93 года со дня рождения советского поэта Григория Михайловича Поженяна
93 года со дня рождения советского поэта Григория Михайловича Поженяна
«45»: чуть «расшифровав» автобиографию Поэта, приведём строки его самых популярных песен, чтобы читатели сразу вспомнили о них: «Мы с тобой два берега у одной реки…», «Друг мой – третье моё плечо», «Маки, маки, красные маки – горькая память земли…»
У прекрасного композитора Микаэла Таривердиев есть цикл «Семь песен-речитативов на стихи Григория Поженяна». В него включены тексты «Дельфины», «Мне хотелось бы…», «Скоро ты будешь взрослым…», «Сосны», «Я такое дерево…», «Я принял решение…», «Вот так улетают птицы…» Жители России-матушки делятся на тех, кто слышал этот цикл, и тех, кто не слышал. Присоединяйтесь к слышавшим! А ещё расширяйте географию, посылая прекрасные произведения Поженяна-Таривердиева (Таривердиева-Поженяна) ценителям особого рода искусства, живущим по обе стороны 45-й параллели…
Григорий Михайлович написал и сценарии к фильмам, ставшим легендами отечественного кино: «Жажда» (1959), «Никогда» (1962), «Прощай» (1966), «Поезд в далёкий август» (1971). А ещё Поженян выступил в роли режиссёра киноленты «Прощай» (1966).
Григорий Михайлович, склонный к различным мистификациям и розыгрышам, вместе с Василием Аксёновым и Овидием Горчаковым – под общим псевдонимом Гривадий Горжопакс – создал авантюрный роман «Джин Грин – неприкасаемый».
В 2000 году на поэта напали отморозки... Врачи решились на трепанацию черепа, а потом целый год боролись за его жизнь. И ещё три года Григорий Михайлович приходил в себя…
Так случилось, что у сухопутного (поэт родился в Харькове) Поженяна с морем связана большая часть жизни. В том числе и личной. Прямо в море познакомился он со своей женой Еленой: она плыла к берегу, а он с товарищем – от. «Какое красивое лицо плывет навстречу!» – сказал поэт и тут же влюбился.
– Елена Валентиновна, а не тяжело вам жить с таким непоседливым человеком?
– Слухи о крутости Гришиного характера сильно преувеличены. В личной жизни такие люди намного мягче, чем кажутся. Он у нас очень нежный и заботливый...
Григорий Михайлович любил делать жене необычные подарки. До несчастного случая каждый Новый год они отмечали в Прибалтике.
– 31 декабря в номере гостиницы появлялись елка и... маленький кустик настоящей живой сирени в кадке, – вспоминает жена поэта.
– Где можно взять сирень зимой?
– У Гриши был знакомый садовник...
Да, сирень Григорий Михайлович любит больше всех цветов. Потому что запах сирени для него – запах весны и Победы. Война для Поженяна закончилась в Севастополе. Солдаты лежали на берегу и курили махорку, а город словно плыл в облаках сирени…
Знаменитый поэт, автор прекрасных стихов и популярных песен, открытая морская душа Григорий Поженян имел удостоверение специального корреспондента «Известий».
На одной из своих книг, подаренных мне, он нарисовал якорь и написал:
«Люблю дом "Известий". Здесь проведено много дней после поездок. В газете я написал лучшее, что мог написать о Победе. Григор Поженян».
* * *
Маленький, черноусый крепыш с распахнутым воротом, из-под которого проглядывала полосатая тельняшка, он был шумным, резким в движениях, его глаза, как угольки, светились хитрецой и весельем. Он любил рассказывать забавные истории из своей жизни, которые могли показаться вымыслом. Но это было, было...
Например, однажды ректор Литературного института Федор Гладков сказал ему в сердцах: «Чтоб ноги твоей в моем кабинете не было!», Гриша встал на руки и таким необычным способом вышел из кабинета.
Как-то его вызвали в партком института и как фронтовика попросили выступить на собрании против «космополита» Павла Антокольского. Неожиданно для руководителей партбюро Поженян согласился.
Он явился на собрание в морском кителе, грудь в боевых наградах – ордена Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, два ордена Отечественной войны I степени: он участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в морских десантах под Новороссийском и Керчью... Вышел Поженян на трибуну и объявил, что ему приказали выступить против Антокольского.
– Я, – сказал Поженян, – нёс книгу этого поэта на груди, когда шёл в бой. Если бы в меня попала пуля, она прострелила бы и его книгу. На фронте погиб сын Антокольского, он не может защитить своего отца. За него это сделаю я. Я не боюсь. Меня тоже убивали на фронте. Вы хотели, чтобы я осудил своего учителя? Следите за моей рукой, – и сделал неприличный жест...
Поженян был храбрым воином. Когда фашисты захватили село Беляевку под Одессой, откуда в город поступала вода, он с группой разведчиков пробился к водонапорной башне, уничтожил фашистскую охрану и напоил город. Впоследствии снял об этих событиях фильм «Жажда». Спустя годы Григорий Поженян с гордостью рассказывал, что однажды, приехав в родную Одессу, обнаружил на улице Пастера, 27 на стене бывшей комендатуры мемориальную доску в память о расстрелянных немцами защитниках города. Среди тринадцати героев восьмым значилось его имя.
А произошло вот что. Его разведотряд, отступая из Одессы, разделился на группы. Поженяну и двум бойцам удалось прорваться через окружение. Оставшиеся попали в плен и были расстреляны.
По просьбе Поженяна та доска осталась на месте без изменений…
Однажды Поженян пришел к нам в «Известия» и сказал, что у него должна была выйти новая книга стихов, а набор в издательстве хотят рассыпать. Поступила команда сверху – наказать поэта, чтобы впредь не подписывал письма в защиту литераторов.
– Гриша, – сказал я, – это не первый случай, когда ты ввязываешься в очередную историю.
– Как я мог отказать? Пришли мои друзья...
Я попросил его срочно принести цикл новых стихов. На следующий день газета напечатала его поэтическую подборку. В издательстве, видимо, подумали, что «Известия» все согласовали в «верхах», – и вскоре книга вышла.
...Лишь однажды Поженян изменил «Известиям». Вынужденно. Как-то он узнал, что над председателем исполкома горсовета Одессы, его другом, нависла угроза наказания. На средства, отпущенные городу на пятилетку, председатель привёл в образцовый порядок одну из самых красивых улиц – Пушкинскую. В «Известиях» в ту пору властвовал самоуправный Пётр Алексеев, он поэта не любил. Поэтому лирическое эссе о родном городе и его хозяине Поженян принёс в «Правду». Если бы все хозяева Одессы, писал он, за последние три десятилетия вместо того, чтобы заботиться о личном благе, привели в порядок хотя бы по одной исторической улице, Одесса напоминала бы Париж. Это газетное выступление остановило тех, кто хотел расправиться с главой города. А тот немедленно послал Поженяну телеграмму: «Приглашаю снимать вторую серию фильма "Жажда". Вы опять дали Одессе воду».
...Григорий Поженян умер в Переделкине за полчаса до начала очередного дня, дня его рождения. Он лежал в больнице, и там его навестил старый друг – фронтовик и кинорежиссёр Пётр Тодоровский. В палате они вдвоём спели свою песню. «А надо, чтоб кто-то кого-то любил». Получилось, что на прощание...
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
толстых, худых, одиноких, недужных,
робких, больных – обязательно нужно,
нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,
ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килём,
чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
но не забудьте, пока мы живём:
нет раздвоенья у супертурбин,
нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий – как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Спешите делать добрые дела,
пока ещё не склёвана рябина,
пока ещё не ломана калина,
пока берёста совести бела.
Спешите делать добрые дела.
В колёсах дружбы так привычны палки,
в больницах так медлительны каталки,
а щель просвета так порой мала.
А ложь святая столько гнёзд свила,
анчары гримируя под оливы.
У моря всё отливы и отливы,
хоть бей в синопские колокола.
Пока сирень в глазах не отцвела,
и женщины не трубят в путь обратный,
да будут плечи у мужчин квадратны!..
Спешите делать добрые дела.
Поженян Григорий Михайлович (20 сентября 1922, г.Харьков - 20 сентября 2005, Москва), русский поэт-фронтовик, член Союза писателей Москвы, дважды лауреат Государственной премии России. В лирике — военная тема, гражданские мотивы. Сборники стихов и поэм: «Ветер с моря» (1955), «Степкино море» (1963), «Зимний дом» (1975), «Избранное» (1978) и др.