4573
5
ID 105003
28 марта 1912 года родилась Герой Советского Союза Марина Раскова.
Марина Раскова. Как девушка с вокальным талантом стала героиней-летчицей.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (4)
28.03.2017 11:41
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Марина Раскова, Полина Осипенко, Валентина Гризодубова
Перед Великой Отечественной войной имена легендарных лётчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой не сходили с первых полос советских газет. К сожалению, только первая из трёх народных героинь прожила полную жизнь. Две последние за свою страсть к небу заплатили жизнями. Судьба Марины Расковой наиболее интересна, ибо она не была выходцем ни из простого народа, как Осипенко, ни из технической среды, как Гризодубова.
Марина Раскова была примером для подражания миллионов девушек Советского Союза. Летчица, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, была кумиром эпохи.
Будущая легендарная лётчица Марина Раскова родилась в Москве, в семье не просто далёкой от авиации. Мир машин для её родителей Анны Спиридоновны и Михаила Дмитриевича Малининых был иной вселенной. Отец будущей легенды советской авиации служил баритоном в оперном театре, вокальным педагогом. Мать преподавала французский язык. Михаил Малинин заметил в дочери талант певицы и стремился его развивать. Марина была поздним ребенком, и отец в дочке души не чаял. Но в 1919 году (когда Марине было всего семь лет) случилась трагедия - 66-летний Малинин был сбит мотоциклистом. Травмы оказались смертельными. Мать осталась одна с двумя детьми: Мариной и её старшим братом Романом. Пришлось ей поступить на работу в детский дом, где лучше платили и кормили.
Марина с детства отличалась крепким здоровьем и живостью: она верховодила даже среди мальчишек-детдомовцев. Физическая сила и спортивное сложение не мешали девочке проявлять необычайные способности к музыке. Вообще, Раскову вполне можно именовать продуктом эпохи. Родись она лет на десять раньше, возможно, мир запомнил бы её как профессиональную оперную певицу. Но у времени, в котором взрослела дочь певца и учительницы иностранного языка, были определённо другие песни.
Под влиянием строгой матери девочка мило выводила «Спи, дитя моё, усни…», сама аккомпанируя себе на рояле. Но в голове у покладистой и старательной Марины роились совершенно другие мысли. Она была из тех, кто каждую передовицу газеты «Правда» воспринимал не только как святую истину, но и как руководство к действию.
Нехотя способная Марина преодолела большой конкурс на детское отделение консерватории. Нехотя пела, нехотя разучивала гаммы и произведения композиторов-классиков. Особенно не любила она мрачного и религиозного, с её точки зрения, Баха. Эпоха звучала для неё скорей лёгкими нотами Моцарта.
Но четырнадцатилетняя девочка выбрала своей профессией всё-таки не музыку, а… химию. Впрочем, практически до последних дней жизни она в кругу родных и близких любила петь, аккомпанируя себе на рояле. Но человек в военной форме, в свободные от государственных заданий время поющий под собственный аккомпанемент, больше подходил духу времени, чем музыкант «в чистом виде».
Когда Марине исполнилось 17 лет, она начала работать лаборанткой на Бутырском химическом заводе. Иллюстрацией к тому, каким человеком была Марина, может послужить выдержка из дневника, который она вела, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу». Девушка рано вышла замуж. Супругом стал сослуживец, инженер Сергей Расков, фамилию которого Марина будет носить до конца жизни.
В 1930 году родилась единственная дочь Марины - Татьяна, названная в честь пушкинской героини.
Марина Раскова с дочерью Таней. 1938 г.
Когда дочке исполнилось полтора года, Марина стала работать чертежницей в Военно-воздушной академии.
Штурман своей судьбы
В 1932 году Раскова стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
В ее обязанности, в частности, входило приносить на лекции навигационные приборы, и поначалу даже их названия приводили Марину в ужас. Девушка, однако, проявило упорство, освоив не только названия, но и их применение.
1930-е годы в СССР были временем авиационной романтики. Марина Раскова тоже «заболела» небом, решив стать штурманом. Подобных прецедентов не было, но преподаватели академии, оценив настойчивость девушки, взялись ей помогать в освоении необходимых предметов.
