МИХАИЛ АНЧАРОВ
Это не заявка, но просто желание напомнить о незаслуженно забытом человеке - Михаиле Анчарове. Не только ПЕРВОМ советском барде : ДО Окуджавы, об остальных я уже и не говорю, но и о ПРЕКРАСНОМ писателе.
Это - моя любимая цитата : "Я видел только одного военного, которого не качали. Это был пожилой человек. Герой Советского Союза, полковник в застиранной форме, который купил у мороженщицы весь ее ящик с мороженым и спускался по улице Горького, надев лямку на красную шею. Он раздавал бесплатно встречным детям целлофановые плитки, и губы его плясали, а слезы стекали по щекам, по шее на грязный от эшелонной копоти подворотничок. Вот что такое мир, братцы!" Попробуйте сказать лучше о единственном нашем общем сохранившимся празднике - Новый Год не в счет. И еще - это уже к мэтрам - может быть обладатели оригинальных записей самого поэта выложат их для всех : и знающих кто такой Анчаров и никогда его не слышавших.
Спасибо всем заранее и извините что к вам обращаемся - сами мы не местные......
Кто смолоду любил и пел песни Михаила Анчарова, тот уж его и не забудет...
КТО ЭТО ВАМ СКАЗАЛ,что АНЧАРОВ ЗАБЫТ?
Анчаров Михаил Леонидович (28 марта 1923, Москва — 11 июля 1990, там же), поэт, бард, прозаик, драматург, живописец. Участник Великой Отечественной войны. В 1944 окончил Военный институт иностранных языков Красной Армии, в 1954 — Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Один из основателей авторской песни. Одну из первых своих песен («Песню о моём друге-художнике») написал в 1941. В 1963 состоялись его первые выступления на концертах. Его песни отличает внимание к деталям, яркое меткое слово.
Среди лучших песен: «Кап-кап», «Баллада об относительности возраста», «Баллада о мечтах», «Стою на полустаночке» и др.
1923, 28 марта
Родился в Москве. Отец - Леонид Михайлович Анчаров - инженер-конструктор Московского электролампового завода; в начале двадцатых годов принимал участие в монтаже башни радиостанции имени Коминтерна (Шуховская башня на Шаболовке); в прошлом - участник гражданской войны; мать - Евгения Исаевна Анчарова - преподаватель немецкого языка; ранее училась в университете г. Тарту на медицинском факультете.
Детство с мамой
1927, 2 февраля
Рождение младшего брата Ильи.
1930-1932
Начало учебы в общеобразовательной школе № 425 на Большой Семеновской (позже в этом здании разместился один из корпусов Московского автомеханического института - МАМИ). Одновременно посещает музыкальную школу.
Музыка.
С музыкой дело темное. Сначала учили Мишку, потом меня - так полагалось. В Мишкином случае произошла удача - он был очень музыкален, а у меня способностей было явно недостаточно. Но учиться, ходить вечерами в музыкальную школу, играть дома упражнения не хотели ни он, ни я. Один раз мы взбунтовались, и на этом все кончилось, но у Мишки осталась школа.
Анчаров с матерью и братом
...Мать взяла нас с Мишкой в Кисловодск. У нее была курсовка на лечение, а жили мы на частной квартире и где-то в столовых ели. Вот уж лечение у нее было с нами! То я терялся, то Мишка. Его один раз нашли в газетном киоске: продавец его пустил внутрь почитать, и он читал, читал, забыв обо всем на свете. Читал он так много, что у него началось что-то вроде конъюнктивита (веки были очень воспалены). Да еще он стал часто моргать, за что во дворе девчонки звали его "моргушная кукла".
(Из дневника младшего брата, И. Л. Анчарова (1927-1997)
1936
Посещает детскую изостудию при ВЦСПС.
...Если говорить о нашей "духовной жизни" той поры, то она, безусловно, почти полностью формировалась старшим братом.
Это и книги ("Деревянные актеры", "Дом веселых нищих", "Айвенго", "Три'мушкетера", Ильф и Петров, Грин, Бабель, Хемингуэй, Маяковский), и рисование, а еще шире - живопись вообще: Третьяковка, Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Музей нового западного искусства на Кропоткинской. Рисование, живопись, краски, кисти, репродукции поселились у нас в доме с самого раннего моего детства. Когда Миша стал рисовать, -.не знаю, но его никто не приучал, это его толкало изнутри.
Из дневника И. Л. Анчарова
1937-1940
Первые попытки песенного творчества. В 1937 году написана песня "Не шуми, океан, не пугай..." по стихам А. Грина, позже - песни на стихи Б. Корнилова ("В Нижнем Новгороде с откоса..."), В. Инбер ("Цыганский романс", "Месяц потерял свой блеск в тумане...").
В 1940 году после окончания школы поступает в Московский архитектурный институт.
...Миша, заканчивая школу, еще не знал, чем будет заниматься. Здесь, думаю, был не только страх не поступить в Репинку, но также и все его другие увлечения - стихи, литература вообще, музыка. Он уже начинал писать песни - сначала на чужие стихи, в том числе и на стихи А. Грина _ "Нe шуми, океан, не пугай...".
А потом приехала в Москву по делам литнаследства Нина Николаевна Грин. Клавдия Борисовна Сурикова, мать Наташи Суриковой [одноклассницы М. Анчарова], работающая в Литературном музее, познакомила с ней Мишу. Он пел песни у Суриковых дома, Нина Николаевна очень была растрогана и, вернувшись домой, прислала всем по томику А. Грина с дарственными надписями.
