Artie Shaw & His Orchestra - King Of The Clarinet: Live Performances 1938-1939 Disc 3
Арти Шоу удалось собрать исключительно хороший состав. В его великолепную медную группу вошли Конрад Гоццо, Фрэнк Бич, Бест и Макс Каминский, среди саксофонов особенно выделялся Сэм Донахью, ударником был Дэйв Таф, а Клод Торнхилл играл на фортепьяно и писал некоторые аранжировки наряду с Диком Джонсом и Дэйвом (не Дэвидом!) Роузом. Этот бэнд выступал по всей территории Тихого океана. Он играл в джунглях, самолетных ангарах, на палубах военных кораблей и просто на открытом воздухе под маскировочными сетками для укрытия от вражеских атак. Условия работы были весьма жестокими. Однажды соседний корабль торпедировали японцы. “Не скрою, я был напуган, — говорил Шоу в январе 1944 г. в интервью с Майком Дэниелсом из “Метронома”, вскоре после своего возвращения в Штаты. — После таких вещей дрожишь и думаешь, то ли в тебя попали, то ли в соседа. Но свою работу все равно приходилось делать”. Всего бэнд Шоу пережил 17 атак с воздуха, когда японцы пытались разбомбить военный транспорт, перевозивший их от острова к острову. “Мы побывали повсюду, — вспоминал Шоу. — Иногда нас перебрасывали на большом корабле, иногда на малых, а порой и на самолетах”.
Оркестр не только постоянно “перебрасывали”, но у него возникали и другие трудности. Даже инструменты подвергались атакам — со стороны климата и влажной погоды. “Иной раз у меня кларнет рассыпался прямо во время соло, — говорит Арти. — Трости было невозможно достать, струны гитары и баса постоянно рвались, никаких микрофонов не было и в помине, поэтому ребятам приходилось просто надрываться, чтобы их услышали”. В это время бэнд исполнял множество старых аранжировок из репертуара Шоу. “Поразительно, как хорошо эти ребята в армии знали мой довоенный оркестр, — рассказывал Арти. — Они приходили в неописуемый восторг, когда мы неожиданно появлялись на каком-нибудь Богом забытом острове. Некоторые из них что-либо дарили оркестрантам, другие плакали. В основном же они просто слушали, с жадностью впитывая нашу музыку”. Шоу также говорил, что не раз слышал, как радио Токио передавало его записи; при этом диктор объявлял, что “оркестр Арти Шоу сейчас выступает в отеле "Сен-Фрэнсис" в Сан-Франциско”. Это делалось для того, чтобы заставить американских парней ощутить тоску по дому. Где-нибудь на крошечном острове, за тысячи миль от Фриско, мы хохотали вместе с ними над этими объявлениями”.
Но напряженная военная обстановка начала сказываться на нервном Шоу, и вскоре его демобилизовали. Когда он вернулся с Тихого океана в ноябре 1943 г., друзья говорили, что он был страшно нервным и издерганным. Дэйв Таф тоже был демобилизован, Макс Каминский находился в весьма плохой форме. Дело в том, что хотя оркестр выполнял очень нужное, общее дело, но, согласно высказываниям некоторых его людей, в нем было много внутренних трений, и далеко не все музыканты хорошо отзывались об Арти, что было неудивительно. На протяжении всей его карьеры лишь немногие из сайдменов могли проникнуть сквозь его фасад — сознательно или подсознательно, он всегда уклонялся от личных контактов. Но если на гражданке Арти сравнительно легко мог отделаться от своих музыкантов вне работы, то в армии это было попросту немыслимо. Оркестр ВМС, сформированный им, затем продолжал свою работу под руководством Сэма Донахью, причем настолько успешно, что он превратился в одну из самых выдающихся музыкальных групп той эпохи. Он полностью отказался от репертуара Шоу, создал собственную библиотеку аранжировок и в конце концов был переведен на европейский театр войны, где выступал с таким успехом, что составил конкуренцию оркестру ВВС Гленна Миллера, как по своим музыкальным качествам, так и по своей популярности.
