Дина Дян. Старинные романсы, Мелодия с 60-08063-64 - 1976 год
Дина Дян. Старинные романсы, Мелодия с 60-08063-64 - 1976 год
Валерий, спасибо, что дал ссылку у Сергея (Астронома)! И отдельно - за прекрасный альбом Дины Дян!
В своё время пропустил.![]()
Спасибо. Валера!
Лет 20-30 тому назад, я был знаком с Диной Дян, сколько-то раз мы с женой и моей внучкой бывали у нее дома, и бывали по ее приглашению на ее концертах и у меня когда-то была подаренная Диной вот такая точно пластинка с записями романсов. Хорошо помню Дининого мужа, он был артистом оригинального жанра и играл, в частности, на двуручной пиле. В те годы Дина еще прекрасно пела, но пик популярность прошел и ее сольные концерты были на московских площадках не первого круга. Помню ее концерт в клубе Академии Жуковского, где-то в районе Петровского парка - в большом, красивом, переполненном и почти неотапливаемом зале. После моего отъезда из Москвы наше знакомство прекратилось. Сегодня. гуляя по Интернету и перебирая при этой прогулке воспоминания я наткнулся на хорошо оцифрованную хорошо знакомую пластинку хорошей певицы и хорошего человека. Спасибо еще раз, Валера! Леонид Вайсберг
Валера!
Капризная, упрямая-автор неизвестен.....
ГЕОРГИЙ СУХНО
ПОЛЬША
КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА
АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ.....
Много тайн укрыто в песенном наследии Петра Лещенко. Какие-то сведения о судьбах авторов песен из его репертуара затерялись в глубинах времени, сохранив лишь их имена, а те, что дошли до нас обросли домыслами и мифами. Чаще всего составители песенных сборников, чтобы не тратить время на поиски истины, выбирают удобную формулировку: авторы музыки и слов неизвестны.
У романса "Капризная и упрямая", казалось бы, не должно быть загадок. Известно, что музыка и стихотворные строки принадлежат одному и тому же автору - Александру Дмитриевичу К. Но лишь первая буква фамилии не имеет разночтений, а сама фамилия на этикетках пластинок, в списках и сборниках романсов приводится в столь многочисленных вариантах, что гадать не разгадать: Карчевский (наиболее часто), Каршевский, Касевский, Кашевский, Кершевский, Коржевский, Корчевский, Кошевой, Кошевский, Крачевский, Кушевский.
Остается только посочувствовать автору, которому так не повезло с фамилией, и тем, кто пытается эту загадку разгадать.
Почему-то считалось, да, видимо, так и по сей день считается, что автор – лицо второстепенное, ведь главное исполнитель и его мастерство. По свидетельству Веры Лещенко, авторов своих песен Петр Константинович не только знал, но и лавры своей известности отдавал им, кого мог, поддерживал финансово. Правда, имена не всех афишировал, так время было такое, можно было за «неправильный» жанр пострадать, можно было срок получить за сотрудничество с неугодным власти певцом.
Бесполезно искать в Сети историю создания «Капризной, упрямой». Единственное, что можно найти на сайтах многочисленных поклонников песенного наследия начала прошлого века, это следующий короткий фрагмент, приводимый без указания автора: «Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовали от романса. Ситуации, описанные в стихах романсов, вполне соответствуют современным человеческим отношениям. Романс "Капризная, упрямая" как раз из таких. Повествование о любви убеленного сединами мужчины к юной девушке, его переживания, воспоминания о юности... ну чем, не сюжет сегодняшних отношений. Принято говорить: "Седина в бороду, бес в ребро!", - такова жизнь, и в прежние годы юные и свежие девушки заставляли умудренных опытом мужей вспоминать о юности.
Как всегда множество вариантов исполнения этого романса, даже авторство приписывают разным людям. А если это один и тот же человек, только непонятные вещи случились с написанием его фамилии? Или, что более вероятно, просто она затерялась среди бумаг и с годами станет романсом неизвестного автора».
