Artie Shaw & His Orchestra - King Of The Clarinet: Live Performances 1938-1939 Disc 1
АРТИ ШОУ
Artie Shaw
День рождения 23 мая 1910, Нью-Йорк
Возраст: 94 года
Дата смерти: — 30 декабря 2004, Лос-Анджелес
(глава из книги “История биг-бэндов)
Автор – George T. Simon, перевод Юрия Верменича.
Арти был столь же серьезным и ищущим человеком, когда в 1935 г. Джо Хелбок, владелец ночного клуба, задумавший провести концерт свинга, пригласил его участвовать в нем со своим собственным составом. Шоу, уже тогда пытавшийся показать свою индивидуальность, собрал группу, включавшую струнный квартет наряду с его кларнетом. Он произвел такое впечатление, что Томми Роквелл из агентства “Роквелл-О'Кифи”, не имеющего в своем распоряжении такого бэнда, который мог бы сравниться с Бэнни Гудменом из “Американской музыкальной корпорации”, предложил Арти сформировать группу на постоянной основе. Тот сделал это в 1936 г., закончив тем самым свою карьеру успешного студийного музыканта, когда на протяжении ряда лет ему доводилось играть бок о бок с такими своими будущими конкурентами, как Гудмен, братья Дорси, Банни Бериган, Джек Тигарден и его близкий друг Клод Торнхилл.
“Мы найдем свою индивидуальность. Было бы правильнее сказать, что я ее найду. Рано или поздно все бэнды ее находят, но только благодаря своим лидерам. Все звучания — творческие аранжировки, популярные мелодии и оригинальные инструментовки — должны проходить через лидера”. Так говорил Арти Шоу в 1949 г., когда организовывал свой новый бэнд. Но он точно так же мог бы сказать это и в 1936 г., когда создавал свою самую первую группу, или в 1937 г., когда сформировал следующий состав, и так далее вплоть до 1953 г., когда он собрал свой последний оркестр. Ибо Арти Шоу всегда был искателем, стремившимся к чему-то новому — чему-то такому, где он мог бы проявить свою индивидуальность. Он был мыслителем, причем более глубоко думающим, чем большинство других бэнд-лидеров, человеком, постоянно заботящимся о своем месте и месте своей музыки в обществе. “Моим бедствием, — говорил он как-то, — является моя серьезность мышления, но в противном случае я не мог бы играть и организовывать бэнды”.
Шоу дебютировал в отеле “Лексингтон” в конце лета 1936 г., сменив там Боба Кросби и его диксилендовый состав. Бэнд Шоу тогда тоже имел некий оттенок диксиленда, т. к. в переднюю линию его группы входили он сам (кларнетист), Ли Кэсл (труба) и Тони Пастор (тенор-сакс). Но общий эффект звучания был смягчен за счет включения струнного квартета, в результате чего бэнд отличался своим “спокойным, мягким свингом”, как я писал в журнальной рецензии. Многие аранжировки были написаны пианистом оркестра Джо Липменом, который порекомендовал Арти своего приятеля из Бостона в качестве ведущего скрипача. Это был 20-летний Джерри Грэй. “Я не понял, по какому поводу меня вызывает Джо, — вспоминает Джерри. — Я решил, что речь идет о какой-то халтуре, и прихватил с собой свой аккордеон”. Грэй, с малых лет учившийся играть на скрипке, был также одним из первых джазовых аккордеонистов и уже сделал себе имя в Бостоне, играя на обоих этих инструментах.
Как уже было сказано, бэнд Шоу отличался уникальным звучанием благодаря использованию струнных, но он был недостаточно мощным, чтобы удовлетворить публику, уже привыкшую к более громким, динамическим звукам Гудмена, Дорси, Барнета, Беригана и других бэндов, которые имели сильные медные группы. Поэтому в начале 1937 г., несмотря на ряд интересных записей “Арти Шоу с его новой музыкой”, струнный квартет исчез из его состава. “Это разбило мое сердце, — говорит Грэй, — такой хороший был бэнд”. Но Шоу всегда придерживался реалистической позиции. “Я хочу иметь просто ортодоксальный свинговый бэнд, — говорил он в то время. — Для меня это будет облегчением и приятной переменой”.
