3627
1
ID 416
24 января - В этот день родились...
День в истории -
76 - Адриан (76 - 10. 07. 138), римский император со 117 года. Публий Элий Адриан осиротел в 10 лет и воспитывался двоюродным дядей императором Траяном. Адриан был умен, образован и сочетал в себе качества хорошего воина с талантом администратора. Став императорам, он решительно отказался от политики военной агрессии. Он знал на память всю государственную отчетность, старался ладить со всеми социальными группами. Его также отличали подлинная страсть к искусству, любовь к путешествиям. Единственное античное римское здание, которое дошло до наших дней не превратившись в руины, - это перестроенный при Адриане Пантеон. У него была склонность всех критиковать, смущая своими вопросами, но всех специалистов он удостаивал высоких почестей и делал богатыми. Тех же ученых, которые явно не соответствовали своей профессии, он также делал богатыми, но отстранял от профессиональных занятий.
Античные историки осветили немало аспектов парадоксальной натуры императора: "Он бывал серьезным и веселым, приветливым и грозным, необузданным и осмотрительным, скупым и щедрым, откровенным и лицемерным, жестоким и милостивым; всегда во всех проявлениях своего характера он был переменчивым".
"Несмотря на свою склонность критиковать музыкантов, трагиков, комиков, грамматиков, риторов, ораторов, он всех специалистов удостаивал высоких почестей и делал богатыми, хотя и приводил их в смущение своими вопросами. Ученых, которые явно не соответствовали своей профессии, он делал богатыми, но отстранял их от профессиональных занятий".
"Адриан так жаждал громкой славы, что книги о собственной жизни, написанные им самим, он передал своим образованным вольноотпущенникам для того, чтобы они издали их от своего имени".
При всех этих замечательных качествах у него не было детей, и император долго колебался, кого выбрать себе в преемники. Наконец, он возненавидел всех, кто мог бы стать будущим императором. Тяжело заболев, Адриан в ожесточении уничтожил многих людей из своего окружения, чем навлек на себя всеобщую ненависть. Похоронен Адриан в Риме, в грандиозном круглом мавзолее на берегу Тибра, который построил себе еще при жизни.
1664 - Ванбру Джон - английский драматург и архитектор. Ученик К. Рена, создатель множества сельских дворцов в палладианском стиле с чертами вычурности и эксцентричности.
Среди пьес, написанных им: "Неисправимый, или Добродетель в опасности", "Оскорбленная супруга" - назидательные комедии эпохи Реставрации.
Джон Ванбру - биография, читать подробнее...
1705 - Фаринелли (Броски Карло) - итальянский оперный певец - кастрат (сопрано). Ученик Н. Порпоры. С 1720 г. на оперных сценах Европы (Италия, Вена, Лондон). Мастер вокального искусства бельканто. Пользовался большим политическим влиянием при испанском дворе.
Это имя стало известно широкой публике после нашумевшего фильма Жерара Корбьо, в которой довольно умело показаны физиологические особенности интимной жизни кастрата и внехудожественные механизмы воздействия его пения на женский организм. Однако воспроизвести немыслимый голос, которым обладал самый знаменитый из всех певцов - кастратов, и феноменальную вокальную технику человека - легенды авторам фильма не удалось даже отдаленно, хотя для конструирования сверхъестественного голоса с диапазоном в три с половиной октавы для саундтрека пришлось подвергнуть компьютерной обработке и соединить два голоса – "нормальное" сопрано и "нормальный" контратенор. Фаринелли родился как Карло Броски и получил свое сценическое имя он неаполитанского мецената Фарины, который рано распознал незаурядный талант певца. По жизни Фаринелли был связан с двумя неменьшими знаменитостями эпохи: с композитором Доменико Скарлатти, от которого он получил богатейшую коллекцию живописи и музыкальных инструментов, и с испанским королем Филиппом V, слух которого он услаждал по утрам, во время завтрака, на протяжении почти двадцати лет, променяв водовороты театральной карьеры на комфорт придворного ничегонеделанья. И тем не менее, вокальный стиль великого Фаринелли определил развитие оперы сериа в XVIII веке.
