Большой актёр маленьких ролей Роман Филиппов. Вторая часть.
Роман Сергеевич Филиппов (24.01.1936—18.02.1992) — советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1987). Заслуженный артист Белорусской ССР (1967).
оман Филиппов родился 24 января 1936 года в Симферополе в семье актеров Ленинградского Большого Драматического Театра. Его мать, Анна Григорьевна Кудерман, умерла от родов, и до трех лет мальчика воспитывал его отец Сергей Александрович Филиппов и бабушка.
В 1939 году Сергей Александрович женился, и Роман переехал вместе с ним в Горький (теперь Нижний Новгород). Вторая жена отца, Ирина Сергеевна, не имела непосредственного отношения к театру, но много им интересовалась. Роман не планировал стать актером, увлекался шахматами, был очень компанейским парнем, много читал и очень хорошо знал литературу.
Как-то в Горький из Москвы приехал на гастроли Малый театр и знаменитую актрису труппы Веру Пашенную администрация школы, где тогда учился Роман, попросила прослушать учеников для определения сценического таланта. На кастинг явился и рослый, могучий десятиклассник Филиппов, в жизни говоривший густым оперным басом. Дождавшись своей очереди, он вошел в класс, где сидела за столом и что-то писала Пашенная. Он звучно с ней поздоровался. Гениальная актриса только вскинула на него глаза — и тут же выдохнула: «Все! Вы можете идти: сдавайте экзамены в театральное!».
В 1953 году Филиппов окончил среднюю школу, а через год стал студентом театрального училища имени Щепкина, где его педагогом оказалась именно Вера Пашенная. Окончив училище в 1957 году, Филиппов был принят в труппу Малого театра, куда он пришел полный надежд и с желанием много играть. Главным режиссёром театра был Михаил Иванович Царёв - блестящий, известный артист, и отношения между ним и Филипповым не сложились.
В 1960 году Роман Сергеевич перешел в Театр имени Пушкина к главному режиссеру Борису Ивановичу Равенских. Одновременно, в 1962 году, актер работал по совместительству во Всероссийском гастрольно-концертном объединении, где играл в спектакле «Пришедший в завтра» по произведениям Маяковского, поставленный Иоакимом Шароевым. Эта постановка получила высокую оценку в прессе и, прежде всего, актерская работа Романа Филиппова.
Несколько лет поработав в Москве, в 1962 году Роман Филиппов женился и переехал к жене в Минск, где служил в Белорусском государственном академическом театре имени Янки Купалы. Благодаря лингвистическим способностям, Филиппов быстро преодолел языковый барьер и стал одним из ведущих актеров этого театра. Здесь им были сыграны Белугин в «Женитьбе Белугина», Астров в «Дяде Ване», Сатин в «На дне», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие роли. Более того, Роман Сергеевич увлёкся белорусской поэзией, и занялся переводами. В белорусском телефильме «Крах» он сыграл Григория Распутина. За эту роль актёр был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Первом международном фестивале телефильмов в Болгарии в 1968 году. За совокупность работ получил звание заслуженного артиста Белорусской ССР.
1969 году Роман Сергеевич вернулся в Малый театр и работал на его сцене до конца жизни, сыграв 32 роли. Царёв признал, что Филиппов - нужный актёр и они вместе играли в спектаклях. Среди театральных работ Филиппова были роли Глоба в «Русских людях», полковника Иванова в «Так и будет», Несчастливцева в «Лесе», Скалозуба в «Горе от ума», Борцова в «Пучине», Лотохина в «Красавце-мужчине», Осипа в «Ревизоре», Абрезкова в «Живом трупе», Скотинина в «Недоросле», Журдена в «Мещанине во дворянстве» и другие работы.
У него был удивительный дуэт в «Лесе» с Игорем Владимировичем Ильинским — Счастливцевым. Зал взрывался смехом, когда в спектакле «Ревизор» Весник-Городничий говорил Филиппову — Осипу: «Друг, у тебя очень хорошее лицо!». Свои роли Филиппов играл замечательно.
Юрий Соломин, Элина Быстрицкая, Иван Любезнов, Виктор Борцов, Роман Филиппов, Елена Цыплакова, Виталий Соломин, Нелли Корниенко, 1982.