Мне удалось установить, что, по крайней мере, первые строки этого фрагмента принадлежат перу актрисы, исполнительницы русских романсов, ведущей цикличной передачи "Романс вчера и сегодня", председателю фонда "Петербургский романс" Галине Ковзель.
Романс "Капризная, упрямая" получил всемирную известность в 30-х годах минувшего столетия. В 1937 г. Пётр Лещенко записал его в бухарестском филиале фирмы "Колумбия".
В этом же году певцом была произведена другая запись этого романса (под сокращённым названием "Капризная") в рижской фирме "Беллаккорд Электро". С этим же коротким названием "Kapriznaja" выпустила пластинки с рижской матрицы варшавская фирма "Сирена Рекорд" (лого фирмы на этикетках - "Сирена Электро"). Пластинки с этим романсом в исполнении Петра Лещенко переиздавались на других филиалах "Колумбии" и многотысячными тиражами распространялись по странам и континентам. Замечательный романс, посвящённый вечной теме любви, стал популярным не только в кругах русской эмиграции, но и среди зарубежных любителей романсового жанра.
В сборниках романсов можно найти полный текст стихотворения Александра Кошевского:
КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ
Слова и музыка А. Кошевского
Капризная, упрямая, вы сотканы из роз.
Я старше вас, дитя мое, стыжусь своих я слез.
Капризная, упрямая, о, как я вас люблю!
Последняя весна моя, я об одном молю:
Уйдите, уйдите, уйдите!
Вы шепчете таинственно: «Мой юноша седой,
Вы у меня единственный, один лишь вы такой».
Но, сказкой околдованный, я сам себя бужу,
И, осенью окованный, дитя, я вам твержу:
«Не лгите, не лгите, не лгите!»
Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Летите, летите, летите!
Вы светлая, с лучистою улыбкой на устах.
И если правда чистая хранится в тех словах,
Отброшу все сомнения, прощу каприз я вам
И жизнь мою осеннюю как ладанку отдам, —
Возьмите, возьмите, возьмите.
Пётр Лещенко в свой репертуар включил только две строфы этого романса, первую и третью. Причём, содержание последней строфы у Петра Лещенко имеет незначительные отличия по сравнению с оригинальным текстом:
Вы - песенка весенняя средь мраморных колонн.
Моя же песнь осенняя, в ней слышны скорбь и стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Спешите, спешите, спешите!
В довоенные годы, находясь в эмиграции, "Капризную, упрямую" включил в свой репертуар Александр Вертинский, но на пластинки этот романс он так и не записал. В одном из его сборников песен и романсов автором музыки и стихов «Капризной, упрямой» указан не Кошевский, а Вертинский, вероятно, на том основании, что певец ввёл в оригинальный текст некоторые изменения:
• в первой строфе читаем "Вы созданы из роз" вместо "Вы сотканы из роз";
• вторую и третью строфы поменяли местами;
• в значительной степени переделаны строки оригинала:
Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
У Вертинского:
Для всех Вы песнь весенняя, Вы ранняя зоря.
Моя вы песнь осенняя, закат на склоне дня.
• в последней строфе тоже есть незначительные изменения.
Как видите, нет оснований приписывать авторство романса Александру Вертинскому.
Оч.много исполнителей этого романса.
Неизвестно, когда именно был создан романс о любви "седого юноши" и капризной красавицы. Возможно, ещё в годы НЭПа. Останется загадкой, кто был первым исполнителем этого романса и где он впервые прозвучал. Может быть, в знаменитом кабаре "Нерыдай", созданным в 1921 г. в Москве автором романса, актёром комического жанра
Александром Дмитриевичем Кошевским.
Напомню кратко, что Александр Кошевский родился 20.03. (по некоторым источникам 1.04) 1873 г. в Аккермане, бессарабском уездном городе на юго-западе Российской империи. Аккерман, расположенный на правом берегу днестровского лимана, с 1918 г назывался Четатя Альбэ (Cetatea Alb ) в Румынии, а с 1944 г. - Белгород - Днестровский в СССР.
