Что происходит с профессией учителя?
В школе, где учится моя дочь три вторых класса. Так вот с 1 сентября один из классов остался без учителя. Пожилой преподаватель ушел на пенсию по состоянию здоровья. Дети остались без учителя, на каждый урок к ним приходит учительницы из разных классов. Ситуация похожа на то, как вскармливают зайцы детенышей. Родила и побежала, оставив новорожденное потомство под кустиком. Скоро будет бежать другая такая же мамка, и глядишь, покормит голодных зайчат. Но дети – не зайчата, и в начальной школе у них должен быть свой учитель. Все обращения к администрации результата не принесли: «Учителей нет!», - такой ответ родители услышали от директора школы. Нам, обывателям, не понять, почему сегодня школа испытывает такой кадровый голод. По этому поводу своими мыслями делится одна из наших читательниц – учитель с большим стажем работы в начальной школе.
1. Гарсон, знаний!
Сегодня учитель стал обслуживающим персоналом. Прошли те светлые времена, когда педагог был одним из самых уважаемых людей в городе или селе. Перед ним снимали шапку и кланялись, сегодня кланяется учитель, а шапками его привыкли только закидывать. Сколько желчи и зла вылилось на голову несчастных педагогов за период карантина. Некоторые родители даже требовали отдать им зарплату их учителя, ибо учили свое чадо целых два месяца самостоятельно. Знания «вынь да положь»! Не усвоил отпрыск падежи, значит учитель бездарный. Даже если сидел ученик и ушами хлопал, все равно вина учителя.
2.Бумаги, сударь, бумаги!
Вместо того, чтобы сесть и создать интересный и результативный урок, педагог занимается составлением очередной ненужной отчетности. В нашей школе отсутствующие на занятиях ученики отмечаются ежедневно в пяти ведомостях. Будто бы, если поставить ему пять «энок», он материализуется на задней парте. Программа по предмету, программа учителя, программа индивидуальных и групповых занятий, отчет по предмету, отчет учителя за год, выполнение программы….. Список документов, над которыми трудится учитель, не поместится и на десятиметровом рулоне обоев.
3. Жизнь под стеклом
Любое событие в жизни учителя рассматривается окружающими под увеличительным стеклом. Учителя постоянно находятся под пристальным взглядом общественности. В ресторан не ходи, фото в сети не выкладывай, колени юбкой закрывай, каждое слово взвешивай. Каждый сопливый первоклассник имеет право снять на видео диалог с учителем или фрагмент урока, чтобы потом выложить эти материалы в сеть для общественного порицания. Одна наша коллега носит блузки под горло и юбки «в пол». Человек на полном серьёзе считает, что дети не должны видеть ни сантиметра учительского тела. Дабы не отвлекаться от учебного процесса. Учитель перестал быть человеком, он машина для внедрения в детский мозг знаний.
4. Зарплата? Нет, не слышали!
Да, какая зарплата? Гроши! При том количестве работы, которое выполняет современный педагог, он должен ходить к банкомату за зарплатой с мешком. Учителей со стажем спасают дополнительные выплаты за категорию и выслугу лет. А что делать молодым специалистам? Поэтому, даже если выпускник школы поступил в педагогический ВУЗ и даже окончил его, то попав в школу, он через пару месяцев просто сбежит в перспективную фирму или уйдет в бизнес. За копейки никто свою нервную систему и здоровье терять не хочет. Убила фраза методиста на очередном методическом объединении начальных классов: «Школа – не место для зарабатывания денег».
До тех пор, пока государство не отвернет свою пятую точку от школ и не обратит свой уставший взор на проблемы образования, наших детишек так и будут «кормить знаниями» мимо пробегающие «зайчихи». Хорошо хоть пожилые специалисты пока еще есть, скоро педагоги старой формации уйдут на заслуженный отдых, а молодые специалисты растворятся в бизнесе. Вот тогда нас ждет веселенькое будущее.
Е.Н.Орнатская, пока ещё учитель физики школы № 245 Санкт-Петербурга.
Для тех , кто недавно столкнулся со школьными проблемами , не совсем понимая что происходит и как это пережить , могу успокоить - не вы первые и не вы последние . Тема стара , как мир . Двое моих старших детей с 1982 по 1993 гг. учились в средней школе № 663 г. Москвы . Младшие классы вели учителя из Украины , а в старших было много учителей из других республик , жёны военных . Младший сын заканчивал ту же школу 2007 г . Там вообще было бедствие - ни системы образования как таковой вдобавок с кадровой чехардой . Сейчас курирую внуков - ничего не изменилось , добавилось дистанционное обучение и к нему заклинание - " Чтобы у того , кто придумал это обучение было 10 детей , один телефон и слабый интернет ". Учителям запретили делать замечания школьникам , высказывать недовольство ребёнком родителям и пр. На родительском собрании классный руководитель оправдывается перед каждой возмущённой мамашкой , уверяя , что учитель с большим опытом и выставляет заслуженные оценки . Теперь на каждом собрании родителям , которые не могут сложить цену своим чадам , раздаю адреса лицеев для одарённых детей , чтоб не мучились среди простолюдинов . Из приколов . Логика учителей . Все поняли ? - Я не понял ! - Надо было слушать !
Госпожа Орнатская права на все сто и я бы добавил следующее, как учитель и наблюдатель образовательного процесса изнутри школы:
1. Уровень требований ответственности и компетентности от учителя завышен не от уровня зарплаты, а от сонма надзирающих за их деятельностью и стоящих над ними органов (это вывод, нажитый годами)
2. Система образования построена больше на теории получения знаний. а не их значимого практикования для жизни (здесь отвратительное техническое обеспечение и обслуживание этой техники из-за некомпетентности соответствующих горе-специалистов и безденежья со стороны местных властей, на кого федералы и скинули финансовое бремя по образованию)
3. Понятно, что даже при идеальном техническом оснащении дистанционное обучение должно иметь очень узкую практику применения и для этого нужны особо разработанные обучающие программы для индивидуального домашнего обучения детей, не могущих посещать школу
4. Дети в одном классе неодинаковые по восприятию и степени желания усваивать знания, навыки и умения, но все они вряд ли осознают, что значит слово "учиться". Здесь кто в лес, кто по дрова - единого стандарта нет ни у родителей, ни у самих учителей, ни в документе о стандартном образовании в России
5. Сейчас всё больше и родительское и учительское сообщества задаются вопросом о том, что давать ученикам: "рыбу" - готовые для восприятия знания или "удочку" для ловли такой "рыбы". Думаю, что нужно и так и так, когда опытный учитель будет знать сам, кому полезно будет "рыбу" дать, а кому "удочку", так как он сильно ограничен по времени в процессе урока и не только временем
6. Я согласен, пусть внешний облик учителя способствует его разумному, вечному, доброму, которые он сеет среди учащихся на территории школы, а за её пределами, помимо этого деяния, пусть он будет ещё выдержанным и деликатным в своих проявлениях в обществе - всё-таки профессия предполагает быть таким. Люди из других профессий могут себе позволить большую свободу неоднозначно воспринимаемых в обществе действий вне работы, нежели учитель, потому как он может осознавать, что наша планета - это огромное поле для обучения под названием жизнь. Я считаю, что его профессия - над всеми профессиями, так как идёт работа с детьми - будущими взрослыми. Культура, менталитет и воспитание у подрастающего поколения формируются и учителями тоже. И беда, если учитель лишь номинально числится таковым и сеять разумное, вечное, доброе - не его стихия