Белка Спасибо тебе,Дорогая-СПАСИБО! Спасибо за ПАМЯТЬ АННЫ АХМАТОВОЙ..... и за великолепное ,любимейшее стихотворение М.Ц.
Подборка твоя замечательная!
........
РЕКВИЕМ.........
1937 год.
Страшная страница нашей истории.
Десятки, тысячи имен.
А за ними искалеченные судьбы, безысходное горе, страх, отчаяние, забвение.
Но память человека странно устроена.
Она хранит самое сокровенное, дорогое. И страшное…
"Белые одежды" В. Дудинцева, "Дети Арбата" А. Рыбакова, "По праву памяти" А. Твардовского, "Проблема хлеба" В. Подмогильного, эти и другие произведения о трагических 30-40-х гг. XX века стали достоянием нашего поколения, совсем недавно перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности.
Поэма А. Ахматовой "Реквием" — особое произведение в этом ряду.
Поэтесса смогла в нем талантливо, ярко отразить трагедию личности, семьи, народа.
Сама она прошла через ужасы сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев провел в сталинских застенках сын Лев, под арестом находился и муж Н. Пунин; погибли близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б. Пильняк; с 1925 г. ни единой ахматовской строчки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни.
Эти события и легли в основу поэмы "Реквием".
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был…
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Ты сын и ужас мой.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках…
Картины, одна страшнее другой, возникают при чтении поэмы.
Вот....... "уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла…"
А вот ....."трехсотая, с передачею, под Крестами" стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою.
Вот ....."кидалась в ноги палачу" и ждала казни.
А когда "упало каменное слово", училась убивать в себе память, душу, училась жить снова.
Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы.
Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой "гнутся горы".
И снова страшные картины.
Ленинград, болтающийся "ненужным привеском", "осужденных полки", "песня разлуки".
А "высокие звезды с душами милых" стали теперь звездами смерти, смотрят "ястребиным жарким оком".
Поэтесса размышляет о любимой родине, о России, которая безвинно корчилась в страданиях, о своих подругах по несчастью, которые седели и старились в бесконечных очередях.
Ей бы хотелось всех вспомнить, назвать поименно.
Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них.
И памятник себе она хотела бы иметь не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла триста часов.
Устами лирической героини поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений.
Поэма Анны Ахматовой "Реквием" — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа.
Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени пострадавшего многомиллионного народа.
Передать свою боль, выстраданные в несчастье мысли помогли Ахматовой ее многогранный талант художника слова, ее умение вести диалог с читателем, доносить до него самое сокровенное.
Поэтому поэма "Реквием" волнует читателей, заставляет их задуматься о происходящем вокруг.
Это не только надгробный плач, но и суровое предостережение человечеству.
Вспоминает Анна Ахматова
Читает Алла Демидова
Анна Ахматова
«Памяти М. А. Булгакова»
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино - ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
И кто подумать смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Вcex потерявшей, все забывшей,
Придется вспоминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Все кажется, вчера со мною говорил,
Скрывая
дрожь
предсмертной
боли.
Анна Ахматова
Памяти Сергея Есенина
Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть.
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца,
как из губки,
выжмет
жизнь........
ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ ИСТОРИИ-ВЕЛИКАЯ АННА АХМАТОВА
ПОМНИМ-ЛЮБИМ.БУДЕМ ПОМНИТЬ И ЛЮБИТЬ.
Белка-Белочка
СПАСИБО ТЕБЕ!!!!!!
Благодаря тебе весь вечер я с АННОЙ АХМАТОВОЙ(сама бы и не вспомнила-честно!)
Спасибо тебе за этот праздник стихов Анны Ахматовой
Я полюбила ВАС,Анна Ахматова...(М.Ц.)
ДВЕ СУДЬБЫ-АХМАТОВА И ЦВЕТАЕВА....
АННЕ АХМАТОВОЙ
АЛЕКСАНДР БЛОК
"Красота страшна" - Вам скажут, -
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан - в волосах.
"Красота проста" - Вам скажут, -
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка
Красный розан на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
"Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна!"
1918 г.
Анна Ахматова – Марине Цветаевой
ПОЗДНИЙ ОТВЕТ
Белорученька моя, Чернокнижница…
М.Ц.
Невидимка, двойник, пересмешник…
Что ты прячешься в черных кустах? —
То забьешься в дырявый скворешник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой,
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина
И разграблен родительский дом». . . .
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет…
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
1940, 1961
И сияет в ночи алмазной,
Как одно виденье соблазна,
Тот загадочный силуэт.........
В трагическую осень 1913 года в жизни Анны Ахматовой произошло знаменательное событие.
Александр Блок, с которым она была шапочно знакома уже два года, наконец-то выделил ее из стайки влюбленных в него молоденьких поэтесс.
Анна Андреевна очень волновалась. И у нее были на то причины.