Ребята всю зиму обсуждали, как летом они поедут отдыхать в Старый Крым - последнее пристанище Грина. А следующее лето было в 1941 году...
Из дневника И. Л. Анчарова
1941
В июле уходит из института и вместе с Юрием Ракино, соучеником по изостудии, подает заявление в райвоенкомат с просьбой зачислить добровольцем на:фронт. По направлению райвоенкомата сдает экзамены и поступает в Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯКА).
...Мы вместе с Ракино писали заявление на имя Ворошилова, мы были из разных военкоматов. Мы очень с ним дружили... еще по школе. Он на год позднее меня кончал, хотя был старше на год. Поэтому я год учился в архитектурном. А когда началась война, он попадал под призыв сразу, а я ушел из архитектурного. Мы написали письмо с просьбой объединить нас в одном военкомате. И мы проходили вместе комиссию. Летчиками хотели стать. Ну вот, он подошел, а я - нет. А когда я получил из своего военкомата повестку, а он из своего, то оказалось, что нас разнесло...
Из интервью с М. Л. Анчаровым
1941
Женитьба на Наталье Суриковой.
...Учились мы в одном классе, в школе № 425, находившейся напротив Мышиного дома на Большой Семеновской.
Первой нашей учительницей была Корнеева Нина Васильевна, которая вела нас до четвертого класса, одновременно сама училась в педагогическом институте, а затем преподавала русский язык и литературу уже до десятого класса.
Миша очень любил стихи, очень много читал, но учился плоховато. Математику, физику не воспринимал совсем. Сочинения писал на один лист, не больше.
Мишина с Наташей дружба (как тогда говорили) началась с четвертого класса.
Миша занимал первую парту, она - последнюю. Все уроки он сидел ,повернувшись спиной к учителям, чем безумно их раздражал, и смотрел на нее неотрывно. Учитель сделает ему замечание, он отвернется на минуту, а потом опять в ту же позу... Многие учителя его не любили еще и за то, что он задавал слишком много вопросов и сам же на них отвечал.
В девятых - десятых классах школы был организован драмкружок, который вел тогда еще совсем молодой актер театра им. Ермоловой Иван Иванович Соловьев. Наташа с Мишей участвовали в спектаклях, а вся школа говорила об их отношениях. Миша не подпускал мальчишек к ней, но дрался не часто и при этом резко бледнел.
Поженились они, когда фашисты подступали к Москве. В то время он был уже военным и отправил своего младшего брата Илью, свою маму, Наташу и ее маму в эвакуацию на Алтай.
Записано со слов одноклассников по школе № 425
В конце октября ВИИЯКА переводят в Узбекистан, в г. Фергану. Учеба на восточном факультете, изучение китайского и японского языков. Написана "Песня о моем друге - художнике" (посвящена Ю. Ракино) - первая песня на собственные стихи.
1942-1943
Летом ВИИЯКА переводят в Ставрополь-на-Волге б. Куйбышевской области (ныне г. Тольятти). Здесь написаны "Прощание с Москвой", "Пыхом клубит пар пароход-малец...", "Куранты", "Быстро-быстро донельзя..." (последняя, позже названная "Прощальная дальневосточная" - по стихам В. Инбер).
1944-1946
Продолжение учебы в Москве. Написаны песни "Русалочка", "Паровозы гудят на далеких путях..." на стихи В. Туркина.
По окончании ВИИЯКА летом 1945 года направлен в Маньчжурию, где принимает участие в военных действиях, связанных с освобождением Китая от японских оккупантов. Написаны "Письмо", "Тоска", "Вторая песенка о моем друге", "Баллада о мечтах", "Сентиментальный вальс". Месячный отпуск в Москве (1946). В конце июля возвращается на Дальний Восток. В декабре откомандирован в Москву.
1947
Демобилизация из армии. Жизнь на случайные заработки.
Рождение дочери Елены.
Дочь Елена(рисунок Анчарова)
С дочерью
Демобилизовался я осенью сорок седьмого года. Не отпускали, а я просто смертельно хотел учиться живописи. По ночам краски снились, стонал... Я там на работе портреты всех сослуживцев сделал, но, к сожалению, в институт их представить не мог, потому что физиономии сослуживцев были не для показа.
Но именно эти работы всё решили, когда встал вопрос отпускать меня или нет. Я зашел к начальству в огромный кабинет и увидел, что эти работы лежат на полу, а через них "журавлями" ходит всякое военное и гражданское начальство и какие-то художники, очевидно местные. Я сапоги надраил, стою ни жив ни мертв. Главный мне говорит: "Ведь подохнешь с голоду на гражданке-то...". "Никак нет", - отвечаю. Ну, ладно, отпустили...
Из интервью М. Л. Анчарова
1948
Поступает по конкурсу на живописное отделение ВГИКа. Знакомство с Т.И. Сельвинской, студенткой МГХИ, изменяет планы: после месяца учебы во ВГИКе переходит в Московский государственный художественный институт им. Сурикова на факультет живописи.
1949
Развод с Н. Суриковой.
1950-1954
Вступает в ряды КПСС (1950). Учеба в МГХИ им. Сурикова (окончание - 1954). Летняя практика в г. Владимире. Задумана и написана пьеса о Леонардо да Винчи, позднее включенная в роман "Дорога через хаос".
Женитьба на Джое Афиногеновой (1953). Новый адрес - Лаврушинский переулок, 17.
