Александра Пахмутова ~ (2019) VA - Главное, ребята (Песни Александры Пахмутовой)
Лейбл: Мелодия MEL LP 0085
Формат: Vinil, LP, Stereo, 33 ⅓, Album, Compilation
Год записи: 1966, 1971, 1974, 1975, 1982
Год выхода: ноябрь 2019
Страна: СССР / Россия
Жанр: Pop
Стиль: Rock, Pop, Ballad
Александра Пахмутова — советский и российский композитор, пианистка, автор песен, общественный деятель.
Родилась 09 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка (ныне часть Кировского района Волгограда). В три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку.
Автор около 500 песен и музыки к фильмам. Ей принадлежат такие хиты, как «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Беловежская пуща», «До свиданья, Москва!», «Нежность», «Орлята учатся летать», «И вновь продолжается бой» и многие другие.
Мы, тоже поздравляем Великого композитора Александру Пахмутову с Юбилеем!!! Желаем ей больших творческих успехов и бодрости духа. И этот альбом выкладываю в честь её 95-летия. Всем приятного прослушивания.
Сторона A
01(А1) Главное, ребята - Лев Барашков
02(А2) Звездопад - Вокальный квартет «Аккорд»
03(А3) И вновь продолжается бой - Иосиф Кобзон
04(А4) Я не могу иначе - Валентина Толкунова
05(А5) Беловежская пуща - ВИА «Песняры», руководитель Владимир Мулявин
Сторона B
06(В1) Знаете, каким он парнем был - Юрий Гуляев
07(В2) Нежность - Майя Кристалинская
08(В3) Мелодия - Муслим Магомаев
09(В4) Надежда - Анна Герман
10(В5) Ты ко мне не вернёшься - Лев Лещенко
Александра Пахмутова о композиторской работе, о героях своих песен (1976)
«Песня может стать знаменем, а может — ножом и наркотиком», — однажды сказала Александра Пахмутова. Эта фраза, достойная стать крылатой, была произнесена человеком, который знает, о чём говорит. Дважды лауреат ордена Ленина, одна из главных фигур советской эстрадной музыки, она сочинила сотни песен; многие из них в своё время были знамёнами и до сих пор ими остаются.
Александра Пахмутова — мастер большого стиля, в рамках которого эстрадная песня превратилась в величественный жанр, по монументальности сравнимый с архитектурой советского ампира. Впрочем, такие песни-знамёна, песни-стяги писали (или пытались писать) многие. Особенная стать песен Пахмутовой была в том, что они не только цементировали, но и одухотворяли
советский эпос, показывая, что комсомольцы, космонавты, подводники и другие герои СССР живы и движимы не только чувством долга. Что у них есть сердце; и оно — не камень.
Биография Пахмутовой — такая же часть советского мифа, как и увековечившие его песни. Государство рабочих, крестьян и освобождённых женщин воспитало своего маленького Моцарта: им оказалась маленькая Аля из посёлка Бекетовка Сталинградской области, рано проявившая музыкальный талант.
В три года она начала играть на рояле, в пять — сочинила своё первое произведение: фортепианную пьесу «Петухи поют». В девять впервые выступила на публике — играла Моцарта с отцом, который увлекее музыкой, в сельском клубе на вечере, посвящённом памяти Ленина. В разгар войны, в 1943-м, Аля попадёт в знаменитую Школу для одарённых детей при Московской консерватории, а ещё через пять лет поступит в класс Виссариона Шебалина — друга Шостаковича, выдающегося педагога, у которого учились Тихон Хренников и Борис Чайковский, Эдисон Денисов и София Губайдулина. Пахмутова закончит консерваторию в год смерти Сергея Прокофьева — и Сталина. Ее наставник, оценивая первую крупную работу Пахмутовой, «Симфоническую сюиту», хвалил музыку ученицы за яркий национальный колорит, жизнерадостность, бодрый и чёткий ритм, задушевность мелодий и искусную оркестровку. Эти черты будут отличать и эстрадные песни Пахмутовой, сделанные по всем правилам композиторской науки.
Казалось, Александра Пахмутова стояла на пороге светлого симфонического будущего — однако она ушла в песенный жанр. Ушла по любви: в 1956-м аспирантка консерватории выходит замуж за поэта Николая Добронравова и вступает с ним в нерушимый творческий союз. Они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио и потому начали с песен про пионерию. Постепенно они создадут целую эстрадную энциклопедию, свой «фундаментальный лексикон», в котором советская эпоха разложена по песням — словарным статьям о людях, предметах и явлениях: от Гражданской войны до строительства ГЭС на сибирских реках, от Беловежской пущи до Ямала, от автомобиля «Москвич» до Олимпиады-80. «Для меня главная тема — современность, а мой главный герой — молодёжь», — формулировала своё творческое кредо композитор и с серьезностью документировала реальность вокруг себя, сочиняя песенные циклы о комсомольцах и моряках после совместных с мужем поездок на сибирские стройки и Северный флот.
