ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.....
Грусть моя, тоска моя "
Шел я, брел я, наступал то с пятки, то с носка..."
НИИЭМ им. Л.Пастера,
14 июля 1980г.
Запись последней песни Высоцкого.
В забавах ратных целый век,
В трудах, как говорится,
Жил-был хороший человек,
По положенью — рыцарь.
Известен мало, не богат, —
Судьба к нему жестока,
Но рыцарь был, как говорят,
Без страха и упрека.
И счастье понимал он так:
Турнир, триумф, повержен враг,
Прижат рукою властной.
Он столько раз судьбу смущал,
Победы даме посвящал
Единственной, прекрасной!
Но были войны впереди,
И от судьбы — не скрыться!
И, спрятав розу на груди,
В поход умчался рыцарь.
И по единственной одной
Он тосковал, уехав,
Скучало сердце под броней
Его стальных доспехов.
Когда в крови под солнцем злым
Копался он мечом своим
В душе у иноверца, —
Так счастье понимать он стал:
Что не его, а он достал
Врага
копьем
до сердца.......
Петр ВЕГИН (Лос-Анджелес)
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: ОТРЫВКИ ИЗ РОМАНА "ОПРОКИНУТЫЙ ОЛИМП"
То, что сделал Владимир Высоцкий, положивший жизнь свою на струны, не сделал ни один современный поэт России, ни самые именитые и они же вкупе взятые, никто другой.
Сказанное совсем не намерено умалить таких гигантов, как Иосиф Бродский, Юнна Мориц, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, самых чистых душой и Словом, без которых нельзя представить жизни.
Но субъективность данного сочинения, как и любого сочинения, дает мне возможность утверждать свое.
* * *
Тельняшечка, мечта каждого романтика нашего поколения, треугольно голубела и подчеркивала его сильную, бычью почти, шею - воротник не сходился, да и форс был тогда такой. Я только что отчитал стихи и еще не вышел повторно на сцену, чтобы ответить на записки да и понаслаждаться по-юношески аплодисментами, как уперся в коренастого парня с гитарой наперевес.
(Высоцкий вообще тяготел к морской теме .У него было много друзей среди моряков, и он очень уважал эту мужскую мужественную профессию )
- Это тебе, что ли, так хлопают? - в вопросе его явно не было подначки, а так - юморок, зашифрованное одобрение. - Останься, послушай меня, если не спешишь. Я - Высоцкий, Володя.
Я, конечно, остался, и Андрей Геворгян, который рвал струны рояля души в зале, импровизируя на мои стихи, тоже остался. И мы слушали из-за сцены сначала, а потом и на сцену почти выползли, потому что после первой же песни зал устроил такие овации, что наши с Геворгяном бурные аплодисменты моментально полиняли.
Что он пел - я, конечно, теперь не помню.
Все это было в НИИ Угля, напротив ГУМа, в каком-то старом здании, но с большим, человек на пятьсот, залом. Была весна 62-го года, как раз незадолго до печально-знаменитой встречи Хрущева с художниками. В те годы научно-исследовательские институты позволяли себе кое-что и устраивали вечера, на которые приглашали кого сами хотели. Да еще платили за выступление. Это сделало свое дело, свой климат - и в Москве, и в стране. Ученые тогда как-то выбились из-под жесткого идеологического контроля, были страстными сторонниками и меценатами всего в искусстве нового. Каждое новое имя подхватывалось ими и передавалось из одного НИИ в другой.
Мы получили по 100 рублей в конверте и дружно решили, что это дело надо обмыть - и выступление, и знакомство. "Елисеевский" работал еще до одиннадцати, и водку еще до одиннадцати, а не с одиннадцати, продавали. Я жил тогда рядом, на улице Горького, и, естественно, мы закатились ко мне.
- У тебя пожрать чего есть? Я с утра ничего не жрал! - справился он, запихивая бутылки в сумку.
Пожрать, я знал, чего-нибудь всегда найдется, жена моя, да и вся семья, были люди гостеприимные, а кроме того, я уже приучил их, приводя совершенно неожиданно Бог знает кого. Вспомнить бы - кто еще был тогда!
Увидев Марину, мою первую жену, Володя прилюдно начал рычать на меня, что это, мол, нехорошо - таких взаперти держать, да и песен моих она не слышала. Теща оторвалась от телевизора, что само по себе было подвигом, и как-то в секунду все закрутилось, как бывает в московских домах, когда добрый гость на пороге, и стол вдруг накрылся, и рюмки зазвенели, и, не давая мне долго рассказывать о его песнях, Володя взял на руки гитару и, махнув еще рюмочку, чтобы легче пелось, расколол тишину прилегающих квартир на мелкие осколочки. Пел он много и с какой-то ухарской щедростью, и соседи пришли послушать "если можна", и теща до трех ночи не спала, как всегда, молодея в наших компаниях...
Господи, мы ли это были?
Мы.
"В тот вечер я не пил, не пел, я на нее вовсю глядел, как смотрят дети..."
Может быть, это, а может, нет - какая сегодня разница? Нам было хорошо, мы были сами собой, Марина была счастлива, Володя был великолепен...
Потом он пропал, или я пропал - не знаю, но встретились мы через 2 года.
* * *
Москва с трудом оправлялась от правительственного погрома левых художников и поэтов, но раз уже вдохнув воздух свободы и правды, было невозможно дышать ничем иным. Уже многие вернулись из лагерей, уже речь интеллигенции пополнилась барачными словами, начинал шелестеть страницами Самиздат, и в магазинах вдруг стали случаться перебои с магнитофонными пленками.
Картонные коробки с бобинами коричневой пленки замелькали в руках прохожих - в стране начиналась магнитофонная эпоха.
Иногда в метро или на улице можно было прочитать на коробке с пленкой - Окуджава или Галич. Вскоре к этим именам прибавилось имя Высоцкого.
"Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом, это скоро, это скоро бабье лето, бабье лето..."
Наташеньке РОГОВАНОВОЙ-Респект и Светлая Память за клип.
Это была не Володина песня, но по духу она очень совпадала с ним, и он пел ее лучше и с большим успехом, чем написавший ее наш общий друг Гарик Кохановский.
Вероятно, это была единственная, наверное, чужая песня, которую пел в жизни Высоцкий.
Песня летала над Москвой из окна в окно, Гарик, как и подобает настоящему другу, не ревновал, а радовался.
Я встретил его ночью возде Пушкинской площади, точнее - возле старого сытинского дома, где размещалась редакция газеты "Труд".
Цвели липы, гремели июльские грозы, у памятника Маяковскому по вечерам еще читали стихи, молодые джазисты устраивали джемсейшен в легендарных кафе "Синяя птица" и "Аэлита"... Все были одинаково бедны и одинаково знамениты. Каждый новый талант возникал и принимался как-то сразу, из-под земли будто, а серость, хоть и была она обласкана и узаконена правительством, не высовывала носу из своих блиндажей, лелея очередные планы погрома "леваков".
Это позже - одни сопьются, другие за речку отвалят, третьих упрячут в психушки, а кого-то завалит тяжелыми глыбами успеха, из-под которых никогда им не удалось выбраться. А пока, как сказала Юнна Мориц, мы были молодые и чушь прекрасную несли.
Я возвращался из "Синей птицы", где только что вернувшийся из Лондона Василий Аксенов обмывал шампанским свою новую восхитительную повесть, которую уже рвала из рук Москва.
- Слушай, старик! - сказал я Гарику, как и подобало тогда говорить. - Айда в воскресенье в Дубну, зовут нас и художников. Они картины свои покажут, а мы почитаем. Если хочешь, возьми гитарку, споешь.
Молодые ученые Дубны, с которыми мы тогда часто встречались, захотели потешить свою душу и выказать непокорность властям. Они решили устроить грандиозную выставку картин и чтение стихов на их фоне. Организацией всего этого дела занимались мы с Володей Шашковым, журналистом из "Недели". Я уже подружился тогда и с Бобом Жутовским, и с Эрнстом Неизвестным, а через них - и с другими "модернистами". С художниками мы быстро договорились, и проблема было только с самым неустойчивым народом - с поэтами.
Гарик радостно заржал в знак согласия и почему-то спросил:
А Понтекорво будет?
И Понтекорво, и все остальные засекреченные!
Все льют кипятком от желания увидеть и услышать нас.
Дают два автобуса, гостиницу и жратву - на два дня. Поехали, старик!
Но тогда надо взять Володьку!
Я без него не поеду
Пусть не поймаешь нейтрино за бороду
И не посадишь в пробирку,
-Было бы здорово, чтоб Понтекорво
Взял его крепче за шкирку!
Физик Бруно Понтекорво)))))
...И вот мы грузимся в два автобуса, гужуемся на Пушкинской площади, раздражая ментов и привлекая внимание прохожих. Сколько нас - тридцать, пятьдесят? Если бы по дороге оба автобуса попали в аварию, то сегодня от нас не осталось бы и тех остатков, которые все-таки и всему вопреки остались.
Рефрижератор, в который погрузили картины - почти всю коллекцию, эдакую Третьяковку абстракционистов, принадлежащую знатоку и фанату живописи Жене Нутовичу, еще вчера уехал вместе с Женей, который никому не доверял не только развешивать, но и грузить картины.
Кого только не было! Кроме Володи и Гарика, поехали еще два поэта с гитарами - Юлий Ким и Юрий Визбор. Из поэтов почти все, кроме Юнны Мориц, - она тогда болела.
Два автобуса созвездий!
Художники - Жутовский, Володя Янкилевский, Юра Соболев, Эрнст Неизвестный, Юло Соостер, которого уже нет в живых, - никто еще не знает, что рефрижератор вместе с картинами и Женей Нутовичем уже едет обратно в Москву. Чего угодно ждал дубненский партком, но не такого!
Картины провисели всего один час.
* * *
...Мы валяемся на берегу неширокой здесь Волги, до выступления еще далеко, мы загораем и обсуждаем с Шацковым, как нам силами поэзии дать бой за изгнание художников из синхрофазотронного рая.
А Высоцкий и Гарик с диким ором и плеском топят в волжской воде своих привозных подружек. Девки визжат, но им это жутко нравится.
- Ты будешь выступать первым! - кричу я Володе. - Чтобы сходу зал заделать, тон задать!..
- Только первым! Всегда и везде первым! - отвечает Володя и, всей своей широкой грудью набрав воздуха, подныривает под девицу.
Та визжит, как и положено в такой игре, но визжит недолго, потому что никто её не хватает под водой, никто не топит. А Володя выныривает через несколько секунд посредине Волги...
* * *
Он выступил первым и сделал что надо. Зал был наш, вернее - его, он завёл его, покорил, настроил на нужную волну. Все остальные тоже были хороши, и всё шло как по маслу, нас не отпускали три часа подряд, и можно было считать, что мы взяли реванш.
Зал просил ещё Высоцкого, но он держал мазу - и свою, и нашу общую.
Потом он пел ещё - уже заполночь, в чьём-то коттедже, где мы бузотёрили до утра. Читали и пели все, кто не уехал вечерним поездом в Москву.
* * *
В Польше Высоцкий стал, как и Окуджава, народным героем. Слава его подкреплялась еще и его фильмами, а кино - мы знаем - в Польше на большой высоте и в большом почёте.
Лилиана Короткова, моя польская подруга и переводчица, позвонила мне прямо из Шереметьева, едва получив багаж:
- Умоляю тебя, мне надо любой ценой встретиться с Высоцким, сделать с ним интервью.
