Барокко-поп 60-х, знаменитые хиты и где без Битлз не обошлось.
Эпиграф: А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.
Попытка систематизировать отчасти (а иногда полностью) субъективные объекты приводит к спорам, размытым определениям и плавающим границам в обсуждаемых областях. Поэтому в моем темном предмете (из эпиграфа) своя система оценок с претензией на объективность.
Если смотреть в википедии статьи про камерный- и барокко-поп, которые там считаются чуть ли не синонимами, то влияние Битлз в создании такого музыкального микро-жанра обозначено как вторичное. Но следуя пословице: отец не тот кто зачал, а тот кто воспитал, я составил свою хронологию. Лето 1965 года, альбом Help!, песня Yesterday, практически сольник МакКартни с оркестровкой Джорджа Мартина. Струнный квартет на рок альбоме с миллионными тиражами. Декабрь 1965 года, альбом Rubber Soul, песня In My Life. Фортепианное баховское соло Джорджа Мартина, на этот раз по просьбе Леннона, записанное с удвоенной скоростью, превратившееся по звучанию в клавесин, опять же услышали миллионы. И у многих успешных музыкантов возник вопрос: а что, так можно было? Был, конечно, серьезный конкурент в музыкальных рок-новациях - Брайан Уилсон из Бич Бойз, родился он на 2 дня позже МакКартни, но травку курить, похоже, начал раньше, видимо поэтому некоторые мыслишки залетели быстрее, чем Битлам. А так шел ноздря в ноздрю. У историков психоделического рока есть присказка: "Револьвер" родил "Пет Саунд", "Пет Саунд" родил "Сержанта". Но в нашей стране Бич Бойз категорически не зашел. Видимо, Джорджа Мартина у них не хватило.
Пик популярности барокко-попа пришелся на конец 60-х, причем удачных альбомов, полностью выдерживающих жанр, было немного. Обычно это единичные песни на многожанровых релизах, чаще всего психоделических.
К началу 70-х упал интерес у музыкантов и меломанов к барокко-попу (и к психоделическому року тоже, обычно это одни исполнители). В моду вошли другие жанры. Но, как водится, через время интерес возвращается. После застойных 80-х снова появляются психи с барочниками, и с достойным материалом.
Предлагаю подборку из раннего периода.
The Rolling Stones - Lady Jane
Брайан Джонс впечатлился звуком клавесина в битловской песне «In My Life». Роллинги уже использовали клавесин в песне «Play With Fire» раньше Битлз, но без подчеркнутого акцентирования. А в Lady Jane уже клавесин, цимбалы, ксилофон. И претензия на соучастие в становлении барокко-попа. Фирма "Мелодия" выпустила Lady Jane в 1974 году на миньоне, и, если память не изменяет, это первое широкое знакомство советского народа с барокко-попом.
The Beach Boys - Don't Talk (Put Your Head On My Shoulders)
Брайана Уилсона я уже поминал. Эту сладкую песню из альбома Pet Sounds можно сравнить с Yesterday: в записи из Бич Бойз только Уилсон, остальные сессионные.
The Left Banke - Walk Away Renée
Это как надо было 16-летнему подростку Майклу Брауну втюриться в подружку басиста своей группы, что посвященная ей песня провела 13 недель в чартах США, заняв 5-е место. Безответная любовь родила еще один хит - Pretty Ballerina, 15 место в чартах, страданий хватило на полноценный дебютный альбом "Walk Away Renée/Pretty Ballerina". Альбом стал классикой барокко-попа, а группа записалась в отцы-основатели жанра.
Bee Gees - Holiday
Первый альбом Bee Gees записывался одновременно с Сержантом, а продюсер Роберт Стигвуд был компаньон Эпштейна, поэтому, уступая в качестве Битлам (кто им не уступал), The Bee Gees 1st был не менее передовым в плане музыкальных новаций.
Procol Harum - A Whiter Shade of Pale
Дебютный сингл - и сразу на 1 место в чартах.
