Александр Рубинин - НАШ БРАССЕНС: К 95-летию Жоржа Брассенса
Жорж Брассенс - исключительное явление в мировой поэзии ХХ века!
Он родился на юге Франции в старинном городке Сет - лангедокской Венеции, в том краю, где - после краха Римской империи, вновь возродилась европейская поэзия - поэзия провансальских трубадуров.
Этот южанин - сын итальянки и местного каменщика (масона) – французского каталонца - стал парижанином во время Второй Мировой войны. Его артистическая карьера началась в 1952 году и сразу же его песни завоевали весь франкоязычный мир. На фоне современной ему эстрадной музыки, исполняемой на концертах, на радио, телевидении и в кабаре, Брассенс отличался всем: и внешним видом, и манерой, и тем, что не нуждался в оркестре.
Но конечно же прежде всего текстами своих песен.
Надо сказать, что во Франции песня всегда на первое место ставила слово и смысл.
И до Брассенса многие поэты песенники занимали достойное место в истории французской литературы.
Анархист и «сокрушитель устойчивых общественных мифов: лицемерной морали, национального чванства, милитаризма, лже-патриотизма, враг любого насилия над человеком, нетерпимости к инакомыслию, идейного фанатизма» (Р. Бобров) - буквально влюбил в себя все слои и классы французского общества от высоколобых интеллектуалов до деклассированных элементов, из среды которых большинство героев его песен. И весь этот «честной народ» был удостоен чести внимать блистательно написанным стихам, положенным на внешне простую, но элегантную мелодию. Дополнительным фактором его популярности была возможность исполнять эти песни в дружеской компании, если кто-то мало-мальски играл на гитаре.
Брассенс создал свой собственный мир, довольно густо населённый персонажами, чаще всего смешными и нелепыми,которые на протяжении сорока лет его творческой работы, будут возникать всё снова и снова, как раскрашенные фигурки на карусели.
Его герои становятся по этому нам ещё более ещё более близкими и симпатичными, как если бы мы время от времени встречались со старыми знакомыми.
Отчасти его персонажи напоминают Шарло, так во Франции его детства называли экранного героя Чарли Чаплина. Неунывающий, рассудительный бродяга - таков и основной лирический герой Брассенса. Пусть голодный, жалкий и оборванный, он никогда не теряет человеческого достоинства, не теряет веры в людей, снисходителен к их слабостям, а иногда и к порокам. Вот почему, даже, несмотря на весьма язвительную критику общественных институтов, и высмеивание национальных идеалов, Брассенс не нажил себе врагов.
С чего бы это негодовать на выпады какого-то бомжа? Тем более, что через несколько оборотом карусели, тот, кому прежде попадало по первое число, представал в самом лучшем свете.
Песни Брассенса довольно чётко можно разделить на несколько циклов, хотя на его дисках они прихотливо перемежаются.
Первый - стилизованные под народные песенки пасторали такие как: "Башмаки Елены", "Пастушка Марго", "Охота на бабочек", "Кларетта и муравей" и т.д.
Второй - песни, условно говоря, городского дна: "По неверной дорожке", "Исповедь сутенёра", "Бесчестная конкуренция", "Девчонка за сто су", "Плач по девам радости".
Третий - также городской фольклор со смешными анекдотами из мелкобуржуазной среды.
Четвёртый - комические сценки об адюльтере: "Рогоносец", "В тени мужей", "Изменница", "Мужеугодник"…
Пятый - весьма широкий: это тема Смерти во всех её ипостасях. Увы, этого высокого, широкоплечего, на вид такого крепкого и здорового человека, Курносая встретила спустя несколько дней после его шестидесятилетнего юбилея…
Шестой и, пожалуй, самый обширный - автопортрет. Собственно, каждая его песня - настоящий яркий автопортрет, будь это даже простодушный Дуб-великан. Почти во всех своих произведениях автор ведёт речь от первого лица и через своих лирических героев высказывает собственные суждения и размышления, однако сквозь шутливую или ироническую маску во многих явно просвечивает именно его и физический, и психологический портрет: "Порнограф", "Медные трубы", "Просьба похоронить на пляже в Сете", "Стансы домушнику", "Рикошеты" и даже "Андропауза".
И в герое его первой песни «Скверная репутация», и в «Песне для овернца», или даже в «Сорняке» мы находим черты его личности.
Еще существует десятка два песен на стихи французских поэтов – классиков (Ламартина, Гюго, Верлена) и современников Брассенса. И в этом еще одно свидетельство его тонкого вкуса и огромной начитанности. Он буквально вывел из забвения тонкого лирика Антуана Поля и анархиста Жана Ришпена. Одна из первых его песен «Баллада о Дамах былых времён» была создана на стихи Франсуа Вийона. Позднее его самого назовут Вийоном ХХ века.
И ещё одно личное впечатление - и в Москве, и в самой Франции при встречах с французами, стоило лишь произнести имя Брассенса, как эти суховатые и порой чопорные люди буквально расцветали. А какие незабываемые встречи происходили во время двух моих поездок с московским хором… имени Жоржа Брассенса!
Позднее я побывал и в Париже и совершил паломничество в тупичок Флоримон, где он прожил у Жанны и Марселя Планш 22 года. Тесный дворик с калиткой, маленький двухэтажный домик, как бы сошедший с картины Утрилло. Во время организованного мною тура по Франции я настоял, чтобы по пути в Каркассон, мы обязательно сделали остановку в Сете и искупался в Лионском заливе на пляже, воспетом им в своём завещании…
Лет 5 назад я выложил его здесь: