ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ
В беспросветные дни осенние
И в трескучий лютый мороз,
После грозного потрясения,
Злых обид и чёрных угроз,
Вдруг почувствуешь: легче дышится.
И внезапно в душе твоей
Ни с того, ни с сего послышится
Танец маленьких лебедей.
Дали дальние в добром лепете.
Клёкот близится и растёт.
И на что тебе эти лебеди?
И дался тебе их полёт!
Хоть и маленькие, а смелые!
Слушай жадно и - молодей,
Думу думая, дело делая,
Танец маленьких лебедей........
Неожиданное спасение,
Белый плеск лебединых крыл.
Зашумели ключи весенние
Драгоценных душевных сил.
Дело доброе не забудется
И наказан будет злодей,
До поры, пока сердцу чудится
Танец маленьких лебедей.....
Помогая ходу Истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними, храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая -
Танец маленьких лебедей......
Маргарита Иосифовна Алигер (1915 - 1992)
ДВОЕ
Опять они поссорились в трамвае,
не сдерживаясь, не стыдясь чужих...
Но, зависти невольной не скрывая,
взволнованно глядела я на них.
Они не знают, как они счастливы.
И слава Богу! Ни к чему им знать.
Подумать только! - рядом, оба живы,
и можно все исправить и понять...
1956
Татьяна, большое спасибо за чудесную поэтическую страничку!!!
Спасибо, Альбина.
ПЕРВАЯ ПОЭМА...это посв. Ярославу Смелякову, ее первой любви
У нее много прекрасных стихов и поэм
Поэма-ЗОЯ(посв. Зое Космодемьянской)
Сталинская премия за эту поэму.
Трагическая судьба.
Прекрасная поэтесса.
Долгая Память.
Знаешь, я её чуть на цитаты не разобрала... :) Давно не читала... Очень давно... Почти и забыла. О ком она думала, не знала... Интересно.
Где-то я об этом писала на старом сайте. Об Алигер и Смелякове.
НЕТУ.
Надо повторить.
Вся ее жизнь -трагедия.
Младшая дочь — Мария Алигер-Энценсбергер — родилась 28 июля 1943 года от связи Алигер и А. А. Фадеева (женатого в то время на актрисе Ангелине Степановой), выйдя замуж за немецкого поэта Ханса Магнуса Энценсбергера, долгое время жила в Лондоне, также занималась переводами, в дни августовского путча 1991 года приезжала в Россию, собиралась перебраться на родину насовсем, но вернувшись в Великобританию, внезапно покончила с собой в приступе тяжёлой депрессии 6 октября 1991 года.
Старшая дочь, Татьяна, умерла от лейкемии...они все трое покоятся в одной могиле .
Повтори, пожалуйста!
Ты у нас лучший поисковик материалов. Рассказ будет интереснее и полнее!
Немного о поэме-ЗОЯ....
В 1942 году, спустя несколько месяцев после смерти Зои Космодемьянской, Маргарита Алигер написала поэму, которую назвала «Зоя». Поэтесса писала, пока не пропал след от трагедии, произошедшей в Петрищево. Она старалась передать все крайне правдиво. Ведь добавления и отсебятина неприемлемы, когда описываются реальные события. Тем, более, если эти события столь трагичны. Маргарита Алигер описала в своей поэме «Зоя» все. Как жили люди во время Великой Отечественной войны, чем жили, воюя с фашистами. Эта поэма, в каком – то смысле была поэмой и о юности Маргариты Алигер. Говорится там и о том, как осенью, вся страна, замерев, и затаив дыхание слушала речь И.В.Сталина. Это было в день празднования Октябрьской Революции. Сталин говорил из Москвы, осажденной немцами.
Маргарита Алигер в поэме рассказала о детстве Зои. О том, как она пошла на фронт. О том, как Зоя решилась на вылазку в тыл врага. И, конечно, о том, как Зоя Космодемьянская была схвачена. О молчании комсомолки на допросах. Зоя назвалась Татьяной. И под пытками не сказала ни слова. Только во время казни, произнесла свою пламенную речь, которую дословно знают потомки героини.
Маргарита Алигер, простым, легко читаемым, поэтическим языком поведала на м про все эти события. «… нужно знать правду о прошлом, чтобы полной мерой понимать правду настоящего». Эти слова Маргариты Алигер, должны помнить все....
Как отказать Админу нашему Альбине
"Первая поэма"-это о Я. Смелякове...
Жизнь поэта замкнулась, как кольцо
Лидия Либединская(Лидия Толстая, сов. писательница(Зеленая лампа...читали?)
Давно это начиналось - в самом начале тридцатых годов.
Молодые поэты - Маргарита Алигер и Ярослав Смеляков- обоим было едва за двадцать- полюбили друг друга.
Завязался классический юношеский роман - с бесконечными прогулками по Москве, чтением стихов, объяснениями в любви, выяснением отношений и ссорами...
Увы, ссоры эти становились все чаще и, то ли предчувствуя разрыв, то ли желая доставить радость любимой, незадолго до того, как они расстались, Ярослав Смеляков подарил Маргарите кольцо - серебряное, массивное, с масонской символикой: череп и две скрещенные кости.
И сказал, не то шутя, не то серьезно, надевая ей кольцо на палец: - Помни, пока будешь носить кольцо, у меня все будет хорошо...
Расставались они трудно:
"От чего ты тогда отвернулся,
От кого ты тогда ушел?-
напишет позже в стихах Маргарита Алигер.
Но молодость берет свое, прошло какое-то время, и Маргарита Алигер вышла замуж за композитора Константина Макарова. Она сняла с руки кольцо, чтобы не напоминало о прошлой любви, и спрятала его куда-то.
А через несколько месяцев узнала, что Смеляков арестован. Она сразу вспомнила о кольце, стала его искать, но не могла вспомнить, куда его положила.
Не нашла и вскоре забыла о нем.
Прошло четыре года..... и вдруг, роясь в ящиках письменного стола, среди бумаг, Маргарита неожиданно увидела кольцо и, увидев его, немедленно надела на палец.
Вскоре Смеляков вернулся из ссылки.
Началась война, сначала финская, потом Отечественная. Смеляков находился в армии. Финскую войну он прошел благополучно.
Маргарита проводила мужа на фронт и в октябре 1941 года собралась уезжать в Чистополь, куда уже были эвакуированы ее мать и годовалая дочка.
Перед отъездом она зашла в ванную комнату, сняла кольцо, чтобы принять душ, а когда оделась - кольцо исчезло.
"Она искала его под ванной, несколько раз тщательно подметала пол во всей квартире - все безуспешно. Так и уехала она в Чистополь.
Помню, как поздней осенью 1941 года пришла в Москву горькая весть: одни говорили, что Ярослав Смеляков пропал без вести, другие - что он погиб на фронте.
Зимой 1942 года Маргариту вызвали в Москву - под Вязьмой смертью храбрых погиб ее муж Константин Макаров, и Союз писателей, чтобы помочь справиться с ее горем, предложил ей поехать военным корреспондентом сначала в блокадный Ленинград, потом на Западный фронт.
В Москве она пробыла всего несколько дней. Но перед отъездом решила хоть немного прибрать квартиру, простоявшую несколько месяцев без хозяев.
Она вошла в ванную, надела висевший там ситцевый халатик, сунула руку в карман, и - о чудо! - в ее руке оказалось кольцо.
"Я поняла,- рассказывала она потом,- сразу поняла, что Ярослав жив!"
И действительно, оказалось, что он был тяжело ранен, попал в плен к немцам, потом был освобожден, но как военнопленный отправлен в "наш родной советский лагерь".
За него хлопотали, и в конце концов вскоре после завершения войны он вернулся в Москву.
Мирная жизнь входила в свою колею, Маргарита Алигер уже не снимала кольцо ни днем, ни ночью.
А приехав в Москву, Маргарита узнала, что Смеляков снова арестован - была в разгаре "космополитская" кампания и шла новая волна арестов.
...27 ноября 1972 года, не дожив месяца до своего шестидесятилетия, умер Ярослав Смеляков.
Мы с Маргаритой Алигер были на его похоронах, заехали на поминки к его вдове, а потом вернулись домой. Маргарита попросила меня подняться к ней, благо мы жили в одном доме.
Мы грустно пили чай на кухне, вспоминали его стихи. И тогда-то она рассказала мне эту историю.
- А где сейчас это кольцо? - спросила я. -
Так и лежит в ящике... - печально проговорила Маргарита.
- Покажите его... - попросила.
Она пошла в кабинет, слышно было, как она открывает ящик, шуршит бумагами, и вдруг раздался громкий отчаянный крик. Я бросилась к ней. Маргарита стояла на пороге, бледная как полотно, держала в руках кольцо и, еле шевеля губами, повторяла:
- Целое, оно целое, Лида!.
. Я взяла у нее кольцо - оно и вправду было совершенно целое - никаких следов починки, спайки.
Мне тоже стало не по себе.
- Может, вы все-таки отдавали его в ремонт? Может, забыли об этом? - настойчиво спрашивала я.
- Нет, нет, клянусь вам, я не видела его с того дня, как вернулась из Коктебеля, и никогда никому о нем не говорила! Видно, замкнулась жизнь, замкнулось и кольцо...
С тех пор она много раз рассказывала эту таинственную историю друзьям и всегда призывала меня в свидетели......
Имена героев этой таинственной истории хорошо знакомы всем, кто знает и любит современную русскую поэзию.
Даааа.... Ничего себе! Ну и рассказ! Аж, мурашки побежали...
Татьяна, спасибо!!!
Этого года неяркое лето.
В маленьких елках бревенчатый дом.
Август, а сердце еще не согрето.
Минуло лето... Но дело не в том.
Рощу знобит по осенней погоде.
Тонут макушки в
тумане густом.
Третий десяток уже на исходе.
Минула юность... Но дело не в том.
Старше ли на год, моложе ли на год,
дело не в том, закадычный дружок.
Вот на рябине зардевшихся ягод
первая горсточка, словно ожог.
Жаркая, терпкая, горькая ярость
в ночь овладела невзрачным кустом.
Смелая зрелость и сильная старость -
верность природе...
Но дело не в том.
Сердце мое, ты давно научилось
крепко держать неприметную нить.
Все бы не страшно, да что-то случилось.
В мире чего-то нельзя изменить.
Что-то случилось и врезалось в души
всем, кому было с тобой по пути.
Не обойти, не забыть, не разрушить,
как ни старайся и как ни верти.
Спутники, нам не грозит неизвестность.
Дожили мы до желанной поры.
Круче дорога и шире окрестность
. Мы высоко, на вершине горы.
Мы в непрестанном живем озаренье,
дышим глубоко, с равниной не в лад.
На высоте обостряется зренье,
пристальней и безошибочней взгляд.
Но на родные предметы и лица,
на августовский безветренный день
неотвратимо и строго ложится
трудной горы непреклонная тень.
Что же, товарищ, пройдем и сквозь это,
тень разгоняя упрямым трудом, пес
ней,
которая кем-то не спета,
верой в грядущее, словом привета...
Этого года неяркое лето.
В маленьких елках бревенчатый дом.
1945
Маргарита Алигер.
............
Люди мне ошибок не прощают.
Что же, я учусь держать ответ.
Легкой жизни мне не обещают
телеграммы утренних газет.
Щедрые на праздные приветы,
дни горят, как бабочки в огне.
Никакие добрые приметы
легкой жизни не пророчат мне.
Что могу я знать о легкой жизни?
Разве только из чужих стихов.
Но уж коль гулять, так хоть на тризне
я люблю до третьих петухов.
Но летит и светится пороша,
светят огоньки издалека;
но судьбы моей большая ноша
все же ты, как перышко, легка.
Пусть я старше, пусть все гуще проседь,
если я посетую - прости,-
пусть ты все весомее, но сбросить
мне тебя труднее, чем нести.....
1946-1955
Несчётный счёт минувших дней неужто не оплачен? ..
Мы были во сто крат бедней и во сто крат богаче.
Мы были молоды, горды, взыскательны и строги.
И не было такой беды, чтоб нас свернуть с дороги.
И не было такой войны, чтоб мы не победили.
И нет теперь такой вины, чтоб нам не предъявили.
Уж раз мы выжили. Ну, что ж! Судите, виноваты!
Всё наше: истина и ложь, победы и утраты,
и стыд, и горечь, и почёт, и мрак, и свет из мрака. ...
Вся жизнь моя — мой вечный счёт, с лихвой, без скидок и без льгот,
на круг, — назад и наперёд, —
оплачен и
оплакан.
Маргарита Алигер -
1967г.
Не лишай меня права тебя ревновать,
задыхаясь от каменной муки.
Прикажи мне уйти для того, чтоб узнать
освежающий холод разлуки.
Иль тебе непонятно, что значит любовь,
от которой нам некуда деться?
Это легкое тело, тяжелая кровь
и крылатое светлое сердце.
Это раннее утро и ранящий нож,
разрезающий душу на части.
Это храбрость и страх, это пламень и дрожь,
униженье, величье, и честность, и ложь,
из которых слагается счастье....
..................
Что за ночь на свете, что за ночь!.. (1953)
Что за ночь на свете, что за ночь!
Тихо как...
Сейчас случится чудо.
Я услышу голос твой:
«Мне худо!
Приходи... Ты можешь мне помочь»......
Маргарита АЛИГЕР
Летний день заметно убывает.....
Ты права... Когда плохо, почитаешь стихи и легче становится.
Татьяна, спасибо большое за пост! Всё замечательно- стихи, воспоминания, ролики...
Вчера был День рождения Ярослава Смелякова
Пусть уж и тут они будут рядышком-Маргарита Алигер и Ярослав Смеляков,который оставил свой след в жизни и Маргариты Алигер тоже.........
МАГИСТРАЛИ ЖИЗНИ-ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ
Ну, для тебя же продолжаю... вот немного и о Смелякове тоже))
Тебе же понравился тот рассказ Алигер
Ролик телеканала Культура о нем хороший.
Посмотри-не пожалеешь.
Фильм о Ярославе Смелякове - крупном советском поэте, чьи стихи, даже по мнению самых строгих критиков его творчества, по праву вошли в сокровищницу русской поэзии.
Судьба Ярослава Васильевич Смелякова - непрерывная череда взлетов и испытаний.
До последнего вздоха преданный эпохе социализма, истово верующий в ее историческое величие, никогда ни на йоту не сомневавшийся в ее правоте, он трижды попадал в круги лагерного ада.
И после всего сохранял ту же убежденную преданность идеям строительства нового социалистического государства. Все те же гимны "домнам" и "камню".
Но душевные раны заживают плохо: он не мог простить поколению поэтов 60-х годов возможности жить и творить свободно, открыто, по-другому.
Евгений Евтушенко, считавший Смелякова своим учителем, высказался о нем предельно точно:
"Смеляков замкнул плеяду последних романтиков, чье Шоссе Энтузиастов закончилось Тупиком Пессимистов, когда в осклизлых от крови подвалах "мальчикам революции" всаживали пулю в затылок.
Я не встречал более советского и, вместе с тем, более антисоветского человека".
О Ярославе Смелякове в фильме рассказывают поэты В. Огрызло и С. Куняев, писатель Д. Быков, детский писатель О. Гарина.
ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ-о МАЯКОВСКОМ
Ты себя под Лениным чистил,
душу, память и голосище,
и в поэзии нашей нету
до сих пор человека чище.
Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,
в нашем общем многоголосье,
но они тебя доконали,
эти лили и эти оси.
Не задрипанный фининспектор, не враги
из чужого стана,
а жужжавшие в самом ухе
проститутки с осиным станом.
Эти душечки-хохотушки,
эти кошечки полусвета,
словно вермут ночной, сосали
золотистую кровь поэта.
Ты в боях бы её истратил,
а не пролил бы по дешёвке,
чтоб записками торговали
эти траурные торговки.
Для того ль ты ходил, как туча,
медногорлый и солнцеликий,
чтобы шли за саженным гробом
вероники и брехобрики!?
Как ты выстрелил прямо в сердце,
как ты слабости их поддался,
тот, которого даже Горький
после смерти твоей боялся?
Мы глядим сейчас с уваженьем,
руки выпростав из карманов,
на вершинную эту ссору
двух рассерженных великанов.
Ты себя под Лениным чистил,
чтобы плыть в Революцию дальше.
Мы простили тебе посмертно
револьверную ноту фальши.....
Искренне, просто, жизненно писал он.
Сейчас, возможно, мало людей помнят о таком замечательном поэте, но его стихи будто у всех на слуху, в памяти, в сердце.
*
Если я заболею, к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте ночную звезду.
Я ходил напролом. Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях,
забинтуйте мне голову горной дорогой
и укройте меня одеялом в осенних цветах.
Порошков или капель — не надо.
Пусть в стакане сияют лучи.
Жаркий ветер пустынь, серебро водопада —
Вот чем стоит лечить.
От морей и от гор так и веет веками,
как посмотришь, почувствуешь: вечно живем.
Не облатками белыми путь мой усеян,
а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путем.....
Уникальный альбом на основе фотографий выдающегося русского поэта Ярослава Смелякова (1913-1972) из фондов Новомосковского историко-художественного музея, из личных архивов Т.Н. Рудко и А.Д, Смелякова, племянника поэта (с разрешения всех правообладателей).
Звуковая дорожка представляет собой стихи Ярослава Смелякова в авторском исполнении.
Фильм сделан в 201 3 году к 100-летию со дня рождения поэта.
Автор ролика-Елена Егорова
Музыкальное слайд-шоу на песни Ярослава Смелякова "Люба Фейгельман", "Хорошая девочка Лида", "Если я заболею" в исполнении Аркадия Северного, Гелены Великановой и Юрия Гуляева. Использованы авторские фото и архивные.
Спасибо автору Елене Егоровой
Поэтические строчки о «хорошей девочке Лиде» благодаря любимой комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» может процитировать каждый.
Но не все знают, что принадлежат они известному советскому поэту Ярославу Васильевичу Смелякову, которому 8 января исполняется 105 лет со дня рождения.
По биографии Смелякова можно изучать историю страны - след в его судьбе оставили большой террор, фронт, послевоенные репрессии.
Литературоведы называли его поэтом первого ряда.
В эпоху великих строек он всегда оставался лириком.
Когда о чувствах принято было говорить сдержанно, почти официально, поэт позволял себе кураж, даже бесшабашность.
Он был воплощением образа пролетарского поэта - совмещал физический труд и служение музам.
Своими руками набрал свою первую книгу, ее название «Работа и любовь» стала лейтмотивом его творчества.
В 1934 г. по необоснованному обвинению Ярослав Смеляков был репрессирован, вышел на свободу спустя три года.
Несколько лет работал в редакциях газет, был репортёром, писал заметки и фельетоны.
В первые месяцы Великой Отечественной войны рядовым солдатом воевал в Карелии, попав в окружение, до 1944 г. находился в финском плену.
По возвращению из плена, попал в советский лагерь, где его несколько лет «фильтровали».
Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности, и он продолжил публиковать стихи.
В 1948 году вышла книга «Кремлевские ели», в которую вошли лучшие стихи Смелякова, написанные до и после войны.
В казенной шапке,
лагерном бушлате,
полученном в интинской стороне,
без пуговиц, но с черною печатью,
поставленной чекистом на спине,
— Ярослав Смеляков,
1953 г.,
лагерный номер Л-222.
В 1951 году по доносу Ярослав Васильевич вновь был арестован и отправлен в заполярную Инту, где просидел до 1955 года, возвратившись домой по амнистии.
Через год была опубликована повесть в стихах «Строгая любовь», получившая широкое признание.
Если хотите узнать, каким он был, читайте его стихи......
Татьяна, спасибо!!! Очень интересный, с душой собранный пост!
Тревожное время, трагические судьбы и такие талантливые люди...
Ярослав Смеляков
"Памятник"
Смеляков посятил это стихотворение своей первой жене Евдокии Васильевне Курбатовой, с которой он заочно развелся во время своего первого ареста,жалея ее,чтобы она не была женой врага народа.....
Приснилось мне, что я чугунным стал.
Мне двигаться мешает пьедестал.
Рука моя трудна мне и темна,
И сердце у меня из чугуна.
В сознании, как в ящике, подряд
Чугунные метафоры лежат.
И я слежу за чередою дней
Из-под чугунных сдвинутых бровей.
Вокруг меня деревья все пусты,
На них ещё не выросли листы.
У ног моих на корточках с утра
Самозабвенно лазит детвора,
А вечером, придя под монумент,
Толкует о бессмертии студент.
Когда взойдёт над городом звезда,
Однажды ночью ты придёшь сюда.
Всё тот же лоб, всё тот же синий взгляд,
Всё тот же рот, что много лет назад.
Как поздний свет из тёмного окна,
Я на тебя гляжу из чугуна.
Недаром ведь торжественный металл
Моё лицо и руки повторял.
Недаром скульптор в статую вложил
Всё что я значил и зачем я жил.
И я сойду с блестящей высоты
На землю ту, где обитаешь ты.
Приближусь прямо к счастью своему,
Рукой чугунной тихо обниму.
На выпуклые грозные глаза
Вдруг набежит чугунная слеза..............
И ты услышишь в парке под Москвой
Чугунный голос,
нежный
голос
мой...........
Ничего я не собирала, все-экспромтом.. времени ни на что не хватает))
Дни улетают, как тополиный пух.....
А вот насчет того,что-с душой-это верно .
Просто очень люблю ПОЭЗИЮ..... и не просто поэзию,а люблю стихи настоящих поэтов .
Спасибо, Альбина!
Русский язык
У бедной твоей колыбели,
еще еле слышно сперва,
рязанские женщины пели,
роняя, как жемчуг, слова.
Под лампой кабацкой неяркой
на стол деревянный поник
у полной нетронутой чарки,
как раненый сокол, ямщик.
Ты шел на разбитых копытах,
в кострах староверских горел,
стирался в бадьях и корытах,
сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
закату подставя лицо,
забрал у Кольцова колечко,
у
Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
мукою запудривши лик
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
чтоб им не одним доставалась
ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и черной лучиной
и белым лебяжьим пером.
Ты — выше цены и расценки —
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой известке гвоздем.
Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на самую суть языка.
ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ
Ты мне сказал, небрежен и суров,
что у тебя - отрадное явленье!-
есть о любви четыреста стихов,
а у меня два-три стихотворенья.
Что свой талант (а у меня он был,
и, судя по рецензиям, не мелкий)
я чуть не весь, к несчастью, загубил
на разные гражданские поделки.
И выходило - мне резону нет
из этих обличений делать тайну,-
что ты - всепроникающий поэт,
а я - лишь так, ремесленник случайный.
Ну что ж, ты прав. В альбомах у девиц,
средь милой дребедени и мороки,
в сообществе интимнейших страниц
мои навряд ли попадутся строки.
И вряд ли что, открыв красиво рот,
когда замолкнут стопки и пластинки,
мой грубый стих томительно споет
плешивый гость притихшей вечеринке.
Помилуй Бог!- я вовсе не горжусь,
а говорю не без душевной боли,
что, видимо, не очень-то гожусь
для этакой литературной роли.
Я не могу писать по пустякам,
как словно бы мальчишка желторотый,-
иная есть нелегкая работа,
иное назначение стихам.
Меня к себе единственно влекли -
я только к вам тянулся по наитью -
великие и малые событья
чужих земель и собственной земли.
Не так-то много написал я строк,
не все они удачны и заметны,
радиостудий рядовой пророк,
ремесленник журнальный и газетный.
Мне в общей жизни, в общем, повезло,
я знал ее и крупно и подробно.
И рад тому, что это ремесло
созданию
истории
подобно.
Смеляков Я.
1958
Танюша, твои поэтические странички - просто чудо!
Жаль, что нельзя поставить ещё один плюсик...(((
Свой плюсик отдала Маргарите Алигер, а тут - такое интересное продолжение о Ярославе Смелякове!
Спасибо огромное за красивый пост!
Добавлю ролик:
Стихи Ярослава Смелякова читает Александр Смеляков
5 стихотворений Ярослава Смелякова (1913-1972) читает его родной племянник Александр Смеляков (1929-2016), актёр и известный режиссер, работавший в ряде региональных театров и поставивший более 150 спектаклей.
Автор ролика: Елена Егорова
Ира, спасибо большое !
Мой интерес к Смелякову(давным-давно) начался, как ни странно,со стих.Алигер-Первая Поэма))
Убегаю))
Солнышка тебе!
Я. Смеляков-Павлу Антокольскому
Сам я знаю, что горечь есть в улыбке моей.
Здравствуй, Павел Григорьич, древнерусский еврей.
Вот и встретились снова утром зимнего дня, –
в нашей клубной столовой ты окликнул меня.
Вас за столиком двое: весела и бледна,
сидя рядом с тобою, быстро курит жена.
Эти бабы России возле нас, там и тут,
службу, как часовые, не сменяясь, несут.
Не от шалого счастья, не от глупых услад,
а от бед и напастей нас они хоронят.
Много вёрст я промерил, много выложил сил,
а в твоих подмастерьях никогда не ходил.
Но в жестоком движенье, не сдаваясь судьбе,
я хранил уваженье и пристрастье к тебе.
Средь болот ненадежных и незыблемых скал
неприютно и нежно я тебя вспоминал.
Средь приветствий и тушей и тебе, может быть,
было детскую душу нелегко сохранить.
Но она не пропала, не осталась одна,
а как дёрнем по малой – сквозь сорочку видна.
Вся она повторила наше время и век,
Здравствуй, дядька наш милый, дорогой человек.
1967
Павел Антокольский
ПЕРВАЯ ПОЭМА
Рассветает. Наверно, ты спишь еще,
завернувшись в тепло до плеча.
Как рука по машинке пишущей,
по карнизу капли стучат.
Ты проснешься. Тепло и рано.
Разрываются, слышишь ты,
почки звонкие, как стаканы,
теплой зеленью залиты.
Почтальон постоит на месте
и просунет в дверную щель
и
сегодняшние "Известия",
и полоску весенних лучей.
Ты проснешься. Тепло и рано.
Голубая погода ясна:
из лучей, из дымков, из тумана
осторожно выходит весна.
Начинается в теплом угаре,
в тишине сероватой, лесной
Ты проснулся, любимый парень.
Ты проснулся сегодня весной.
Не длинны между нами дороги,
между нами - трубы дымят,
между нами идет многоногий,
многоглазый глядит Арбат.
За надстроенными домами
будет крышам недолог счет.
Между нами - дворы, и камень,
и деревья.
Еще между нами... Что еще?
В переулке летят мальчишки
через лужи ветру навстречу.
Почему мне в ответ молчишь ты?
Ну, так я за тебя отвечу.
Потому это все приключилось
да не вышло в конце концов,
что Москва нас с тобой обручила
ненадежным Бульварным кольцом.
Мне теперь эти легкие числа
вспоминаются даже ясней,
потому что ты мне случился
на такой же просторной весне.
А потом? Загорелое лето
по бульварам бежало назад,
и почти электрическим светом
оставался на окнах закат.
А потом? Начиналась осень,
рядом с нами по лужам шла...
Я не помню: ты меня бросил
или я от тебя ушла?
Только я досказать забыла
то, что самым решающим было.
Фонари загорались ярче,
мы стояли с тобой у крыльца.
Я сказала: "А если мальчик...
Я его назову, как отца".
Я хотела, чтоб ты улыбнулся,
чтобы ты посмотрел хорошо.
Почему ты тогда отвернулся?
От кого ты тогда ушел?
Разве это вспомнишь без дрожи?
Разве старая боль не остра?
Мальчуган, на тебя похожий,
у меня бы теперь подрастал.
Он бы рос и в какую-то осень
был бы в первые брюки одет,
и ему бы исполнилось восемь,
и двенадцать, и больше лет.
Он бы так же, как ты, улыбался
и на лыжах летел по ветрам,
он со мною бы соревновался
на вставанье по утрам.
И теперь, когда ты приходишь,
осторожно глядишь в глаза,
долго ищешь, пока находишь,
что бы лучше, теплее сказать.
Остаюсь я сама собою,
даже рада, что ты пришел,
мне часами теперь с тобою
говорить и молчать хорошо.
Но не думай, что я позабыла,
что за глаз твоих светлых прищур
и за то, что тогда полюбила,
я забуду и я прощу.
Был обиден, тягуч и труден
этот срок бесконечно большой,
понимали другие люди,
помогали другие люди
и другие были со мной.
Только нет. Ни упреков, ни жалоб
не услышал бы ты никогда.
Слишком я хорошо осознала:
ты меня не любил тогда.
И нельзя это скинуть со счета,
и нельзя затаить и забыть,
потому что любовь - забота,
потому что любят за что-то
и нельзя ни за что любить.
Как досадно! Мы в ногу ходим.
И дорога у нас ясна.
И теперь, как тогда, в природе
широко началась весна.
Нам с тобою ничто не мешает
создавать, сознавать и жить.
Как досадно, что я, чуднАя,
продолжаю тебя любить.....
М. Алигер