Джоя Афиногенова
1955-1957
Начало нового этапа песенного творчества. Написаны "Песенка про психа...", "Кап-кап", "Песня про низкорослого человека...". Учеба на курсах киносценаристов. Совместно с С. Вонсевером написан и в журнале "Искусство кино" (1956. № 6) опубликован литературный сценарий "Баллада о счастливой любви". 8 октября 1956 принят на работу референтом-сценаристом в сценарную мастерскую при Сценарной студии Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР. В октябре 1957 пьеса "Соловьиная дорога" представлена на Всероссийский конкурс пьес. Киноценарий "Солнечный круг" рекомендован к постановке на студии "Арменфильм" в Ереване.
1958-1961
1958 - учеба на курсах киносценаристов. Кинофильм по сценарию "Солнечный круг" не состоялся. Автор отказался от переработки первоначального сценария, почти полностью измененного режиссером фильма. Исполняет свои песни в квартирах друзей и знакомых. Жизнь на случайные заработки.
19 июня 1959
Кончина матери – Е. И. Анчаровой.
Август 1961
Журнал "Советский экран" (1961, № 15) публикует рецензию М. Анчарова на экранизацию повести А. Грина "Алые паруса".
1962-1963
В соавторстве с В. Аксеновым и А. Зархи создан сценарий художественного кинофильма "Мой младший брат". Написаны "Песенка про цыгана-конокрада", "Одуванчики", "Песня про деда-игрушечника с Благуши", "Песня об истине", "Баллада об относительности возраста", "МАЗ" и другие песни (более 20). Первые публичные выступления со своими песнями и первые любительские записи их на магнитофон. Из сохранившихся фонограмм этого периода – запись, сделанная дома у Анчаровых в Лаврушенском, 17 литературоведом Л. А. Шиловым и домашняя запись в квартире у журналиста А. А. Аграновского, с участием А. А. Галича. 1963 - Разрыв отношений с Д. А. Афиногеновой.
В соавторстве с Ю. Вышинским и Д. Афиногеновой создан сценарий телефильма "Апассионата". Дома у А. Аграновского в присутствии А. Галича исполняет несколько собственных песен. Магнитозапись этого вечера считается наиболее ранней из сохранившихся фонограмм М. Анчарова и А. Галича.
Джоя с Мишей бывали у нас дома несколько раз, и мы у них в Лаврут минском один раз. (Зашли после Третьяковки, куда водили детей, наших сыновей.) Быт их был неустроен. Большая неухоженная квартира, украшением которой служили несколько хороших работ маслом и акварелей, в том числе чудесный портрет Джои. Оказалось - Мишины. На наши комплименты - реплика автора: "Да ладно вам. Видно, что в Третьяковке только в буфете и были". Угощали нас едой из "Кулинарии". Вышла к столу сестра Джои, неприветливая, Мише говорила колкости. Попрекала, что забыл купить лекарства бабушке. Миша отмалчивался, Джоя сестру не останавливала. Осталось впечатление, что Миша в доме не вполне свой. Мне было его жалко, о чем я и сказала дома Толе. "Джоя тоже не излучает счастье", - заметил мой муж. Отношения наши остановились на приятельских, в дружбу не перешли. Краем услышали, что Джоя ушла от Миши к их общему другу, а Миша ушел в запой. Самое ужасное, что он оставался жить в Лаврушинском, в одной квартире с молодоженами, - просто какое-то время ему деваться было некуда. Деньги, заработанные на "Апассионате", были прожиты (хотя, кажется, фильм и премию получил), снять квартиру было не на что. Этот кусок жизни Миши из нашей жизни выпал, мы не знали, как он и где. Кто-то говорил, что он вроде бы уехал с геологами на дальний Север.
Из воспоминаний Г. Аграновской
1964
Написаны песни "Она была во всем права", "Белый туман", "Аэлита", "Белый туман", "Цыганочка", "Баллада о парашютах", "Песня о Красоте".
...Когда однажды он очнулся и увидел, что выброшен на грязный заплеванный пол пустой комнаты своей бывшей квартиры - без дома, без семьи, без денег, без работы, без перспектив, без положения, без сил, без желания работать, - и только тогда стало ясно - сейчас или никогда. Надо писать. Созрело.
Из повести "Этот синий апрель"
Первые публикации прозы: в мае журнал "Смена" печатает рассказ "Барабан на лунной дороге", в ноябре - рассказ "Венский вальс". Совместно с А. Аграновским написан сценарий к кинофильму "Незаменимые".
Звонок мужу со студии Горького. Просят написать сценарий по его очеркам о молодых ученых. "Незаменимые" - под таким названием вышла у Толи книжка, оформленная художником В. Сидуром. Толя сначала категорически отказался, у него уже был опыт - два неудачных, по его мнению, фильма. Студия настаивала... и на очередной звонок он, по его собственным словам, "дал слабину". В назначенный день я открыла дверь и увидела Анчарова с незнакомой дамой. Не успела я подумать, как он некстати, без звонка, да еще и не один, - а он представил свою спутницу, она и оказалось редактором студии, а он - тем самым сценаристом. Позже Миша рассказывал, что сам просил работу на студии, приносил наброски сценария и был отвергнут. Случайно услышал, что ведутся переговоры с Аграновским, настоял на своем участии, но поставил условие - не говорить Толе, что именно он претендует на соавторство. На вопрос, зачем темнил, сказал, что после "Апассионаты" (которая шла по телевидению) мы не позвонили, и он понял, что не понравилось. "Решился на инкогнито. Сам расскажу, что пропадаю от безденежья и уговорю хоть договор заключить, чтобы взять аванс, а там видно будет". Редакторша вскоре ушла, сославшись на занятость.
