117-Владимир Трошин - В германской дальней стороне (И.Катаев - М.Анчаров)
Кто-то отмечает ДР Сталина, кто-то-Берии,это ИХ проблемы
Об Анчарове-ни словечка...
А я вот с огромным удовольствием в гордом одиночестве))))) отмечу в заявке Сергея ДР Михаила Анчарова!!
МИХАИЛ АНЧАРОВ-ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
И это все о нем-посмотрите-не пожалеете(это я только для тех, кто любит Михаила Анчарова .........................
Михаилу Анчарову
Сергей Мгел Вардин
ПРЕДТЕЧА
Фронтовик, сочиняющий песенки
с той войны, что зовем Мировою, –
ты почти находил равновесие
между зовом таланта и строем.
Песни те без усмешки мы слушали –
средь героев Ремарка, Эрнеста:
танк вставал перед детской игрушкою
и бойца дожидалась невеста.
В мире нашем – поставленном на уши,
твой – далекий, контрастный и сильный, -
дождь златой проливает мне на душу,
и апрель там пронзительно синий.
Но, пловцы в повседневной угрюмости,
в прошлом ищем напрасно ответа.
Верно, все замечательно в юности –
только где она,
эта
планета?.......................
Предтеча авторской песни - Михаил Анчаров
Сочинять свои песенки он начал еще перед войной.
После войны же появился целый букет замечательнейших песен-баллад.
Среди них, возможно, самая известная - "Баллада о парашютах", звучавшая в его спектакле "Теория невероятности".
Вслед за одноименным романом, ставшим прототипом сценария, перечислю еще несколько романов и повестей: "Золотой дождь", "Этот синий апрель", "Сода-солнце", "Поводырь крокодила".
Михаил Анчаров среди немногих, кто может считаться родоначальником отечественных телесериалов.
Первый из них, "День за днем"( даже неудобно сравнивать с нынешними "мыльными операми" )
Михаил Леонидович не дожил до наших времен - он умер в 1990 году, и очень жаль, что произведения его почти не переиздаются.
Михаил Анчаров.
Баллада о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте.
Впереди колонн
Я летел в боях,
Я сам нащупывал цель,
Я железный слон,
И ярость моя
Глядит в смотровую щель.
Я шел как гром,
Как перст судьбы,
Я шел, поднимая прах,
И автострады
Кровавый бинт
Наматывался на трак.
Я разбил тюрьму
И вышел в штаб,
Безлюдный, как новый гроб,
Я шел по минам,
Как по вшам,
Мне дзоты ударили в лоб.
Я давил эти панцири
Черепах,
Пробиваясь вглубь норы,
И дзоты трещали,
Как черепа,
И лопались, как нарыв.
Обезумевший слон,
Я топтал хрусталь,
Я сейфы сбивал с копыт,
Я слышал, как
Телефоны хрустят,
Размалываясь в пыль.
И вот среди раздолбанных кирпичей, среди разгромленного барахла я увидел куклу. Она лежала, раскинув ручки, в розовом платье, розовых лентах - символ чужой любви, чужой семьи...
Зарево вспухло,
Колпак летит,
Масло, как мозг, кипит,
Но я на куклу
Не смог наступить
И потому убит.
И занял я тихий
Свой престол
В весеннем шелесте трав,
Я застыл над городом,
Как Христос,
Смертию смерть поправ.
И я застыл,
Как застывший бой.
Кровенеют мои бока.
Теперь ты узнал меня?
Я ж любовь,
Застывшая на века..............
Ты припомни, Россия,
Как все это было:
Как полжизни ушло
У тебя на бои,
Как под песни твои
Прошагало полмира,
Пролетело полвека
По рельсам твоим.
И сто тысяч надежд
И руин раскаленных,
И сто тысяч салютов,
И стон проводов,
И свирепая нежность
Твоих батальонов
Уместились в твои
Полсотни годов.
На твоих рубежах
Полыхали пожары.
Каждый год - словно храм,
Уцелевший в огне.
Каждый год - как межа
Между новым и старым.
Каждый год - как ребенок,
Спешащий ко мне.
На краю городском,
Где дома-новостройки,
На холодном ветру
Распахну пальтецо,
Чтоб летящие к звездам
Московские тройки
Мне морозную пыль
Уронили в лицо.
Только что там зима -
Ведь проклюнулось лето!
И, навеки прощаясь
Со старой тоской,
Скорлупу разбивает
Старуха-планета -
Молодая выходит
Из пены морской.
Я люблю и смеюсь,
Ни о чем не жалею.
Я сражался и жил,
Как умел - по мечте.
Ты прости, если лучше
Пропеть не умею.
Припадаю, Россия,
К твоей красоте!
Кап-кап
(Из книги "Теория Невероятности")
...Тихо капает вода: Кап-кап.
Намокают провода: Кап-кап.
За окном моим беда,
Завывают провода.
За окном моим беда, Кап-кап.
