Звучит, поет человеческий голос, и вся природа поет.
Поют нежное дерево и звонкий металл, хрупкая тростинка и даже холодный камень. Человеческие руки создают из них совершенные инструменты, заставляя петь нежно и сладостно или призывно и страстно. Человек вдохнул в творения рук своих душу, и зазвучали они подобно человеческой песне, как поет маленькая волшебница-флейта.
Кто это там на спокойной реке
Ночью играет на флейте?
В пении флейты как будто звучит
Весна моей родины дальней.
Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц?
Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поет соловей в "Пасторальной симфонии" Бетховена и черный скворец в произведении французского композитора Мессиана, и веселая птичка из симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк".
Но флейта может петь не только весела и беззаботна. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка "Орфей"...
Флейта может звучать, как человеческий голос, недаром ее звук сравнивают с колоратурным сопрано... Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова flatus, обозначающего дуновение.
Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр ее не всегда был таким чистым и мягким.
Не сразу ее звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент!
Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из дерева, даже из камня. Он принимал разные формы.
Сначала возникли простейшие свистковые флейты, похожие на наши детские игрушки-свистульки, а потом появились более сложные - продольные и поперечные.
Вряд ли найдется в мире народ, у которого бы не было своей флейты. Первые дошедшие до нас примитивные инструменты относятся к древнекаменному веку. Некоторые и по сей день сохранились в почти первозданном виде.
Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, ее звуками пастухи созывали свои стада. Но она также издавна была и постоянной участницей ритуальных обрядов и празднеств, как например, в Древнем Египте при сборе урожая или в Мессопотамии на празднике Таммуза - гибели и воскрешения божества...
У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам Лонгфелло в "Песне о Гайавате":
...вся деревня
Собиралась песни слушать.
Жены, воины сходились,
И то нежностью, то страстью
Волновал их Чайбайабос.
Из тростинки сделав флейту,
Он играл так нежно, сладко,
Что в лесу смолкали птицы,
Затихал ручей игривый...
Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось...с флейт.
Когда мореходы впервые ступили на африканский берег, они увидели около двухсот негров, которые играли на флейтах.
Одни из них производили высокие звуки, другие - более низкие, но по словам путешественника-европейца, "вместе образовывалась гармония довольно приятная". Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке.
С незапамятных времен бытует флейта в Индии.
Ее называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приемах игры на ней вроде вот такого:"Высшим образцом красоты музыкального звука мудрые считают исполнение на ванше, вине и пение, звучащее в унисон.
Тому, кто находится в пути, далеко от дома, тому, кто стремится покорить сердце любимой, тому, кто измучен страданием, следует играть на ванше нежные мелодии в умеренном темпе.
Когда хотят вызвать чувство любви, играют на ванше в любом темпе... Игра на ванше в быстром темпе, украшенная фиоритурами, применяется перед тем, кто объят гневом или гордыней".
С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, "даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга".
В Древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана, или сиринга. И вот какую легенду рассказывает нам древнегреческий автор о ее происхождении:
"Сиринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка - это тростник. Самый высокий тростник издает самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поет сиринга.
Но когда-то сиринга была не флейтой и не тростником, она была прекрасной девушкой.
Влюбленный Пан преследовал ее в любовным беге, но густой лес укрыл уносящуюся от нег прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы,- оказалось же, что он схвалит не волосы красавицы, а листву тростников.
Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог ее найти.
Тогда он подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал тростник. Он собрал все срезанные тростники, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы, словно раны девушки...
Заполняя отверстия, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростинки, и сиринга зазвучала".
Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы, ее же поведали пастухи юным влюбленным козопасу Дафнису и пастушке Хлое. Дафнис-пастух сам прекрасно играл на сиринге и выучил этому искусству свою возлюбленную. И конечно же, Морис Равель решил рассказать о влюбленных в своем балете "Дафнис и Хлоя", он в оркестре отвел флейте главнейшую роль. Волшебные, серебристые звуки ее как нельзя лучше повествуют о любви юных пастухов.
Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почетом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов.
Так рассказывают, что "жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского"...
Высоко ценили флейтистов и просвещенные люди средневековья и Возрождения.
И это не смотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.
В известном французском "Романе о розе" с большой похвалой говорится о немецких исполнителях на смычковых инструментах и о чешских флейтистах.
В Кракове издается "Привилегия для трубачей и флейтистов города".
Велкий немецкий художник Альбрехт Дюрер, путешествуя по Италии и остановившись в Венеции, записывает в путевом дневнике:"Здесь много славных ребят среди итальянцев...среди них находятся глубокомысленные ученые, хорошие лютнисты и флейтисты, а также прекрасные знатоки в области живописи".
Флейты в средневековом городе звучат повсюду - на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглеры, без нее не обходится народное веселье.
Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта. Музыку для флейты - чаще всего танцевальную - сочиняют многие композиторы.
Играли в те времена на продольной флейте. Звук ее мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания также значительно уступает поперечной флейте.
Продольная флейта сохранялась еще долго, лишь постепенно ее начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии.
А пока и продольная флейта все больше влечет к себе музыкантов. Особенно широко она распространяется в Германии, так что даже в других странах флейту называют немецкой.
Немецкая флейта считается лучшим инструментом. Но постепенно и в других странах флейта заняла достойное место.
Так, английский драматург Марстон в пьесе "Антоний и Меллила" для сопровождения похоронной процессии требует "тихих флейт, играющих мягкую мелодию".
В XVII - XVIII веках флейта занимает свое место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и веселое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук ее струится, как прозрачный тихий ручеек, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди "Ночь" флейта - певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний.
Флейта в XVIII - начала XIX века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн...
Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудренных завитых париках собираются вечерами в салонах музыканты, и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют по вечерам и просто для себя - дома.
Много упоминаний о любителях флейтового искусства в литературе. На флейте играет Молчалин в "Гре от ума", Урия Гип в "Давиде Кпперфильде". Играет и сэр Артур Тизл в комедии Шеридана "Школа злословия", а его жена леди Тизл аккомпанирует ему на арфе. Она прекрасно воссоздает атмосферу тогдашнего салонного любительского музицирования.
То же сочетание инструментов с оркестром - в моцартовском концерте для флейты и арфы. Здесь в соответствии с жанром блестящего инструментального концерта-соревнования звучанию солирующих инструментов придан необычайный виртуальный блеск. Но и тут почувствуются черты "галантного" стиля XVIII века.
Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бемом, поперечная флейта в XIX веке окончательно вытеснила в оркестре свою соперницу - продольную.
Звук ее обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Легкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительных картин природы все это стало доступно ей.
Проникновенная мелодия английского рожка разукрашена звонкими трелями флейты, будто капли только что прошедшего дождя всеми цветами радуги переливаются в солнечных лучах, Так звучит флейта в увертюре к опере Россини "Вильгельм Телль".
В XVIII - начале XIX века флейта проникла и в русскую музыку.
Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в "Персидском хоре" в опере "Руслан и Людмила".
Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков.
Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти лучший инструмент для выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки.
Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях.
И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным в ту пору в быту инструментом.
Глинка играл на флейте в оркестре своего дяди, владели флейтой Бородин и Чайковский. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента - Квартет Алябьева для четырех флейт.
В современной ансамблевой музыке встречается флейта еще чаще, особенно в сочетании с другими духовыми инструментами, среди которых ее голос самый высокий, самый подвижный.
Флейта звучит здесь то меланхолично, то грациозно, то шутливо и бравурно.
Флейте и ее разновидностей - малой и пикколо, басовой и альтовой - композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", и для создания образа совершенно противоположного - фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.
Тысячи лет понадобились для того, чтобы человек примитивную грубоватую дудочку превратил в прекрасную флейту... В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в общий слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в многоголосном хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы явно слышим знакомый голос "колоратурного сопрано" симфонического оркестра - флейты.