Я занялась обедом, думая про себя, как плохо выглядит Миша, - худой, сутулый, бледный, одет неряшливо, сорочка не первой свежести, брюки мятые... И тут услышала из кабинета гитарный перебор и голос Миши.
Из воспоминаний Г. Аграновской
Из сохранившихся фонограмм этого периода - магнитозапись в ноябре у М. Дубровина. Присутствуют и исполняют свои песни также В. Высоцкий, Е. Клячкин и И. Кохановский.
1965
В майском номере журнала "Москва" публикуется повесть "Золотой дождь", в августе - сентябре журнал "Юность" печатает роман "Теория невероятности" с рисунками автора. В оба произведения, как и во многие последующие, автор включает свои стихи и песни.
...Ну вот и кончили мы печатать Вашу повесть [в публикации - роман]. Должен Вам сказать, что уже в самом процессе ее выхода мы поняли: это несомненно Ваш успех. Действительно, очень романтическая, молодая и ясная получились вещь. Не предвещаю Вам больших похвал в критике. Критика сейчас гугнивая, простудная, высматривает, главным образом, за что бы автора тяпнуть побольнее. Но читательский успех, и в особенности у молодежи, как мне кажется, повесть уже имеет. Очень рад за Вас. Не забывайте нас и в дальнейшем. И, ей-богу, очень неплохи Ваши рисунки. Это редкий симбиоз, когда автор и художник - одно и то же лицо, - причем преуспевающее и дополняющее себя в обоих жанрах...
Из письма главного редактора "Юности" Б. Полевого
Публичные выступления с исполнением своих песен. Написана и в альманахе "Фантастика-65" опубликована фантастическая повесть "Сода-солнце". Из сохранившихся фонограмм - магнитозаписи у В. К. Сидорина, И. Шмидт и М. Львовского. Написана "Баллада о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте".
1966
В январе газета "Неделя" публикует запись беседы "за круглым столом", в которой участвовали М. Анчаров, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким и Л. Иванова. Написан сценарный вариант романа "Теория невероятности", по которому в Московском театре им. Ермоловой доставлен спектакль. Работа над повестью "Этот синий апрель". На сохранившихся фонограммах этого периода исполняет "Песню про радость", "Большую апрельскую балладу", "Антимещанскую песню", которые, по комментарию автора, должны составить задуманную им поэму о двадцатом веке. Выступление (5 апреля 1966) вместе с другими поющими авторами в концерте "Так рождается песня" в Политехническом музее. В издательстве "Молодая гвардия" выходит первая книга М. Анчарова "Теория невероятности". Она включает одноименный роман и повесть "Золотой дождь". По сценарию М. Анчарова и А. Аграновского на студии «Беларусьфильм» снят кинофильм «Иду искать». 27 декабря 1966 принят в Союз писателей СССР.
10 мая 1966
Кончина Д. А. Афиногеновой.
1967
В майском номере журнала "Москва" публикуется повесть "Этот синий апрель". Упоминаемая в главе 5 картина "Спор о красоте" на самом деле называется "Спор об искусстве", принадлежит кисти советского "официального" художника Василия Николаевича Яковлева (1893-1953), и в настоящее время находится в Русском музее. Некоторые современные критики оценивают ее, как "грандиозную пародию на советские сюжеты", предвосхитившую соцарт.
Из сохранившихся фонограмм - магнитозапись на квартире у Ф. Россельса, а также запись публичного выступления (апрель) в ленинградском клубе "Восток" при ДК работников пищевой промышленности.
1968
В издательстве "Молодая гвардия" печатается фантастическая трилогия "Сода-солнце", содержащая, кроме одноименной, повести "Голубая жилка Афродиты" и "Поводырь крокодила". "Золотой дождь" переведен на чешский язык и напечатан в Праге, "Теория невероятности" по-румынски и по-болгарски печатаются соответственно в Бухаресте и Пловдиве. Из сохранившихся фонограмм - магнитозапись 22 декабря на квартире В. Сачковского.
В издательстве "Советская Россия" отдельной книгой выходит повесть "Этот синий апрель" с оформлением и иллюстрациями автора. Из сохранившихся фонограмм - магнитозапись 29 марта дома у Д. Соколова, выполненная М. Крыжановским.
9 декабря 1968
Кончина отца – Л. М. Анчарова.
18 декабря 1968
Выступление в ленинградском клубе «Восток».
1969
Переезд в кооперативную квартиру на улицу Чехова, 22/19.
...Звонил Миша все реже и реже. Как-то попросился в гости: "Приду не один. Это смотрины. Требуется ваше мнение". И привел Марину. Очень она нам приглянулась. Молодая, высокая, тоненькая блондинка с правильными чертами лица. Видно было - Мишу обожает. Бывали мы у них в гостях несколько раз в новой квартире, на углу улицы Чехова и Садовой. Это уже был дом, семейный, ухоженный женской рукой. И на стене висел портрет Марины, Мишина работа, красивый и похожий на хозяйку. Невольно вспомнила я тот его давнишний семейный уклад в доме Джои. Ничто не совпадало, кроме портретов, писанных Мишей с этих, таких разных, женщин. И еда была домашняя, с пирогами и соленьями. Я еще тогда обратила внимание, в тот первый визит, на магазин "Кулинария" на первом этаже их дома и подумала - опять Мишу из "Кулинарии" кормят. И ошиблась.
