Artie Shaw & His Orchestra - King Of The Clarinet: Live Performances 1938-1939 Disc 2
Хелен Форрест тоже была в этом составе бэнда, а также и молодой выпускник Гарвардского университета, пианист Боб Китсис. Одна хорошая запись следовала за другой; некоторые из них были популярными мелодиями из современных музыкальных шоу — “Lover Come Back To Me”, “My Heart Stood Still”, “Rosalie”, “Bill”, “Karioka” и многие другие. Дельцы фирмы “Victor” были так довольны пластинками бэнда, что когда Эли Оберстайн, руководивший сессиями записи Шоу, решил уйти из этой компании, чтобы организовать собственную фирму, то они забеспокоились, что Арти последует за ним, и немедленно предложили Арти неслыханную гарантию в 100 тыс. долларов на два года вперед, если он останется с “Victor”. Арти, конечно, сразу же согласился.
Но вскоре после этого в Голливуде, где бэнд должен был появиться в танцзале “Паломар” и сняться в своем первом кинофильме, с Арти произошел повторный приступ. Прямо со сцены его увезли в госпиталь и, по сообщениям, нашли серьезное заболевание — “весьма редкую болезнь крови, называемую злокачественной лейкопенией, или агранулоцитозом”. В течение нескольких дней у него держалась очень высокая температура, и даже думали, что он не выживет. Оркестру пришлось тогда работать без него. Джерри Грэй руководил им во время выступлений по радио в серии “Old Gold”, а Пастор — в “Паломаре”. Наконец Шоу вернулся и неожиданно заявил им: “Вы забрали мой бэнд, и теперь он мне больше не нужен”. Джерри и Тони упросили Арти, и он все же согласился остаться. “Очевидно, он посчитал, — предполагает Джерри, — что оркестранты не на его стороне”.
Если Арти действительно думал именно так, то он не был полностью не прав. Он сознавал, что с ним не очень-то легко работать, ибо он имел тенденцию смотреть на музыкантов сверху вниз — и не по причинам их недостаточного музыкального мастерства (т. к. сам он всегда стремился к совершенству), а из-за отсутствия у них интеллектуальных интересов. Арти любил литературу, интересовался многими другими видами искусства и хотел иметь дело с людьми, с которыми он мог бы вести беседу по самым разнообразным вопросам. Это было доступно лишь для очень немногих его сайдменов, и, естественно, большинство из них считало его просто снобом. Да и далеко не вся публика была очарована манерами Арти. Многие возмущались его явным равнодушием и даже саркастическим пренебрежением к танцорам, что крайне раздражало тех любителей джаза, которые еще мало разбирались в музыке. Такое отталкивающее поведение отнюдь не говорило в его пользу. С другой стороны, самого Арти особенно раздражало любое вмешательство в его личную жизнь, насчитывавшую несколько браков и разводов. Это побудило одного сплетника предположить, что после миллеровского кинофильма под названием “Жены оркестра” Шоу мог бы сняться в фильме “Жена лидера оркестра” с участием таких кинозвезд, как Лана Тернер и Ава Гарднер, на которых Арти последовательно был женат (всего у него было 7 жен, включая дочь композитора Джерома Керна).
Возвратившись с Западного побережья, бэнд выступил в “Кафе руж” отеля “Пенсильвания”. Он звучал лучше, чем когда-либо раньше, а сам Шоу начал “звучать” больше, чем когда-либо. После дебюта в “Пенсильвании” я разговаривал с ним в его комнате. В газете “Нью-Йорк пост” незадолго перед этим было напечатано его интервью, в котором Арти напустился на танцоров (“джиттербагс”, как их тогда называли). “Да, мне не нравятся джиттербагс, — сказал он. — Я терпеть не могу любителей автографов. Я ненавижу бизнес, связанный с музыкой. Я считаю радиопрограмму "Old Gold" совершенно неподходящей для моей музыки. И я не люблю музыкантов, которые думают о себе как о примадоннах оркестра”. Ссылаясь прямо на статью в “Пост”, он продолжал: “Все, что я там сказал, я это чувствую. Честно говоря, я несчастлив в музыкальном бизнесе. Может быть, я даже к нему не принадлежу. Мне нравится музыка, я люблю ее и живу ею, но бизнес для меня плохо пахнет”.
Далее Шоу стал говорить о том, что, когда он начинал организовывать свой бэнд, он был идеалистом и надеялся достичь с ним каких-то высот, занимаясь только исполнением музыки, которая привлекала его. “Но все оказалось совсем не так, — сказал он. — Еще два года назад нам нравилось просто играть, а теперь все это — бизнес. Я — музыкант, а не бизнесмен. Если бы я хотел стать деловым человеком, то я бы устроился на Уолл-стрит и, по крайней мере, у меня тогда были бы регулярные часы работы”. Снова отозвавшись неодобрительно о радио сериях “Old Gold”, т. к. это “превратилось в комедийное шоу, которое не принесло бэнду никакой пользы”, Арти заявил, что впредь он собирается обращать больше внимания на саму музыку: “Моральный дух бэнда, слава богу, еще достаточно высок, хотя есть пара ребят, которые считают себя очень важными персонами. Это надо изменить. Никаких примадонн в моём бэнде! Вы знаете, — сказал он в заключение, — я не жалею, что так случилось. Мне надоели эти вопросы о "джиттербагс", и я хочу, чтобы все знали, что меня интересует только хорошая музыка. Если она людям нравится, пусть слушают ее, а если нет, то пусть держатся подальше от нее. Но в любом случае они должны помнить, что речь идет о моей музыке, а не обо мне лично”.
Музыканты бэнда, конечно, ощущали на себе обидчивость и раздражение своего лидера. Появились слухи и толки, что он собирается уйти в отставку. Бадди Рич мгновенно исчез из оркестра, как только получил приглашение от Томми Дорси. Правда, Тони Пастор отрицал все сообщения о своем предполагаемом уходе. Но обстоятельства складывались все хуже и хуже. Однажды на танцах Арти удалился со сцены, и никто его не видел до самого конца вечера. Т. к. он не вернулся, оркестранты решили, что у него опять случился приступ его старой болезни. Однако доктора сказали, что он здоров. Позже Арти признавался близким друзьям, что его недомогание было скорее эмоциональным, чем физическим. Наконец 18 ноября 1939 г. он собрал весь бэнд в своем номере отеля и объявил, что с этого момента он устраняется от руководства. Он уезжает в длительный отпуск, и бэнд теперь принадлежит самим музыкантам. Той же ночью вместе с менеджером оркестра Фрэнком Николсом он улетел в Мексику. Его люди провели несколько собраний. Они решили сохранить группу и выбрали Пастора в качестве лидера. Но у Тони уже были другие планы, поэтому новым руководителем стал Джорджи Олд. Через три месяца музыканты поняли, что долго им не удастся продержаться вместе. Многие из них нашли работу в других именитых бэндах, и таким образом этот состав оркестра Арти Шоу распался навсегда.
Тем временем в Мексико-Сити и Акапулько неугомонный Арти Шоу начал собирать мексиканские песни, играл на джем-сэшн с местными музыкантами и, по слухам, разбил себе коленную чашечку в трех местах. В январе 1940 г. он вернулся в Штаты, заявил, что хочет собрать оркестр из 65 человек, который будет выступать с концертами. Он также работал в Голливуде над киноверсией своей карьеры под названием “Второй корус”. Правда, его идея насчет большого концертного оркестра так никогда и не осуществилась. В начале марта Шоу сделал записи со сборной группой из 32 музыкантов вместе с певицей Полин Бирн, которая пела в 3 из 6 его номеров. Она была хороша в песнях “Gloomy Sunday” и “Don’t Fall Asleep”, однако лучшими записями этой сессии были две латиноамериканские мелодии — “Adios Marikita Linda”, которую Арти “открыл” в Мексике, и “Frenessy”, которая стала крупнейшим хитом бэнда Шоу. Этот оркестр был составлен в основном из голливудских студийных музыкантов. Когда Арти решил в конце лета 1940 г. возобновить свою карьеру бэнд-лидера, он организовал постоянно работающую группу. Это был прекрасный состав. Его ядром служил секстет, позже ставший известным как “Грэмерси файв” (наименование нью-йоркского телефонного коммутатора) и включавший самого Шоу (кларнет), Билли Баттерфилда (труба) плюс ритм-секция с Джонни Гварниери на клавикордах. С этим комбо Шоу записал 4 своих самых знаменитых номера — “Special Delivery Stomp”, “Summit Ridge Drive”, “Keepin’ Myself For You” и “Cross Her Heart”.
