Балалайка - русская душа.
Балалайка - русская душа.
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков.
Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.
Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год.
Полагают,что балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку .
Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.
И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов.
И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента.
Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество.
Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.
Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.
Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.
Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. . В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Невероятно, но уже более 70 лет в США действует запрет на продажу балалаек. Во всяком случае Обама продлил табу до 2020 года.
История вопроса восходит еще к предвоенному времени, когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет.
Это случилось в 1940 году и с тех пор декрет регулярно продлевается. С 2000 года указом Клинтона запрет распространен и на Аляску, которая являлась единственным местом, где продажа была разрешена, т. к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом.
Во времена Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве.
Причиной запрета формально стал тот факт, что балалайка была запрещена в царской России православной церковью и государством ибо "позволяет глумиться над властью". Разумеется, в СССР запрет был снят, но в США сей экстремистский инструмент остался под запретом.
В наши дни запрет сохраняется в неполной форме.
Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и промышленное изготовление. Одиночные частные продажи разрешаются.
Вот поэтому Книга Дж. Флинна "Как изготовить балалайку", увидевшая свет в 1984 году, пользуется фантастической популярностью и выдержала уже 9 переизданий.
Для простого американца, желающего насладиться звуками балалайки, нет иного пути, как изготовить ее самому — в магазине купить балалайку в ближайшие годы не получится.
Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.
Я весь свет обошел
С песнею летучей,
И сказать вам пришел
Я на всякий случай:
По душе, может, вам
Роль моей хозяйки?
Я всю жизнь вам отдам,
Кроме балалайки.
У подружки моей
В струнах есть мечтания.
Я хожу вместе с ней
К милой на свидание.
Играй, играй, балалаечка,
Звезда висит над лесочком.
Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка -
России удивительная дочка!
Юрий Визбор
solist пишет:
Наталья Купина - Балалайка
Анатолий, добрый вечер! Спасибо!
Вечер добрый. Благодарю за тему Очень люблю современные народные песни.
Балалайка
Балалайка, балалайка, балалайка…
Про цыганочку, родная, мне сыграй-ка…
Что ночами теребит мне мою душу…
Разжигая за окном Зимнюю стужу…
Бала, бала, бала, балалайка…
Про судьбу мою родная ты сыграй-ка…
Чтобы кровь бурлила, как вода кипела…
И душа от счастья как шальная пела…
Излечи меня, прошу тебя, родная…
Ведь душа болит, душа моя земная…
По былой любви, она родная тужит…
И метель в душе, всё кружит, кружит..
Балалайка разогрей-ка мою душу…
Изгони с души печаль мою и стужу…
Подари родной душе моей свободу…
Хоть тебе и впрок, а мне как раз в угоду…
Ту угоду не сочти за труд, родная…
Отработаю ту милость дорогая…
Я верну тебе с лихвой твою услугу…
Полюблю тебя, родная, как подругу!
Владислав Амелин
Ну подари мне, милый, балалайку,
А я тебе сыграю и спою!
В лесу найдём зелёную лужайку,
Я в песне звонкой душу изолью…
Мою любовь душою ты услышишь
И песню, что тебе я подарю.
И даже лес, поверь мне, станет тише,
Пока не встретим мы с тобой зарю…
Мне балалайка часто ночью снится,
Она со мной струною говорит…
И мне потом уже совсем не спится,
Душа, взлетая, пламенем горит.
Мы в прошлой жизни с нею подружились,
С моей подругой звонкой и простой.
На хороводах весело кружились,
И лился звук божественный, родной…
Она меня, как мама понимала
И отвечала верностью своей.
Я с нею много радости познала,
Поэтому тоскую так по ней…
Ну подари мне, милый, балалайку,
Она меня, я знаю, очень ждёт!
Не может отыскать свою хозяйку,
Всю жизнь мою к себе меня зовёт…
Прошу тебя, пойми меня и душу,
Она уже рыдает как в бреду...
Твои сомнения я песнею разрушу
И с ней к тебе, как с Музою приду!
В.Подобудчик
Г. А. КУКУШКИНА
Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не даёт она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе-горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в народе выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
… Вот опять смеётся, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как зА сердце берет!
… Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна …
Три струны –
как три дороги
И судьба –
на всех одна.
Татьяна, очень понравилась Ваша страничка !- люблю нежное, мягкое звучание балалайки!
Вас тоже,Татьяна, С МАСЛЕНИЦЕЙ! ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!!!
Добрый вечер,Татьяна и спасибо.Понравился Алексей Коденко,ну Архиповский есть Архиповский.За стихи тоже благодарность,а информация конечно же очень познавательна и всем полезна,у меня в этом вопросе - упущение, как-то больше музыкой занимаюсь.
Тоже недавно думал,что интерес к народному творчеству упал,но потом переубедился - в этом помогли мои поиски музыки.Был удивлен,что в Америке чуть не в каждом штате балалаечный оркестр.Хотя чем-то оригинальным они удивят вряд ли,но тем не менее.
Если Вы не будете меня строго ругать немного пополню концерт этими противными американцами и настоящими нашими балалаечниками.
И, конечно, Архиповский.
В.Белов как-то заметил, что гармонь подвытеснила балалайку за счет чисто силы звука. Гитара тоже стала камерным инструментом, но потом она выкрутилась: перешла на электронику. Удивительно, что балалайку до недавней поры как-то никто не пытался сделать тоже электронной, из-за чего она опять же терялась в ансамблях. (Вроде бы в "Золотом кольце" появилась электробалайка.)
Так вот, фишка Архиповского в том, что он играет именно на электробалалайке (в смысле: на акустической со звукоснимателем). Я вообще-то не люблю, когда балалаечники, демонстрируя виртуозность, начинают играть Баха, Брамса и т.п. Теряется душа инструмента, который проявляет себя в двух полярных состояниях: задорном плясовом и нежно-трогательном.
И из Архиповского, если бы он выступал на обычной акустической балалайке, тоже, думаю, получился бы очередной виртуоз, не более. Но ему пришла в голову счастливая мысль сделать свою балалайку электронной. В этом важная часть его успеха. Его инструмент - вроде бы знакомая всем балалайка. Но всё же не такая, другая. И от этого его музыка получает налет загадочности, которая так завораживает.
Михаил Михайлович,Татьяна,добрый вечер. Спасибо Вам за экскурс в историю развития балалайки.Надеюсь это всем интересно.Обычно я прислушиваюсь боковым слухом к инструменталистам,даже когда поют вокалисты,но тут балалайку Архиповского упустил,видимо сработала та самая привычка,что балалайка всегда акустическая.Думаю - электрозвук не испортил картины,тем более когда инструмент в руках Мастера.
У меня приличная подборка балалаечников,даже собирался как-нибудь сделать концертик,но Таня меня опередила,Хотя в запасе есть еще достаточное количество материала - может и соберусь - я как-то говорил,что поиску уделяю большую часть времени и конечно же Вашего Знания не хватает.
Для поддержания разговора подброшу еще пару композиций с участием балалаек,которые,надеюсь,будут кому-то интересны.
Татьяна! Спасибо за прекрасный пост! Пять лет прошло...
Идет широкая масленица. А на Руси , ранее , без балалайки - никак...
Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
Название «балалайка», произошло от слов «балакать», «балагурить», на народном наречии значит болтать, пустозвонить.
Балалайка — это русское изобретение, известное с XVIII века. У тех, кто ее слушал, моментально поднималось настроение, появлялись улыбки на лицах и легкость во всем теле.