Роман Филиппов был большим острословом в жизни. Однажды перед вылетом на гастроли на Дальний Восток он сутки просидел в аэропорту «Домодедово», и изрек: «Это не Домодедово, а Детдомово!». А когда перегруженный самолет вяло стал набирать высоту, мокрый от духоты и жары Роман сообщил: «Так долго набирать высоту — это низость!».
В кино Роман Сергеевич дебютировал в 1954 году в эпизодической роли борца в фильме «Чемпион мира», а первая заметная работа у него состоялась только в 1959 году в фильме «Зеленый фургон», где актер сыграл роль Федьки Быка.
арактерный актер. Обладая фактурной внешностью и фигурой, он исполнял, в основном, роли всевозможных здоровяков, наделяя своих героев тонким юмором и иронией.
Филиппов был острохарактерным актёром, обладавшим незаурядными внешними данными - мощной фактурой, низким голосом и ярким темпераментом. Он прекрасно справлялся с небольшими ролями в фильмах «Девчата», «Город мастеров», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Женатый холостяк», «Чародеи», «Дикая охота короля Стаха» и «Кортик».
Над могучим телосложением и голосом Романа Филиппова коллеги подшучивали: «Даже в крохотной роли не затеряется». Действительно, на сцене его нельзя было не заметить, и на экране тоже. В «Джентльменах удачи» у его героя зэка Николы Питерского было лишь две фразы, в «Бриллиантовой руке» – чуть больше, но эти эпизоды с Филипповым знали все зрители. К такому «ювелирному» мастерству Филиппов стремился много лет.
"Впереди - крутой поворот", 1960
Один из первых эпизодов фильма «Джентльмены удачи», где Филиппов в роли зэка Николы Питерского «строил» героя Евгения Леонова, запомнился зрителям не меньше, чем похождения главных героев картины. Фразу Николы «А вам не кажется, что ваше место возле параши?» до сих пор с восторгом цитируют зрители. Великан с душой ребёнка – любимый кинообраз Филиппова.
Лучшими ролями Романа Филиппова на сцене стали Сатин в спектакле «На дне», Астров в спектакле «Дядя Ваня», Несчастливцев в спектакле «Лес» и Журден в спектакле «Мещанин во дворянстве». Об одной из работ актёра критики писали: «Такого внутренне сложного Несчастливцева, как Несчастливцев Филиппова, с таким богатством переливов и оттенков, мы увидели впервые. Он нет-нет, да и перевернёт душу зрителя непосредственностью интонаций. В нём живёт и безобидный юмор, но когда он в гневе, от его сарказмов никому не поздоровится… Многие в зале утирали слёзы».
В героях Филиппова привлекали душевная широта, щедрость, мягкость, почти детская способность увлекаться, хотя в жизни он мог показаться несколько инертным. На сцене его герои были скупы на жесты и слова. При своих природных возможностях ему ничего не стоило заполнить собой всю сцену, сконцентрировать на себе всё внимание зала. Но Роман Сергеевич понимал, что это самый лёгкий, но не лучший ход. Он учился владеть собою, своим телом, голосом, темпераментом, чтобы подчинять их задаче спектакля, не нарушать его художественной целостности.
"Человек не сдаётся" (1960)
В 1987 году Роман Филиппов был приглашен в ГИТИС преподавать художественное слово, а в 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента. Актер свободно владел помимо белорусского, польским и немецким языками, играл на английском языке в спектакле «Peter the Great», на украинском в «Варшавской мелодии» в Киевском академическом театре.
Роман Сергеевич был очень разносторонним человеком – писал стихи, играл на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый разряд по фехтованию. Принимал участие в озвучании мультфильмов, был автором текстов к песням из кинофильмов.
12 стульев, 1971 г.
Донская повесть (1964)
У Филиппова была прекрасная память. Он даже жаловался, что помнит все, что учил наизусть: от «дедушка, дедушка, сделай мне свисток» в школе до целых страниц из истории КПСС, которые он просматривал перед экзаменом и потом старался говорить не буквально по тексту. С большим вниманием читал детективы на польском языке, осторожно перелистывая маленькие страницы своими большими пальцами. При желании мог говорить по-немецки, причем без акцента. Участие в шахматных баталиях по радио, по газетам принесло ему славу блестящего шахматиста и друга гроссмейстера Алексея Суэтина, с которым он познакомился в Белоруссии. Актер Виктор Борцов рассказывал: «Он был настолько разносторонен, это шахматы все время, на уровне мастеров, Суетин в гримерке, еще какие-то мастера там, это все во время спектакля. Тут же преферанс. Он оставил стихов столько, посвященные полтруппе. Очень смешных, и когда банкет, всегда — Рома, прочти».