Когда в 1911 году в журнале «Аполлон» опубликовали ее стихотворение «Сероглазый король», не только читающая публика, но даже мать Блока решила, что стихи – признание в любви королю русской поэзии Серебряного века.
Это было вполне в духе времени.
Подобный воздушный роман (по аналогии с воздушным поцелуем) пережила, например, в ранней юности подруга Ахматовой_ знаменитая актриса Фаина Григорьевна Раневская.
Вот как она вспоминала свою романтическую влюбленность в Василия Ивановича Качалова в опубликованном посмертно «Дневнике на клочках»:
«Родилась я в конце прошлого века, когда в моде еще были обмороки. Мне очень нравилось падать в обморок, к тому же я никогда не расшибалась, стараясь падать грациозно…
В тот день я шла по Столешникову переулку, разглядывала витрины роскошных магазинов и рядом с собой услышала голос человека, в которого была влюблена до одурения.
Собирала его фотографии, писала ему письма, никогда их не отправляя.
Поджидала у ворот его дома…
Услышав его голос, упала в обморок.
Неудачно.
Сильно расшиблась.
Меня приволокли в кондитерскую, рядом. Она и теперь существует. А тогда принадлежала француженке с французом.
Сердобольные супруги влили мне в рот крепчайший ром, от которого я сразу пришла в себя и тут же снова упала в обморок, так как этот голос прозвучал вновь, справляясь, не очень ли я расшиблась»)))))
Судя по письмам к С.Штейну, в гимназические годы Аня Горенко, как и киевская ее кузина Мария Александровна Змунчилла, испытывала заочную нежность к автору «Стихов о Прекрасной Даме».
А вот с живым Блоком у Анны Андреевны Гумилевой отношения были крайне сложными, может быть, куда более сложными, чем те, что описаны Ахматовой в кратком очерке
«Воспоминания об Александре Блоке».
Этот текст Ахматова постоянно дополняла, уточняла, варьировала, а суть дополнений выразила в «Записных книжках» в такой формуле:
«Написать «Восп«о Блоке, который все предчувствовал и ничего не почувствовал».
* * *
В Петербурге осенью 1913 года, в день чествования в каком-то ресторане приехавшего в Россию Верхарна, на Бестужевских курсах был большой закрытый (то есть только для курсисток) вечер.
Кому-то из устроительниц пришло в голову пригласить меня.
Мне предстояло чествовать Верхарна, которого я нежно любила не за его прославленный урбанизм, а за одно маленькое стихотворение
«На деревянном мостике у края света».
Но я представила себе пышное петербургское ресторанное чествование, почему-то всегда похожее на поминки, фраки, хорошее шампанское, и плохой французский язык, и тосты – и предпочла курсисток.
На этот вечер приехали и дамы-патронессы, посвятившие свою жизнь борьбе за равноправие женщин.
Одна из них, писательница Ариадна Владимировна Тыркова-Вергежская, знавшая меня с детства, сказала после моего выступления:
«Вот Аничка для себя добилась равноправия».
В артистической я встретила Блока.
Я спросила его, почему он не на чествовании Верхарна.
Поэт ответил с подкупающим прямодушием:
«Оттого, что там будут просить выступать, а я не умею говорить по-французски».
К нам подошла курсистка со списком и сказала, что мое выступление после блоковского.
Я взмолилась:
«Александр Александрович, я не могу читать после вас».
Он – с упреком – в ответ:
«Анна Андреевна, мы не тенора».
В это время он уже был известнейшим поэтом России.
Я уже два года довольно часто читала мои стихи в Цехе поэтов, и в Обществе Ревнителей Художественного Слова, и на Башне Вячеслава Иванова, но здесь все было совершенно по-другому.
Насколько скрывает человека сцена, настолько его беспощадно обнажает эстрада.
Эстрада- что-то вроде плахи.
Может быть, тогда я почувствовала это в первый раз.
Все присутствующие начинают казаться выступающему какой-то многоголовой гидрой.
Владеть залой очень трудно – гением этого дела был Зощенко.
Хорош на эстраде был и Пастернак.
Меня никто не знал, и, когда я вышла, раздался возглас:
«Кто это?»
Блок посоветовал мне прочесть
«Все мы бражники здесь».
Я стала отказываться:
«Когда я читаю «Я надела узкую юбку», – смеются».
Он ответил:
«Когда я читаю «И пьяницы с глазами кроликов», – тоже смеются»(По вечерам над ресторанами))))
Кажется, не там, но на каком-то литературном вечере Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал:
«У него жирный адвокатский голос».
В одно из последних воскресений тринадцатого года я принесла Блоку его книги, чтобы он их надписал.
На каждой он написал просто:
«Ахматовой – Блок».
(Вот «Стихи о Прекрасной Даме».)
А на третьем томе поэт написал посвященный мне мадригал:
«Красота страшна, вам скажут…»
У меня никогда не было испанской шали, в которой я там изображена, но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал и меня.
Я и красной розы, разумеется, никогда в волосах не носила.
Не случайно это стихотворение написано испанской строфой романсеро.