Фаринелли (Броски Карло) - биография, читать подробнее...
1712 - Фридрих II Великий – король Пруссии эпохи просвещённого абсолютизма, из династии Гогенцоллернов, родился в Берлине и был вторым из четырнадцати детей короля Фридриха Вильгельма I. Юность Фридриха проходила в непростых условиях: отец, "король-фельдфебель", жил армией и сына мечтал вырастить идеальным солдатом. Муштре и маршировкам принца отдавалось огромное внимание, но, к огорчению отца-солдафона, юноша рос поклонником изящных искусств, танцев, французской философии, музыки. Молодой принц любил науки, написал труд "Антимаккиавелли", критикуя цинизм "Государя" Маккиавели. В общем, отрадой для отца Фридрих никак не являлся. Более того – не выдержав деспотии отца, в 1830 году принц попытался бежать в Англию. Взбешённый король велел арестовать Фридриха, а перед окнами комнаты повесить его друга и сподвижника, лейтенанта Катте. Этой трагедией наказание не закончилось: принца насильно женили на нелюбимой и сослали служить в далёкий гарнизон. В 1740 году Фридрих становится королём. Он провёл ряд важных реформ, ввёл открытое гласное судопроизводство, продолжил политику веротерпимости отца, развивал прусскую экономику и укреплял государственность. В свободное время король писал исторические труды, много читал, владея девятью современными и древними языками, включая древнегреческий и иврит, переписывался с Вольтером, коллекционировал картины, сочинял музыку и слыл весьма просвещённым монархом. Его звали королём - философом. В 1755 году Фридрих открыл в Берлине первую публичную библиотеку. В наследство от отца от получил сильную армию, что позволило Фридриху принять активное участие в борьбе за Австрийское наследство. Одержанные победы принесли Фридриху славу крупнейшего полководца Европы и прозвище Великого. Однако славе "великого Фридриха" был нанесён ощутимый удар. Семилетняя война с Россией и победы русского оружия поставили под угрозу само существование Прусского королевства. В Кёнигсберге, ставшем русской провинцией, появился новый губернатор – Василий Суворов. Фридрих II готов был уже на любые уступки "русским варварам", которых до того времени не считал достойными соперниками… "Где пышный дух твой, Фридерик? Еще ли мнишь, что ты велик?" - насмешливо писал Ломоносов. Но кончина императрицы Елизаветы и вступление на трон Петра III спасло короля. Пётр III боготворил Фридриха и подписал мирный договор без всяких контрибуций, возвратив прусскому королю все земли. Некоторое время Фридрих II не мог в это поверить. С вступлением на трон Екатерины II отношения с Пруссией стали сдержанней. Умная императрица насквозь видела "старого ирода" и его интриги (к тому времени короля уже стали звать в Европе "старым Фрицем"). Воевать с Россией Фридрих больше не решался, однако строил дипломатические козни, параллельно пытаясь переженить своих принцесс с русскими великими князьями. Фридрих Великий и Екатерина Великая вели активную переписку двух просвещённых монархов, впрочем, достаточно цинично воспринимавших "просвещённость" друг друга…
Фридрих II Великий - биография, читать подробнее...
1732 - Пьер Бомарше (Пьер Огюстен Карон), французский драматург ("Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро") родился в Париже в семье часовщика. В юности он был часовым мастером, и конструкция современных механических часов практически его детище. Став королевским часовщиком, он потом проявил себя во многих областях. Принципиальность сочеталась у него со склонностью к авантюрам. Он то достигал положения самого богатого человека Франции, то стоял на грани банкротства. Одни его страстно любили, другие столь же яростно ненавидели. Женившись на состоятельной вдове, стал вхож ко двору, и получил в Версале полулакейскую должность. Сумел понравиться королеве остроумием и игрой на арфе. В светских кругах Пьер познакомился и вошел в доверие к миллионеру Пари - Дюверне, стал его младшим партнером в банковских делах и купил себе должность секретаря короля. Вместе с должностью получил и дворянство, превратившись из Пьера Карона в де Бомарше. Славу же ему принесла литература: автор знаменитых комедий, блистательно остроумных, беспощадно сатирических, ярко театральных. В 1767 году написал первую пьесу "Два друга", а в 1770 году – "Евгению", в которых остро поставил проблему социального неравенства. В 1773 - 1774 годах написал четыре памфлета, направленные против коррумпированной судебной системы Франции. Памфлеты, названные им "Мемуары", имели ошеломляющий успех. Сам Вольтер утверждал, что не читал ничего интереснее. В 1775 году Бомарше написал пьесу "Севильский цирюльник", и сразу стал первым драматургом Франции. Это подтолкнуло его к мысли продолжить пьесу, и в 1784 году он создает "Женитьбу Фигаро", а в 1792 году завершает трилогию мелодрамой "Виновная мать". Несмотря на прошедшие двести лет, положенный в их основу конфликт: изобретательного, умного слуги - и недалекого, но наделенного властью сеньора, - не утратил своего значения, что и принесло пьесам Бомарше подлинное сценическое бессмертие. Образ его Фигаро стал с течением лет нарицательным, а также любимым актерами самых разных стран. На русской сцене среди исполнителей Фигаро - И. И. Сосницкий, А. И. Южин, Н. Баталов (в знаменитой постановке К. С. Станиславского 1927 году во МХАТе), А. Миронов. Жизнь Бомарше, показанная на фоне событий французской жизни XVIII в., с великолепной драматической силой воссоздана в романе Л. Фейхтвангера "Лисы в винограднике". По мотивам пьес Бомарше в 1786 году Моцарт написал оперу "Свадьба Фигаро", а Россини в 1816 году создал оперу "Севильский цирюльник". В основном именно по этим произведениям и знают современники творчество Бомарше. Пьер Бомарше умер 18 мая 1799 года в Париже.
1733 - Бенджамин Линкольн, американский генерал, военный министр США (1781 - 83).
1746 - Густав III, король Швеции (1771 - 92). Просвещенный монарх совмещал в себе качества Екатерины II и Карла XII. Взойдя на трон в 1771, Густав III положил конец аристократической вольнице, затеял малопопулярную войну с Россией, проиграл ее, одержав, правда, блестящую морскую победу у Свенксунда. Был при этом покровителем искусств, писал пьесы и даже оперу "Густав Ваза". В опере он и остался, поскольку на балу в оперном театре его смертельно ранил один из обиженных дворян, а Джузеппе Верди написал об этом свой шедевр – "Бал Маскарад".
1776 - Эрнст Теодор Амадей Гофман (24. 01. 1776 - 25. 06. 1822), выдающийся немецкий писатель - романтик, художник, композитор, график, декоратор. Обостренное трагическое осмысление жизни определило характер творчества Гофмана. Блестящий талант писателя создал особый сплав причудливых видений и зримой будничной действительности, ставший основой его произведений. Фантастика, гротеск, интерес к иррациональному и таинственному, которое нередко получает вполне реальное объяснение, сатира и ирония создают художественную структуру прозы Гофмана. Пристальное внимание вызывает у писателя судьба личности, особенно личности художника. Глубокий анализ изображения крайностей и противоречий в человеческом характере, раскрытие диалектики добра и зла, фантастика Гофмана оказали огромное влияние на последующее развитие литературы (в том числе и русской литературы).
