Дина Дян. Старинные романсы, Мелодия с 60-08063-64 - 1976 год
Дина Дян. Старинные романсы, Мелодия с 60-08063-64 - 1976 год
Валерий, спасибо, что дал ссылку у Сергея (Астронома)! И отдельно - за прекрасный альбом Дины Дян! В своё время пропустил.
Спасибо. Валера!
Лет 20-30 тому назад, я был знаком с Диной Дян, сколько-то раз мы с женой и моей внучкой бывали у нее дома, и бывали по ее приглашению на ее концертах и у меня когда-то была подаренная Диной вот такая точно пластинка с записями романсов. Хорошо помню Дининого мужа, он был артистом оригинального жанра и играл, в частности, на двуручной пиле. В те годы Дина еще прекрасно пела, но пик популярность прошел и ее сольные концерты были на московских площадках не первого круга. Помню ее концерт в клубе Академии Жуковского, где-то в районе Петровского парка - в большом, красивом, переполненном и почти неотапливаемом зале. После моего отъезда из Москвы наше знакомство прекратилось. Сегодня. гуляя по Интернету и перебирая при этой прогулке воспоминания я наткнулся на хорошо оцифрованную хорошо знакомую пластинку хорошей певицы и хорошего человека. Спасибо еще раз, Валера! Леонид Вайсберг
Валера!
Капризная, упрямая-автор неизвестен.....
ГЕОРГИЙ СУХНО
ПОЛЬША
КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА
АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ.....
Много тайн укрыто в песенном наследии Петра Лещенко. Какие-то сведения о судьбах авторов песен из его репертуара затерялись в глубинах времени, сохранив лишь их имена, а те, что дошли до нас обросли домыслами и мифами. Чаще всего составители песенных сборников, чтобы не тратить время на поиски истины, выбирают удобную формулировку: авторы музыки и слов неизвестны.
У романса "Капризная и упрямая", казалось бы, не должно быть загадок. Известно, что музыка и стихотворные строки принадлежат одному и тому же автору - Александру Дмитриевичу К. Но лишь первая буква фамилии не имеет разночтений, а сама фамилия на этикетках пластинок, в списках и сборниках романсов приводится в столь многочисленных вариантах, что гадать не разгадать: Карчевский (наиболее часто), Каршевский, Касевский, Кашевский, Кершевский, Коржевский, Корчевский, Кошевой, Кошевский, Крачевский, Кушевский.
Остается только посочувствовать автору, которому так не повезло с фамилией, и тем, кто пытается эту загадку разгадать.
Почему-то считалось, да, видимо, так и по сей день считается, что автор – лицо второстепенное, ведь главное исполнитель и его мастерство. По свидетельству Веры Лещенко, авторов своих песен Петр Константинович не только знал, но и лавры своей известности отдавал им, кого мог, поддерживал финансово. Правда, имена не всех афишировал, так время было такое, можно было за «неправильный» жанр пострадать, можно было срок получить за сотрудничество с неугодным власти певцом.
Бесполезно искать в Сети историю создания «Капризной, упрямой». Единственное, что можно найти на сайтах многочисленных поклонников песенного наследия начала прошлого века, это следующий короткий фрагмент, приводимый без указания автора: «Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовали от романса. Ситуации, описанные в стихах романсов, вполне соответствуют современным человеческим отношениям. Романс "Капризная, упрямая" как раз из таких. Повествование о любви убеленного сединами мужчины к юной девушке, его переживания, воспоминания о юности... ну чем, не сюжет сегодняшних отношений. Принято говорить: "Седина в бороду, бес в ребро!", - такова жизнь, и в прежние годы юные и свежие девушки заставляли умудренных опытом мужей вспоминать о юности.
Как всегда множество вариантов исполнения этого романса, даже авторство приписывают разным людям. А если это один и тот же человек, только непонятные вещи случились с написанием его фамилии? Или, что более вероятно, просто она затерялась среди бумаг и с годами станет романсом неизвестного автора».
