ДДТ - Мир номер ноль (1999) 2011
«Мир номер ноль» — двенадцатый альбом российской рок-группы DDT. Отличается «индустриальным» звучанием и широким использованием компьютерных технологий, соединив в себе элементы традиционного русского рока и экспериментальной музыки. На альбоме присутствуют три инструментальные композиции, именуемые «Музыкальными образами». В создании одного из музыкальных образов были использованы произведения Чайковского, Вагнера, Мусоргского и Рахманинова. Концертная и альбомная версии «Мира номер ноль» имеют разные финалы, в корне меняющие концепцию и смысл работы.
Премьера концертной программы «Мир номер ноль» состоялась в мае 1998 года. Во всех городах тура для выступления группы монтировалась специальная сцена, а также устанавливались большие экраны для трансляции видеоряда. Программа была неоднократно показана по центральным каналам российского телевидения. Тем не менее, по словам участников группы, грандиозный концертный тур не принес группе дохода, а наоборот, прибавил долгов.
Альбом и одноимённая концертная программа отсеяли часть старых поклонников ДДТ, но вместе с тем обеспечили группе новую аудиторию в лице молодёжи.
Альбом представляет собой рассказ о взрослении и самоопределении человека в реальном мире, о том как душа, ещё не забывшая небо, становится перед выбором добра и зла, учится любить, ненавидеть, бороться и драться. Центральная тема «Мира номер ноль» — бесприютное состояние души человека и внутренний поиск своего пути, стремление понять этот мир и найти себя в нём.
Концертная и альбомная версии «Мира номер ноль» имеют разные финалы, в корне меняющие концепцию и смысл работы. Концертная версия подразумевает лиричную смерть главного героя (композиция «Свобода»), а альбомная (композиция «Герой») «топит» его в бытовой рутине. Юрий Шевчук в одном из интервью сказал, что замена финальной песни на альбоме произошла, так как «эта печаль (имеется в виду песня „Свобода“) была бы здесь ни к чему».
Во время работы над альбомом группу покинул гитарист Андрей Васильев, не нашедший единения с новой программой и новым звучанием группы.
«Андрей сказал, что музыку этой программы не то что не видит или не понимает, он просто даже играть её не хочет, потому что это противоречит его представлениям о музыке. Любой спектакль требует некоторых жертв»
— Юрий Шевчук.
Васильев какое-то время ещё исполнял с ДДТ старый материал, но больше фокусировался уже на собственном творчестве. Роль гитариста в группе стал выполнять Вадим Курылёв, а бас-гитариста — Павел Борисов.
Демозапись материала была сделана в деревне Лебедевка Юрием Шевчуком, Константином Шумайловым и Вадимом Курылёвым; помимо прочего, именно там Шумайлов и Шевчук изучали современную технологию звука, «нарезая лупы». По словам Шевчука, звучание новой программы искали очень долго (например, была идея записи совсем без гитары); некоторые ранее записанные песни ДДТ в эту программу не вошли. «Мир номер ноль» создавался коллективно: Шумайлов отвечал за «мёртвую» музыку (семплирование), Курылёв — за «живую» (гитары), Шевчук — за тексты и общую концепцию.
Владимир Дворник: «В программе я занимался экспериментами в области сценического оформления, света. Раньше группа ДДТ так серьезно не занималась всем этим Герой программы внутри среды, как каждый из нас. Такая художественная форма выбрана больше как способ восприятия визуального». ДДТ на сцене подготовили видеоряд почти для всех песен, на основе клип-артов Вадима Кошкина, документальных съёмок от начала до конца 20 века, художественных фильмов Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко. Пока группа репетировала и записывала на студии новую музыку, Юрий Шевчук, Александр Бровко и Виктор Подкопаев монтировали видео на только что подготовленный аудиоматериал.
Премьера концертной программы «Мир номер ноль» состоялась в мае 1998 года. С этой программой группа ДДТ с успехом посетила более 180 городов мира. Во всех городах тура для выступления группы монтировалась специальная сцена, а также устанавливались большие экраны для трансляции видеоряда. Спонсором была компания «МАЗ»; она предоставила 4 грузовика для транспортировки оборудования. По словам Юрия Шевчука, грандиозный концертный тур не принёс группе дохода, а наоборот, прибавил долгов.
На основе концертов в Москве и Санкт-Петербурге была смонтирована видеоверсия концерта. Видео «Мир номер ноль» было издано сначала на видеокассетах, а позже на DVD Программа была неоднократно показана по российскому телевидению, в том числе и на «ОРТ». Также «Мир номер ноль» в той или иной степени неоднократно был показан по «РТР», «ТВ-6 Москва», «НТВ», «RTVi» и других телеканалах. В вечернем телеэфире канала РТР несколько раз в неделю появлялся дайджест «Мира номер ноль», в котором показывали фрагменты концертов из разных городов и интервью с участниками проекта.
