БОРИС ФОМИН – «Старые ноты» - «…Мы сохраним былых романсов крохи, как мы храним в музеях кружева…» (Павел Герман) Часть 1
БОРИС ФОМИН – «Старые ноты» - «…Мы сохраним былых романсов крохи, как мы храним в музеях кружева…» (Павел Герман) Часть 1
Бобочке Фомину досталось на редкость счастливое и благополучное детство. Родился он 12 апреля 1900 года в Санкт-Петербурге, в семье крупного военного чиновника. Он рос в просторной семикомнатной квартире по Саперному переулку, дом 8. Летом семья Фоминых выезжала на дачу в Царское село
Ко времени появления долгожданного сына его отец Иван Яковлевич /1869-1935/ имел личное дворянство и занимал важный пост в Государственном военном контроле.
Но, прежде чем стать генералом и дворянином, отец упорно поднимался по чиновничьей лестнице с самых низов. И если он сумел сделать головокружительную карьеру, то не благодаря угодливости, а за счет удивительной работоспособности, деловой хватки и порядочности.
В нем рано проснулся государственный ум, он воспитал в себе внутреннюю самодисциплину. Подниматься ему пришлось из архангелогородских мещан. Но пройденный путь не был случайным. Когда- то так же сложилась судьба его далекого предка Михаила Васильевича Ломоносова. Точнее, Фомины происходили из рода Цициных, которые в свою очередь происходили от родной сестры Михаила Васильевича Ломоносова, а значит, и от его отца Василия.
Архангельскому мещанину надо было обладать незаурядной устремленностью, чтобы закончить гимназию с золотой медалью и поступить без всяких протекций на юридический факультет Петербургского университета. По окончании университета Ивана Яковлевича сразу же в качестве юриста привлекли к ответственным ревизиям военных расходов.
Своей честностьюи бескомпромиссностью он вскоре уже наводил немалый страх в русской армии, жизнь которой, наряду с парадами и подвигами заключала в себе и хищения, и растраты, и казнокрадство. В 1914 годуон получает потомственное дворянство и вскоре становится полным генералом. Когда он приходил в дом во всех своих регалиях, с широкой голубой лентой на груди, в орденах и генеральских погона. с двумя денщиками, дети и многочисленная прислуга буквально трепетали от одного его вида.
Строгость и требовательность отличали молодого генерала и в семейной жизни. Дома его также уважали и побаивались. Хотя Иван Яковлевич никогда не бранил детей, ему достаточно было одного взгляда, чтобы утихомирить их шалости. Смягчать этот культ почти военной дисциплины приходилось его супруге. Кто мог ожидать, что бывший архангельский мещанин выберет в жёны аристократку, крестницу царя Александра II.
Евгения Иоановна Пекар /1872-1954/ была дочерью обрусевшей австрийки, царской фрейлины, и темпераментного итальянца. Выросшая в аристократической семье, она до конца жизни чувствовала себя светской барыней. Даже материальные трудности и резкое сокращение прислуги в советские времена не превратили ее в домработницу. Она всегда была подтянута, со вкусом причесана и благоухала редкими духами.
Ее мать, бабушка Бориса Фомина, по воспоминаниям Ольги Ивановны, имела близкие родственные связи с графом Потемкиным. Она пользовалась большим успехом при дворе, была женщина красивая и даровитая, писала стихи, сотрудничала с Оскаром Штраусом, писала либретто для его оперетт. На маскарадах она обычна одевалась червонной дамой. Государь ее весьма ценил, неслучайно стал крестным ее первой дочки. Вскоре она разошлась с итальянцем, и он навсегда уехал из России. Так что Евгения Иоановна своего отца просто не знала. Но когда спрашивали у нее, откуда у Бориса такой талант, то всегда вспоминала этого неведомого, легкомысленного, но очень музыкального дедушку-итальянца.
Кроме него, никто музыкальными талантами в роду не отличался.
Культ трудолюбия соединялся в доме Фоминых с чисто дворянским воспитанием, которое подразумевало красивые манеры,умение танцевать и увлечение искусствами, понятие о чести и рыцарственное отношение к женщинам. Ведь под мужской опекой Бориса росли три обожаемые сестрички. Валентина – на год старше, Лидия на 8 лет младше, а Ольга младше на 12 лет.