В греческой мифологии изобрететелем флейты считается сын Гефеста Ардал.
Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.
Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке.
Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад Флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.
Давно замечено, благородному звучанию флейты способствует повышенное содержание благородных металлов в ней. Сейчас никого не удивляет, что молодые музыканты играют на серебряных флейтах. Самые признанные флейтисты мира играют на флейтах,
изготовленных из золота и даже из платины.
Особое распространение поперечная флейта получила в эпоху Возрождения.
Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней была признаком прекрасного тона и вкуса.
В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара.
Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.
Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон .
Бамбуковая флейта "ди" почитается в Китае царицей всех музыкальных инструментов. Ее звучанию приписывались магические
свойства. По обычаю, в канун Зимнего Солнцеворота в бамбуковую флейту насыпали мелкую золу, а саму флейту клали на солнечный свет. Через некоторое время из отверстий нагретой солнцем флейты начинали вылетать легкие частички золы. Это должно было означать, что к солнцу вернулась его животворящая сила.
Слышите музыку? Ангел на флейте играет.
Ночь раздробилась на множество звездных часов.
Льется мелодия, нежностью мир наполняет,
Мир оживающих сказок и светлых стихов.
Нежность обводит вокруг очарованным взором.
Мягким ковром расстилаются детские сны.
В музыке Ангела тонким изящным узором
Переплетаются свет и улыбка Луны.
Все знают древнегреческую легенду о знаменитом Орфее:"Давным-давно жил в древней Греции музыкант и певец Орфей.Равного ему не было,в мастерстве игры никто не мог его превзойти,а за прекрасный голос и пение его любили не только люди, но и Боги были к нему снисходительны.
И была у него прекрасная возлюбленная Эвридика.Как-то во время прогулки по лесу её укусила ядовитая змея и Эвридика умерла.
Орфей был безутешен,он так страдал,что Боги сжалились над ним и разрешили ему, единственному из живых, спуститься в мир мёртвых, в надежде что его искусство расстрогает каменное сердце подземного царя Аида и он отпустит на землю Эвридику.
Труден и страшен был его путь в подземное царство мёртвых.Много пришлось ему увидеть, преодолеть и выстрадать, но любовь к прекрасной Эвридике была сильней всех испытаний! И он дошёл до царя подземного царства Аида, и своей потрясающей игрой и пением смог смилостивить его непреклонное сердце и Аид разрешил взять Эвридику на землю,хотя никому прежде нельзя было покидать страну мёртвых!Но с одним условием,что Орфей ни разу не оглянется,а душа Эвридики будет следовать за ним...
И вот уже оставалось несколько шагов до выхода на землю и уже забрезжил солнечный свет,как Орфей вдруг усомнился, а не обманул ли его подземный царь Аид,может он не отпустил Эвридику?...и он оглянулся...и лишь на мгновение успел увидеть тень своей прекрасной Эвридики, со стоном улетающую безвозвратно в царство мёртвых...
К.Глюк написал оперу на этот сюжет "Орфей и Эвридика"и знаменитая "Мелодия",всем известная и любимая,исполняемая флейтой-SOLO как раз в тот момент, когда Орфей потерял Эвридику навсегда, и горю его не было предела...
Флейта
Тот, кто играет базарной толпе -
Флейты поклонник и повелитель,
В уличный сумрак вплетающий свет
Незамечаемой чистоты.
Веришь ли, неоднозначен припев,
Тонких мелодий серебряных нитей,
Жизнь не разделишь на да или нет
Знаешь ли ты.
Пой, флейта пой,
Работай себе на ужин.
С трудом нагибаясь, старушка кладет монету.
Восторг немой,
Он так же тобой заслужен.
Возьми, улыбаясь, если вынесешь это.
Права на стон и сочувствие нет.
Что же, старушка! Не все толстосумы.
Кто за работу подкинет смех,
Кто раскошелится - Боже мой!