29 марта 1969 - разрыв отношений с М. К. Пичугиной. Женитьба на Н. Г. Поповой (май 1969).
Из воспоминаний Г. Аграновской
1970
Публикации в периодических изданиях и сборниках. В их числе рассказы "Лысый бугор" ("Неделя" №18) и "Город под водой" («Моск. комсомолец», 18 декабря). Написана "Песня о России".
1971
Совместно с Б. Равенских по произведениям Н. Островского написана пьеса "Драматическая песня". Одноименный спектакль поставлен в Московском театре им. А. С. Пушкина. В соавторстве с А. Саранцевым закончена работа над пьесой "Слово о полку" (постановка не осуществлена), идет работа над многосерийным телеспектаклем "День за днем" (премьера 9 декабря 1971, реж. В. Шиловский, Л. Ишимбаева), для которого созданы песни "Стою на полустаночке...", "Я ночью шла по улице..." и другие. Музыка к этим песням написана И. Катаевым. Публикуются рассказы в "Литературной газете" и "Неделе".
1972-1975
На экран ЦТ выходит вторая часть телеспектакля "День за днем" (декабрь 1972).
Журнал "Смена" публикует рассказ "Корабль с крыльями из тополиного пуха" (1973. № 13), журнал "Памир" - рассказ "Грузовик" (1974. № 3).
Женитьба на Ирине Биктеевой (1975).
1976
Написан сценарий и осуществлена постановка на ЦТ телефильма "В одном микрорайоне". Издательство "Прогресс" опубликовало фантастическую трилогию "Сода-солнце" на немецком языке. Написаны стихи для вокального цикла "Комсомольцы" (композитор И. Катаев).
1977-1978
Опубликован рассказ «Другая сторона шоссе» (Сов. экран, 1977, №5). Совместно с В. Ганелиным и Г. Спектором создано либретто для оперы "Рыжая лгунья и солдат". Опера поставлена на сцене Московского камерного музыкального театра (май 1977). В журнале "Студенческий меридиан" публикуется повесть "Страстной бульвар" (1978. №1). Закончена работа над сценарием телефильма "Москва. Чистые пруды" (премьера на ЦТ - февр. 1979, реж. В. Турбин).
1979-1983
В журнале "Студенческий меридиан" публикуются роман "Дорога через хаос" и повесть "Прыгай, старик, прыгай!", в "Новом мире" - роман "Самшитовый лес" (1979). Из сохранившихся фонограмм - магнитозапись у себя дома, единственная, где автор исполняет песни "Детский плыл кораблик...", "Манюня", "Вова с пикапа "Связь"" (1980) и запись одного из последних публичных выступлений - в ДК "Металлург" (Москва, 1981). Выходит в свет сборник романов и повестей "Дорога через хаос" (1983).
Рождение сына Артема (1981).
1984-1989
Напечатана повесть «Роль» («Студенческий меридиан», 1985, № 1–2). Газета «Неделя» (1985, № 13) печатает рассказ «Цель». Журнальный вариант романа «Как птица Гаруда» печатается в «Студенческом меридиане» (1986, № 1-6).
Выходит в свет сборник романов и повестей "Приглашение на праздник" (1986). Отдельным изданием публикуется роман "Записки странствующего энтузиаста". Впервые печатаются "Песня о моем другё-художнике" ("Турист". 1987. № 5), "Песня про хоккеистов" (сборник "Эстафета", 1987), "Большая апрельская баллада" (сборник "Ты и твоя песня", 1987), "Баллада о танке Т-34..." (Неделя. 1988. № 24).
В периодических изданиях напечатаны рассказы "Цель" и "Лошадь на морозе", повести "Роль", "Козу продам" (все - 1988). Журналы "Собеседник" и "Студенческий меридиан", газеты "Комсомольская правда" и "Литературная газета" и другие печатают статьи и интервью М. Анчарова. На основе магнитозаписей из фонотеки М. Крыжановского фирма "Мелодия" выпускает первую авторскую грампластинку "На краю городском... на холодном ветру" (1989). В журнале "Советская библиография" (1989 № 3) помещена подборка материалов, включающая значительный библиографический указатель публикаций М. Анчарова.
1990
Скончался 11 июля. Урна с прахом захоронена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
Замечательный бард, просто замечательный. Любила в молодости, люблю и поныне.Светлая ему память...
В.Высоцкий и М.Анчаров в Политехническом 05.04.66
(фото Марка Никонова)
А.Фадеев, М.Анчаров и Е.Клячкин (07.11.64, Ленинград)
Брат Илья
Все фотографии в свободном доступе в Сети
Спасибо хранящим память о замечательном Михаиле Анчарове.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА....
Она была во всём права -
И даже в том, что сделала.
А он сидел, дышал едва,
И были губы белые.
И были чёрные глаза,
И были руки синие.
И были чёрные глаза
Пустынными пустынями.
Пустынный двор жестоких лет,
Пустырь, фонарь и улица.
И переулок, как скелет,
И дом подъездом жмурится.
И музыка её шагов
Схлестнулась с подворотнею,
И музыка её шагов -
Таблеткой приворотною.
И стала пятаком луна,
Подруга полумесяца,
Когда потом ушла она,
А он решил повеситься.
И шантажом гремела ночь,
Улыбочкой приправленным.