Капли бьются о стекло: Кап-кап.
Все стекло заволокло: Кап-кап.
Тихо, тихо утекло
Счастья моего тепло
Тихо-тихо утекло:Кап-кап.
День проходит без следа. Кап-кап.
Ночь проходит - не беда.
Кап-кап.
Между пальцами года
Просочились - вот беда.
Между пальцами года -
Кап-кап........
Баллада о парашютах
(Из книги "Золотой Дождь")
Парашюты рванулись,
Приняли вес.
Земля колыхнулась едва.
А внизу - дивизии "Эдельвейс"
И "Мертвая Голова".
Автоматы выли,
Как суки в мороз,
Пистолеты били в упор.
И мертвое солнце
На стропах берез
Мешало вести разговор.
И сказал Господь:
Эй, ключари
Отворите ворота в сад.
Даю команду
От зари до зари
В рай пропускать десант.
И сказал Господь:
Это ж Гошка летит
Благушинский атаман,
Череп пробит,
Парашют пробит,
В крови его автомат.
Он врагам отомстил
И лег у реки,
Уронив на камни висок.
И звезды гасли,
Как угольки,
И падали на песок.
Он грешниц любил,
А они его,
И грешником был он сам,
Но где ты святого
Найдешь одного,
Чтобы пошел в десант?
Так отдай же,
Георгий,
Знамя свое,
Серебрянные стремена.
Пока этот парень
Держит копье,
На свете стоит тишина.
И скачет лошадка,
И стремя звенит,
И счет потерялся дням.
И мирное солнце
Топочет в зенит
Подковкою
по камням....
Олег Фокин-Сапер Столетья
Он вошел в зал редакционных летучек. Поздоровался со всеми, сел во главе стола, закурил неизменную сигарету и начал говорить, тут же заполнив собой все пространство, но не подавляя, а отдавая все то, что знал и чем мог поделиться.
Так состоялась моя первая встреча с удивительным человеком, которому, казалось, все было по плечу — Михаилом Анчаровым. На дворе был 1986 год. Мы, члены литобъединения журнала «Студенческий меридиан», только что прочитали рукопись готовящегося к публикации романа «Как птица Гаруда» и были приглашены на обсуждение с автором.
Если сказать, что мы были счастливы — значит не сказать ничего. Еще в школе были проглочены «Самшитовый лес» и «Сода-солнце», его песни пели и цитировали. Перед нами был почти бог.
А он спокойно расположился на скрипящем стуле, дымил сигаретой и с интересом слушал, что мы думаем о его новом романе.
А он с восторгом рассказывал, что снова начал писать картины и нашел свой стиль, который был потерян во время обучения в Суриковском училище. И только сетовал, что зрение подводит. Шутил, подбадривал, ненавязчиво подправлял наши максималистские утверждения. Ему было действительно интересно, что мы думаем и как понимаем написанное им...
Потом было еще несколько встреч, вышла журнальная подборка с цитатами из нашего обсуждения. Но это ощущение прикосновения к вечному, эти немного прищуренные и подслеповатые, но кажется проникающие в самую твою суть глаза и сегодня вспоминаются с каким-то особым чувством.
Были и другие публикации, но встреч уже не было. Михаилу Леонидовичу становилось хуже. А через четыре года он умер. И осталась только память о той встрече, его, книги, песни и картины, да фотографии, на которых он почти неизменно дымит сигаретой и внимательно смотрит: ну как ты, что успел сделать за эти годы?
Песня про радость
Мы дети эпохи,
Атомная копоть.
Рыдают оркестры
На всех площадях
У этой эпохи
Свирепая похоть, –
Всё дразнится, морда,
Детей не щадя.
Мы славим страданье,
Боимся успеха,
Нам солнце не в пору
И вьюга не в лад.
У нашего смеха
Печальное эхо,
У нашего счастья
Запуганный взгляд.
Любой зазывала
Ползёт в запевалы,
Любой вышибала –
Хранитель огня
Забыта основа
Весёлого слова.
Монахи, монахи,
Простите меня, –
Не схимник, а химик
Решает задачу,
Не схема, а тема
Разит дураков.
А если уж схема
То схема поэмы,
В которой – гипотезы
Новых веков.
Простим же двадцатом
уСкорость улитки,
Расчёты свои
Проведём на бегу
Давайте же выпьем
За схему улыбки,
За график удачи
И розы в снегу.
За тех, кто услышал
Трубу на рассвете,
За женщин
Упрямые голоса,
Которые звали нас,
Как Андромеда,
И силой тащили нас
В небеса.
Полюбим наш век,
Забыв отупенье,
–Омоется старость
Живою водой,
–От света до тени,
От снеди до денег
Он алый, как парус
Двадцатых годов.
Мы рваное знамя
«Бээфом» заклеим,
Мы выдуем пыль
Из помятой трубы
И солнце над нами –
Как мячик в аллее,
Как бубен удачи
И бубен судьбы.