Тони Пастер который также пел, и Пег ЛаСентра, одна из выдающихся вокалисток, остались с новым составом, включавшим стандартные 3 трубы, 2 тромбона, 4 саксофона и 4 человека в ритм-секции. Аранжировки писал в основном тромбонист Гарри Роджерс, но и Грэй тоже продолжал работать для Арти, одновременно играя на скрипке в орк. Сонни Кендиса. В конце концов он вернулся в Бостон. Вскоре после этого Шоу со своим бэндом также перебрался туда. В Бостоне он записал несколько новых номеров для фирмы “Брансвик”, но ни одним из них Арти не был удовлетворен. Он решил осесть в “Роузлэнд Стэйт боллрум” — танцзале, принадлежавшем Саю Шрибмену, великодушному и дальновидному менеджеру, который оказал Арти такую же поддержку, какую он оказывал многим другим молодым свинговым группам.
Шоу и Грэй снова встретились в Бостоне. На этот раз Джерри надолго осел в бэнде. Однажды он и Арти длительное время обсуждали разные темы, подходящие для аранжировки, и натолкнулись на мелодию Коула Портера “Бегин зэ бегуин” (“Начало танца”), которую, по словам Пастора, ребятам нравилось играть на джем-сэшн. Арти попросил Джерри аранжировать ее. “Я чувствовал, что должен привлечь внимание танцоров с самого начала, — говорит Джерри, — поэтому и написал такую энергичную, резкую интродукцию”. Вскоре оркестр стал записываться для “Блюберд”, и первой темой на первой же сессии (24 июля 1938 г.) была “Begin The Beguin”, превратившаяся в первый большой хит Арти Шоу. “После этого все пошло по-другому”, — вспоминает Грэй. Радиопередачи Шоу из “Роузлэнд Стэйт” уже начали привлекать внимание широкой публики к его имени. Затем вышла целая серия таких его хитов на “Bluebird”, как “Indian Love Call”, свинговые версии “Big Bay Shuffle”, “Non-Stop Flight”, “Yesterdays” и мрачноватая собственная композиция Арти “Nightmares” (“Кошмары”), которая стала главной темой бэнда и которая, если верить Пастору, появилась на свет, “когда Арти однажды, будучи в своем номере в отеле, всю ночь не мог заснуть из-за сильной головной боли”.
Публике нравились эти пластинки, но на музыкантов наибольшее впечатление произвела запись популярной темы “Any Old Time” — по причине великолепного вокала Билли Холидэй, изумительной джазовой певицы, работавшей с оркестром Шоу в “Роулэнд Стейт” довольно длительный период, в течение которого бэнд, к сожалению, сделал с ней очень мало записей. А к тому времени, когда оркестр был готов продолжить записи, Билли уже ушла. Тогда Арти нашел другую вокалистку, которая раньше выступала по “Си-Би-Эс” под именем Бонни Блю. В действительности же ее звали Хелен Форрест, и она оказалась очень важной для бэнда певицей. Благодаря распродаже пластинок и частым радиопередачам дела Арти Шоу шли весьма неплохо. Один бостонский критик даже обвинил его в том, что он якобы заявлял: “Я стану “Королем свинга” в течение года” — утверждение, которое Шоу категорически отрицал в своем открытом письме в “Метроном”: “Мое личное стремление к успеху и вклад, который я хотел бы сделать в свинговую музыку, не зависят от того, назовут ли меня "Королем" даже 50-ти свинговых бэндов, и я пожелаю всего самого наилучшего любому современному лидеру, который добьется выдающегося успеха. Если бы я писал романы, я бы также не стремился специально к тому, чтобы меня считали крупнейшим романистом. Я был бы удовлетворен, если бы моя книга имела успех сама по себе, а не в сравнении с чем-то. И точно так же я отношусь к своей музыке. Я хочу, чтобы публика признала меня, это естественно, но я получаю при этом большое личное удовлетворение, не ставя перед собой цель обязательно переиграть всех своих соперников. Я отвергаю приписанное мне хвастливое заявление и презираю любого, кто мог бы его сделать”.
Зная Арти в течение многих лет, я убежден, что он этого никогда не делал. Между ним и Гудменом, конечно, уже существовало соперничество, но не он сам, а, скорее, те, кто окружал его, иногда прибегали к такой тактике, которую он, несомненно, никогда бы не одобрил. Это стало особенно ясно для нас в “Метрономе”, когда мы проводили один из своих конкурсов на лучший свинговый бэнд. Мы считали, что имеем достаточно хорошее представление о вкусах наших читателей, и были крайне удивлены, когда внезапно бэнд Шоу получил огромное количество голосов, многие из которых поступили в редакцию в один день. У нас возникли подозрения, и мы стали анализировать бюллетени. Произведя отбор, мы передали некоторые из них эксперту-графологу, и он определил, что многие бланки были заполнены одним и тем же лицом или отпечатаны на одной машинке. Шоу был первым в ряде значительных конкурсов того года, но только не в “Метрономе”.
Поскольку Бэнни Гудмен уже был известен как “Король свинга”, люди Арти Шоу называли его “Королем кларнета”. Это, разумеется, вызывало бесконечные споры среди джаз-фэнов с обеих сторон. В известном смысле оба титула были довольно точными, ибо Гудмен, несомненно, был более свинговым музыкантом, чем Шоу, тогда как Арти, по мнению других кларнетистов, умел добиться более полного тона звучания своего инструмента. Это соперничество, жесткое расписание выступлений и общая напряженность начали сказываться на нервах Шоу. 16 сентября 1938 г., во время участия в “битве оркестров” против бэнда Томми Дорси в Нью-Йорке, у Арти наступил резкий упадок сил. Ему помогли добраться домой, уложили в постель и вызвали доктора. 26 октября бэнд начал свой крупный нью-йоркский ангажемент в “Blue Room” отеля “Линкольн”, где тот же Томми Дорси впервые получил признание и где уже выступали Гарри Джеймс и Джен Савитт. В своей рецензии я отмечал зажигательный темп и особенно дух оркестра. “Если Шоу сможет сохранить этот дух, — писал я, — то он будет свинговать и многие годы спустя”. Годы спустя Арти и я слушали запись его радиопередач из “Линкольна”. “Трудно себе представить, — изумлялся он, — что эти ребята играли с таким воодушевлением”. Вспоминая те давние времена, он сказал: “Думаю, тогда у меня была правильная позиция. Я заботился, главным образом, о том, чтобы бэнд звучал хорошо для меня самого, для моего собственного слуха”.
Но бэнд звучал тогда хорошо и вдохновенно не только для Арти Шоу, но и для всех нас, кто собирался в танцзале отеля “Линкольн”, чтобы послушать его. Какой-то возбужденный ток исходил от молодого ударника Бадди Рича, который только что заменил Джорджа Веттлинга, а тот ранее — Клиффа Линена. Хотя в те годы в его игре было много чисто внешнего, показного блеска, Бадди , тем не менее, вносил в оркестр такой импульсивный бит, что он воодушевлял других музыкантов на достижение новых высот. Кроме Шоу и Пастора, который по-прежнему играл в бэнде, там было несколько других выдающихся солистов: тенорист Джорджи Олд, трубачи Джонни Бест (“под Армстронга”) и Берни Привин, тромбонисты Джордж Эйрус и особенно Лес Дженкинс со своим легким, блюзовым, расслабленным стилем, о котором Томми Дорси как-то с завистью сказал: “Если бы я мог играть джаз так, как Лес Дженкинс!”
(продолжение следует)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Nightmare (Opening Theme)
2. Rose Room
3. Comes Love (with Helen Forrest)
4. Carioca
5. You're Mine You
6. Go Fly A Kite (with Tony Pastor)
7. Yesterdays
8. Don't Worry 'Bout Me (with Helen Forrest)
9. My Heart Stood Still
10. Traffic Jam
11. Melancholy Lullaby (with Helen Forrest)
12. In The Mood
13. Sweet Adeline (with Tony Pastor)
14. Lover Come Back To Me
15. Two Sleepy People (with Helen Forrest)
16. I'm Coming Virginia
17. One Foot In The Groove
18. Just A Kid Named Joe (with Tony Pastor)
19. Blue Interlude
20. Day In, Day Out (with Helen Forrest)
21. Leapin' At The Lincoln
В 50-х годах прошлого века я был на концерте оркестра из Кишинева под управлением Шико Аранова. Одним из номеров была "Кариока" в обработке Арти Шоу (так было объявлено). Исполнение было принято публикой "на ура". Тогда я впервые услышал это имя. Впоследствии много раз слушал "Кариоку" в исполнении оркестра Арти Шоу и не переставал удивляться оригинальности аранжировки. Спасибо за диск.