Так уж устроен наш белый свет,
Что не прокормят заветные думы.
Улица - твой каждодневный успех,
Заговор твой.
Пой, флейта, пой,
На сцене куда как проще -
Души приходят за пищей иного свойства.
Кормишь - собой
И вроде не кажешься тощим…
Тот, кто играет базарной толпе,
Флейты поклонник и повелитель,
Не замечая прохожих, врет,
Мол, до других ему дела нет.
Он выплетает новый припев
Тонких мелодий серебряных нитей.
Если услышите - флейта поет,
Не жалейте монет!
Барановская Е.
Сказочная флейта
(Мария Канепена)
Растворялись молочные дали,
Над землею погасло светило,
В легком сумраке птицы пропали,
Все в покое дремотном застыло.
В этой темени трепетно, нежно
Звуки флейты мне сказку плели,
И над ними я слышала снежный
Шепот леса и вздохи земли.
Пела флейта о радостном счастье
И звенела щемящей тоской,
И в ночной пелене звезды гасли
В тон мелодии этой простой.
Как мираж, как виденье, как сказка,
Пела флейта в дремотной тиши,
Плавно вторило эхо ей с лаской,
И шумели в ответ камыши.
Арсений Тарковский
ФЛЕЙТА
Мне послышался чей-то
Затихающий зов,
Бесприютная флейта
Из-за гор и лесов.
Наклоняется ива
Над студеным ручьем,
И ручей торопливо
Говорит ни о чем,
Осторожный и звонкий,
Будто веретено,
То всплывает в воронке,
То уходит на дно.
Скромна, изящна, невесома,
Но лишь услышишь первый звук,
Наполненный любви истомой,
И всё меняется вокруг.
Как будто с голубиной стаей
Паришь свободно в небесах,
Летишь, несбыточно мечтая,
С улыбкой лёгкой на устах.
Вот голос флейты тише, глуше...
И слышно лишь биенье крыл...
Её чарующую душу
Недаром Моцарт полюбил.
Не знаю кем она забыта...
Подняв ее с травы лесной,
я ощутил смущенье - словно
следила женщина за мной...
И в тот же миг поверхность флейты
покинул пряный аромат -
осталась память сновиденья,
благоуханного стократ.
Я заиграл на ней: так странно
мне подарил певучий звук
весеннюю зарю, девчушек
и розами покрытый луг,
нежданную печаль и нежность,
стеснившую смущеньем грудь,
как будто беглая улыбка
спешит во вздохе потонуть...
Грусть и веселье, смех и стоны
лились, как будто в полусне, -
так, словно женщина. внимала
неведомо откуда мне...
Перевод П. Грушко
Гаммельнскому музыканту
Л.Колодяжная
Позови туда, где закат
золотит горизонта оковы –
зыбким выдохом, музыкант –
гибкой дудочки тростниковой,
где березовых дров смола
омывает мольбой жаровню,
где тебе не нужны слова
на тропе тишины неровной –
в край, что мне еще незнаком –
кроме музыки, что там будет?
в край, куда бегут босиком
за тобою ангелы, люди,
дети... В край меня позови,
в край, где знаешь – уже ничей ты...
Слышишь, выдохом улови,
смелым шепотом, лепетом флейты –
самой шелковой из сетей –
в край, который еще неведом,
где я стану тише детей,
что бегут за тобою следом.
Позови, музыкант, туда,
где любовь лишь – музыки тише,
где холодных небес слюда,
где миражем брезжится Китеж,
где уже – не флейта, а звон,
словно сон колокольный, светел,
где исполнили твой закон –
люди, ангелы, я и дети...
