Björk альбом Medúlla (2004)
Первое впечатление -тихий ужас, но человек ко всему привыкает, сами знаете. Medúlla - пятый студийный альбом исландской исполнительницы Бьорк. Он был выпущен 30 августа 2004 года в Великобритании лейблом One Little Indian Records и в Соединенных Штатах лейблом Elektra Entertainment. После выхода своего предыдущего альбома Vespertine, написанного под влиянием электроники (2001), Бьорк намеревалась записать альбом почти полностью а-капелла, построенный на человеческом вокале, в противовес интенсивному процессу сочинения предыдущего альбома и его многочисленным слоям инструментовки. Название альбома происходит от латинского слова, означающего "костный мозг". Музыка часто напоминает средневековые церковные песнопения. Любители любого рода музыкального авангарда, поклонники Пендерецкого и Арво Пярта тоже оценят. Даже хип хоп и рэп на альбоме имеют место, но выглядят просто вставками, не соответствуя общему неврастеническому настроению.
Medúlla получила признание музыкальных критиков, многие назвали ее "уникальной", другие сочли ее "сбивающей с толку". Альбом был коммерчески успешным, достигнув первого места во Франции, Исландии и Валлонии, а также достиг пика в десятке лучших в Соединенном Королевстве. По оценкам, "Медулла" разошлась тиражом более миллиона копий по всему миру и получила две номинации на 47-ю премию "Грэмми".
Бьорк продвинула альбом, исполнив песню "Oceania" на церемонии открытия летних Олимпийских игр 2004 года, шоу в пятницу вечером с Джонатаном Россом и в других теле- и радиошоу. Кроме этих нескольких выступлений, никаких концертов или турне в поддержку Medúlla организовано не было, поскольку Бьорк считала, что исполнять песни вживую будет слишком сложно. В 2015 году альбом был адаптирован в качестве оперы в брюссельском оперном театре "Ла Монне" Сьяроном Минайло и Анат Шпигель.
Неплохая рецензия:
" Бьорк все правильно сделала. Она еще одиннадцать лет назад первой пластинкой «Debut» выдала свои помыслы: больше истерики, воплей и слез. Но вплоть до последнего альбома разрыдаться в полную силу ей не удавалось. Мешали гитары, барабаны, синтезаторы и прочее. В «Medulla» («Костный мозг») все наконец-то стало на свои места. Бьорк избавилась от многообразия музыкальных инструментов и полностью отдалась тому, к чему, собственно, и призывала все эти одиннадцать лет, — вою безрассудному, плачу о несовершенстве человеческом.
Перед нами истинная героиня Достоевского: неврастеничка, заламывающая руки, копошащаяся в неразрешимых морально-этических дилеммах. Бьорк Гудмундсдоттир заявляет: «Инструменты для меня сейчас неактуальны. Мне больше по душе те “инструменты”, которым я доверяю, — голосовые связки, мускулы, кости. Над альбомом я работаю интуитивно». Пластинка начинается с плаксивых завываний, и далее слезы льются уже практически безостановочно на протяжении 45 минут. Но Бьорк плачет не одна — ей помогают почти 15 человек. Все они имитируют разнообразные звуки: от барабанов, дудок и баса до кошачьего визга и, конечно же, всхлипываний.
Причем компания в «Medulla» собралась отличная. Сразу три английских и исландских хора превращают «Where Is the Line» в нечто, напоминающее Laibach времен тоталитарных маршей из альбома «Opus Dei». Периодически даже кажется, что если бы не «интуиция» Бьорк, то приглашенные музыканты смогли бы втащить пластинку в первую десятку европейского чарта.
Рэперы из The Roots умудрились превратить плачущую «Who Is It» в танцевальный хит без единого синтезатора. А безумный персонаж Докака, которого Бьорк нашла по Интернету («Она просто написала мне: “Ты бы не хотел присоединиться к нам для записи нового моего альбома?”»), виртуозно «пропевает» барабаны и бас на «Mouths Cradle» и «Triumph of a Heart». Костно-мозговой штурм продолжается невротическим техно «Who Is It», где подвывают великий вокальный иллюзионист Майк Пэттон (Faith No More, Mr. Bungle, Fantomas) и коммунист-инвалид Роберт Уайатт (Soft Machine). В какой-то момент кажется, что слезы кончаются и вот-вот исландская сорокалетняя девочка ощутит долгожданный катарсис. Но нет — не успев утереть глаза, она снова бьется в истерике. Оно и понятно. Бьорк продолжает копошение: «Мне хотелось бы, чтобы альбом напоминал запекшуюся 5000 лет назад кровь. Нет патриотизма, нет религии, нет цивилизации. Только человеческая душа. Но где она, душа?»