Роман Филиппов в фильме «Тени исчезают в полдень»
грешно», «Вечер советского рассказа». В начале 1970-х годов было решено назначить Романа Филиппова главным Дедом страны, поздравляющим всех советских детей на самой престижной — Кремлевской — елке. И он добросовестно играл эту роль 20 лет своей жизни. Поздравлять детишек с Новым годом в Кремле было не менее почетно и ответственно, чем трудиться на серьезной партийной работе. Поэтому согласия актера занять должность главного Деда Мороза никто не спрашивал: ему просто сообщили о «назначении». Зарплата Деда составляла астрономические для советских времен 800 рублей, а в Кремль его отвозила комфортабельная «персоналка» — почти как членов Политбюро. Сорвать шоу было практически невозможно — оно заранее записывалось и шло под «фанеру».
С новым 1977 годом поздравляет Дед Морос Роман Сергеевич Филиппов
Филиппов дорожил «оказанным доверием», и даже платил немалые «отступные» дублерам в Малом, чтобы те без шума подменяли его на спектаклях, по времени совпадавших с елками. А сам потихоньку сбегал в Кремль. При этом Филиппов никогда не состоял в партии и сам ставил в Малом шельмуемых в то время Астафьева и Булгакова, чтобы ездить с этими «полулегальными» спектаклями по провинции. Однажды он со злорадством рассказал актеру, своему большому другу Виктору Борцову, как на одной из елок устроители решили показать детям хронику трудовых достижений советского народа — как в программе «Время». На генеральной репетиции представления ребята, увидев надоевшие монотонные кадры, вдруг начали свистеть! «Что они могут понимать? А понимают же...» — радовался Филиппов.
Если все дети страны мечтали увидеть главного Деда Мороза, то все папы мечтали о том, чтобы с ним выпить. Когда Филиппов шел на спектакль в Кремль, у Кутафьей башни его поджидала толпа радостных мужчин с бутылками в руках, скандировавших: «Приезжайте к нам на Колыму!» Жене актера приходилось идти впереди, расталкивая бутылки. За что муж прозвал ее «гестапо».
Дед-Мороз, Снегурочка и Снеговик среди московских школьников на празднике Новогодней елки в Кремлевском Дворце съездов, 1971 год
Иногда артист позволял себе принимать " на грудь» перед выходом на сцену, но играл всегда профессионально. Прокол случился лишь однажды: видимо, не рассчитав «дозу», актер замешкался и не сразу вышел на бис. К счастью, техники успели остановить фонограмму. Другим участникам представления пришлось принять огонь на себя: «Где наш дедушка? Может, заболел? Давайте дружно надуем вьюгу!» Дочка Филиппова, не верившая в Деда Мороза, в тот момент дула особенно старательно. А потом пожурила маму: «Папа болеет, а ты не знаешь!».
Простым людям пообщаться с Дедом Морозом, как правило, не удавалось. Зато для товарищей, вхожих в высокие кабинеты, это было делом привычным. В трудовую нагрузку главного Деда Мороза входило личное вручение подарков внукам больших партийных шишек. Об этой церемонии в специальном кабинете во Дворце съездов Филиппов часто вспоминал с неприязнью. Как-то член политбюро Гришин, приведя за подарком внука, похвастался: мол, внучек у него круглый отличник. Дед Мороз скептически пробормотал в бороду: «Ему-то — и не быть отличником!».
Последняя елка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 года. А в феврале актера не стало. Актриса, игравшая роль Снегурочки в последнем спектакле Филиппова, вспоминает символичную оговорку ведущих шоу. Обычно спектакль завершался словами: «Дед Мороз не прощается с вами». В тот раз вдруг сказали: «Прощается». И оказались правы.
19 февраля 1992 года Романа Филиппова не стало. Причиной его скоропостижной смерти стал оторвавшийся тромб. Роман Филиппов был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Продолжение в следующем посте...
Текстовые материалы и фото взяты из различных источников
Будь артист трижды талантлив,но без кино его известность намного меньше. В театре его видит публика,сидящая в зале.А на экране кинотеатра - вся страна. Так было и с историей Р.Филлипова.