С ранних лет и до последних дней Борис был безусловным любимцем в семье - предметом гордости, бесконечных радостей и волнений. Музыкальная одаренность обнаружилась так рано и так явно, что даже непреклонный отец, мечтавший о военной карьере сына, вынужден был смириться с этой всепоглощающей страстью. Решили,что Боря - это Божий дар и разлучать его с музыкой - великий грех. В четыре года он уже бойко играет на редком и модном тогда аккордеоне,приводя в умиление всех гостей. Ведь за громадным инструментом видны были только руки юного музыканта. Так образ чудо-малыша стал легендой в кругу родных и знакомых.
В восемь лет начинаются регулярные занятия фортепьано с частными педагогами. Через два года его отдают в Анненское реальное училище, где он должен был получить солидное общее образование. Однако музыкальные успехи превосходили все ожидания, и в 12 лет встал вопрос о серьезной подготовке в консерваторию. Для этого нужно было поступить в класс какой- нибудь знаменитости. Такой знаменитостью стала пианистка с мировым именем, профессор Петербургской консерватории Анна Есипова - та самая Есипова, у которой чуть раньше учился Прокофьев. Казалось, что карьера будущего пианиста уже предрешена. Но колесо истории раздавило все планы.
В 1914 году умирает А.Есипова, и Фомин попадает в руки её учеников Л.Бендицкого и Б.Захарова. В 14 лет он уже первоклассный пианист, имеющий опыт и сольных и концертмейстерских выступлений. Петербургская филармония берёт его на работу в качестве аккомпаниатора. В 15 лет появляются его первые оригинальные сочинения, которые, увы, до нас не дошли.
Если судить по учётному листку, то осенью 1915 года Фомин поступает в консерваторию на фортепьянное отделение и учится там три года.
Развитие военных событий, Октябрьская и Февральская революции не могли не нарушить обычную биографию юного вундеркинда. Консерваторию пришлось оставить, и в последующие годы он не пытался завершить музыкальное образование. Фомин тогда был слишком беспечен и горяч, чтобы предвидеть все неприятности, которые ему придется испытать из-за отсутствия этих злополучных дипломных корочек. Он чувствовал себя уже вполне готовым к музыкальной деятельности и не понимал, зачем столько времени тратить на никому не нужные теоретические дисциплины анализ, контрапункт, фугу. Его живая, импульсивная натура инстинктивно не принимала академическую систему консерваторского образования.
А что было дальше?...
Будущая карьера померкла в тумане. Даже отцу-генералу многое было не ясно. После революции бежать из России он не захотел. Достойное место в новом госаппарате предложил ему Ленин. 10 марта 1918 года Иван Яковлевич с сыном приезжают в Москву. Вскоре правительство даёт ему пятикомнатную квартиру на Чистых прудах. В квартире 12 дома 9 по ул.Жуковского и прошла вся творческая жизнь Бориса Фомина. Только в 1920 году Иван Яковлевич решает отправить железнодорожный вагон в Архангельск (в 1917 году жену с дочками он отправил в Архангельск к родным) за семьёй.
Борису быстро удалось приобщиться к московской артистической жизни. Нашлось место музыканта в «Летучей мыши». Но в январе 1919-го он уйдет добровольцем на фронт и вернется только через два с половиной года. Сначала его как "реалиста" направят на срочный ремонт и восстановление фронтовых железных дорог. Потом заметят, что гораздо лучше использовать Фомина как фронтового артиста: он и пианист, и танцор, и рассказчик, и конферансье, и даже певец. Очень скоро он соберет свои номера в веселую оперетту и поставит ее прямо здесь, на фронте, на платформе вагона...
Вернувшись в Москву, он еще раз попробует свои силы в оперетте "Карьера Пирпойнта Блэка*. С шумным успехом пройдет она и в Москве, и в Петербурге, но особой славы не принесет. "Музыка, чуть получше, чем у Кальмана или Легара" - высокомерно напишет газетный рецензент. Тогда казалось, что уж хуже Кальмана написать просто невозможно. А хуже оперетты и жанра-то нет! Фомин будет пробовать себя и в балете, в том числе детском, побывает тапером в кинотеатре и даже "цыганом" в одном из московских хоров. Но свое наивысшее призвание найдет в старинном романсе.
