"БЕРЁЗКА" : к 70-летию легендарного ансамбля
На днях телеканал «Россия 1» завершил показ сериала «Березка», приуроченный к 70-летнему юбилею знаменитого ансамбля.
2018 год — это еще и год 110-летия со дня рождения основательницы ансамбля, хореографа и балетмейстера Надежды Сергеевны Надеждиной, которая руководила знаменитым коллективом более 30 лет, почти до последних дней своей жизни
Нет, я не собираюсь рецензировать сериал... )) Я просто благодарна его создателям за то, что напомнили нам о великом хореографическом коллективе, который в последнее время практически исчез с наших телеэкранов.
Вспомнились большие праздничные концерты советского ТВ, непременным участником которых была «Березка».
Вряд ли в России найдутся люди, не знающие ансамбля «Березка».
Красавицы-лебедушки, плывущие в хороводе, давно уже стали символом России, символом женственности. Плавное величие, природная стать, народная удаль и русский характер - все сплелось в этих танцах, все радует глаз и наполняет душу радостью.
Всемирно известный Государственный Академический хореографический ансамбль «Березка» образован в 1948 г. выдающимся хореографом XX века Надеждой Надеждиной. Человек высочайшей культуры и эрудиции она хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа и видела это глазами поэта.
Чудо Надеждиной: она привила классическому танцу поэзию старинного хоровода, соединила прошлое с настоящим. Сочиненный ею девичий хоровод на тему русской народной песни «Во поле березонька стояла» (музыкальная обработка Евгения Кузнецова, костюмы Любови Силич) более полувека завораживает зрителей своим диковинным, «плывущим» шагом, словно целая березовая роща вдруг ожила, сдвинулась с места и предстала в торжественно величавом параде. Первыми исполнительницами танца «Березка» были молодые колхозницы Калининской области. Вскоре понравившийся всем хоровод исполнили профессиональные артисты, и он дал название ансамблю, в котором Н.С.Надеждина осуществила свою заветную мечту - посвятила себя созданию собственных сценических произведений на народной основе.
А начиналось все так…
Надя могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Она была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось, что она не в холодной комнате для занятий, а где-нибудь на поляне, где множество цветов… Надя видела зеленый луг, в который хотелось упасть лицом…
Надежда Надеждина (Бруштейн) родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе.
Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем и общественным деятелем, министром по еврейским делам Литовской республики и депутатом польского сейма, погибшим в Вильнюсском гетто. Мама Надежды была писательница Александра Яковлевна Бруштейн, а ее отец Сергей Александрович Бруштейн был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физио-терапевтического института в Ленинграде, и одним из основоположников советской физиотерапии.
Когда дочь после окончания школы сказала, что хочет танцевать, мать нахмурила брови. Умная, талантливая, успехи по всем предметам. Какие танцы? И она строго сказала: «Нет». Потом, уже менее сурово добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся».
Но Надежда настояла на своем. Она стала ученицей известного педагога А.Я. Вагановой в балетной школе Петрограда. Девушка ежедневно оттачивала свое мастерство, умела, как никто другой, донести «смысл» каждого движения танца до зрителей. Уже к концу обучения стало ясно, что Надю ждет большое будущее. И педагоги в ней не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе ей предложили работу в Большом театре.
Она летела домой как на крыльях. «Мамочка, - радостно воскликнула Надя, - я уезжаю в Москву. Я - артистка балета!» Александра Яковлевна грустно спросила дочь: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда опустила голову, задумалась на мгновение, потом уверенно ответила: «Сбудется, обязательно сбудется».
9 лет упорного труда в Большом театре принесли результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера», «Раймонда»... Ее страсть к танцам была оценена по достоинству. Она перетанцевала в театре русские, украинские, испанские, венгерские танцы. Актеры сбегались посмотреть, как лихо девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы.
В 1941 году Надежду попросили поработать в коллективе ансамбля Сибирского военного округа в качестве художественного руководителя. Дело это было для нее новое и ответственное, но она справилась, хотя больше приходилось заниматься хозяйственной работой, а не творческой. А спустя 3 года, когда Надежде исполнилось 35 лет, ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады. Она с присущей ей энергией и неутомимостью практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, что все в ее жизни складывалось удачно. От гастролей нет отбоя, зрители принимают новый коллектив на «Ура!», цветы, аплодисменты, поклонники…
Картина художника В. Лебедева «Портрет Н. Надеждиной»
У нее молодой и талантливый муж, но уже известный художник, график В.В. Лебедев, в свое время сотрудник «Сатирикона», один из основателей «Окон РОСТА». С ним Надежда познакомилась в Москве, когда играла в Большом театре.
И тут долгожданный сюрприз. В коллективе народного хора г. Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом. Потом Надежда не раз благодарила судьбу за столь щедрый подарок. Несколько лет подряд она ездила из Москвы в Калинин и обратно, мысленно «протанцовывая» все фрагменты движений.
И опять был грандиозный успех, залы, полные зрителей, хвалебные статьи в газетах …
Но она была не она, если бы не решилась сказать себе, что давно готова работать самостоятельно, с собственным коллективом. «В 40 лет все начинать с нуля? - спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, - зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?» Только муж Владимир Васильевич радостно заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».
Теперь она целыми днями пропадала в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по «крупицам» собирала свой коллектив. И вот в 1948 году впервые на сцену театра московского сада «Эрмитаж» вышли 16 статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. «Хоровод» зрители приняли с радостью. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» Надежды. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.
Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Трудно было поверить, что это не сцена вращается, а танцуют девушки. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров. Со временем появился и свой оркестр народных инструментов...Сегодня в коллективе около ста танцоров.
Творениям Надежды Надеждиной восторженно аплодировали на всех континентах планеты. В годы холодной войны зарубежная печать писала о выступлениях ансамбля, как об «огненной сенсации» и свидетельствовала, что искусство «Березки», человечное и одухотворенное, «пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми». Всемирный Совет сторонников мира еще в 1959 г. присудил «Березке» Золотую медаль мира.
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда Н.С.Надеждина с энтузиазмом руководила своим детищем более 30-ти лет до последних дней жизни. А в 2000 г. академическому ансамблю «Березка» присвоено ее имя. Надеждинские шедевры и сегодня занимают центральное место в репертуаре коллектива. В этом прежде всего заслуга нынешнего художественного руководителя и главного балетмейстера ансамбля, народной артистки СССР и Украины, профессора, академика М.М. Кольцовой.
Надежда Сергеевна Надеждина в своё время обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре, отметила «задушевность» ее танца. Привлекала и внешность девушки. Голубоглазая Мира Кольцова с пшеничной косой была настоящей русской красавицей. Теперь надо было только уговорить девушку работать в их ансамбле. А «превращать» балерин в «березок» Надежда Сергеевна уже научилась. Очень скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.
Первая справа — Мира Кольцова, за ней сидит Надежда Надеждина
Мира Кольцова
Мира Михайловна приняла творческую эстафету прямо из рук любимого Учителя: ведущая солистка ансамбля стала достойной наследницей и преемницей Н.С.Надеждиной. Она не только сохранила, но и приумножила творческое кредо основательницы ансамбля.
Мира Кольцова, народная артистка РФ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Березка» имени Н.Надеждиной уже почти 40 лет руководит «Березкой».
Муж Кольцовой, Леонид Константинович Смирнов - главный дирижер оркестра ансамбля. Сын Филипп - композитор, а внук закончил музыкальную школу. Неслучайно их семью все в ансамбле называют музыкальной «шкатулкой». В своей работе Мира Кольцова следует заветам своего Учителя - Надежды Надеждиной, которая всегда преклонялась перед русским фольклором. Постановки Кольцовой «Радуга», «Раздольная», «Кружевницы», «Петрушка» в исполнении ансамбля известны в 80 странах мира. Артисты «Березки» побывали в Италии, Греции, Аргентине, Чили, КНДР, Испании и Китае, а также в Польше, на Кипре.
Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию… В танцах актеров - русский нрав, сила и красота народа.
По материалам: beriozkadance.ru, liveinternet.ru .
Фото и видео: из открытых интернет-источников
Березка. Красота на экспорт. Документальный фильм
1948 год. Послевоенная Москва. На сцену летнего театра "Эрмитаж" выходит никому не известный танцевальный коллектив. 14 молодых колхозниц в сарафанах с березовыми веточками в руках. Как только они начинают двигаться, зрители буквально замирают. Ведь то, что происходит на сцене, невероятно! Девушки словно плывут над деревянным настилом. И совершенно непонятно, как им это удается… На следующий день вся Москва только и говорит об этом чуде. А еще через несколько лет о них говорит уже весь мир!
Так появился легендарный ансамбль "Берёзка". Как воспитывала своих артисток основательница ансамбля Надежда Надеждина? Чего стоила эта кажущаяся легкость плывущего шага? Как советских "берёзок" мечтали взять в жены самые известные миллионеры и политические деятели? Как сложились судьбы женщин, отдававших себя танцу без остатка? Все тайны всемирно известного коллектива, которому суждено было стать символом сначала СССР, а потом и России – в документальном фильме "Берёзка". Красота на экспорт".
В фильме принимают участие: художественный руководитель ансамбля "Берёзка" Мира Кольцова, директор Сергей Азовский, художник по костюмам Татьяна Шамина; солистки и другие участники ансамбля, а также Денис Мацуев, Николай Цискаридзе, Любовь Казарновская, Игорь Кириллов.
Автор и режиссер: Дарья Пиманова
Замечательный ансамбль,Иринка!
Привет тебе Спасибо тебе!
БЕРЕЗКА-родничок с ключевой водицей среди всего того,что тут "плавает" за последние дни...и не только.
Девичья весна-1960
Спасибо Пустыннику за клип
Вот только Малахова я,мягко говоря,недолюбливаю.
Слушать его нет у меня сил ни физических,ни моральных))
Танюша, привет! Рада тебя видеть!
Два дня назад вернулась из отпуска ................
Тань, ты прочитала мои мысли :
БЕРЕЗКА-родничок с ключевой водицей среди всего.....))))
А у меня мелькнуло : как струя чистого воздуха среди грязи, пошлости и фейков, льющихся на нас с экранов телевизоров ....
после всего этого, как приятно было вспомнить о "Березке" !
Малахова я тоже не жалую, но данная передача - редкое исключение : там реальные артисты, реальные истории, интересно было слушать их
Спасибо за ролик!
Стала просматривать ролики для поста и не могла остановиться..... такая КРАСОТА !!!
Душа отдыхает!!!
Ещё не посмотрел, но уже можно сказать - большое спасибо, Ира, за шикарный пост, историю подробную и главное за всё видео, от ранних до наших дней...Всё посмотрю с удовольствием! Побольше подобных , видео-архивных , о наших легендарных ансамблях хотелось бы встречать.