Марина Раскова. 1930-е
В 1934 году Марина Раскова, на «отлично» сдав экзамены, получила специальность авиационного штурмана. Почти сразу после сдачи экзаменов ей была поручена задача по проведению масштабной аэрофотосъемки, необходимой для устройства пассажирской гидроавиалинии Одесса - Батуми.
В качестве штурмана Марина прокладывала воздушную трассу Одесса - Батуми. Лётчицу, как обычно, всё восхищало: и сама работа, и штормы, в которые попадал её лёгкий самолётик, и скалы, в которые она едва не врезалась.
Советские лётчицы вели негласное соревнование с американками - главным образом, с легендарной Амелией Эрхарт, совершившей первый женский беспосадочный полёт через Атлантику.
Но Марине было мало и этого. Она получила у руководства разрешение на прохождение обучения в школе лётчиков при Центральном аэроклубе. В 1935 году она окончила ее и за штурвалом самолета приняла участие в авиационном параде в честь Первомая.
Среди этих радостных событий произошло и одно не самое приятное - осенью 1935 года Марина развелась с мужем. Инженер Расков интересов жены-летчицы не разделял.
Во второй половине 1930-х Марина Раскова участвует в дальних перелетах. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12. В 1938 году - в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
Но главным в её жизни становится перелет по маршруту Москва - Дальний Восток, совершенный в составе женского экипажа.
Летом 1938 года разрешение на подобный перелет получила одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова. Вторым пилотом стала её извечная соперница и конкурентка в борьбе за авиационные рекорды Полина Осипенко. Кандидатура штурмана напрашивалась сама собой - женщины в этой профессии опытнее, чем Марина Раскова, просто не было.
Марина Раскова и Полина Осипенко. 1938г.
Экипаж самолета "Родина" перед полетом на Дальний Восток. 2-й пилот капитан Полина Осипенко, командир экипажа депутат ВС СССР Валентина Гризодубова, штурман Марина Раскова
Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.
Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.
После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.
В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.
Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше - у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге.
Проблема, однако, была в том, что такая посадка грозила верной гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой была отдана команда прыгать с парашютом.
Марина приземлилась в глухой тайге, где на несколько суток пути не было ни одного человека. С револьвером, ножом и двумя плитками шоколада штурману Расковой предстояло спасать себя самой. Распугивая диких зверей, превозмогая ночной холод, Марина шла 10 дней, пока не встретила людей.
Идеолог женских авиаполков
Москва встречала женский экипаж с восторгом. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
Самолет АНТ-37 «Родина» был впоследствии спасен, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы ВОВ.
После этого перелета, проходя лечение в больнице, Марина написала книгу «Записки штурмана». Ее боготворили, для девчонок она стала живым примером. А «примеру» было всего-то 26 лет.
Марина Раскова с 1938 года являлась офицером Красной Армии, одновременно находясь и в штате НКВД - она работала в Особом отделе, занимавшимся авиацией.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова выступила с идеей создания подразделений, составленных из женщин-летчиц. К этому предложению поначалу отнеслись скептически, но майор Раскова пустила в ход весь свой авторитет и влияние. Ей удалось добиться положительного отзыва на предложение от самого Сталина, после чего работа по формированию женских авиачастей была начата.
В конце октября 1941 года в городе Энгельс была сформирована авиагруппа из трёх полков: 586-го истребительного (самолеты Як-1), 587-го бомбардировочного (самолеты Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (самолеты По-2). 588-й полк впоследствии получил знаменитое прозвище «Ночные ведьмы».
Женщина, достойная уважения
Марина Раскова
Сама Марина Раскова стала командиром 587-го авиаполка, во главе которого выполняла задания по нанесению бомбовых ударов по гитлеровцам.
Судьба сложилась так, что смерть настигла эту смелую женщину не на фронте. 4 января 1943 года подразделение Расковой возвращалось на фронт после переформирования в тылу. В сложных метеоусловиях самолет Марины Расковой потерпел катастрофу близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района. Ей было всего 30 лет.
Сначала Марину Раскову похоронили в Саратове. Затем её останки были кремированы, перевезены в Москву и торжественно захоронены в Кремлёвской стене.
В сентябре 1943 года 587-й бомбардировочный авиаполк, которым она командовала, приказом Народного комиссара обороны был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк. В 1944 году Марина Раскова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.
по материалам сети...