И в последнюю нашу встречу за кулисами Большого драматического театра весной 1921 года Блок подошел и спросил меня:
«А где испанская шаль?»
Это последние слова, которые я слышала от него.
Анна Ахматова.
Из «Воспоминаний об Александре Блоке»
Блоковский поэтический портрет Ахматовой в испанской шали и в самом деле похож на эскиз театрального костюма, однако одну важную и, видимо, бросающуюся в глаза особенность ее поведения – сочетание внешней декоративности облика и внутренней простоты – Блок все-таки подметил:
«Красота страшна», – Вам скажут —
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.
«Красота проста», – Вам скажут —
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан – на полу.
И ,рассеянно внимая Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна,
чтоб просто Убивать;
не так проста я,
Чтоб не знать,
как жизнь страшна».
16 декабря 1913
Получив бандероль с подписанными сборниками и испанским мадригалом, Ахматова не без труда (с эпистолярной прозой у нее были весьма натянутые отношения) подобрала приличные случаю слова искренней благодарности......
Валюш,этот "труд"-в радость...
Отмыться от того убожества,что нас сейчас окружает,(интернет,новости,политика--фуууу.....)и помогают стихи Великих...их стихи- как родниковая вода,они лечебные....у меня так,во всяком случае.
Стихи и музыка любимая-это пока еще неизменно.
Светлана Крючкова читает Ахматову
РАЗРЫВ
АННА АХМАТОВА
Разрыв
1
Не недели, не месяцы — годы
Расставались. И вот наконец
Холодок настоящей свободы
И седой над висками венец
Больше нет ни измен, ни предательств,
И до света не слушаешь ты,
Как струится поток доказательств
Несравненной моей правоты.
1940
2
И, как всегда бывает в дни разрыва,
К нам постучался призрак первых дней,
И ворвалась серебряная ива
Седым великолепием ветвей.
Нам, исступленным, горьким и надменным,
Не смеющим глаза поднять с земли,
Запела птица голосом блаженным
О том, как мы
друг друга
берегли.
23 сентября 1944
3
Последний тост
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью, —
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то,
что Бог
не спас.
27 июня 1934
И ВОТ ОДНА ОСТАЛАСЬ Я
И вот одна осталась я
Считать пустые дни.
О вольные мои друзья,
О лебеди мои!
И песней я не скличу вас,
Слезами не верну,
Но вечером в печальный час
В молитве помяну.
Настигнут смертною стрелой,
Один из вас упал,
И черным вороном другой,
Меня целуя, стал.
Но так бывает раз в году,
Когда растает лед,
В Екатеринином саду
Стою у чистых вод
И слышу плеск широких крыл
Над гладью голубой.
Не знаю, кто окно раскрыл
В темнице гробовой.....
Я пью за разорённый дом...(Трио Меридиан)
ТЫ ПИСЬМО МОЁ, МИЛЫЙ, НЕ КОМКАЙ
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я -
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках...
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
И не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Альбина,спасибо,что подняла из 2018 года этот пост.
А то, кроме Ирины, никто и не вспомнил о Дне Памяти Ахматовой, и я работала, времени не было.
https://tunnel.ru/post-zlatoustaya-anna-vseya-rusi
Спасибо Белочке дорогой за этот замечательный пост-как недостает Валентины на сайте.
Ахматова принадлежала к поколению рубежа двух столетий, и исторические судьбы XX века, отразившиеся в ее собственной судьбе.
25 июня 1944 года Ахматова, вернувшись в Ленинград из ташкентской эвакуации и войдя в выстуженные блокадой и смертями комнаты Фонтанного дома — с заколоченными фанерой окнами, с разоренным бытом — написала:
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.
Анна Ахматова умерла в 1966 году, через 13 лет после того дня — 5 марта 1953 года, когда народу в СССР объявили о смерти Сталина.
«Для нее это было бы ужасно, но день своей смерти ведь не выбираешь.
Эту дату — 5 марта — они с 1953 года отмечали все.
Пили водку Поминали усопшего не всегда добром словом
С людьми такого масштаба, как Ахматова, это бывает, когда обстоятельства и судьба тебе задают что-то такое, чего ты никак не можешь ожидать, но это придает и еще какой-то смысл смерти.
Перетягивает, естественно, память о ней, а не память о Сталине.
„Со мной только так и бывает“, — как она говорила. С ней так и случилось», — говорит директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Петербурга Нина Попова.
Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу…
Так Ахматова писала о Фонтанном доме в 1952 году, когда покидала его. Квартиры расселяли, сюда въезжал Арктический институт. До открытия музея — ныне одного из самых посещаемых музеев Петербурга — оставались еще десятки лет.
Письмо Анны Ахматовой к Сталину осталось безответным.......
Один идет прямым путем, другой идет по кругу.....вот уж действительно горький жизненный путь прекрасного ПОЭТА.
АННА АХМАТОВА
Узкий нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецкий стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова...
(Марина Цветаева)