The Zombies - Care of Cell
The Zombies записывали великолепный Odessey and Oracle в студии на Abbey Road сразу после работы Битлз над Сержантом. Даже ленноновский меллотрон пригодился, помог сэкономить на сессионных музыкантах. Массам не зашел, корявенько его дотянули до 95-го места в США, зато теперь это культовая вещь.
Grapefruit - Lullaby
Набросок песни понравился Джону Леннону, а автор Джордж Александр, в девичестве Александр Янг, (старший брат Янгов из AC/DC и Джорджа Янга из Easybeats) показался перспективным сочинителем песен битловскому топ-менеджеру Терри Дорану, который подписал контракт на написание песен, добавил Джорджу Александру троицу музыкантов из увядающей группы The Castaways и взял под управление организованный им квартет. Название группы придумал Джон Леннон. Леннон и Маккартни взяли группу в студию, чтобы записать первый вариант песни в январе 1968 года (также известную как «Lullaby for a Lazy Day» и первоначально называвшуюся «Circus Sgt. Pepper»). Но свалили в Индию, кассету не отдали и парням пришлось переписывать трек для выпуска первого диска уже в собственном варианте. Но на Белом альбоме, выпущенном в конце 1968 года появляется песня Леннона «Cry Baby Cry», и меня терзают смутные сомнения: кто кого так явно вдохновил?
The Five Americans - 7:30 Guided Tour
Лебединая песня американских провинциалов, достигшая лишь 96 места в чартах.
Duncan Browne - On the Bombsite
У менеджера Роллингов Эндрю Олдэма было чутье на музыкальные таланты. Юный Дункан Браун изящно аранжировал произведения сторонних музыкантов, Олдэму потенциал юноши понравился, и он заказал полноценный альбом. Получился великолепный барочный «Give Me Take You». Но финансовые дела Олдэма незаладились, осталась только высочайная оценка музыкальных экспертов и долг Дункана Брауна в 2000 фунтов за стоимость записи альбома.
А еще Дункан спер у Макаревича такую песню и сваял ее в староанглийском антураже.
The Honeybus - I Can't Let Maggie Go
Пит Делло не самый плодовитый автор песен, но за короткое время работы в The Honeybus он написал этот лучший трек группы. А спустя 3 года Пит выпустил единственный сольник, в котором я отметил отличную барочную "Do I Still Figure in Your Life".
The Iveys - Maybe Tomorrow
Badfinger - самые успешные подопечные Битлз в музыкальном плане и самые трагичные по жизни. Maybe Tomorrow - первый сингл группы, записанный на Apple Records еще с первоначальным названием группы The Iveys. В штатах и Британии не зашел, но в Нидерландах -№1.
The Aerovons - World of You
Подростки с американского среднего запада мечтали записаться на родине кумиров и добились приглашения в Лондон на студию EMI, где работали Битлз. Ближайший к студии пешеходный переход - на обложке Abbey Road. Альбом получился неплохой, пацаны вернулись домой и законфликтовали. Группе - капец, контракту - капец, альбом - на полку. До 2003г.
Спасибо за интересные и разнообразные буквы.
The Iveys - Maybe Tomorrow и The Aerovons - World of You - просто шедевры.
Песню Pretty Ballerina группы The Left Banke услышал у Элиса Купера в 2005-м,
очень понравилась, я прям уверовал, что это его возврат к корням 70-х.
Где-то читал, что он посвятил эту песню своей жене. Позже узнал, что это
кавер-версия, что только подтверждает жемчужинность произведения.
Добавлю с позволения:
The Cake - один из успешных проектов Чарльза Грина и Брайана Стоуна, которые также работали
с Iron Butterfly, Sonny & Cher и Buffalo Springfield. В записи одноимённого LP 1967 года был
задействован довольно большой коллектив сессионных музыкантов.
Запомнилась пара хороших тем.
Fire Fly
Rainbow Wood