И шантажом гремела ночь,
И пустырём отравленным.
И лестью падала трава,
И местью стала выросшей.
И ото всех его бравад
Остался лишь пупырышек.
Сезон прошёл, прошёл другой -
И снова снег на паперти.
Сезон прошёл, прошёл другой -
Звенит бубенчик капелькой.
И заоконная метель,
И лампа - жёлтой дынею.
А он всё пел, всё пел, всё пел,
Наказанный гордынею.
Наказан скупость своей,
Устал себя оправдывать.
Наказан скупостью своей
И страхом перед правдою.
Устал считать улыбку злом,
А доброту - смущением.
Устал считать себя козлом
Любого отпущения.
Двенадцать падает. Пора!
Дорога в темень шастает.
Двенадцать падает.
Пора!
Забудь меня,
глазастого!)))
А у Высоцкого-дружеская пародия,или-ПосвЯщение Анчарову
Она на двор,он -со двора))
Я сижу, боюсь пошевелиться...
На мою несмятую кровать
Вдохновенья радужная птица
Опустилась крошки поклевать.
Не грусти, подруга, обо мне ты.
Видишь, там, в космической пыли
До Луны, до голубой планеты
От Земли уходят корабли.
Надо мной сиреневые зори,
Подо мной планеты чудеса.
Звёздный ветер в ледяном просторе
Надувает счастья паруса.
Я сижу, боюсь пошевелиться...
День и ночь смешались пополам.
Ночь уносит сказки-небылицы
К золотым
московским
куполам.
Жизнь как песня
И все-таки самым известным видом творчества Анчарова являются песни, они были чрезвычайно популярны в советское время, но немного потеряли известность после перестройки.
Он считается основоположником жанра бардовской песни в СССР.
Многие песни Михаила Анчарова звучат до сих пор.
Самыми известными являются: «Куранты», «Прощальная дальневосточная», «Кап-кап», «Песенка про психа», «Одуванчики», «Она была во всем права» и многие другие.
Всего он написал около ста песен.
В. Высоцкий считал его своим учителем.
Песня «Стою на полустаночке» сегодня воспринимается как абсолютно народное творчество, хотя автором ее текста был М. Анчаров.
Именно концерты с исполнением своих песен во многие периоды жизни были основным заработком автора, они помогали ему выживать, так как другой постоянной работы у него практически никогда не было.
С женой Ириной и сыном Артемом-1 (фото Владимир Аверьянов, март 1988)
С сыном Артемом (фото Сергея Юрьева)
На даче в Валентиновке
Светлая память Михаилу Леонидовичу Анчарову.....
Михаил Анчаров-ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
Час потехи
Парень ужинает — пора.
В подоконник стучат капели.
За окном орет детвора
То, что мы доорать не успели.
То, что намертво — за года,
То, что в пролежнях на постели,
То, что на зиму загадать
Собирались — но опустели.
Золотые следы — в забор,
Кирпичи нам весну пророчат.
Дни мигают, и на подбор
Ночи делаются короче.
Смирных шорохов череда
Золотою стрелой прошита.
Век оттаивает… Ни черта!
Все сугробы разворошит он.
Снова писк воробьев. Салют
Снова залпы в сосульки мечет.
Ни о чем снега не молю —
Поиграемся в чет и нечет.
Пусть нам вьюга лица сечет —
Плюнем скуке в лицо коровье.
Не горюй, что не вышел счет,
Не сошелся — и на здоровье!
Слышь, опять воробьи кричат,
Мир опять в большеротом смехе,
Делу — время, потехе — час.
Я приветствую час потехи!
Как совпало! Только вчера слушала свои записи! А мне вот это исполнение очень нравится, на стихи Михаила Анчарова:
Это ведь тоже Анчаров:
Про любимого Александра Грина:
Спасибо, ajeka, Tatiana и всем кто откликнулся. Мне действительно открыли Анчарова. Пойду, поищу его произведения. Люблю общение, которое обогащает. Спасибо!
Анна, благодаря Вам я снова вернулась к этой заявке, слушала Анчарова из сети. Вот что обнаружила на YouTube:
Спасибо Андрею Олеговичу за эту страницу, и всем участникам тоже спасибо!
Сорок первый
Но не в том смысле сорок первый, что сорок первый год, а в том, что сорок медведей убивает охотник, а сорок первый медведь — охотника… Есть такая сибирская легенда.
Я сказал одному прохожему
С папироской «Казбек» во рту,
На вареник лицом похожему
И с глазами, как злая ртуть.
Я сказал ему: «На окраине
Где-то, в городе, по пути,
Сердце девичье ждет хозяина.
Как дорогу к нему найти?»
Посмотрев на меня презрительно
И сквозь зубы цедя слова,
Он сказал:
«Слушай, парень, не приставай к прохожему,
а то недолго и за милиционером сбегать».
И ушел он походкой гордою,
От величья глаза мутны.
Уродись я с такой мордою.
Я б надел на нее штаны.
Над Москвою закат сутулится,
Ночь на звездах скрипит давно.
Жили мы на щербатых улицах,
Но весь мир был у наших ног.
Не унять нам ночами дрожь никак.
И у книг подсмотрев концы,
Мы по жизни брели — безбожники,
Мушкетеры и сорванцы.
В каждом жил с ветерком повенчанный
Непоседливый человек.
Нас без слез покидали женщины,
А забыть не могли вовек.
Но в тебе совсем на иной мотив
Тишина фитилек горит.
