- Деспио Шарль Дата рождения: 4 сентября 1874 года Дата смерти: 28 октября 1946 года
Биография Шарля Деспио
Шарль Деспио родился 4 сентября 1874 года в Мон-де-Марсан, в Ландах. Его отец и дед были штукатурами. Семнадцати лет будущий скульптор приезжает в Париж, где в 1891 году начинает заниматься в Школе декоративных искусств у Гектора Лемера, ученика Карпо, а затем в Школе изящных искусств у Барриа. Жизнь не особенно баловала художника. Оказавшись в Париже без всякой поддержки и, какой сам говорил, не желая «продаваться», Деспио зарабатывал себе на жизнь раскраской почтовых открыток.
С 1898 года скульптор начинает выставляться. Большую роль, по словам Деспио, в его формировании сыграли два скульптора Роден, у которого Деспио работал помощником с 1907 по 1914 год, и Люсьен Шнегг. «В творчестве первого, - говорил мастер, - я черпал смелость смотреть на мир собственными глазами, забывая все формулы и правила». Второй, Шнегг, с которым Деспио сблизился в эти годы, научил его «уважать цельность пластического объема», конструктивную основу вещи. Недаром скульптор скажет впоследствии «Прежде чем украшать стену, надо ее построить». В мастерской Шнегга Шарль познакомился с Ж. Попелэ, Влериком, Алу.
В начале века молодой художник выполняет несколько детских портретов. Анализ этих произведений позволяет увидеть, как эволюционирует его творчество. Если в гипсовом портрете 1904 года - «Девочки из провинции Ланды» - еще ощущается понятная робость и скульптор идет в некоторой степени на поводу у натуры, то через три года в бюсте «Полетты» виден значительный прогресс. У Деспио исчезает дробность форм, с глубоким вниманием прослеживает художник тонкие, порой неуловимые переходы объемов в лице девочки. Новый уровень мастерства позволяет художнику не имитировать натуру, а интерпретировать ее.
L’Epouse Шарль Деспио · 1921
«От этого лица с ясным открытым лбом, нежно очерченными скулами словно исходит мягкий спокойный свет, создается ощущение чистоты и простодушия, делающих индивидуальный портрет воплощением светлой безмятежности детства» - не скрывает своего восхищения В.В. Стародубова.
Появление портрета «Полетты» в парижском Салоне привлекло к себе внимание зрителей и критиков. С большой похвалой отозвался о работе молодого скульптора Роден. Уже на другой день после окончания вернисажа именитый скульптор отослал Деспио письмо, где предложил ему работать в своей мастерской. Приехав в Медон, молодой скульптор получает вскоре заказ на бюст госпожи Елисеевой, за который ему платят 1750 франков.
La Bacchante Шарль Деспио · 1909
С этого времени начинается сотрудничество двух скульпторов. Деспио занимается переводом в мрамор многих работ Родена. Отношения двух художников были вполне дружескими, но не близкими. Деспио держался почтительно, но сумел сохранить независимость. Благодаря высокому мнению и поддержке Родена Деспио получил орден Почетного легиона.
В это время главное для Деспио определяется стремлением к глубокому, всестороннему анализу человеческого характера. В 1909 году он создает портрет художника Бийетта - друга своего детства. Скульптор представляет умного и интеллигентного Бийетта как человека застенчивого и деликатного. Художник кажется несколько смущенным повышенным вниманием к себе. Об этом говорят опущенная вниз голова, словно прячущиеся в тени бровей глаза. Если сравнить «Полетту» с бюстом Бийетта, то последний отличается большей глубиной и многогранностью характеристики. Вместе с тем он проигрывает в другом портрет несколько дробен, несобран по форме.
L’Adolescente Шарль Деспио · 1927
Лишь в портрете Люсьена Льевра 1918 года Деспио преодолевает эту дробность и достигает соединения глубокой психологической характеристики с цельностью и обобщенностью формы.
История жизни Шарля Деспио
В.В. Стародубова пишет:
«Портрет Люсьена Льевра - один из лучших мужских портретов Деспио. Льевр поистине великолепен со своей гордо поднятой головой, иронически взлетевшей бровью, крупным галльским носом и большим породистым ртом. Все выдает в нем сангвиника, довольного собой и уверенного в себе.
Портрет Бийетта наиболее интересен в фас, оба профиля там довольно близки друг другу. В портрете Льевра каждый профиль, более того, каждый новый поворот раскрывает какую-то новую грань образа, добавляет какую-то новую деталь к характеристике правая сторона более спокойная, словно немного усталая, здесь человек изображен как бы наедине с собой; с левой же он больше напоказ, на публику - более самоуверенный, утверждающий самого себя».
Le Réalisateur Шарль Деспио · 1929
Но особенно удавался Деспио портрет женский. Он исполнил целый ряд великолепных образов своих современниц, среди которых часто можно увидеть портреты жен его друзей-художников Леопольда Леви, Дерена, Отгона, Фриеза и других. Деспио сумел почувствовать и передать глубокую внутреннюю одухотворенность французской женщины, ее интеллектуальную тонкость, душевное благородство. Тонкий и проницательный художник представляет женщину как носительницу высшего духовного начала.
Очень часто художники ставили и ставят себе задачу показать героя в момент наивысшего напряжения сил, духовных потрясений. Не то у Деспио. Его не привлекают ситуации, выбивающие человека из привычного образа жизни, а наоборот. Мастер стремится познать сущность человеческой индивидуальности в минуты душевной сосредоточенности. Поэтому модели Деспио чаще всего погружены в себя, они словно прислушиваются, всматриваются в свой внутренний мир.
Не свойственно Деспио и столь характерное для художников XX столетия пренебрежение к натуре. Наоборот, он тщательно изучает каждый профиль, каждый поворот. Добиваясь предельной точности, он меняет освещение. Отсюда ощущение плотности и «наполненности» формы в его портретах - там нет «пустых мест».
Assia Шарль Деспио · 1937
Необычен для стремительного XX века и творческий метод художника. Он работает очень медленно, первоначально в глине, затем делает с глиняной модели гипсовый отлив. Далее следует новая проработка глиняной модели, и создается новый гипсовый отлив. Процесс повторяется порой до девяти раз!
Законченные портреты Деспио отличаются красотой линий и ритмов, отточенностью силуэта. Если в начале работы над портретом - в первых состояниях - мастер стремится к предельной точности, то в последующих он предстает перед нами как гениальный интерпретатор. Если, например, в первом варианте он точно фиксирует рисунок бровей, то в последнем - брови осеняют глаза наподобие стройных арок - художник как бы выводит пластическую «формулу» бровей данного лица, формулу, которую можно использовать, однако, всего лишь один раз, ибо она выражает сущность неповторимой индивидуальности. Так он ищет и форму рта, рисунок глаз и т.д. Деспио каждый раз радуется и поражается красоте человеческого лица и доносит до зрителя эту радость.
Apollon Шарль Деспио · 1937
Характерно, что Деспио, даже когда лепит человеческую фигуру, остается портретистом. В таких произведениях как «Ева» (1925), «Ася» (1937) он создает своеобразные «портреты» человеческого тела. Со своими скромными, внешне предельно простыми бюстами Деспио выходит на новый уровень в развитии портрета.
Деспио говорил:
«Я только скульптор, я выражаю себя только через пластические средства».
Умер Шарль Деспио в Париже 28 октября 1946 года.