Давайте же будем
Звенеть в этот бубен,
Наплюнем на драмы
Пустых площадей.
Мы, смертные люди, –
Бессмертные люди,
Не стадо баранов,
А племя вождей!
Отбросим заразу,
Отбросим обузы,
Отбросим игрушки
Сошедших с ума!
Да здравствует разум!
Да здравствуют музы!
Да здравствует Пушкин!
Да скроется
тьма!
1966
ВЫСОЦКИЙ И АНЧАРОВ
https://tunnel.ru/post-ehto-ne-zayavka-no-prosto-zhelanie-napomnit-o-nezasluzhenno-zabytom
Здесь-еще Анчаров
Высоцкий, безусловно, песни Анчарова слышал. И некоторые даже исполнял.
Не встретиться эти два бесконечно и многогранно талантливых человека просто не могли.
И они встретились.
Вот как Анчаров вспоминает эту первую встречу:
“Позднее, когда появилась магнитофонная запись, менестрельное искусство потихоньку начало набирать силу. Начали появляться новые имена...
Однажды мне принесли пленку с записью одного московского менестреля.
Меня поразили и голос, и эмоциональная напряженность, и манера исполнения: чувствовалась талантливая рука.
Я спросил, кто этот парень?
Мне сказали - Владимир Высоцкий.
Тогда он только-только начинал петь...
А потом мы встретились с ним в московском доме ученых на каком-то учено-артистическом мероприятии с участием, как это теперь принято говорить, "интересных людей" (...твою мать! как будто бы есть неинтересные!).
Он сидел в другом конце зала, ему кто-то что-то сказал на ухо и кивнул на меня: вон тот, мол.
Владимир тут же подошел ко мне - за спиной гитара, на лице сдержанная улыбка:
"Так это вы и есть Анчаров?"
Я говорю - ага.
"Тот самый?"
Тот самый. "
А я,- говорит,- на ваших песнях учился, я их давно знаю и пою, могу хоть сейчас спеть."
Петь, говорю, не надо, а то нас выставят из дома ученых - у вас ведь голос ого какой!..
Весь вечер мы проговорили с ним о песнях.
Много спорили, что-то доказывали друг другу...
Он был настоящим мастером, и все, что касалось песен, понимал с полуслова, его ничему не надо было учить - это вздор,- ему достаточно было сказать, что у него хорошо получается, а все остальное он понимал сам - это свойство больших художников.
Потом, спустя некоторое время я слушал пленку с записью его концерта, на котором он спел мою песню о водителе МАЗа, о таком разбитном, видавшем виды парне (она была тогда очень популярна), при этом он все-таки вставил - эдак многозначительно,- что поет песню своего учителя Михаила Анчарова.
А мне и тогда уже, ей-богу, было неловко это слышать, потому что он был самородком, самостоятельно родившимся мастером... “
Несмотря на разницу в возрасте, они сразу перешли- на ты- и сохраняли тёплые отношения до конца жизни.
В Анчарове, в огромной степени, было всё, что так ценил в мужчинах Высоцкий - мужество, порядочность, талант.
ОНА БЫЛА ВО ВСЕМ ПРАВА-Михаил Анчаров
И Высоцкий -туда же)))))Только по-своему))
Михаил Леонидович Анчаров родился 28 марта 1923 года в семье инженера-конструктора Московского электролампового завода Леонида Михайловича Анчарова и преподавателя немецкого языка Евгении Исаевны Анчаровой.
В 1940 году поступил в Архитектурный институт. В июле 1941 года ушёл из института и подал заявление в райвоенкомат с просьбой зачислить добровольцем на фронт. По направлению райвоенкомата поступил в Военный институт иностранных языков Красной Армии, где изучал китайский и японский языки. Окончил его в 1944 году.
В качестве военного переводчика с китайского языка в 1945 году был направлен на Дальневосточный фронт, проходил службу в Воздушно-десантных войсках, участвовал в боевых действиях Советской Армии в Маньчжурии. В декабре 1946 года откомандирован в Москву.
В 1948 году поступил на живописное отделение ВГИКа. После месяца учёбы во ВГИКе перешёл на факультет живописи Московского государственного художественного института имени Сурикова, который закончил в 1954 году по специальности «Станковая живопись».
В 1955—1958 годах учился на курсах киносценаристов.
В 1956—1959 годах работал референтом-сценаристом в сценарной мастерской при Сценарной студии Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР.
Ещё в 1937 Анчаров начал сочинять песни на стихи Александра Грина, Бориса Корнилова, Веры Инбер. Во время войны стал писать песни на собственные стихи, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Считается основателем жанра авторской песни.
С 1962 года пишет сценарии, в том числе к первому советскому телесериалу «День за днём», песни из которого на музыку Ильи Катаева имели значительный успех.
27 декабря 1966 года становится членом Союза писателей СССР.
Награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.
Скончался 11 июля 1990 года.
("ККРЭ")