Я несколько месяцев не видел Володю, не знал - в Москве ли он вообще, но позвонил утром, чтобы застать наверняка, до репетиции.
- Полька? Давай, приходите к служебному входу, я встречу перед началом. У меня будут большие интервалы между сценами, там и поговорим. Магнитифон у твоей польки есть? Новую песню спою - только что закончил...
Он встретил нас, посадил в зале, показал куда пройти, когда он закончит свою сцену, предупредил кого надо, чтобы пропустили в его артистическую.
Лилиана сияла от восторга. Давали "Десять дней, которые потрясли мир". Я видел этот спектакль уже четыре раза, но каждый раз смотрел с первой радостью.
После того как Володя отыграл большой кусок, мы с Лилианой нырнули в боковую дверь, контролерша, которой Володя нас заранее показал, с понимающей улыбкой откинула бархатную портьеру, и через секунду мы буквально уперлись в Высоцкого - он стоял с той стороны двери и ждал нас
- Пошли. Без меня вы заблудились бы здесь, чего доброго на сцену попали бы. У меня минут двадцать до следующего выхода...
Он закурил, откровенно разглядывая Лилиану и то ли полотенцем, то ли салфеткой вытирал потное лицо.
Я подписал ему свою новую книжку, Володя сразу положил ее в карман пиджака:
- Чтобы здесь не забыть в суматохе. Когда-нибудь тоже тебе подарю свою... Вот же везунок - и книги у него выходят, и красавицы вон какие с ним...
- Ну, ладно, - он повернулся к Лилиане, - про Высоцкого ты наверняка все знаешь, может, даже больше, чем я... Давай, включай свой кассетник, я спою новую песню - только сегодня закончил, Петька позвонил как раз, когда я отложил гитару. Между прочим, вы одни из первых слушателей.
Он взял несколько аккордов и запел:
Я вам мозги не пудрю - уже не тот завод
В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.
За что мне эта злая, нелепая стезя -
Не то, чтобы не знаю, - рассказывать нельзя...
Он пел с явным удовольствием, и нам доставляя радость, и сам ее получая. Лилиана склоняла золотые локоны на свой магнитофончик и смотрела на Володю с откровением Магдалины. Закончив петь, Володя даже не спросил - понравилась ли новая песня: это само собой - как же может не понравиться, если и сам сияет, и полька забыла все вопросы, которые она заранее приготовила. В этот миг по внутреннему селектору помреж попросил Высоцкого приготовиться к выходу на сцену.
- Ребята, вы идите в зал, сейчас у меня хороший кусок будет. Потом антракт, вы сразу возвращайтесь сюда...
В антракте пришли Валера Золотухин, который уже слышал песню, и Веня Смехов, который только слышал о песне. Володя спел ещё раз, и опять с явным удовольствием.
- Ну вот, опять повезло присутствовать при рождении нового шедевра! - Золотухин обнял Володю за плечи.
Потом повернулся ко мне:
- А помнишь, как в общаге на Трифоновке чинарики друг у друга стреляли, а? Кто бы мог подумать, господа...
После спектакля были ещё какие-то Володины гости, и мы все вместе поехали в ВТО - святая театральная традиция... Кончилось всё, естественно, далеко заполночь, и мы с Лилианой до самого рассвета крутили плёнку, вновь и вновь впитывая радость и горечь этой песни:
Ходил в меня влюблённый
весь слабый женский пол:
Эй, ты, недострелённый,
давай-ка на укол!
...............................
И,улыбаясь,
мне ломали крылья.....
Много лет нет с нами В.В.С.
Остались наша память и наши сердца, которые он и ранил, и лечил...
Подражать ему — невозможно.
Так мог говорить только Он.
И так слушать — могли только Его...
Поэты не уходят, они просто не умеют это делать.