Еще на фронте он заметил, что в самые трудные минуты хочется даже и не юмора, а именно лирики - сладких воспоминаний, горячих любовных слов, радужных надежд. Не знаем, сочинял ли Фомин там, в окопах и теплушках, но в Москве он сразу заявил себя мастером романса.
Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. Да и сейчас исполнители, поклонники романса не могут без них обойтись. Как же случилось, что на его долю выпало забвение? И уже никого не удивляют дежурные реплики после какого-нибудь из его шлягеров: "Какая вещь! И кто же это сочинил?" Первую порцию забвения Фомин хлебнул в эпоху сталинской культурной революции. Люди, знавшие Фомина, рассказывали нам, что он как-то заметно сник в 30-е годы, стал меньше сочинять, печататься. А иногда и вовсе куда-то исчезал.
Без большого шума романс, как жанр, был фактически запрещен на Всероссийской музыкальной конференции 1929 года. Закрылись издательства, печатавшие Фомина, оказались без работы многие исполнители. Остальные получали свои репертуарные списки и программы концертов с грозными красными пометками: 'Сколько можно! Халтура! Пошлятина!’ и даже - "Контрреволюционный хлам!’ Жаловаться было некому, да и небезопасно.
От строгости начальства спасала провинция. Чем дальше от Москвы, тем легче нарушались репертуарные запреты. В Тбилиси или во Владивостоке можно было петь что угодно. Хотя сигналы об этих нарушениях, конечно, накапливались где-то наверху. И накопились.
В 37-м году Фомин исчез надолго. Около года он пробыл в бутырской камере. Обвинения были одно нелепее другого, но приходилось с ними соглашаться. Пока во всем разбирались, грянули очередные перемены. Посадили тех, кто сажал других, а Фомина выпустили. Говорят, что Сталину нравилась фоминская песня "Саша’ в исполнении Изабеллы Юрьевой. Но вряд ли это имело отношение к его освобождению. Фомин сочинял романсы и в эти страшные годы - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но они так и остались в рукописях, а многие бесследно исчезли. Так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор.
Фомин понадобился, когда пришла война. Скоро в Москве не осталось театров, а заодно уехали и те, кто запрещал романс и преследовал его авторов. Фомин же не просто остался в Москве. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзьями фронтовой театр "Ястребок" при клубе МВД - на многие месяцы это был единственный театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина - "Жди меня", 'Тихо в избушке", ’Письмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по России.
Но закончилась война, и на Фомина обрушилась новая волна забвения. Выпячивать его заслуги в дни войны никому из коллег, вернувшихся из эвакуации, не хотелось. Его вспомнили лишь тогда, когда началась кампания против "безыдейных пошляков" Зощенко и Ахматовой. В этот же ряд музыкальная критика воткнула и Фомина.
Портрет
Беседуя со знакомыми Фомина мы все время слышали восторженные отзывы о нем, в которых часто тонули и событийная канва отношений, и детали его внешности, поведения. Нам же хотелось представить Фомина живым. Оказалось, что труднее всего восстановить неисчерпаемое богатство его жизни. Настолько оно было насыщенным и творчеством и общением и превосходила наши обычные представления. Казалось, что он не жил, а буквально горел, в творческой работе и дружеском общении. Его физическое тело просто не выдерживало этой эмоциональной и духовной активности.
Не даром же он так рано состарился. Уже в 1930-е годы Фомин в шутку называет себя дедом. А те, кто видел его 1940-е годы воспринимали его как пожилого человека. А ведь ему было всего за сорок.
Он носил бобровую зимнюю шапку и пальто с бобровым воротником, и друзья звали его дедом в бобровой шапке. Однако душа Фомина до конца дней оставалась по-детски доверчивой и чистой.
Фомин так и не узнал, что такое сердечная усталость.
С детства его отличала необычайная пытливость, ему было все интересно. Он с одинаковым вниманием мог разговаривать о жизни с академиком, театральной знаменитостью и самым простым человеком. Для всех он мог найти интересную тему разговора. Если он мог чем-то помочь людям, то помогал не откладывая. У его двоюродного брата было семь детей и он каждый день заходил к ним, готовый чем-нибудь помочь.
