22-й завод в Казани, выпустили свыше 200 Ту-104 всех модификаций. В 1979-м Ту-104 сняли с эксплуатации. Их заменили более экономичные Ту-154. Однако в ВВС они продолжали летать. Последний полет Ту-104 совершил 11 ноября 1986-го. Взлетев с Кольского полуострова, самолет приземлился в Ульяновске, заняв почетное место в музее гражданской авиации.
17 июня 1982 года поднялся в воздух опытный образец боевого вертолета «Ка-50» – «Черная акула». Вертолет «Ка-50» стал первым в мире летательным аппаратом, оснащенным катапультируемым сиденьем. Благодаря этому обеспечивается спасение пилота на любых режимах полета.
16 декабря 1976 года Совет Министров СССР вынес постановление начать разработку перспективного ударного вертолёта, предназначенного для уничтожения бронетехники на поле боя.
Разработка нового летательного аппарата была поручена инженерам Ухтомского вертолётного завода (ОКБ «Камова»). Под руководством главного конструктора Сергея Михеева был сделан прототип боевого вертолёта, названный «В-80». После защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый лётный экземпляр (бортовой номер 010), совершивший под управлением лётчика-испытателя Бездетного свой первый полёт 17 июня 1982 года.
Второй лётный экземпляр (бортовой номер 011), поднявшийся в воздух 16 августа 1983 года, был оборудован всеми основными штатными устройствами и предназначался для отработки вооружения и авиационного оборудования.
Серийное производство вертолета «Ка-50» началось в 1991 году на арсеньевском заводе «Прогресс» (Приморский край), а в 1995 году он был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России.
Вертолет «Ка-50» обладает уникальными летными характеристиками, мощным вооружением и высокоточной системой наведения. Соосная конструкция расположения несущих винтов позволяет более полно использовать мощность силовой установки и улучшить маневренность вертолета. «Ка-50» с большой скоростью перемещается боком и назад и является единственным в мире вертолетом, который способен в течение 12 часов висеть на одном месте.
В последующие годы было разработано несколько модификаций «Ка-50».
17 июня 2014 года в результате минометного обстрела под Луганском, во время съемки сюжета про беженцев вместе с группой мирных граждан, попали под обстрел погибли корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и звукооператор Антон Волошин – выполняя свой служебный долг. Украинские каратели из батальона «Айдар» за ними специально охотились. Светлая память!
В Луганске сегодня открыли памятник погибшим там пять лет назад журналистам ВГТРК Антону Волошину и Игорю Корнелюку. Но это памятник не только им. Еще и Андрею Стенину, Андреа Рокелли, Анатолию Кляну. Всем погибшим журналистам...