Тем более, их не отпускают — совсем, навсегда...
И там, где Он сейчас, его слушают, — я уверен в этом. И мы — слушаем и слышим...
И остаёмся людьми, слава Богу.
Присоединяюсь к словам автора клипа.....
Валентин Гафт: Владимиру Высоцкому
"С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
Вот и сейчас, как холодом подуло...
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лег виском на дуло."
"... Срок жизни увеличился,
И, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время."
Всего пяток прибавил ты к той цифре 37,
Всего пять лет накинул к жизни плотской.
И в 42 закончил Пресли и Дассен,
И в 42 закончил жизнь Высоцкий.
Не нужен нынче пистолет, чтоб замолчал поэт.
Он сердцем пел - и сердце разорвалось.
У самого обрыва, на краю простора нет,
Поэтому и жизнь короткая досталась.
Но на дворе XX век - остался голос жить:
Записан он на дисках и кассетах.
И пленки столько по стране, что если разложить,
То ею можно обернуть планету.
И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат, что умер наш Высоцкий --
Что нам Дассен, о чем он пел - не знаем мы совсем,
Высоцкий пел о жизни нашей скотской.
Он пел, о чем молчали мы, себя сжигая пел,
Свою большую совесть в мир обрушив,
По лезвию ножа ходил, вопил, кричал, хрипел,
И резал в кровь свою и наши души.
И этих ран не залечить и не перевязать,
Вдруг замолчал - и холодом подуло.
Хоть умер от инфаркта он, но можем мы сказать --
За всех за нас он лег виском на дуло.
Источник: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/stihi-posvyaschennye-vysockomu/stih-2.htm
Наташенька,спасибо вам!
И за комментарий с Гафтом,и за ваши чудесные клипы!
И еще ГАФТ
И многие, многие другие....... сотни, нет,тысячи,миллионы идущих по дороге с названьем-В.С........
В. Солоухин
Памяти Высоцкого
Хоть об стенку башкою,
Хоть кричи- не кричи.
Я услышал такое
В июльской ночи.
Что в больничном загоне,
Не допев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.
Смолкли лучшие трели
Хоть кричи- не кричи.
Что ж вы там смотрели,
Друзья и врачи?
Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса - злость.
Отчего, россияне,
Так у нас повелось?
Только явится парень
Неуёмной души.
Иль сгорит, как Гагарин,
Иль замрёт, как Шукшин,
Как Есенин -повиснет,
Как Вампилов -нырнёт...
Словно кто, поразмыслив,
Стреляет их влёт.
До свидания, тёзка!
Я пропитан тобой.
Твоей рифмою хлёсткой,
Твоей хлёсткой судьбой.
Что там я - миллионы,
А точнее - народ,
Твои песни-знамёна
По жизни несёт.
Ты был совесть и смелость,
И личность и злость.
Чтобы ТАМ тебе пелось,
И, конечно, пилОсь...
В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свиданья, товарищ
НАРОДНЫЙ АРТИСТ!
Александр Городницкий.
Погиб поэт.
Так умирает Гамлет,
Опробованный ядом и клинком.
Погиб поэт, а мы вот живы — нам ли
Судить о нём, как встарь, обиняком?
Его словами мелкими не троньте:
Что ваши сплетни су́етные все́?
Судьба поэта — умирать на фронте,
Мечтая о нейтральной полосе.
Где прежние его единоверцы,
Надёжные и близкие друзья?
Погиб поэт — не выдержало сердце,
— Ему и было выдержать нельзя.
Толкуют громко плу́ты и невежды
Над лопнувшей гитарною струной.
Погиб поэт, и нет уже надежды,
Что это просто слух очередной.
Теперь от популярности дурацкой
Ушёл он за иные рубежи.
Тревожным сном он спит в могиле братской,
Где русская поэзия лежит.