БОРИС АКИМОВ
Обложка альбома Medúlla была сделана фотографами Инес и Винод в Лондоне 28 июня 2004 года, а дизайн выполнен M/M Paris. На нем Бьорк изображена в маске из волос, которая была сделана специально для съемок, черном платье и ожерелье из черных "костей" с надписью "Medúlla". Маска для волос была создана исландской художницей Shoplifter. Художница заявила, что в 2004 году у нее была выставка в галерее ATM, где она продемонстрировала настенную роспись, выполненную из каштановых кос. Бьорк оценила это, а затем пригласила ее поработать над созданием скульптуры из волос для персонажа Медуллы. Она также объяснила, что певица хотела, чтобы в альбоме было что-то мрачное, и затем она отправила Бьорк несколько отсылок к экстремальным прическам, а поскольку альбом был записан голосами, Бьорк хотела что-то, что было бы частью человеческого тела.
Название альбома было объяснено в июне 2004 года на официальном сайте Бьорк. Ее подруга Габриэла предложила "medulla", медицинский термин, обозначающий "костный мозг" на латыни. Она отметила, что это слово относится не только к костному мозгу, но и к различным другим анатомическим структурам, включая части почек и волос; в этом смысле, по ее словам, это слово обозначает "проникновение в суть чего-либо".
"Медулла" получила признание музыкальных критиков. Альбом получил оценку 84 из 100 на Metacritic. Дэвид Пешек из газеты Guardian дал ему пять звезд из пяти возможных и назвал его "смелым и уникальным". Доминик Леоне из Pitchfork прокомментировал, что Medulla была "интересной пластинкой"., при этом Бьорк сказала, что "нашла способ воплотить свои сразу отличительные мелодии и вокальные нюансы в решениях, которые заставляют меня по-новому оценить ее голос и ее мастерство". Барри Уолтерс из Rolling Stone заявил, что "Medulla - это одновременно и самая экстремальная запись, которую когда-либо выпускала Бьорк, и самая доступная сразу".
Хизер Фарес (Heather Phares) из AllMusic считает, что Medúlla - "альбом не сразу, но может увлечь, особенно тех, кто интересуется тем, как старейший в мире инструмент используется неожиданными способами".
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", он продержался там до 2008 года:
На "Vespertine" (2001) Бьорк создала мир звука, который был непонятен даже ей. Medúlla идет по аналогичному пути: человеческий голос является единственным источником музыки — за исключением одного гонга!
Бьорк и ее коллега, исландский звукорежиссер Вальгейр Сигурдссон, работали над альбомом полтора года, прежде чем, наконец, решили пойти до конца и использовать только голоса. Была привлечена колоритная группа участников, среди которых Майк Паттон, Роберт Уайатт, японский вокалист Докака и битбоксер Рахзел. Также выступают хоры из Исландии и Великобритании, и запись проходила в разных местах — Исландии, Нью-Йорке, на Канарских островах, в Бразилии и Лондоне.
Музыка представляет собой эклектичную смесь, состоящую из древнего фолка, глитч-техно, современной классики, поп-музыки и чисто авангардных странностей. Исландские корни Бьорк выходят на первый план в тонком и интимном "Vökuró", в то время как "Желанное созвездие" просто и эмоционально резко. Ворчание, тяжелое дыхание и голосовая акробатика появляются на нескольких треках — посмотрите на потрясающее горловое пение инуитов на "Ancestors".
В других местах певица эффектно сочетает авангард с поп-чувственностью в таких треках, как "Колыбель рта", "Триумф сердца" и "Кто это (Неси мою радость... В одном из интервью инженер Валгейр рассказал, что в какой-то момент он забеспокоился, что необычный подход может затмить настоящую музыку. Ему не стоило беспокоиться: альбом был встречен всеобщим признанием и воспринят как еще один триумф неизменно инновационного исполнителя."
"Я только что по-настоящему увлеклась йодлем".Бьорк, 2004
Label - One Little Indian
Producer - Björk
Art Direction - Inez / Vinoodh
Nationality - Iseland
Running Tirne- 47:12