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился в Кёнигсберге, бывшем в то время столицей Восточной Пруссии (сейчас это Калининград). Это был интернациональный город, и среди предков самого писателя, кроме немцев, были поляки и венгры. Отец будущего писателя был адвокатом, образованным человеком с развитым художественным вкусом, но любил выпить. Через несколько лет после рождения сына он ушел из семьи. Вильгельма воспитывали бабушка и дядя, педантичный и угрюмый человек. В 1792 году Гофман поступил на отделение правоведения в Кёнигсбергский университет, где в то время преподавал И. Кант. Правда, Гофман почти не бывал на лекциях, предпочитая книги, живопись и музыку. Он часто бывал в театре. Связь с женой виноторговца Дорой Хатт привела к скандалу и вынужденному отъезду Гофмана в Силезию в 1796 году. Гофман стал сам зарабатывать себе на хлеб, работая чиновником, но от опеки дяди ему избавиться не удалось. В 1804 году он был переведен в Варшаву и решил посвятить свободное от работы время музыке. В связи с этим он изменил свое третье имя Вильгельм на Амадей (в честь Моцарта), сочинял и исполнял музыкальные произведения. Но пришла война, и Гофман лишился работы, умерла его единственная дочь, как музыкант он тоже был никому не нужен. В это тяжелое время он написал свой первый рассказ - мистификацию "Кавалер Глюк" (1809), только ради денег. Мистицизмом проникнуты и его остальные знаменитые произведения: "Дон Жуан", "Золотой горшок", "Щелкунчик и Мышиный король", "Эликсир дьявола". В последние годы жизни Гофман страдал от паралича, свои последние произведения диктовал санитару: "Угловое окно", "Мастер Вахт", "Выздоровление". 25 июня 1822 года Гофман умер. В России его произведения стали известны уже после смерти писателя, в 1830- х годах.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (5)
24.01.2012 07:00
1872 - Глеб Максимилианович Кржижановский (24.01.1872 - 31. 03. 1959), советский партийный, государственный деятель, ученый энергетик, академик, вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда, председатель комиссии ГОЭЛРО. Автор песен "Варшавянка", "Беснуйтесь, тираны" и другие. Родился 24 января 1872 года в Самаре в интеллигентной семье. В 1891 году вступил в марксистский кружок. В 1894 году окончил Петербургский технологический институт. В декабре 1895 года за революционную деятельность был арестован и в 1897 году сослан в село Тесинское (ныне Тесь) Минусинского округа на 3 года. С 1901 года руководил искровским центром в Самаре, где работал в железно - дорожном депо. Входил в Организационный комитет по созыву 2- го съезда РСДРП, на котором заочно был избран членом ЦК партии. Участвовал в подготовке 3- го съезда РСДРП. Участник Революции 1905 - 1907 годов; в октябре 1905 года - председатель забастовочного комитета; в начале 1906 года в Петербурге сотрудничал с большевистской газетой "Волна" и журналом "Мысль". С 1910 года заведовал в Москве кабельной электросетью. Участвовал в проектировании и строительстве первой в России электростанции. Во время Февральской революции 1917 года Кржижановский - член большевистской фракции Моссовета. После Октябрьской революции 1917 года работал над восстановлением и развитием энергохозяйства Москвы. С 1919 года - председатель Главэлектро ВСНХ. В 1920 году назначен председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), и в декабре 1920 года он выступил с докладом о плане ГОЭЛРО на восьмом съезде Советов. Кржижановский сыграл выдающуюся роль в организации социалистического планирования, был первым председателем Госплана (1921 – 1930), участвовал в составлении 1- го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В 1929-1939 годах - вице - президент АН СССР; основатель (1930) и до конца жизни руководитель Энергетического института АН СССР; приложил много усилий для привлечения деятелей науки к разработке важных народно - хозяйственных проблем. Автор ряда воспоминаний о Ленине. Еще в Бутырской тюрьме и сибирской ссылке Кржижановский создал известные песни революционного подполья: "Варшавянка" ("Вихри враждебные веют над нами"), "Красное знамя", "Слезами залит мир безбрежный", "Беснуйтесь, тираны".
