Barselona Dreams (сборник) (пост-рок) звуковое приложение к журналу "Play" №8 2004 (320)
Barselona Dreams (сборник) (пост-рок) звуковое приложение к журналу "Play" №8 2004 (320)
Коллеги Mogwai и Arab Strap, шотландцы The Zephyrs – приобретение лейбла “Setanta”. “A Year To The Day” записан в студии маститого Майкла Бреннана. Гигантский барабан “Ludwig” времен Nazareth, сказочный “Fender Rhodes”, гипнотизирующие гитары… “go slow, fly high”!
К испано - американской девушке Aroah просто невозможно относиться без трепета. Трогательный голос, завораживающие мелодии, поэтика роуд-мови и хрупкость настоящего творчества.
Отличие Camping от многих других групп в том, что они относятся к пост-року с юмором, “монтируя” патетические звуковые пейзажи, с, например, кавер-версией “You Suffer” Napalm Death. Или же принимаются за деконструкцию пост-рока, как в “Dibus Meame”.
Команда легко и непринужденно смешивает влияния Suicide, Трейси Чэпмэн, The Cure, Joy division, техно. И получает нечто абсолютно новое – без штампа “нео-” или ”пост-”.
Песня “Padres y Nones” чем то напоминает постминимализм в духе “Пианино” Майкла Наймана. Пианино здесь действительно удивительное, а вокал принадлежит Раулю Фернандесу и Ароа.
Grupo Salvaje оформляют обложку альбома в стилистике американской долларовой купюры, называют диск “In Black We Trust”, поют про Элвиса и розы (а-ля “American Beauty”). То есть издеваются над традиционными рок-жанрами. Но на их концертах рок предстает в своей самой драйвовой испостаси.
Стив Уинн – американский БГ. Одним словом – патриарх. У него даже есть своя вещь “Мой друг музыкант”. Уинн – основатель легендарной группы The Dream Syndicate и кумир Курта Кобейна и Майкла Стайпа. Уинн выступал в Москве.
Баски для нас – существа загадочные. группа из Страны Басков El Columpio Asesino (т. е. “Качели-убийцы”) создает “раскачивающуюся” музыку. Она – то тихая и лиричная (современный баскский стиль “donostia pop”), то захватывающе-лихая. пристегнитесь!
Участники этого франко-американского дуэта ощущают себя разделенными сиамскими близнецами. “Близнецы” создают медитативную смесь минимализма, джаза и электроники, саундтреки к экспериментальным фильмам.
Каждая новая песня Manta Ray – шедевр. Спокойные и застенчивые жители городка Хихон, что на самом севере Иберийского полуострова, совершенно не соответствуют расхожему образу рокеров. Никаких косух, длинных волос и прыжков по сцене. Но рок у них в крови.
Под аккомпанемент скрипок, ксилофонов, органов и гитар солируют российские космонавты орбитальной станции “Мир”. Этот “психоделический пауэр-поп” – настоящая марсианская музыка, хотя ее создатели, группа Schwarz – родом из Мурсии, аграрной провинции на юге Испании.
У мадридской группы Migala в роли вокалиста выступил сам Хулио Кортасар, писатель с мировым именем. Запись голоса Кортасара звучит в “Instrucciones Para Dar Cuerda A Un Rejoi”. Побывавшие на концертах Migala рассказывают про “водопады счастья”, а свои ощущения описывают, как “настоящий катарсис”.
Минимум средств – максимум чувств. Viva Las Vegas (параллельный проект Хосе Луиса Гарсии и Франка Рудоу из Manta Ray) записываются с лидером культовой американской группы Come Крисом Брокуэем, и лидируют в чартах университетских радиостанций США.
12twelve – вроде бы просто еще одна пост-роковая группа из Барселоны. Но свой альбом “Espiritismo” музыканты записывали в легендарном чикагской студии “Electrical Audio” с продюсером Стивом Альбини, работавшим с Nirvana, Pixies, PJ Harvey, Sonic Youth и GYBE.
Перефразируя древних, можно сказать, что времена меняются и рок-н-рол меняется вместе с ними. Уходят в прошлое эпатаж, агрессия и протесты. В Европе и США за последние годы народилось множество любопытных групп, играющих расслабленную гитарную музыку; но при этом что-то кровно роднит их с великими рок-предшественниками. Данный музыкальный феномен получил название “пост-рок”.
Вот что о сборнике говорит организатор фестиваля “Avant”, составитель сборника и просто крупный специалист по пост-року Максим Сильва-ВЕГА:» - Песни, представленные на сборнике, довольно разные по стилистике. Но в основном всех их роднит одно – атмосфера расслабленности и некая самоуглубленность, интровертность. Собственно отсюда и название – “Barcelona Dreams”, “Барселонские мечты”. Столица Каталонии сейчас также и столица пост-рока.
- Вы специально выискивали такие произведения?
- Нет, их расслабленность и медитативность – это общая, довольно характерная особенность. Она происходит от содержания, от идеи. Прежде всего, новые рок-группы, точнее, группы, играющие пост-рок, не хотят никому ничего доказывать, никого шокировать. И потом, они даже выглядят как обычные люди, выступают в повседневной одежде.
- Тогда в чем выражен пресловутый “артистизм”?
- Ну, во-первых, такой имидж является явным контрастом со старым роком, длинными волосами, кожаными куртками и т. п. атрибутикой. Но, разумеется, гораздо важнее то, что пост-роковые группы ищут новые музыкальые и смысловые формы. Например, многие коллективы вдохновлялись идеями минимализма и тоже стали делать что-то подобное. причем не только в музыке, но и в текстах: подчас одна строчка повторяется до потери смысла. Но не обязательно. Так, участники группы Manta Ray Луис Гарсия и Франк Рудоу записали концептуальный альбом, в котором довольно красочно рассказывается об одиночестве и опустошенности человека, его попытках найти контакт с окружающими.
- На сборнике довольно много групп из Испании. Как вам видится испанский пост-рок?
- Так же, как и любой другой. Испания интегрирована в мировой куьтурный процесс. Испанские музыканты работают с коллегами из других стран, выступают по всему миру.
- Некоторые – и в России?
- Да, на фестиваль “Avant”, который я организовал, приезжало несколько коллективов из Испании. Но ни у фестиваля, ни у сборника нет цели представить именно эту страну. Хочется просто собрать хорошую современную живую музыку. На этом фестивале, кстати, выступали русские группы. Вот Tequilajazzz – чем не пост-рок? Даром, что группа создана лет десять назад, когда такого термина вообще не существовало.» статья из журнала.