Музыкальное образование Кошевский получил в московской консерватории, был учеником выдающегося вокального педагога профессора Умберто Мазетти. Карьеру драматического актёра начинает в 1892 г. в Екатеринославе, с 1895 г переходит в оперетту в Симбирске: в 1896-97 - первый комик в антрепризе Шульца. С 1898 по 1902 годы - гастроли в Казани, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе и др. городах.
С 1902 играет в Петербурге в театре "Пассаж" и "Палас-театре", с 1915 г. - в московских театрах "Эрмитаж", "Буфф", "Аквариум". По мнению современников, Кошевский был "В.Н. Давыдовым в оперетте", одним из лучших исполнителей комического репертуара. Славился мягкой, пластичной манерой игры.
В 1921 г. Кошевский создает в Москве собственный театр-кабаре "Нерыдай". Это был ночной театр, который помещался рядом с «Эрмитажем». Представления в нем начинались после спектаклей в обычных театрах, то есть в 11—12 часов ночи. «Нерыдай» был типичным порождением нэпа, являясь своеобразным продолжением таких оригинальных дореволюционных театров миниатюр, как «Летучая мышь» и «Кривой Джимми». В составе театральной труппы были Л. Беркович, Рина Зеленая, Вера Инбер, М. Гаркави, Г. Тусузов и другие.
Репертуар для театра писали молодые литераторы Н. Адуев, А. Арго, Н. Эрдман, В. Типот и композиторы Ю. Милютин, М. Блантер.
Несмотря на то, что в «Нерыдае» были очень высокие цены на билеты, кабаре всегда было переполнено. «Тон» и «музыку» в нем задавал артистический стол. Посетителям, не имеющим отношения к миру искусства, садиться за этот стол не разрешали. Так как близ него помещалось только двадцать человек, то желающие на эти двадцать мест записывались в очередь. За артистическим столиком всегда было оживленно, острили. Шутки сразу же становились достоянием всего зрительного зала. За артистическим столом часто бывали известные люди, и это очень привлекало сидевших в зале толстосумов-нэпманов.
Позже Кошевский выступает в Московском Театре Музыкальной Комедии.
Лучшие роли:. Гаспар ("Корневильские колокола" План-кета), Флоридор ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), барон Зета, Князь ("Весёлая вдова", "Граф Люксембург" Легара), маркиз Имари ("Гейша" Джонса), Ферри ("Сильва" Кальмана).
Умер Кошевский в Москве 26 марта в 1931 году.
Романс "Капризная, упрямая" на слова и музыку Кошевского вошёл в золотой фонд русского песенного наследия ХХ века. Исполняли его и записали на пластинки
Изабелла Юрьева,
Вадим Козин,
Нани Брегвадзе,
Валерий Агафонов,
Олег Погудин,
Иосиф Кобзон,
Николай Никитский и многие другие исполнители. Список можно продолжать бесконечно: прекрасный романс привлекает все новые и новые имена певцов.
Но завершить свой рассказ хочу только одной записью, предварив её словами Веры Георгиевны Лещенко: "Только что по радио услышала романс "Капризная, упрямая" в исполнении незнакомого мне артиста. Удивительно поет. Сегодня ему нет равных". Пел Валерий Агафонов.
Диск с его записями Вера Георгиевна попросила ей найти, и это был единственный диск, которому было дозволено находиться рядом с записями Петра Лещенко........


Просто супер...спасибо, Валера!!!
Дина Александровна Дян родилась 30 мая 1930 года.
Свой артистический путь начала ещё студенткой IV курса Ленинградской консерватории (класс Т.А. Докуниной). Именно тогда она была принята в труппу Большого театра Союза ССР, солисткой которого была с 1955 по 1963 год.
Ещё в студенческие годы, будучи ученицей профессора Зои Лодий – замечательной камерной певицы, Дина проявляет большой интерес к камерному исполнительству. Она много концертирует, приобретая широкую популярность, особенно исполнением старинных русских романсов, требующих от артиста глубокой проникновенности, выразительности, искренности, большой культуры.
Её выступления в концертных залах многочисленных городов нашей страны и за рубежом неизменно проходят с большим успехом.
Дина Дян - Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов на лучшее исполнение современного романса и песни (1956), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (2-я премия, 1957), международных конкурсов.