Он ненавидел всяческую надутость, солидность, казенность. Мастер изысканных комплиментов, он не любил подхалимов и льстецов. Ему импонировали многие социалистические и коммунистические идеалы, но он ненавидел те уродливые формы, которые они приняли в России.
Даже в самые трудные времена Фомин был подтянут, одет с иголочки. И от женщин он того же ожидал и даже требовал. Дома не признавал никаких халатов, бигуди. Его жене всегда надо было выглядеть не только опрятной, но и красивой.
В повседневном поведении Фомин был форменным Фигаро. Но при всей стремительности и порывистости, внутренне был необычайно собран, аккуратен, дисциплинирован, обязателен. Весь день у него был расписан по часам и минутам. Завтракал, обедал - все в определенное время. В доме жили его мама, жена, сестра, прислуга Ирина и еще приходила секретарша - она же переписчица нот Тамара Николаевна Опарина-Сергиевич, жена брата академика Опарина. В день раздавалось до 100 звонков. Фомин просто так дома никогда не сидел. Домой он приходил обедать, заниматься с ученицами и поздней ночью спать. Весь день его уходил на репетиции, на деловые и дружеские встречи и творческие вечера у знакомых.
Вопреки всем нападкам Фомин, продолжал оставаться для окружающих редчайшим источником оптимизма. Ему помогала неистребимая вера в то, что романсы окажутся в сто раз долговечнее, чем все идеологические заборы. Галина Александровна, жена Б. Фомина нам рассказывала: "Человек он был не домашний. Все время на людях, все в общении, в работе. При нем в доме всегда было многолюдно и шумно. Как только он уходил, в доме воцарялась тишина. Сочинял он по ночам, так как днем не было ни времени, ни условий. Я всегда поражалась его работоспособности. Ведь он был очень больной человек. И даже когда ему было очень плохо, он не унывал, все равно верил, надеялся, что все будет хорошо, что жизнь прекрасна.
Кроме самых близких родных, никто не знал о его болезни. И родные не смели ему об этом напомнить. Я никогда не видела, чтобы он грустил, как человек, несущий свою болезнь, как человек надломленной судьбы. Конечно, он тяжело переживал травлю романса, ведь в ждановские времена его официально почти не исполняли. Но он считал, что это заблуждение временное. Он верил, что придет час и о нем вспомнят, и его будут петь. И говорил он это не шутя. И это в какой-то мере его подбадривало."
Беседа с родными
О мыслях и переживаниях Фомина в последние месяцы его жизни говорит его письмо от 13 мая 1948 года к сестре Ольге, той самой, что написала стихи к "Вольной"
Милые, дорогие Кротовы!
Не писал Вам писем по простой причине: с юных лет питаю неприязнь к этому кропотливому делу. Маме в Симферополь писал с "Высоких гор” только в силу тех соображений, что мои письма нужны ей, как воздух. Вам же пишу сейчас потому, что считаю настоящее письмо не письмом, а беседой. А побеседовать пора, ибо неизвестно, когда мы еще встретимся, да и встретимся ли вообще. Здоровье мое настолько неудовлетворительно, что невольно один глаз косится на бывший Донской монастырь, где сейчас функционирует Всесоюзная фабрика превращения людей в пепел, другой глаз - на Новодевичий монастырь, где при сильном ходатайстве можно обрести клочок земли в разделе композиторов, отошедших в мир иной.
Моя поездка к вам в Крым в 1946 году была последней, когда я все еще по-хозяйски расправлялся с моим Тбс (туберкулёз) и не вкладывал меч в ножны. Я мог выступать в концертах, выходить в город по своему усмотрению, утром, днем или вечером, поужинать в ресторане, перехватив 200-300 грамм водки, и т.д. В Москве мог общаться с авторами, писать и предлагать свои произведения в целый ряд учреждений, подписывать договора и вырывать у бухгалтеров деньги. Теперь всему этому пришел конец. Удар после Зощенко, голодный год, полунетопленная квартира с насквозь мокрыми обоями в обеих комнатах, катастрофическое падение авторского гонорара, простуды за простудами, морально подавленное состояние - все это обрушилось в итоге на единственную мою опору, на последний резерв - на левое легкое. И оно развалилось, развалилось, как после хорошей фугаски - дом....Никогда я еще не чувствовал себя таким инвалидом. Пока я лежу в постели, все обстоит более или менее благополучно: температура в 4-5 дня колеблется от 37 - 37,4, потом спадает. Жить можно. Достаточно мне одеться и провести день на ногах в квартире - к обеду уже 37,8. Выйти на улицу погулять на часок по Чистопрудному бульвару с учетом хорошей погоды - к вечеру 38,5. Вот и весь сказ.