Мне удалось установить, что, по крайней мере, первые строки этого фрагмента принадлежат перу актрисы, исполнительницы русских романсов, ведущей цикличной передачи "Романс вчера и сегодня", председателю фонда "Петербургский романс" Галине Ковзель.
Романс "Капризная, упрямая" получил всемирную известность в 30-х годах минувшего столетия. В 1937 г. Пётр Лещенко записал его в бухарестском филиале фирмы "Колумбия".
В этом же году певцом была произведена другая запись этого романса (под сокращённым названием "Капризная") в рижской фирме "Беллаккорд Электро". С этим же коротким названием "Kapriznaja" выпустила пластинки с рижской матрицы варшавская фирма "Сирена Рекорд" (лого фирмы на этикетках - "Сирена Электро"). Пластинки с этим романсом в исполнении Петра Лещенко переиздавались на других филиалах "Колумбии" и многотысячными тиражами распространялись по странам и континентам. Замечательный романс, посвящённый вечной теме любви, стал популярным не только в кругах русской эмиграции, но и среди зарубежных любителей романсового жанра.
В сборниках романсов можно найти полный текст стихотворения Александра Кошевского:
КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ
Слова и музыка А. Кошевского
Капризная, упрямая, вы сотканы из роз.
Я старше вас, дитя мое, стыжусь своих я слез.
Капризная, упрямая, о, как я вас люблю!
Последняя весна моя, я об одном молю:
Уйдите, уйдите, уйдите!
Вы шепчете таинственно: «Мой юноша седой,
Вы у меня единственный, один лишь вы такой».
Но, сказкой околдованный, я сам себя бужу,
И, осенью окованный, дитя, я вам твержу:
«Не лгите, не лгите, не лгите!»
Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Летите, летите, летите!
Вы светлая, с лучистою улыбкой на устах.
И если правда чистая хранится в тех словах,
Отброшу все сомнения, прощу каприз я вам
И жизнь мою осеннюю как ладанку отдам, —
Возьмите, возьмите, возьмите.
Пётр Лещенко в свой репертуар включил только две строфы этого романса, первую и третью. Причём, содержание последней строфы у Петра Лещенко имеет незначительные отличия по сравнению с оригинальным текстом:
Вы - песенка весенняя средь мраморных колонн.
Моя же песнь осенняя, в ней слышны скорбь и стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Спешите, спешите, спешите!
В довоенные годы, находясь в эмиграции, "Капризную, упрямую" включил в свой репертуар Александр Вертинский, но на пластинки этот романс он так и не записал. В одном из его сборников песен и романсов автором музыки и стихов «Капризной, упрямой» указан не Кошевский, а Вертинский, вероятно, на том основании, что певец ввёл в оригинальный текст некоторые изменения:
• в первой строфе читаем "Вы созданы из роз" вместо "Вы сотканы из роз";
• вторую и третью строфы поменяли местами;
• в значительной степени переделаны строки оригинала:
Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
У Вертинского:
Для всех Вы песнь весенняя, Вы ранняя зоря.
Моя вы песнь осенняя, закат на склоне дня.
• в последней строфе тоже есть незначительные изменения.
Как видите, нет оснований приписывать авторство романса Александру Вертинскому.
Оч.много исполнителей этого романса.
Неизвестно, когда именно был создан романс о любви "седого юноши" и капризной красавицы. Возможно, ещё в годы НЭПа. Останется загадкой, кто был первым исполнителем этого романса и где он впервые прозвучал. Может быть, в знаменитом кабаре "Нерыдай", созданным в 1921 г. в Москве автором романса, актёром комического жанра
Александром Дмитриевичем Кошевским.
Напомню кратко, что Александр Кошевский родился 20.03. (по некоторым источникам 1.04) 1873 г. в Аккермане, бессарабском уездном городе на юго-западе Российской империи. Аккерман, расположенный на правом берегу днестровского лимана, с 1918 г назывался Четатя Альбэ (Cetatea Alb ) в Румынии, а с 1944 г. - Белгород - Днестровский в СССР.