Стремление «выразить дух современности» и блестящая академическая выучка соединялись в ученице Шебалина с поразительной чуткостью к тому, что происходило с поп-музыкой в мире. Александра Пахмутова не пропустила ни появление Тhе Веаtles, ни популярность диско, и это слышно в её песнях 70-х и 80-х. Любовь композитора к моторике и ритмическому драйву, который она отождествляла с юношеским пылом, иногда обращалась и против неё. Так, например, песня «И вновь продолжается бой», написанная на закрытие ХV съезда комсомола, не прошла худсовет с первого раза, потому что показалась цензорам «слишком сумасшедшей». Возможно, потому что её ритм, темп и энергетика восходят к рок-музыке, тогда ещё малоизвестной широкому советскому слушателю.
Лучше всего Александре Пахмутовой удалось отразить в своих песнях веяния оттепели. Работая в эстетике плакатного песенного соцреализма, она, тем не менее, с особенным вниманием относилась к человеку и стремилась дать ему голос, что было приметой прогрессивного советского искусства 1960-х. «С нас почти исторический пишут портрет, только это, друзья, суета», — как поётся в «Прощании с Братском». Этот интерес к мироощущению и внутренним переживаниям героя слышен в музыке Пахмутовой в первую очередь. Среди привычных фанфарных боевых зовов и героической патетики вдруг появляются минорные тональности и разговорное интонирование, мелодизм становится лирическим, как будто поворачивая от гимна к народной песне или городскому романсу. Ещё один новаторский приём Пахмутовой, который может выступить метафорой её творческого пути: начав песню со строгого маршевого ритма, композитор постепенно деконструирует его и превращает в вальсовый или баркарольный. Так общественное и государственное незаметно вытесняется в её музыке частными личным. Триумф сокровенного над общегражданским, а романса над гимном, свойственный лучшим песням Пахмутовой, ярче всего выражен в «Нежности» — любимой песне Юрия Гагарина, маленькой ночной серенаде советской музыки с удивительно простой мелодией, в поворотах которой, тем не менее, чудится то Бетховен, то Бриттен. «Нежность» написана от лица подруги пилота, которая ждёт его на Земле. Он летит к звёздам, видимо, по высокому государственному заданию, а она тоскует, сравнивает его с разбившимся писателем-лётчиком Экзюпери, и уже фактически оплакивает его гибель, которая случится не сегодня, так завтра. С обратной стороны взглянув накульт подвига, которым был расплющен советский человек, Пахмутова сочинила грандиозную toach song — песню об утраченной любви, которая отражает чувства поколения шестидесятников, разочаровавшихся в советской героике и идеях коммунизма. Как и во многих песнях Пахмутовой, на масштабном, тщательно выписанном оркестровом полотне «Нежности» можно найти звуковой портрет автора — это трепетная партия фортепиано, за которым, можно себе представить, сидит маленькая Аля из посёлка Бекетовка Сталинградской области.
Денис Бояринов
Композитор - Александра Пахмутова
Авторы слов: Николай Добронравов, Сергей Гребенников (А1, В2)
Вокальный дуэт Лев Полосин и Борис Кузнецов (А1)
Ансамбль советской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио, х/р Виктор Попов, Хор молодёжи и студентов п/у Бориса Тевлина (А3)
Инструментальный ансамбль п/у Юрия Арановича (А2)
Инструментальный ансамбль «Мелодия» п/у Георгия Гараняна (А1, В4, В5)
Эстрадный оркестр п/у Вадима Гамалии (В2)
Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. дир. Юрий Силантьев (А3, А4, В1, В3)
Записи: 1975(А1, А3), 1966(А2, В2), 1982(А4, В5), 1977-1978(А5), 1971(В1), 1974(В3, В4) гг.
Звукорежиссёры: Валентин Скобло (А1), Виктор Бабушкин (А2, А5, В1), Николай Данилин (А3, В2), Тамара Бадеян (А4), Александр Штильман (В4), Юрий Стельник (В5), не указан (В3)
Редакторы записей: Владимир Рыжиков (А1, А3), Анна Качалина (А2, А5, В1, В3-В5), Иван Йотко (А4), не указан (В2)
Редактор - Дмитрий Масляков
Выпускающий редактор - Павел Шульман
Ремастеринг - Максим Пилипов
Оформление - Ильдар Крюков
Фото: архив журнала «Музыкальная жизнь» (лицевая сторона), Леонид Лазарев, 1976 г. (оборотная сторона)
© РАО, 2019
℗ АО «Фирма Мелодия», 2019
АО «Фирма Мелодия», 2019
Изготовитель: ООО «Ультра Продакшн».
Лицензия Роскомнадзора № 77-361 от 27.05.2013г.
Сделано в России, 2019 год.
Александр, спасибо!
Видеоролик об Александре Пахмутовой.
Александра Пахмутова рассказывает о композиторской работе, о своих учителях, работе над песней с поэтами и исполнителями, о героях своих песен.
Фрагмент фильма-концерта "Мелодия. Песни Александры Пахмутовой".
ТО Экран, 1976 г.