Гореть /температурить/ мне нельзя. Следовательно, постельный режим, и никаких гвоздей. Семья грызет меня за то, что я снова закурил. Курю я не так много - пачка на 2 дня. Конечно, это плохо. В "Высоких горах" я не курил 3 месяца. Но там легко было бросить курить, ибо я был полностью обеспечен тремя чрезвычайно важными факторами: 1 Покоем, 2 Режимом, З.Питанием. Причем все это было настолько высококачественно, что, похандрив первые два, три дня, я забывал о папиросах.
Лежа в "Высоких горах", я знал, что семья получает мой гонорар /авторские/ и пенсию, что мое пребывание в больнице ни копейки семье не стоит. Душевный покой сознание, что меня круглосуточно окружают опытные врачи и сестры, что если нет мер хирургически поджать мои каверны, то курс "миоля" витамина Б, С укреплявшие чего-то там / точно не разберу/ мышцы, сердце, борьба с одышкой - все это поднимало общий тонус, я резко прибавлял в весе и вышел из "Высоки гор" почти молодцом. Но "сны мимолетные, сны беззаботные снятся лишь раз» - так говорит романс.
Я вернулся домой. Имейте в виду дорогие мои, что у меня и в мыслях нет жаловаться на семью. Все в доме меня любили и любят, никто не заинтересован поторопить меня в один из монастырей. Но что делать? Не могу же я, один больной человек, терроризировать дом и останавливать движение нормальной жизни. Я просто лишился 1 - покоя, 2- режима, 3-того питания.
Толю я очень люблю, ему всего 5 с половиной лет, он шумливый и хулиганистый парень, и драть его с утра до вечера, чтобы он был тихий из-за моей болезни, - бред.
Общение с приятелями, которые периодически навещают меня /Петренко, Кримкер, Герман/, приносит мне радости и неприятности. Все это волнует меня. Появилась новая неприятность. Меня нельзя расстраивать и злить. После очередного семейного скандала немедленно начинается рвота с желчью, болезненная и удушливая. А после рвоты температура, как правило, поднимается до 39- 39,5 и держится до глубокой ночи. Наутро все входит в норму, но я физически разбитый человек.
Герман недавно на мой лирический вальс, чрезвычайно удачный по мелодии, привез подтекстовку из передовицы "Правды", и моя музыка на эти слова стала невероятной пошлятиной. Два вечера он доказывал, что все это обстоит благополучно, два вечера я ему возражал и отказывался заново ложиться под меч рецензента, который снова меня измерзавит. Это стоило мне двух вечеров кровохарканий. На маму, на Ирину тоже находит "бзик" /очевидно от старости/. У Галочки бывают срывы, но она все же бережнее всех относится ко мне. Я надеюсь, что последние строки останутся между нами. /Зачем мутить воду и требовать невозможного?/”Курц гегэт”, как говорят евреи /короче говоря/ ни покоя, ни режима, ни санаторного питания. Попробуй в этом бедламе бросить курить.
Теперь о финансах, поющих романсы. Все, что я имею на этой земле - авторский гонорар, колеблющийся между 2-мя и 3-мя тясячами в месяц, причем я никогда не знаю вперед, будет ли это две, две с половиной, или три тысячи. Плюс к этому моя пенсия 280 рублей в месяц как инвалид первой группы. /Неправда ли, не всегда бывает приятным быть в 1 группе/. Вот на эти деньги живут пять человек; не голодаем, оплачиваем все коммунальные расходы и жалованье Ирине 100 р. И если от расходов по питанию остаются грошики, они уходят на покупку мелочей /самых необходимых/ по одежде и хозяйственным предметам. Лично на себя я потратил с приезда из Крыма деньги на приобретение 3-4 пар носок, 2 маек, и отремонтировал 3 пары обуви. И все. Да и к чему?
Концерты, поездки по гостям, театры - все это кончилось. Нужны простыни, наволочки.
Не могу обойти молчанием и твои предложения оказать мне поддержку, если я приеду в Крым. Я душевно благодарен вам, друзья, за добрые чувства, ни минуты не сомневаюсь в их искренности. Но поймите, что возможности ваши мизерны. Чтобы использовать Крым, подкрепить меня, оттянуть естественную развязку и продлить "зимние радости" / если это радости/, надо 5000 р... Ведь весь износился, заплатка на заплатке. Если до денежной реформы это было возможно, то теперь это стало бредом. Эстрада гибнет, актеров увольняют, концертов нет, покупательная способность на репертуар дошла до смешного. Певица не может заплатить за новую вещь 200 рублей /из них 100 рублей автору слов/. Какие же тут, к чертовой матери, курорты. Легче подсчитать стоимость гроба и автобуса. А затем висеть у вас в долгу, не зная, когда я смогу вернуть, да и верну ли вообще. Это не честно, и я на это не пойду.
Простите меня, дорогие, что огорчаю вас такой безрадостной беседой, зато вы теперь все знаете и ничему не удивляйтесь.
Маму в Крым усиленно не тащите. Если мне станет хуже и я загнусь без нее, она будет вас обвинять, что Вы не дали ей побыть со мной. Пусть решит сама. Если она скажет мне, что решила ехать к тебе, я не смогу силой заставить ее остаться.
Устал писать. Крепко вас обнимаю и целую. Неизвестно, как повернется жизнь, может быть, неожиданно найдут средство убить "кохи" и тогда я с моими остаточками смогу проскрипеть десяток лет.
Пришлю вам слова моих новых хороших двух песен. Ваш Борис Фомин."
Какие душевные резервы, какую органическую силу таланта надо было иметь, чтобы в такой ситуации сочинять песни, сохранять поющую и надеющуюся душу. Поразительно, что уже в безнадежном состоянии он продолжал выполнять заказы эстрадников и сочинял им развеселые куплеты. За час до смерти к нему приходила мама и он был с ней весел и шутил. К сожалению, пенициллин, с большим трудом привезенный из-за границы, уже ничем не мог ему помочь.
В больнице "Высокие горы" 25 октября 1948 года тихо завершилась жизнь великого русского романсиста.
(Главы из книги Елены Уколовой и Валерия Уколова
«Счастливый неудачник»)
Конец 1 части.
Татьяна, добрый день! Это - великий композитор, и огромное Вам спасибо, что Вы взяли на себя труд подготовить о нём материал. Ведь нынешняя молодёжь о нём - ни сном ни духом...
Добрый день, Анатолий!)) Пожалуйста! Думаю, что не только молодёжь его плохо знает, но и средний возраст тоже)
Могу только посоветовать всем прочитать эту книгу.)) Здесь только 10 часть. Брала самое-самое главное. В книге около 300 листов.
Ceniora пишет:
Здесь только 10 часть. Брала самое-самое главное. В книге около 300 листов.
Но излагаете самое важное! Чувствуется рука профи... Моё искреннее уважение!
Много романсов на музыку Бориса Фомина на
http://bibra.ru/subject/podrevskij-konstantin-nikolaevich/
http://bibra.ru/subject/timofeev-boris/
http://bibra.ru/subject/german-pavel-davidovich/
Дорогой Борис Павлович (starik), этот пост посвящаю Вам!
Это Вы подарили мне идею написать о Борисе Фомине, великом русском романсисте. И, хотя не сказала тогда «да», но знала, что буду писать. На полке стояла книга о Борисе Фомине «Счастливый неудачник» Елены и Валерия Уколовых.
Елена и Валерий Уколовы – известные ученые и артисты, посвятившие свою жизнь возрождению старинного романса. На своих вечерах, в статьях и книгах, радио и телепередачах они впервые рассказали об истории жанра и её героях – авторах и исполнителях.