1873 - Дмитрий Ушаков (1873), русский филолог, составитель словаря русского языка, родился в Москве. Получив начальное домашнее образование, продолжил его в московской прогимназии, затем гимназии. Ведущим интересом Ушакова был русский язык. Он вел работы по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 книге "Русское правописание" было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, и здесь он впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии. В 1917 - 1918 годах он стал активным участников составления проекта орфографической реформы. Произошедшие в России революционные социальные преобразования значительно изменили словарный состав русского языка. Уже в 1920- е годы по предложению В. И. Ленина была начата работа над толковым словарем русского языка. Её как составитель и главный редактор выполнял Дмитрий Николаевич Ушаков. Работа по созданию 4-томного "Толкового словаря русского языка" велась Ушаковым с 1934 по 1940 год. На свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в 20 веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий 19 - 20 веков. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей. В 1930- е Ушаков возглавлял Орфографическую комиссию Наркомата просвещения и заведовал отделом русского языка Института языков и письменностей народов СССР. Ушаков был крупным педагогом и организатором науки; он подготовил большое количество учеников, среди которых Р. О. Якобсон, Н. Ф. Яковлев, Г. О. Винокур, П. С. Кузнецов, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров и другие. Умер Дмитрий Николаевич Ушаков 17 апреля 1942 года, находясь в эвакуации в Ташкенте в годы Второй мировой войны.
1
24.01.2012 17:15
1901 - Ромм Михаил Ильич - кинорежиссер, сценарист. Почетный член - корреспондент Академии искусств ГДР (1967). В 1925 окончил скульптурное отделение Высшего художественно - технического института. Скульптор и переводчик. В 1928 - 1930 научным сотрудником по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы. С 1931 работал на "Совкино" (ныне - "Мосфильм"). В 1940 - 1943 - художественный руководитель Государственного Управления по производству фильмов. В 1942 - 1947 - режиссер Театра-студии киноактера. С 1938 - педагог, с 1948 - руководитель актерско-режиссерской мастерской ВГИКа, профессор (с 1962). Художественный руководитель нескольких фильмов. Автор книг и статей по вопросам киноискусства. Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации "СССР за 1934 год. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Режиссер" за 1946 год. Народный артист СССР (1950).
Питер Устинов говорил, что у России есть три повода для гордости: первый космонавт, первый гениальный режиссер Эйзенштейн и второй и последний Ромм. Михаил Ромм - одна из ключевых фигур советского кино, создатель и поддержатель сразу нескольких эстетик, без которых мощного отечественного кинематографа во второй половине века просто бы не существовало. Уже первая его режиссерская работа - "Пышка" по Мопассану - стала в середине тридцатых заметным событием; художественные исследования на тему маленького человека продолжились в Мечте. Тем временем, именно Ромм снял два самых влиятельных фильма советской киноленинианы - "Ленин в Октябре" и "Ленин в 18- м году", который хвалили сквозь зубы даже зарубежные идеологические противники. Лучшая послевоенная работа Ромма - даже не документальный, а публицистический шедевр, "Обыкновенный фашизм", после которого никакие ведьмы и вампиры советскому зрителю не страшны; самый же главный вклад Ромма в современное искусство - его ученики: Тенгиз Абуладзе и Василий Шукшин, Глеб Панфилов и Александр Митта, Георгий Данелия и Андрей Тарковский.
Михаил Ромм - биография, читать подробнее...
1921 - Добри Жотев (настоящее имя Добри Димитров Александров), болгарский писатель, автор стихотворений, поэм, сатирической прозы, пьес, произведений для детей. В 1942 за активную антифашистскую деятельность был арестован и приговорен к пятнадцати годам тюремного заключения. Через три года бежал и на территории Югославии присоединился к партизанскому отряду. В этот период, запечатленный в сборнике стихов "Жажда" (1951), сформировались характерные черты его творчества: оптимизм, анализ явлений с позиции нравственного максимализма, трактовка образов в национальном, социальном, психологическом аспектах. Служение высоким идеалам прослеживается и в отношении автора к современности. Его поэтические сатиры (сборник "В гостях у дьявола", 1964) и комедия "Одевание Венеры" (1969) направлены против безнравственности, идейного компромисса. В 1970- е Д. Жотев приобрел известность и как автор проникновенной лирики, занимательных книг для детей.
1942 - Валерий Владимирович Ободзинский (24.01.1942 - 26. 04. 1997), русский певец, один из самых популярных эстрадных исполнителей конца 60- х - начала 70- х прошлого века ("Восточная песня", "Что-то случилось", "Эти глаза напротив").