В мае 1999 года ДДТ подготовили новую программу под названием «Живой» и в течение двух лет чередовали её с «Мира номер ноль». Для прошедшего с успехом тура по США (охватившего Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес и Сан-Франциско) программы были объединены в одну.
Новая программа отсеяла часть старых поклонников ДДТ, но вместе с тем обеспечила группе новую аудиторию в лице молодёжи. По словам Шевчука, новая концертная программа везде была принята очень хорошо: «Помню успех в Нью-Йорке, на Бродвее. В целом — программа получилась. И получилась в ногу со временем». В Москве из-за ажиотажа по поводу новой программы был дан дополнительный концерт.
Некоторое время, как в случае с The Wall Pink Floyd, были планы снять фильм. Из концертной программы в альбом не вошли несколько песен, в том числе «Свобода», «Потолок», «Подарок», «Летели облака», впоследствии включённые в «Метель августа». Композиция «Сны (Похороны войны)» вообще была пробным номером и исполнялась всего один-два раза. Таких песен, сыгранных на концертах пару раз и не вошедших ни в один альбом, в истории «ДДТ» было немало. В фильме-концерте на песни: «Метель», «Расстреляли рассветами» и «Донести синь» наложены студийные фонограммы — полученная запись была далека от совершенства, звук не записался или получился неудовлетворительным.
В 2011 году Шевчук сказал, что у ДДТ было три глобальных программы: «Чёрный пёс Петербург» — человек и город, «Мир номер ноль» — борьба местоимений и «Иначе».
Ещё одно обстоятельство появления названия — ДДТ ездили с концертами по Алтаю, где проходит граница с Китаем и Монголией. Горная местность, 2500 метров над уровнем моря, всё до горизонта, как бездна. Шевчук спросил у пограничников, разрешено ли гулять по Монголии, они ответили: «Иди куда хочешь, далеко всё равно не уйдёшь». И его поразил столб, на котором было написано «ноль».
На обложке альбома изображена фотография человека в шляпе, смотрящего в бинокль. Существовало предположение, что образ был списан с приморского памятника, однако начало концертного видео «Мир номер ноль» позволяет утверждать, что фотография — на самом деле кадр из кинохроники.
Также Рональд Коуз описывал гипотетический мир с нулевыми трансакционными издержками как «воображариум» Артура Пигу, именно этот абстрактный «мир номер ноль» стал пропагандироваться коузианцами в качестве целевого ориентира рыночной экономики.
Участники записи
Юрий Шевчук — автор, аранжировка, вокал, эл. гитара (1), дилэй (1), ак. гитара (5, соло)
Вадим Курылёв — гитары, баритон-гитара (вариация с 6-ти струнным басом «Aria Pro II») (4, 9), аранжировка, бэк-вокал, бас (8, 9, 11), бас с фуззом (3, 11)
Игорь Доценко — барабаны, хор (4, 8)
Михаил Чернов — саксофон (7, 8)
Никита Зайцев — скрипка (3, 7, 9)
Константин Шумайлов — аранжировка, бэк-вокал, клавишные, семплеры, эл. колокол (13)
Павел Борисов — бас-гитара, хор (4)
Игорь Сорокин — бэк-вокал (9), расстроенный свист (11), хор (13), орган (8 — в конце)
Пётр Шевчук — детский голос (12)
Звукорежиссёры
Игорь Тихомиров
Игорь Сорокин
Александр Докшин — аналоговая реставрация по заказу Bomba-Piter Inc., 2011
Группа: ДДТ
Диск: Мир номер ноль. Переиздание
Год выпуска: 2011 (1999)
Жанр: Rock
Формат | Качество: MP3 | CBR 320 kbps
Размер: 144 mb
Треклист:
01 - Музыкальный образ - I
02 - Одноразовая жизнь
03 - Он
04 - Мы
05 - Метель
06 - Небо на земле
07 - Музыкальный образ - II
08 - Интервью
09 - Расстреляли рассветами
10 - Черно-белые танцы
11 - Донести синь
12 - Музыкальный образ - III (Выход)
13 - Герой
«Музыкальный образ — I» — 2:17
«Одноразовая жизнь» — 5:15
«Он» — 5:43
«Мы» — 4:34
«Метель» — 7:39
«Небо на земле» — 6:39
«Музыкальный образ — II» — 1:59 (Никита Зайцев, Михаил Чернов)
«Интервью» — 7:29
«Расстреляли рассветами» — 5:57
«Чёрно-белые танцы» — 6:02
«Донести синь» — 4:12
«Музыкальный образ — III (Выход)» — 6:24 (Вадим Курылев, Константин Шумайлов)
«Герой» — 6:13
«Конвейер» (бонус) — 2:50 (ремикс, автор Константин Шумайлов, 1998 г.)