Арти, женатый в то время на Бетти Керн, дочери знаменитого композитора, отдыхал в Голливуде, где у него произошло знаменательное событие — Бетти родила ему сына. Постепенно его здоровье восстановилось, и осенью 1944 г. он организовал другой бэнд, на сей раз обычный состав из 17 человек, без скрипок, с участием таких звезд, как трубач Рой Элдридж, тромбонист Рэй Коннифф (который вместе с Гарри Роджерсом написал большинство аранжировок бэнда), пианист Додо Мармароза и гитарист Барни Кессел. В своем интервью с Барри Улановым Шоу говорил, что он не хочет снова окунуться в суету бизнеса биг-бэндов, что он собирается ограничить свою деятельность работой на радио, в студиях записи и в кино, а также отдельными выступлениями в театрах. “Я не хочу часто выступать в театрах, — заявил он. — Человек, который играет там, должен возненавидеть музыку”. Тем не менее, согласно критику Леонарду Фэзеру, оркестр производил очень сильное впечатление именно на сцене. Отметив высокий уровень его музыкального мастерства, в особенности аранжировки Конниффа и его соло в известной теме “’s Wonerful”, Фрэзер писал, что бэнд “демонстрирует совершенное отсутствие плохого вкуса и напыщенности”. Тема “’s Wonerful” стала одним из лучших номеров, записанных этим оркестром Шоу в конце 1944 — начале 1945 гг. Всего ими было проведено 18 сессий записи за 6 месяцев, т. е. в среднем по 3 в месяц. Большинство пластинок оказались хорошими, несмотря на то, что Арти высказывал презрение к продюсерам студии, которые “не позволяли джазменам записывать все то лучшее, что они хотели. Луис Армстронг, например, терял на записях все свое величие” и т. д. Эти пластинки были выпущены фирмой “Виктор”, но вскоре Шоу подписал контракт с новой компанией, “Мьюзикрафт рекордс”. Вновь вернулись струнные инструменты — на одной сессии их было 15, а на другой — 23. Пришли и некоторые очень хорошие вокалисты — певица Китти Каллен, записавшая прекрасную версию песни Коула Портера “My Heart Belongs To Daddy”, и молодой тогда чикагский певец Мел Торме со своей вокальной группой “Мелтоунс”, сделавший блестящие версии других известных мелодий Портера — “Get Out Of Town” и “What Is This Thing Called Love”.
Эти пластинки “Мьюзикрафта” означали последний крупный вклад Арти Шоу в эпоху биг-бэндов и их историю. Некоторое время он продолжал руководить своим оркестром, но дела шли довольно вяло, и затем он распустил его. Однако в 1949 г., уже в пост-биг-бэндовую эру, он появился на сцене джаза с новой группой. В своем очередном интервью с Барри Улановым для “Метронома” Арти говорил, что собирается играть 3/4 вемени то, что хочет публика, и 1/4 — то, что хочет он сам. Далее он опять ударился в философию: “Существует всего две основных дисциплины, которым мы подчинены в нашем деле. Одна из них — это сам бизнес, т. е. коммерческая дисциплина. Бэнд-лидер с этим уже ничего не может поделать, это лежит вне сферы его влияния, это фиксировано и неопровержимо. Для меня это означает играть музыку, состоящую лишь из "Begin The Beguine", "Star Dust" и "Frenessy". Я знаю, что эта музыка до сих пор привлекает множество людей. Но существует еще и внутренняя дисциплина — это уже нечто иное. Определить ее труднее, хотя она не менее важна. Сейчас я чувствую больше ответственности за нее, как перед самим собой, так и перед другими. Сейчас я могу дать волю музыкантам, и я сам свободен, я могу анализировать. Я слишком часто придерживался той идеи, которую хотел воплотить. По крайней мере, от одного своего бэнда я получал все, что хотел, но и тогда я тоже думал, что этого же хотят музыканты. Мой новый бэнд не будет стилизованным. Во всяком случае, я не стремлюсь к этому. При чем тут стиль? Я буду пробовать все что угодно”.
И Арти действительно имел это в виду. Он хотел пробовать все что угодно. Он доказал это своей музыкой — в 1949 г. он даже руководил ансамблем в стиле “боп”. Он доказал это и своей серией браков, когда поочередно женился на таких фигурах, как Джейн Карнс, Маргарет Аллен, Лана Тернер, Бетти Керн, Ава Гарднер, Кэтлин Уиндзор, Дорис Даулинг и его теперешняя, 8-я, жена на протяжении многих лет Эвелин Кейс. Он доказал это также своими разнообразными занятиями после того, как окончательно решил, что музыкальный бизнес не для него — в качестве фермера, эксперта по оружию, писателя (его автобиографическая книга “Неприятности с Золушкой” [май 1952 г.] раскрывает известный аспект личности Шоу и его взаимоотношений с бизнесом биг-бэндов) и в последнее время — как распространителя и прокатчика кинофильмов. Арти Шоу, который многие годы назад толковал о том, чтобы найти свою индивидуальность, нашел довольно много ее проявлений. Было время, когда его бэнд назывался “Artie Shaw And His New Music”. Но это ничего не значит. Его личную жизнь в целом лучше всего следовало бы назвать — “Artie Shaw And His New Artie Shaw”.
СОДЕРЖАНИЕ
01. I Can't Believe That You're In Love With Me
02. Oh, You Crazy Moon (with Tony Pastor)
03. I'm Yours
04. What's New (with Helen Forrest)
05. It Had To Be You
06. This Can't Be Love (with Helen Forrest)
07. Everything's Jumpin'
08. I Can't Give You Anything But Love (with Helen Forrest)
09. I Cover The Waterfront
10. Over The Rainbow (with Helen Forrest)
11. Back Bay Shuffle
12. Summer Souvenirs (with Helen Forrest)
13. Ya Got Me
14. Got The Mis'ry (with Tony Pastor)
15. I Didn't Know What Time It Was (with Helen Forrest)
16. The Yam
17. I Haven't Changed A Thing (with Helen Forrest)
18. If What You Say Is True
19. Maria My Own
20. Last Night (with Helen Forrest)
21. Hold Your Hats
22. Nightmare (Closer)