Своей былинной не растратив силы,
Умолк поэт, набравши в рот воды,
И голос потерявшая Россия
Не замечает собственной беды.
А на дворе — осенние капели
И наших су́деб тлеющая нить.
Но сколько песен все́ бы мы ни пели,
Его нам одного —
не заменить.
30 июля 1980
Если вдруг умолкает артист и поэт,
Ни защиты ему, ни спасения нет
От посмертных наветов и басен.
Навсегда исполинских лишившийся сил
Государству он сразу становится мил,
Потому что уже не опасен.
И артистов эстрадных несметная рать,
Безуспешно пытаясь ему подражать,
- Представители нынешней школы -
Всё к нему приплетают попсовую нить,
Будто можно и вправду другим заменить
Этот хриплый и яростный голос.
На губах у поэта застыла печаль,
И опять телевиденье или печать -
Журналистов отважная рота -
Всё его приукрасить пытаются зря,
Будто можно и впрямь превратить бунтаря
В верноподданного патриота.
Он по-прежнему "против" всегда а не "за",
Немигающим взглядом он людям в глаза
С фотоснимков взирает сурово.
Он любому начальству сегодня не в масть,
Он бандитам мешает и грабить и красть,
И пора
запрещать его
снова!
Январь 2016 г.
Ну вот и почтили ПАМЯТЬ Владимира Высоцкого.
Хоть 3 пользователя вспомнили и отметили-и на том спасибо.
Другие нынче времена на этом сайте м и другие приоритеты.
РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ......
"Не скажу про живых, а покойников мы бережем"......
Наташенька Рогованова,покойся с миром...спасибо за клип!
Редкие кадры, любительская съемка А.Сысоева.
Ваганьково 25.01.1981 ,Ваганьково, могила В. Высоцкого, 09.1980, 40 дней
Аудиозапись Вадима Туманова.
Руки прочь от Высоцкого!
(А.Городницкий)
Вам, певуны безликие,
этот призыв несу
Песни его великие
не превращать в попсу!
Сеть для поэта соткана,
видимо, неспроста.....
Руки прочь от Высоцкого,
память о нём чиста!
Стыд, режиссеры бравые,
что на подъём лихи!
Рядом с всемирной славою
ставить его грехи....
Пусть обойдут вас Оскары
ложкою мимо рта
Руки прочь от Высоцкого,
память о нём чиста!
Вам, журналисты лживые,
что не крестили лба,
Золотоносной жилою
стала его судьба
Шутки уймите плоские,
тема для вас не та!
Руки прочь от Высоцкого,
память о нём чиста!
Не одолеть вам зависти,
ибо из года в год
В магнитофонной записи
голос его живёт
Вниз не отпустит сокола
светлая высота....
Руки прочь от Высоцкого,
память
о нём
чиста!
(Это и реакция А.Г.на фильм:
"Спасибо что живой"-
однозначно присоединяюсь....
СОПЛЕМЕННИКИ,
ОКАЖИТЕ ЧЕСТЬ!
ЗАЧЕРКНИТЕ:
БЫЛ......
НАПИШИТЕ:
ЕСТЬ!!
Петр Вегин-о Высоцком.....
Сегодня, 25 января, мы отмечаем день рождения поэта,музыканта, актера и просто Человека Владимира Высоцкого.
Кем он был больше всего?
Актёром?
Певцом?
Поэтом?
Трудно определить однозначно, кем был Высоцкий .
Бесспорно одно – он был личностью.
А почему, собственно, был?
Он и поныне с нами.
Его песни звучат на разных радиостанциях, их поют космонавты на орбите.
Мы смотрим фильмы с его участием, альпинисты называют его именем труднодоступные перевалы, а астрономы – открытую ими Малую Планету.
И не будем говорить о В. Высоцком в прошедшем времени!
Он БЫЛ,он ЕСТЬ,он ВСЕГДА С НАМИ.
И сегодня-ДЕНЬ ЕГО СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ!