- Трубецкой Павел (Паоло) Петрович Дата рождения: 15 февраля 1866 года Дата смерти: 12 февраля 1938 года
Биография Павла (Паоло) Петровича Трубецкого
Павел (Паоло) Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в Италии в местечке Интра близ озера Маджоре. Отец его, князь П.И. Трубецкой, состоял при русском царском дворе. В 1863 году он приехал в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции, не зная еще, что останется здесь до конца жизни. Женой князя стала американка Ада Винанс, приехавшая во Флоренцию учиться пению. Она живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких царила художественная атмосфера. Виллу «Ада» (дом Трубецких) часто посещал известный итальянский художник Даниеле Ранцони, оказавший известное влияние на Паоло, хотя прямым его учителем не был.
В 1874 году Паоло выполнил первую скульптуру - голову поющего старика из воска. Эту работу похвалил скульптор Дж. Гранди. Затем Паоло выполнил еще одну работу, привлекшую внимание Гранди, - высек из мрамора скульптуру «Отдыхающие олени».
В 1877-1878 годах Паоло окончил начальную школу в Милане. Вернувшись в Интру, он по настоянию отца поступил в техническую школу. И даже брал частные уроки физики и математики, но учился неохотно.
Он не бросил своего любимого занятия и в 1682 году вылепил гипсовую скульптуру «Корова с теленком». Юноша увлекся анималистикой. Тем временем отец стал подумывать о военной карьере сына. К счастью, мать настояла на занятиях в художественной школе, и Паоло поступает в миланскую студию Джузеппе Гранди. Вскоре он переходит в студию Д. Баркалья, мраморщика из Пьемонта, затем в студию Эрнесто Баццаро, у которого брал уроки технически-ремесленного характера. Законченного художественного образования Паоло Трубецкой так и не получил.
Памятник Александру III
В 1885 году Трубецкой приобрел собственную студию в Милане. А еще через год впервые участвовал в выставке в Милане, где показал скульптуру «Лошадь», и работа была замечена. Вскоре семья Трубецких разорилась и продала виллу. Паоло вынужден был жить самостоятельно. С 1886 года и до приезда в Россию у Трубецкого так называемый «период нищеты». Художник переезжает с места на место, работая на фермах, чтобы заработать деньги на жизнь и занятия искусством. Это и время его художественного становления. Примерно до 1891 года главное место в его творчестве занимает анимализм. Позднее для заработка, пользуясь своей известностью, начинает работать над заказными портретами.
В 1890 году Трубецкой участвовал в конкурсе на памятник Гарибальди для Милана. За свой проект он получил первую премию, а о его достоинствах написал большую статью известный итальянский писатель Г. д'Аннунцио. Еще через год скульптор выполнил проект памятника Данте для города Тренто, получив денежную премию. Проект обладал многими достоинствами, но из-за сложной аллегоричности был отклонен жюри. В дальнейшем эта работа Трубецкого неоднократно экспонировалась на международных выставках, в том числе и в России.
В 1896 году Трубецкой исполнил памятник сенатору Карло Кадорна для Палланцы. В 1897 году Трубецкой участвует в Венецианской биеннале. Некоторые критики с этой выставкой связывали начало творческой зрелости Трубецкого. В том же году он едет в Россию к родственникам и там принимает предложение князя Львова, директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавать скульптуру. Его деятельность в качестве преподавателя оказала большое влияние на формирование целого ряда русских мастеров.
Талант Трубецкого оказывается столь ярким и необычным, что работы совсем еще молодого скульптора начинают появляться на выставках и привлекают к себе внимание. Портретные работы Трубецкого отличаются почти неповторимой в своем роде психологической насыщенностью образов. Скромные статуэтки обладают столь большой выразительностью именно потому, что характер и психология человека схватывается и воплощается всей фигурой, в каждом движении, жесте, в трепетных складках одежд, линиях силуэта.
Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза
Трубецкой обладал чрезвычайно острым восприятием пластики. К числу наиболее удачных статуэток мастера относится изображение И.И. Левитана (1899), представленного сидящим в очень живой и непринужденной позе.
Потом Трубецкой создает пять портретов Льва Толстого - одного из величайших своих современников. При этом нужно заметить, что он не являлся поклонником философии писателя. Но его не могли не увлечь бунтарская сила духа, темперамент, творческая энергия Толстого.
В отличие от живописной, нечеткой передачи объемов у поздних скульпторов-импрессионистов, в работах Трубецкого, как правило, нельзя не отметить очень ясной и выразительной архитектоники скульптурных произведений, весьма четкого ритмического распределения пластических масс. Рассматривая его портретные работы, можно убедиться, что «живописное», прихотливо-эскизное обращение Трубецкого со скульптурной формой относится, как правило, прежде всего к изображению одежд.
Даже в небольших статуэтках человеческие лица у Трубецкого проработаны тщательно и достаточно четко. Таковы его работы «С.Ю. Витте с сеттером» (1901), «Гагарина с дочерью», «Натурщица Дуня» (1912) и другие. Большинству названных произведений Трубецкого свойственны большой лиризм и теплота. Последнее относится не только к портретным статуэткам, но и к целому ряду превосходных изображений животных, а также к таким типично жанровым композициям Трубецкого, как «Московский извозчик» (1898).
Трубецкой показывает свои работы на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», на зарубежных смотрах, в том числе и на Международной выставке в Париже в 1900 году, где его произведения были отмечены почетной медалью.
Левитан
В 1900 году Трубецкой выигрывает конкурс на создание памятника Александру III среди таких известных скульпторов, как P.P. Бах, В.А. Беклемишев, А.М. Опекушин, М.А. Чижов, А.Л. Обер, А.О. Томишко.
Был утвержден эскиз Трубецкого с пьедесталом Шехтеля, четырехугольным в плане. С двух сторон постамента помещались барельефы, сюжетно объясняющие смысл и назначение монумента.
Мастер проделал колоссальную предварительную работу. Он исполнил восемь малых моделей, две в натуральную величину и две в масштабе самого памятника. Скульптор отнесся к его созданию как к исторической миссии, выпавшей на его долю.
«Как бы мог я осмелиться, - сказал он, - взяться за такой памятник, если бы не был уверен, что сделаю шедевр. Не сомневайтесь, это будет прекраснейшая статуя в мире».
История жизни Павла (Паоло) Петровича Трубецкого
«Меня упрекают, - говорил он в другой раз, - что я как будто не окончил моего труда, что в нем много недоделанного. Мне думается, что это упрек не основателен. Всякий по-своему понимает законченность данного произведения. В памятнике нет ничего классического - это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной... Оно тем более понятно, что петербуржцы вообще не привыкли к новому слову в этой области искусства...» «Ставят мне в упрек, - жаловался скульптор, - толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой царя. Что касается вопроса, к чему стремился - к портретности или выражению известной идеи, - то в данном случае я, конечно, преследовал обе цели, ибо без портретности не может быть памятника, а без символа - произведения искусства. Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».
Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза.
Трубецкой преодолел приемы импрессионизма и добился монументальности, пластического обобщения, архитектоничности. Он шел от изучения натуры, но отбросил все случайное, и форма приобрела особую выразительность. Скульптор добился гармоничности, уравновешенности, четкого и выразительного силуэта. Пропорции конной фигуры увязаны с размером пьедестала, благодаря чему был решен основной композиционный момент памятника.
Появление в 1909 году памятника Александру III в Петербурге вызвано бурю споров, дискуссий, разнотолков. Сооружение памятника подвело итог творчеству Трубецкого в России. Всего в России Трубецкой создал около пятидесяти станковых работ. В 1906 году он уезжает в Париж и бывает с тех пор в России лишь наездами и на очень короткие сроки.
На парижском Салоне 1906 года Трубецкой выставил выразительный портрет Огюста Родена, изображение изысканной госпожи Декори, портрет Армана Дейо. Критика констатировала, что Трубецкой принес в Париж свой специфический жанр «portrait-statuette». Однако то был последний всплеск широкого интереса к творчеству Трубецкого. На Западе уже слышались не только благожелательные отзывы. Появились и другие высказывания в его адрес: «легкий, незрелый», «скульптор аристократической знати».
Портрет матери
Когда в 1913 году Трубецкой выставил свои работы на римском Сецессионе, они уже не вызвали большого интереса. Критики писали, что Трубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма».
В 1914 году скульптор едет в США. Трубецкой намерен был провести в Америке несколько месяцев, но из-за войны остался там до 1921 года. Художник устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско. «В эти сумасшедшие годы он остается скульптором хорошеньких женщин», - пишет Ж.С. Гриони.
Трубецкой живет в Голливуде, где строит обширную студию и покупает небольшой дом. Его посещают Э. Карузо, М. Пикфорд, Д. Фербенкс, Ч. Чаплин. В 1919 году по проекту Трубецкого установили памятник Данте в Сан-Франциско, а в 1920 году - памятник генералу Харрисону Грай Отису в Лос-Анджелесе.
Дети
С 1921 по 1932 год художник живет в Париже. Здесь в 1927 году умирает его жена - шведка Элин Сундстрем. Ее смерть Трубецкой переживал мучительно, он едва не покончил с собой.
В 1932 году Трубецкой возвращается в Италию. Последним произведением мастера стала фигура Христа, оплакивающего человечество, которое творит зло.
12 февраля 1938 года Трубецкой скончался на вилле Кабианка.