Драматическая судьба первого российского киномагната
Первый российский киномагнат Александр Ханжонков | Фото: ksovd.org
8 августа исполняется 140 лет со дня рождения Александра Ханжонкова – одного из основателей российского кинематографа, выдающегося кинопромышленника, создателя первой киностудии в Москве и ее филиала в Ялте. Благодаря ему зажглась звезда Веры Холодной и вышел первый полнометражный фильм, именно он установил эталон «качественной русской фильмы». Но на склоне лет один из крупнейших предпринимателей и киномагнатов был отстранен от кинематографа и доживал свои дни в забвении и лишениях.
Александр Ханжонков | Фото: persons-info.com
Александр Ханжонков был потомственным казаком и очень гордился своим происхождением. Он родился в 1877 г. в семье отставного казачьего офицера, состоявшего в почетном карауле при короновании Александра II. История его рода брала начало в XIII в. и связывалась в семейных легендах с именем половецкого хана Женкова, потомки которого стали казаками. Александр Ханжонков окончил юнкерское училище и был принят в один из лучших казачьих полков – Донской первый. Он участвовал в русско-японской войне, после которой по состоянию здоровья был уволен в запас.
Александр Ханжонков с сестрой и с матерью | Фото: persons-info.com
В таких случаях полагалось выходное пособие в 5 000 рублей, и у Ханжонкова не было сомнений в том, куда пустить эти деньги – после того, как он увидел люмьеровское «Прибытие поезда», он навсегда заболел кинематографом. Поэтому все полученные деньги Ханжонков вложил в кинопромышленность. В первое время фирма «А. Ханжонков и Ко» занималась только прокатом зарубежных фильмов и «съемками с натуры» (выезды императорской семьи и военные парады), а с 1907 г. начала производить собственные. Так появилась первая в Москве фабрика по производству кинолент.
Александр Ханжонков – первый слева | Фото: ksovd.org
В 1911 г. студия выпустила первый полнометражный фильм – «Оборона Севастополя». Для его съемок Николай II бесплатно предоставил режиссеру регулярные войска для массовки. Бюджет фильма был по тем временам немыслимым – 40 000 рублей. Картина произвела на императора такое впечатление, что он тут же принял решение обложить кинопроизводство налогом. В следующем году студия Ханжонкова стала лидером по выпуску кинокартин в России, а в 1913 г. кинопромышленник открыл первый «электротеатр» – самый большой в стране кинотеатр «Пегас». К 1914 г. компания киномагната контролировала треть проката в России, выпустив сотни фильмов. Весной 1917 г. Ханжонков основал филиал своей студии в Ялте, с которого началась история Ялтинской киностудии.
Ялтинская киностудия, основанная выдающимся кинопромышленником Ханжонковым |
Фото: ksovd.org
Александр Ханжонков был единственным из русских кинопроизводителей, кто занимался выпуском образовательных фильмов. Созданный им специально для этого Научный отдел с помощью ведущих российских специалистов снимал фильмы по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике и медицине.
Александр Ханжонков и его компания | Фото: ksovd.org
Александр Ханжонков – первый справа | Фото: ksovd.org
После революции его судьба сложилась непросто. В 1920 г. промышленник принял решение эмигрировать. За рубежом он пытался наладить кинопроизводство, финансировал эксперименты со звуковым кино, предлагал участвовать в съемках эмигрировавшим театральным артистам, но лишь безуспешно истратил все свои сбережения. В 1922 г. нарком просвещения Луначарский предложил ему вернуться на родину. Ханжонков принял предложение и переехал в СССР. Он работал киноконсультантом и какое-то время – директором одной из студий Пролеткино.
Кинопромышленник Ханжонков с дочерью и зятем, 1944 | Фото: persons-info.com
Ханжонков со второй женой в последний год жизни | Фото: persons-info.com
Спустя 4 года промышленника арестовали «за перерасход средств и невыполнение плановых обязательств». Его приговорили к шести месяцам тюрьмы, но амнистировали в зале суда. Хотя Ханжонкова освободили, он был лишен всех гражданских прав и к тому же больше не имел права заниматься кинематографом, что для него было самым большим наказанием.
Из-за резкого ухудшения здоровья бывший киномагнат поселился в Ялте, где он вел почти нищенское существование. Ханжонков отправил отчаянное письмо председателю кинофотоуправления СССР: «Мое положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге – смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своею женою». В середине 1930-х гг. его реабилитировали и назначили скромную пенсию. Ханжонков занялся написанием мемуаров, которые вышли только в 1937 г. в сильно сокращенном виде.
Могила Ханжонкова на Поликуровском кладбище в Ялте
В годы ВОВ бывший промышленник оставался в Ялте, в том числе и во время ее оккупации, чем позже опять навлек на себя обвинения. Вскоре после Победы, 26 сентября 1945 года, Ханжонков скончался. На тот момент ему было 68 лет. Долгое время его имя оставалось незаслуженно забытым, а его картины называли «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинопромышленнике вспомнили вновь. В 1991 г. был открыт «Дом Ханжонкова», превратившийся впоследствии в уникальный фестивальный центр.
Памятник Александру Ханжонкову в Ростове-на-Дону | Фото: russkiymir.ru
Памятник Александру Ханжонкову возле Ялтинской киностудии | Фото: comerartadvisory.com
По материалам: kulturologia.ru
Ещё два фильма фирмы А. Ханжонкова:
Миражи (1915 год)
по мотивам одноименного романа Л. Чарской.
Актеры: Вера Холодная, Арсений Бибиков, Витольд Полонский, Ольга Рахманова, Тамара Гедеванова, Андрей Громов, Александр Херувимов
Оборона Севастополя (1911 год)
"Оборона Севастополя" (другое название - "Воскресший Севастополь", 1911) - российский документально-игровой фильм о Крымской (Восточной) войне, одна из важнейших постановок в истории отечественной кинематографии.