Музыкальное образование Кошевский получил в московской консерватории, был учеником выдающегося вокального педагога профессора Умберто Мазетти. Карьеру драматического актёра начинает в 1892 г. в Екатеринославе, с 1895 г переходит в оперетту в Симбирске: в 1896-97 - первый комик в антрепризе Шульца. С 1898 по 1902 годы - гастроли в Казани, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе и др. городах.
С 1902 играет в Петербурге в театре "Пассаж" и "Палас-театре", с 1915 г. - в московских театрах "Эрмитаж", "Буфф", "Аквариум". По мнению современников, Кошевский был "В.Н. Давыдовым в оперетте", одним из лучших исполнителей комического репертуара. Славился мягкой, пластичной манерой игры.
В 1921 г. Кошевский создает в Москве собственный театр-кабаре "Нерыдай". Это был ночной театр, который помещался рядом с «Эрмитажем». Представления в нем начинались после спектаклей в обычных театрах, то есть в 11—12 часов ночи. «Нерыдай» был типичным порождением нэпа, являясь своеобразным продолжением таких оригинальных дореволюционных театров миниатюр, как «Летучая мышь» и «Кривой Джимми». В составе театральной труппы были Л. Беркович, Рина Зеленая, Вера Инбер, М. Гаркави, Г. Тусузов и другие.
Репертуар для театра писали молодые литераторы Н. Адуев, А. Арго, Н. Эрдман, В. Типот и композиторы Ю. Милютин, М. Блантер.
Несмотря на то, что в «Нерыдае» были очень высокие цены на билеты, кабаре всегда было переполнено. «Тон» и «музыку» в нем задавал артистический стол. Посетителям, не имеющим отношения к миру искусства, садиться за этот стол не разрешали. Так как близ него помещалось только двадцать человек, то желающие на эти двадцать мест записывались в очередь. За артистическим столиком всегда было оживленно, острили. Шутки сразу же становились достоянием всего зрительного зала. За артистическим столом часто бывали известные люди, и это очень привлекало сидевших в зале толстосумов-нэпманов.
Позже Кошевский выступает в Московском Театре Музыкальной Комедии.
Лучшие роли:. Гаспар ("Корневильские колокола" План-кета), Флоридор ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), барон Зета, Князь ("Весёлая вдова", "Граф Люксембург" Легара), маркиз Имари ("Гейша" Джонса), Ферри ("Сильва" Кальмана).
Умер Кошевский в Москве 26 марта в 1931 году.
Романс "Капризная, упрямая" на слова и музыку Кошевского вошёл в золотой фонд русского песенного наследия ХХ века. Исполняли его и записали на пластинки
Изабелла Юрьева,
Вадим Козин,
Нани Брегвадзе,
Валерий Агафонов,
Олег Погудин,
Иосиф Кобзон,
Николай Никитский и многие другие исполнители. Список можно продолжать бесконечно: прекрасный романс привлекает все новые и новые имена певцов.
Но завершить свой рассказ хочу только одной записью, предварив её словами Веры Георгиевны Лещенко: "Только что по радио услышала романс "Капризная, упрямая" в исполнении незнакомого мне артиста. Удивительно поет. Сегодня ему нет равных". Пел Валерий Агафонов.
Диск с его записями Вера Георгиевна попросила ей найти, и это был единственный диск, которому было дозволено находиться рядом с записями Петра Лещенко........
Дина Александровна Дян родилась 30 мая 1930 года.
Свой артистический путь начала ещё студенткой IV курса Ленинградской консерватории (класс Т.А. Докуниной). Именно тогда она была принята в труппу Большого театра Союза ССР, солисткой которого была с 1955 по 1963 год.
Ещё в студенческие годы, будучи ученицей профессора Зои Лодий – замечательной камерной певицы, Дина проявляет большой интерес к камерному исполнительству. Она много концертирует, приобретая широкую популярность, особенно исполнением старинных русских романсов, требующих от артиста глубокой проникновенности, выразительности, искренности, большой культуры.
Её выступления в концертных залах многочисленных городов нашей страны и за рубежом неизменно проходят с большим успехом.
Дина Дян - Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов на лучшее исполнение современного романса и песни (1956), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (2-я премия, 1957), международных конкурсов.