Неразлучен с флейтой музыкант
Он стоит в подземном переходе
Будущий непризнанный талант
Гений непридуманных мелодий
И пускай в карманах ни гроша - беззаботно улыбаясь людям
Флейту поднимает не спеша повелитель мимолетных судеб
Над толпой мелодия звучит
Чистая - открытая - живая,
и метро взволнованно молчит
Поезда пустые провожая
А флейта плачь
А флейта пой
Наедине побудь со мной
Хотя бы несколько минут
Не замолкай пока я тут
Задень неясную струну
Верни потерянному сну
Надежд цветные города
Где я не буду никогда
Рабиндранат Тагор
Кто ты, далекий? Запела вдали
Флейта... Качнулась, танцует змея,
Слыша напев незнакомой земли.
Чья это песня? В какие края
Флейта сзывает нас... флейта твоя?
Кружишься ты. Разметались, взвились
Волосы, кольца. Как ветер легка,
Рвется накидка твоя в облака,
Дугами радуги брошена ввысь.
Блеск, пробужденье, смятение, взлет!
В водах волнение, чаща поет,
Крылья шумят. От глубин до высот
Все раскрывается — души и двери,—
Флейта твоя в потаенной пещере,
Флейта к тебе меня властно зовет!
Низкие ноты, высокие ноты —
Звуков смешение, волны без счета!
Волны на волны и снова волна!
Звуки врываются в край тишины,—
В щели сознания, в смутные сны,—
Солнце пьянеет, тонет луна!
Танец восторженный ближе и ближе!
Вижу потайное, скрытое вижу,
Вихрем охваченный, в радости жгучей:
Там в подземелье, в пещере, в ущелье,
Флейта в руках твоих! Флейты веселье,
Пьяную молнию вырвав из тучи,
В землю врывается из темноты
Соками — в чампу, в листы и цветы!
Словно валы, напролом, сквозь запруды,
Внутрь сквозь стены, сквозь толщу, сквозь груды
Камня — в глубины! Повсюду! Повсюду
Зов и заклятье, звенящее чудо!
Мрак оставляя,
Ползет вековая
Скрытая в сердце-пещере змея.
Свитая мгла
Тихо легла,—
Флейта ей слышится, флейта твоя!
О, зачаруй, заколдуй, и со дна
К солнцу, к ногам твоим выйдет она.
Вызови, вызволи, вырви из теми!
В ярком луче отовсюду видна,
Будет, как пена, как вихрь и волна,
Слитая в танце со всем и со всеми,
Виться под звон,
Распустив капюшон.
Как подойдет она к роще в цвету,
К небу и блеску,
К ветру и всплеску!
Пьяная светом! Вся на свету!
Перевод З.Миркиной
За горами, за морями,
За далекими мирами,
Из-за лета, из-за лиха
Чья-то флейта стонет тихо.
Эхо флейте помогает,
Дальний голос долетает
Нежной песенки старинной
К вам на стылые равнины.
За невидимою речкой –
Тихий-тихий теплый вечер,
На высоком бережке –
Кто-то с дудочкой в руке.
То ли мальчик, то ли дева,
Не видать из-за деревьев,
Заводь, заросли, туман –
То ли мавка, то ли Пан.
Большеглазый, тонкопалый,
С долгой песней небывалой,
С нежной песенкой старинной
Там, над ирисной низиной.
Тот, кто песенку услышит,
Тот со мною вместе дышит
Майским воздухом мечты,
Слушай песенку и ты.
Тропкой горной незаметной
Пробирайся в лес заветный,
Мимо ландышей лесных,
По ту сторону весны.
Никому о том ни слова,
Для тебя тропа готова.
За мелодией спеши
По ту сторону души.
Вечер звезды зажигает,
Гостя сказки ожидают
По ту сторону горы,
Где нездешние миры.
Владимир, благодарю за визит! Рада , если Вы нашли для себя что-то интересное ......
Как скрипка ассоциируется с осенью , так флейта с весной......
Флейта... Как много завораживающего в этом слове, и как много магического в звучании самой флейты. Флейта - это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса.
Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы.
Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные.
Голос флейты – в любви признание,
Откровение, обещание,
Тайна нежная, грусть летящая,
Нить из прошлого в настоящее...
Л.Потапова
сегодня все о флейте, на флейте , с флейтой.....