Валерий Владимирович Ободзинский родился в Одессе, когда город был оккупирован фашистами. В полтора года его чуть не застрелил немецкий офицер. Потом было голодное детство, юность в среде одесских хулиганов. Он хорошо пел, играл на контрабасе, был обаятелен – и отвлекал публику, пока шайка "чистила" карманы… После школы Валера работал кочегаром, а потом массовиком на пароходе. В начале 1960- х он поступил в Томское музыкальное училище. После его окончания устроился в местную филармонию, где начал выступать с концертами. Несколько лет проработал в концертных бригадах разных городов Сибири. В 1961 году женился, появились дети – две дочери, Анжелика и Валерия. К этому времени Валерий стал уже одним из самых популярных певцов СССР. Его "Восточную песню", "Эти глаза напротив", "Колдовство" помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно. Конкурентов на эстраде у него практически не было – так же любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев. Однако не все было так безоблачно. С ростом популярности его стали все чаще критиковать в официальных изданиях. Ведь в его репертуаре были песни о Любви – но не к партии и советской власти, а вел себя на сцене он свободно и раскованно – слишком уж по-западному… Его нещадно стали вырезать из телевизионных программ. В 1971 году тогдашним министром культуры РСФСР было дано распоряжение не разрешать концерты Ободзинского в пределах страны. Начались сложные годы, а с ними и проблемы с алкоголем – привычный метод борьбы с депрессией… Он еще выступал, но все меньше и меньше. Он пил – и нередко во время гастрольных поездок. В 1983 году Ободзинский спел только один концерт в Москве, а в 1986 ушел со сцены. Его семья к тому времени разрушилась. Никто не знал, где и как живет недавний кумир. А он работал сторожем на фабрике, и продолжал разрушать себя алкоголем. Пока в июле 1991 года судьба не свела его с верной и преданной до последних дней спутницей, поклонницей его таланта Анной Есениной. Она помогла ему справиться с зависимостью и даже сумела возвратить, хоть ненадолго, радость творчества. Умер Валерий Владимирович Ободзинский 26 апреля 1997 года в Москве. Ему было всего 55 лет.
При отпевании в храме священник сказал: "Умереть так, как он, мечтает каждый священнослужитель - он умер на Пасху. А это значит, что с него сняты все грехи".
1
24.01.2012 17:22
1942 - Людмила Михайловна Савельева, российская актриса ("Война и мир", "Бег", "Всадник без головы").
Людмила Михайловна Савельева родилась в Ленинграде. С 11 лет она занималась балетом. В 1962 году Людмила окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Карьера балерины у девушки складывалась удачно. Она успела станцевать Жизель, принимала участие в экранизации балета "Спящая красавица" (1964). В Мариинском театре из нее собирались сделать солистку. Однако в ее судьбу вмешался кинематограф....
Людмила Савельева - биография, читать подробнее
1949 - Джон Адам Белуши (24.01.1949 - 5. 03. 1982), американский комедийный актер ("Братья Блюз"), старший брат Джеймса Белуши.
1953 - Юрий Николаевич Башмет, альтист, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра "Новая Россия", руководитель камерного ансамбля "Солисты Москвы".
Юрий Абрамович Башмет родился в Ростове-на-Дону. После окончания Львовской средней специальной музыкальной школы в 1971 году учился в Московской консерватории по классу альта. С 1976 по 1978 годы учился в ассистентуре Московской консерватории. В это время о Юрии уже говорили как об одаренном артисте. В 1972 году Юрий приобрел альт знаменитого итальянского мастера 18 века, на котором играет на всех концертах. В 1976 году началась концертная деятельность Башмета. Он выступает не только в России, но и в концертных залах европейских стран, Северной и Латинской Америки, Австралии и Японии. Всемирное признание и авторитет альтиста Юрия Башмета не знает границ, а с 1985 года он еще и дирижер. В 1986 году он организовал камерный оркестр "Солисты Москвы", но через некоторое время музыканты ансамбля решают остаться во Франции. Юрий возвращается на родину, а ансамбль через некоторое время распадается. Следующая попытка создания ансамбля с тем же именем была более удачной. С 1992 года существует уникальный ансамбль, без которого немыслима музыкальная жизнь России и других стран мира. Оркестр записал несколько компакт-дисков, с большим успехом проводит гастроли. Сам Юрий Башмет выступает как сольно, так и совместно с ведущими оркестрами мира. В его репертуаре есть музыка различных стилей и эпох. Интерпретация Башметом некоторых классических произведений признана выдающейся ("Чакона" Баха, Симфония-концерт для скрипки и альта Моцарта, Соната "Арпеджионе" Шуберта и другие). Он также преподает в Московской консерватории и занимается просветительской деятельностью.
О творчестве и уникальной личности Башмета снято несколько фильмов. Он удостоен звания Народный артист СССР (1991), Государственных премий СССР (1986) и России (1993, 1995, 2000).
1
24.01.2012 18:02
Альбина,спасибо! Какие замечательные люди были во всех веках!
0
25.01.2012 06:20
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
1786 - Август Монферран (1786 - 10. 07. 1858), русский архитектор, создатель Исаакиевского собора. Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, а на русский манер его также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран - настоящая фамилия его была Рикар. Родился в 1786 году, в Шайо (департамент Сены, во Франции), учился в Париже под руководством Перрье, Фонтена и Антуана Коммарье (отчим), участвовал в постройке церкви Марии Магдалины. После окончания Школы архитектуры Монферран в 1813 году поступил на военную службу в наполеоновскую почётную гвардию. Отличившись в сражении при Арно, был награжден орденом Почетного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы. Апрель 1814 года коренным образом изменил его судьбу. Монферрану удалось привлечь к себе внимание Александра I, преподнеся ему "Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I", выполненный собственноручно. Это событие произошло сразу же после вступления русских войск в Париж. Среди рисунков в этом альбоме были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки "Храброму Российскому воинству" и "Колонны в честь всеобщего мира" (в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны). Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат. Показав себя не только как прекрасного рисовальщика, эксперта и любителя классического искусства, но и как технически подкованного специалиста, Монферран добился своего - он получил официальное, но при этом любезное приглашение приехать в Санкт-Петербург. В 1816 году он приехал в северную столицу, не побоявшись изменить свою судьбу. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в этом городе. В 1816, будучи рекомендован князю П. М. Волконскому, прибыл в Петербург и получил место архитектора при Кабинете Александра I. Первой его постройкой в российской столице был дом князя Лобанова - Ростовского на Адмиралтейском проспекте (позже в нём разместилось военное министерство). Проект Монферрана по перестройке Исаакиевского собора более других понравился Александру I, и он утвердил его 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II. Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память по себе в России воздвижением в 1829 году Александровской колонны в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царя - Колокола в Москве в 1836 году Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым. Труд Монферрана был щедро вознагражден. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны - орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром. Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Скончался в Санкт-Петербурге. Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевском соборе, который он создал всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не позволил этому сбыться: Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора, а потом останки были доставлены во Францию. Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё.
1848 - Василий Иванович Суриков (1848 - 19. 03. 1916), русский художник (картины "Покорение Сибири Ермаком", "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин"). В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса его произведения ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Боярыня Морозова", 1887; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели. В его поздних картинах следует в первую очередь отметить "Посещение царевной женского монастыря" (1912) и "Благовещение" (1914), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма ("Автопортрет", 1913; "Человек с больной рукой", 1913). Влияние его творчества было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.
Василий Иванович Суриков - биография, читать подробнее...
1850 - Германн Эббингхауз (1850 - 26. 02. 1909), немецкий психолог. В результате экспериментов он установил ряд любопытных закономерностей, касающихся нашей памяти. Оказалось, что учащиеся забывают большую часть услышанного уже в течение первого часа, а через месяц не помнят 90% того, что изучали в классе. Для лучшего запоминания не столь важно количество повторений, сколько их регулярность. В одном эксперименте студенты запоминали столько же неизвестных слов в результате тридцати восьми повторений, произведенных в течение трех дней, сколько в результате шестидесяти восьми повторений в течение одного дня. Его исследования стали практическим руководством для рекламных агентств.