Черти водятся в тихом омуте —
Так пословица говорит.
Не хочу я ночами тесными
Задыхаться и рвать крючок.
Не хочу, чтобы ты за песни мне
В шапку бросила пятачок.
Я засыпан людской порошею,
Я мечусь из краев в края.
Эй, смотри,
пропаду,
хорошая,
Недогадливая
моя!
Михаил Анчаров-Песня о радости.....
Вл.Бережков-немножко" пародия" на Анчарова))))
Детский плыл кораблик
По синей реке,
Плыли дирижабли
По синей реке.
По зелёной, зеленой,
Зеленой траве
Пулями прострелянный,
Шел двадцатый век.
Наши отступают —
Небеса горят.
Наши наступают —
Небеса горят.
Наши вдаль уходят —
Небеса горят.
Молодость уходит —
Небеса горят.
Небо, мое небо,
Синяя вода.
Корабли уплыли
В небо навсегда.
С той поры я не был
У синей воды.
Небо,
мое небо,
Зеркало
беды.........
АНТИМЕЩАНСКАЯ ПЕСНЯ-Евг.Останин(Мих.Анчаров)
Рынок
Пляшет девочка на рынке
От морозной маеты.
Пляшут души, пляшут крынки,
Парафиновые цветы.
Пляшешь ты в косынке тонкой,
Современная до пят.
О тебе, тебе, девчонка,
Репродукторы скрипят.
Сапогами снег погублен.
Танцу тесно — не беда.
Словно масленые губы,
Улыбается еда.
В этом масленичном гаме,
В этом рыночном раю
Все поэмы, мелодрамы
Ждут поэтику свою.
Ждут мороженые туши,
Крыш стеклянные верха.
Все здесь есть (развесьте уши):
От науки до стиха,
От Энштейна — до пропойцы,
От Ван Гога — до тазов.
Вы попробуйте пропойте —
Без ликбеза, без азов.
Созерцательные ритмы —
Им на рынке тяжело.
Созерцательные рифмы —
Их тут смехом замело,
Им в толпе отдавят тропы.
И, что там ни говори,
Циклотроны, изотопы —
Это тоже буквари.
Здесь сложнее: в этом танце
Нету скидок и постов.
Покупают иностранцы
Белокаменных котов.
Сытость в снеге, сытость в смехе,
В апельсинной кожуре.
Сытость в снеге, сытость в смехе…
Только б мозг не зажирел.
Мелькнула жизнь-и нет ее......
ТИХО КАПАЕТ ВОДА-КАП...КАП....
С сыном Артемом (фото А. Костромина, 27 марта 1989
Но память благодарных потомков останется, и это-НАДОЛГО....
Ниша в колумбарии Донского кладбища.....
Отреставрировала старый пост, добавила иллюстрации и песни-ПАМЯТИ МИХАИЛА АНЧАРОВА
Вспоминайте и наши ушедшие годы юности нашей с Михаилом Анчаровым и другими замечательными бардами ,уважаемые посетители сайта-они были добрыми и светлыми.
Большая апрельская баллада
Послевоенному поколению.....
Пустыри на рассвете,
Пустыри, пустыри,
Снова ласковый ветер,
Как школьник.
Ты послушай, весна,
Этот медленный ритм,
Уходить – это вовсе
Не больно.
Это только смешно –
Уходить на заре,
Когда пляшет судьба
На асфальте,
И зелень деревьев,
И на каждом дворе
Весна разминает
Пальцы.
И поднимет весна
Марсианскую лапу.
Крик ночных тормозов –
Это крик лебедей,
Это синий апрель
Потихоньку заплакал,
Наблюдая апрельские шутки
Людей.
Наш рассвет был попозже,
Чем звон бубенцов,
И пораньше,
Чем пламя ракеты.
Мы не племя детей
И не племя отцов,
Мы цветы
Середины столетья.
Мы цвели на растоптанных
Площадях,
Пили ржавую воду
Из кранов,
Что имели – дарили,
Себя не щадя,
Мы не поздно пришли
И не рано.
Мешок за плечами,
Папиросный дымок
И гитары
Особой настройки.
Мы почти не встречали
Целых домов –
Мы руины встречали
И стройки.
Нас ласкала в пути
Ледяная земля,
Но мы, забывая
Про годы,
Проползали на брюхе
По минным полям,
Для весны прорубая
Проходы...
Мы ломали бетон
И кричали стихи,
И скрывали
Боль от ушибов.
Мы прощали со стоном
Чужие грехи,
А себе не прощали
Ошибок.
Дожидались рассвета
У милых дверей
И лепили богов
Из гипса.
Мы – сапёры столетья!
Слышишь взрыв на заре?
Это кто-то из наших
Ошибся...
Это залпы черемух
И залпы мортир.
Это лупит апрель
По кюветам.
Это зов богородиц,
Это бремя квартир,
Это ветер листает
Газету.
Небо в землю упало.
Большая вода
Отмывает пятна
Несчастья.
На развалинах старых
Цветут города –
Непорочные,
Словно зачатье.....
Михаил Анчаров
Танюша, дополню твою интересную информацию и песни полным альбомом Михаила Анчарова. Думаю, не страшно, если некоторые песни будут повторяться.
