1231
0
ID 127556
90 лет со дня рождения Александра Сергеевича Лобзова
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
20.03.2019 00:00
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ЛОБЗОВ Александр Сергеевич (20.03.1929—12.04.1986), композитор, ученый, общественный деятель. Родился в многодетной крестьянской семье в д. Себудово на границе Московской и Тверской обл. Во время войны семья переселилась в Москву, где Лобзов окончил Царицынскую музыкальную школу по классу фортепьяно у проф. И. Бобровской. В 1951 закончил Московский юридический институт, учился в Московской консерватории по классу композиции. Музыку стал сочинять с 15 лет, с 7 лет обучался игре на гитаре, которую ему купила мать, не считаясь с голодом и лишениями. Еще в раннем детстве у него обнаружился абсолютный слух, блестящая память, прекрасный голос, и бабушка Домна, певшая в церковном хоре, обучила его народным песням, былинам, сказаниям, которые он исполнял перед ранеными в госпиталях в сопровождении собственной гитары. За свою более чем 40-летнюю творческую деятельность композитор Лобзов написал около 180 романсов, песен, баллад, 2 симфонии, оперу «Бессмертный Кощей» по мотивам сказки В. Белова, фрагменты из которой он в 1986 несколько часов исполнял дома у писателя в Вологде. Отдельные отрывки и арии из этой оперы исполнялись самим Лобзовым, певцами В. Кузиным, заслуженным деятелем искусств Б. Зыряновым на патриотических вечерах литературно-исторического объединения «Память» в клубе им. Горбунова, в Академии им. Жуковского, в клубе штаба Московского военного округа, в редакции газеты «Правда», в Олимпийской деревне. Лобзов внес большой вклад в русскую инструментальную музыку и вокальную культуру, который еще предстоит оценить потомкам. Он значительно обогатил и развил традиции русского романса. На этом новом витке его развития в к. ХХ в. он подошел к решению не только новых значительных философских и социальных задач, которых столь глубоко не касался никто из его предшественников и современников, но и обогатил его новой формой, утонченной психологичностью, впитал тончайшие оттенки индивидуальных стилей поэтов XIX в., сумев сделать их мысль, духовную чистоту и страстность актуальными для нашего непростого времени. Переходя из эпохи в эпоху, не единожды приговоренный к забвению, русский романс, как птица Феникс из пепла, в руках мастера возродился и предстал перед нами во всем своем блеске после очередной попытки его уничтожения. Лобзов гибко варьирует свой интонационный язык, стремясь в различных своих мелодических разновидностях сохранить ценнейшее качество эмоциональной выразительности, перемежая великолепный профессионализм с элементами и оборотами народной песни, былин и баллад («Белый камень» Н. Тряпкина, «Я буду скакать» Н. Рубцова, «На поле Куликовом» А. Блока, «Дуб» Ю. Кузнецова, «Поход» В. Казанцева).
Ни в одном его романсе вы не найдете элементов клишированных оборотов, интонационной узнаваемости. Он, как никто, очистил этот жанр от дилетантских примесей и вознес его на недосягаемую пока художественную и философскую вершину. Романсы Лобзова перешагнули свою привычную ипостась, становясь, в зависимости от некоторых поэтических шедевров, чем-то вроде небольших камерных вокальных поэм, симфоний. Композитор разыгрывал подчас с поэтами диалоги трагических драм, как искусный мастер музыкальной живописи. Его «рубцовский цикл» составляет 35 романсов, десятки романсов на стихи Тютчева, Фета, Блока, Бунина, Пушкина, Лермонтова, А. К. Толстого, Ахматовой, Гумилева и современных авторов. Лобзов был не только композитором, но и блестящим юристом с 30-летним стажем опытного следователя по особо тяжким преступлением, ученым, ответственным работником аппарата МВД СССР, старшим преподавателем Академии МВД (кафедра организации расследования преступлений). Активно участвуя в консолидации патриотических сил, он успел многих объединить на пути созидательной работы в деле духовного возрождения Русского Народа, за что подвергался травле со стороны сионистской русофобствующей прессы, на его имя и авторство было наложено табу на радио и телевидении, из титров в кинофильмах с его музыкой вымарывалась фамилия композитора, запрещались к изданию его ноты. С огромным трудом выходили его пластинки, звучали концерты на радио и телевидении. Окопавшаяся в творческих союзах еврейская интеллигенция препятствовала вступлению Лобзова в Союз композиторов, и по этой причине его ноты не принимались к изданию. На парткоме академии МВД СССР Лобзова хотели исключить из рядов КПСС за антисемитизм, но потом решили из партии не исключать, а отправить в досрочную отставку. Как опытный юрист в 1984 был оппонентом при защите докторских диссертаций, в которых пытались обосновать необходимость поворота северных рек. Стараниями Лобзова и др. русских патриотов диссертации были провалены.. Человек безупречного долга, отваги и мужества, проживший короткую яркую жизнь, он и умер стоя — на Пушкинской площади, в день, когда в кинотеатре «Россия» о нем шел фильм режиссера Б. Карпова «Высоким слогом русского романса».
Бахарев С.