В новом биг-бэнде, впервые выступившем в отеле “Палас” в Сан-Франциско 12 сентября 1940 г., Шоу также представил тромбониста Джека Дженни, чье изумительное соло являлось основным моментом памятной записи “Star Dust”, и другого молодого тромбониста, позже ставшего его аранжировщиком, по имени Рэй Коннифф. Оркестр включал еще 9 струнных инструментов и певицу Аниту Бойер. Однако Шоу снова стал беспокойным. Его бэнд получил хорошие критические отзывы в прессе, записал множество хороших пластинок, но Шоу был явно неудовлетворен, и не столько своим оркестром, сколько самим собой. В начале 1941 г. он расформировал бэнд (несколько его людей тут же перешло к Гудмену) и вернулся в Нью-Йорк. Там он решил улучшить свои музыкальные познания, начав изучать теорию оркестровки у Ганса Бернса, бывшего дирижера Берлинской оперы.
Тем не менее, Арти продолжал играть джаз. Он дважды записывался, один раз с группой студийных музыкантов и один раз с несколькими джазовыми “звездами”, включая саксофониста Бэнни Картера, трубача Генри (“Рэд”) Аллена и тромбониста Джей Си Хиггинботэма плюс струнная группа. Осенью 1941 г. он организовал очередной биг-бэнд, в составе которого были многие блестящие музыканты: Дженни, Коннифф, Гварниери, ударник Дэйв Таф и 4 человека из его прежних бэндов — саксофонисты Джорджи Олд и Лес Робинсон и трубачи Ли Кэсл и Макс Каминский. Там был также еще один трубач и вокалист по имени “Хот Липс” Пэйдж, великолепный негритянский музыкант, ставший одним из выдающихся солистов почти во всех записях Шоу того времени. С ним выступали и три неплохих певицы — вначале Бонни Гибсон, которая позже стала известной как Джорджия Гиббс. Вначале Шоу планировал собрать оркестр из 52 музыкантов, но был вынужден ограничиться тридцатью, когда менеджеры сказали ему, что не хватит клубов с достаточно большим залом, чтобы вместить число посетителей, необходимое хотя бы для финансовой окупаемости бэнда. Тем не менее, они все же привлекали довольно много публики своим претенциозным титулом “Арти Шоу и его симфонический свинг”. На самом деле там не было ничего “симфонического”. Этот состав представлял собой просто танцевальный оркестр с большой струнной группой и способностью исполнять как хороший джаз, так и приятные баллады. Фактически было очень много народу на сцене, вот и все. Правда, бэнд отличался хорошим музыкальным вкусом, и он мог бы, вероятно, произвести еще больший фурор, если бы просуществовал немного подольше.
Но в январе 1942 г. Шоу снова заболел, и это означало конец его очередной группы. Через пару месяцев он вернулся к работе уже с другим бэндом (который собрал не он сам, а Ли Кэсл) — лишь для того, чтобы отыграть по контракту несколько театральных ангажементов. Сразу после этого он оказался в военно-морских силах США. Причем его не мобилизовали. Шоу сам поступил на военную службу в апреле 1942 г., прошел обычный курс обучения, был оставлен в нью-йоркской гавани на Стэйтен-Айленде и некоторое время плавал на морском тральщике. Все эти месяцы не было никакой музыки, просто служба в ВМС. Затем он начал предпринимать некоторые попытки, и его перевели в Ньюпорт, в Род-Айленд, где поручили руководить убогим военным оркестром и присвоили звание старшины. Но Шоу решил, что уж если ему доверили бэнд, то это должен быть хороший состав. Он поехал в Вашингтон, поговорил там с влиятельными людьми и добился разрешения сформировать настоящий бэнд, чтобы отправиться с ним поближе к местам сражений.
(окончание следует)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Artie Speaks
2. Moonray (with Helen Forrest)
3. What Is This Thing Called Love
4. Small Fry (with Tony Pastor)
5. Lambeth Walk
6. Lillacs In The Rain (with Helen Forrest)
7. Out Of Nowhere
8. Man From Mars
9. Deep In A Dream (with Helen Forrest)
10. Softly, As In A Morning Sunrise
11. I Used To Be Color Blind (with Tony Pastor)
12. Just You, Just Me
13. Stardust
14. Night Over Shanghai (with Helen Forrest)
15. If I Had You
16. Put That Down In Writing (with Tony Pastor)
17. Sweet Sue
18. Between A Kiss And A Sigh (with Helen Forrest)
19. Together
20. St. Louis Blues
21. You're A Lucky Guy (with Tony Pastor)
22. Shine On Harvest Moon