Режиссер: В. Гончаров, А. Ханжонков
В ролях: А. Бибиков, Павел Бирюков, Б. Борисов, Гончарова Александра Васильевна, Горин-Горяинов Борис Анатольевич, Громов Андрей Антонович, Максимов Владимир Васильевич, Мозжухин Иван Ильич, Ольга Петрова-Званцева, Н. Семёнов
"Честь имею, Ханжонков"
Документальный фильм о пионере российской кинематографии Александре Алексеевиче Ханжонкове (1877 - 1945). Основатель русской киноиндустрии и Ялтинской киностудии.
В фильме демонстрируются сцены из первых кинолент А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова: "Понизовая вольница", "Усердный денщик", "Дама в таборе подмосковных цыган", "Сонька золотая ручка", "Оборона Севастополя" и др.
.
Александр Ханжонков и Вера Попова
(Цикл передач «Больше, чем любовь»)
Александр Ханжонков – кинопредпринаматель, заложивший основу для развития русского кинематографа. Его первая жена Антонина разделила с ним кратковременный успех и славу, вторая – Вера – была с ним во время падения и нищеты, длившейся 20 лет.

Ира, да за одно"открытие "А. Ханжонговым Веры Холодной-Вечная Память...хотя Вертинский считал своей заслугой это))
Как не вспомнить слова кого-то из известных умных людей, которые сказали:
"Ни одно хорошее дело не остается безнаказанным".....(((((
Nil inultum remanebit - ничто не остаётся безнаказанным(лат.)...........
Спасибо тебе, пост
Вера Холодная(Левченко)......
Таня, да они оба поучаствовали в "открытии" звезды Веры Холодной!
В Веру Холодную был тайно влюблен Александр Вертинский. Именно он привел мало кому известную жену прапорщика Холодного на кинофабрику Ханжонкова, разглядев её демоническую красоту и талант.. А Ханжонков начал снимать её в своих картинах...
Танюша, спасибо за комментарий!
Да, Ира...и Холодной Вертинский написал песню:Ваши пальцы пахнут ладаном...как оказалось, пророческой песней...но это уже другая история.
Коль уж заговорили о Холодной....
На самом деле песня была создана еще при жизни Веры Холодной, но она сама, увидев посвящение, очень негативно отнеслась к идее такового.
В результате Вертинский посвящение снял.
А вот как оно обрело свое место, свидетельствует сам автор:
«Я многие свои новые песни посвящал ей. Как-то, помню, я принес ей показать свою последнюю вещь, называлась она — «Ваши пальцы пахнут ладаном». Я уже отдавал ее издателю в печать и, как всегда, посвятил Холодной. Когда я прочел ей текст песни, она замахала на меня руками:
— Что вы сделали! Не надо! Не надо! Не хочу! Чтобы я лежала в гробу! Ни за что!
Она странно разволновалась:
— Это смерть! Снимите сейчас же посвящение!
Помню, я немножко даже обиделся. Вещь была довольно удачная, на мой взгляд (что и выяснилось впоследствии), и меня удивило ее предубеждение и оскорбило до какой-то степени. Я снял посвящение. Потом, через несколько лет, когда Вера Холодная выступала в Одессе, а я пел в Ростове-на-Дону, я снова продавал свои вещи уже другому издательству — «Детлаф». Однажды в номер гостиницы мне подали телеграмму из Одессы: «Умерла Вера Холодная»......
Оказалось, она выступала на балу журналистов, много танцевала и, разгоряченная, вышла на приморскую террасу, где ее моментально прохватило резким морским ветром. У нее началась «испанка», как тогда называли грипп, и она сгорела, как свеча, в два-три дня.
Рукописи моих романсов лежали передо мной на столе. Издатель сидел напротив меня, я вынул «Ваши пальцы пахнут ладаном» из этой пачки, перечел текст и надписал:
«Королеве экрана — Вере Холодной».....(А.В .)
Одна из первых картин фирмы А. Ханжонкова:
Драма в таборе подмосковных цыган (1908)
А. Ханжонков (1937) :
"Мы решили поставить художественный сюжетный фильм. И наше внимание привлек цыганский табор, раскинувшийся под Москвой. Там было все, что надо: и молодая, пластичная в танцах цыганка, и красавец-цыган с демоническим лицом, толпа старых цыган и подрастающих цыганят, необыкновенно шумных и грязных.Состряпанный наскоро сценарий, производил хорошее впечатление: была и любовь беззаветная, и страсть к азарту неудержимая (цыган проигрывал в карты свою молодую жену), и месть кровавая, и танцы, танцы без конца. Съёмки показали, что нас ждет неудача. Цыгане были терроризированы съёмочным аппаратом.Стоило Сиверсену завертеть ручку, как лица цыган «замораживались» от страха. Красавица-плясунья и её партнер с ужасом косились на аппарат. Какие уж тут могут быть танцы! Так или иначе съёмки были закончены.Табор тронулся в свой дальний путь, а мы с волнением и тайной надеждой приступили к лабораторным работам. Но чудес не бывает. Картина получилась неудачной. И негатив и позитив пустили на «концы».Таким образом, мечта о выпуске в этом сезоне первой русской бытовой картины не осуществилась."
Режиссер: Владимир Сиверсен
Сценарист: Владимир Сиверсен
Оператор: Владимир Сиверсен
Продюсер:Александр Ханжонков
Производство: Т/д А. Ханжонков и Э. Ош
Премьера: 2 января 1909
Актеры: Цыгане табора.