Анчаров Михаил - Из серии 'Российские барды' (2000) 320 kbps
Трэклист:
01 - Песня об органисте
02 - МАЗ
03 - Воскресная застольная (вальс)
04 - Цыганочка
05 - Песня о психе
06 - Белый туман
07 - Рынок
08 - Кап-кап
09 - Мещанский вальс
10 - Зерцало вод
11 - Пыхом клубит пар пароход-малец
12 - Прощание с Москвой
13 - Баллада о парашютах
14 - Песенка о низкорослом человеке
15 - Баллада о мечтах
16 - Песенка про деда-игрушечника на Благуше
17 - Любовницы
18 - Баллада об относительности возраста
19 - Баллада о красоте
20 - Песня о России
21 - Песня об Истине
22 - Король велосипеда
23 - Антимещанская
24 - Большая апрельская баллада
25 - Цыган Маша
26 - Аэлита
27 - Про цыгана-конокрада
28 - Песня про радость
29 - Песня про танк Т-34
30 - Песня про циркача
На диске не указано, что песни "Пыхом клубит пар пароход-малец", "Прощание с Москвой", "Баллада о парашютах", "Песенка о низкорослом человеке...", "Баллада о мечтах", "Баллада об относительности возраста", "Баллада о красоте", "Антимещанская" исполняет А. Костромин. Песню "Любовницы" - И. Имамалиев, а "Песня о России", "Песня об истине", "Король велосипеда", "Большая апрельская баллада" записаны в исполнении Д. Дихтера. (комментарий-дополнение с трекера)
Старенькая запись у бывшего мужа Майи Кристалинской
Запись у А. Арканова 04.02.1964
Ну и качество соответствующее
Очень хороший пост. И от меня искренняя благодарность всем участникам!!!!!!
ВОСТОРГ!!!!!
Ну какие же вы МОЛОДЦЫ,наша Старая Гвардия Завалинки
Людмилка, Валера,Витя-как же мне приятно!
У меня были только разрозненные песни Анчарова-а тут...Альбом!Другие исполнения-спасибище,дорогие!!!
Очень-очень вам благодарна за ТАКОЙ подарок Памяти замечательного барда!
СПАСИБО!!!
Анчаров...кто с юности любит и почитает этого незаурядного человека-тот о нем не забудет!
И еще раз-С Днем Рождения!
И еще немного Анчарова-маленький подарок))
КОНЦЕРТ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ-
ВОЗВРАЩАЕТСЯ ВЕТЕР
(Песни Михаила Анчарова)
Александр ГОРОДНИЦКИЙ поет МАЗы Анчарова ))
ПАМЯТИ Михаила Леонидовича Анчарова
https://tunnel.ru/post-on-nashjol-sebe-slovo-pamyati-mikhaila-ancharova-sovetskogo-dramaturga
Баллада о парашютах.......
Михаил Анчаров
Исполняет автор.
"Парашюты рванулись и приняли вес, земля колыхнулась едва,
а внизу дивизии "Эдельвейс" и "Мертвая голова"...
Виктор,нет тебя уже с нами-так рано ты ушел....кто знал, что придет эта напасть-КОВИД(и все его сопутствующие).....
Спасибо тебе, Виктор.
Мы Тебя Будем Помнить....
Спасибо тебе за любовь к творчеству Анчарова,который "сражался и жил,как умел".........
Есть книга хорошая о творчестве и жизни М.Анчарова
Это жизнеописание одного человека, первая подробная биобиблиография Михаила Анчарова, деятеля многих родов искусства.
Но фактически – дневник эпохи, а потому воистину исследование. Может быть, не сугубо историческое – скорее, культурологическое.
Соавторы Ревич и Юровский суммировали все известное об Анчарове. В книге – 600 страниц, не считая вкладки с цветными иллюстрациями!
Книга об Анчарове тождественна изданиям серии "ЖЗЛ", в которой до сих пор почему-то не нашлось места фигуре Михаила Леонидовича – но теперь, возможно, и это случится.
Хотя благодаря добросовестному труду "Михаил Анчаров. Писатель, бард, художник, драматург" в его личной, творческой и общественной биографии почти не осталось "белых пятен". Что и было одной из задач авторов.
Второй – устранить несправедливое положение вещей, когда о человеке, внесшем большой вклад сразу в несколько родов искусства, едва ли не подзабыли.
1970-М.А.
"Одухотворение" неодушевленных предметов.
Сравним стихотворение Анчарова "Баллада о танке "Т-34":
"Впереди колонн
Я летел в боях,
Я сам нащупывал цель,
Я железный слон,
И ярость моя
Глядит в смотровую щель", -
и знаменитую песню Владимира Высоцкого:
"Я – Як-истребитель. Мотор мой звенит.
Небо – моя обитель.
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он истребитель".
Михаилу Анчарову принадлежит, возможно, первое в советском искусстве упоминание штрафных батальонов с сочувственным и уважительным отношением к их бойцам.
Речь о его военной балладе "Цыган Маша", где бывший уголовник с женским прозвищем, житель Благуши, родного для Анчарова московского района, гибнет как герой на передовом рубеже боя с фашистами.
ЦЫГАН МАША-читает Павел Беседин
Вспомнив, что у Высоцкого тоже была песня "Штрафные батальоны", можно говорить о творческом влиянии на него Анчарова как старшего товарища.
Да и остальные барды, чья звезда взошла в 1960-е – Александр Городницкий, Юрий Визбор, Евгений Клячкин – смотрели на Михаила Леонидовича с почтением, ждали от него одобрения их ранним песенно-поэтическим опытам.
Картина М. Анчарова "После войны", начало 1950-х годов.
Михаил Анчаров с орденом Красной звезды.