Питерская группа ДРУЖКИ - явление уникальное для музыкальной сцены не только самого Питера, но, возможно, и всей современной России: стартовав в самом конце 80-х как ничем особым не выделяющаяся клубная группа, она за годы своего существования сформулировала уникальным мелодический язык, в котором переплелись интонации арт-рока, ритм-энд-блюза, госпел и новой волны, а тексты отражают духовность и искреннюю веру её участников, не теряя при этом ни эмоциональной открытости, ни иронии и чувства юмора. Один из основателей и автор значительной части репертуара группы, Георгий Алексеев "Герра", начал сочинять песни ещё в середине 80-х. Весной 1988 он заглянул в Ленинградский Рок-клуб, оставив в журнале просьб и предложений информацию о том, что автор песен, который любит Джо Кокера, CREEDENCE,Jimi Xendrix и т.п. музыку, ищет единомышленников. Первые полгода ему звонили либо шутники, либо заведомо случайные люди. Правда, летом 1988 Алексеева приглашала петь группа ПРИСУТСТВИЕ, но у них уже был собственный стиль и материал, а он хотел петь свои песни. В начале 1989 на него вышла группа НОСТАЛЬГИЯ. Её участники познакомились в армии, когда служили под Нижним Тагилом, и играли довольно эклектичный репертуар - от хэви-метал, до откровенной эстрады. В оригинальном составе группы играл и москвич Николай "Клюша" Скученков (р.27.03.65 в Москве), бас-гитарист и обладатель уникального по своему тембру и диапазону тенора в канонах британского арт-рока. В то время, однако, он вернулся домой, и НОСТАЛЬГИИ был срочно нужен певец.Его место и занял Гера Алексеев.Репетируя под ритм-компьютер "Casio", они быстро подготовили программу: первое отделение составили песни самой НОСТАЛЬГИИ, а второе - рок-н-роллы и блюзы Геры для разогрева публики. В мае 1989 группа решила заработать денег, съездив на гастроли в те края, где недавно служили её участники. Из Москвы был спешно выписан Коля Скученков. Почти одновременно с ним в группе появился ещё один общий знакомый, барабанщик (а при необходимости гитарист и певец) Сеpгей "Назаpет" Назаpенко (р.25.04.61 в Ленинграде) - в начале 80-х он работал осветителем в Театральном Институте и играл в местной группе - будущем СЕКРЕТЕ - ещё до Лёши Мурашова! Как было нетрудно догадаться, эти гастроли закончились полным финансовым крахом, и в июне 1989 НОСТАЛЬГИЯ, фактически, распалась, хотя Гера и Коля продолжали изредка созваниваться. В сентябре 1989 Гера Алексеев, в ту пору известный под прозвищем Геpасим, выступил соло на I Фестивале журнала "Авpоpы" под всё тот же ритм-бокс "Casio", заpаботав аплодисменты своей шуточной песней "Стебалово" (слово обыгрывалось, как название вымышленного микрорайона - типа Лигово, Купчино,Шувалово или Горелово). Осенью Коля Скученков по делам оказался в Питере и встретился с Герой. Тот показал ему свою домашнюю студию и новый материал, предложив собрать группу. Снова пригласив за барабаны Назаренко, они придумали название ДРУЖКИ, и дома, всего за одну ночь, записали демо-версию своего дебютного альбома "Картинки". В начале осени 1990 у них, через каких-то случайных знакомых, появилась возможность записаться на частной (читай, домашней) студии В.Добролюбова. ДРУЖКИ выпросив денег у родителей,(по 1000 рублей каждый со своей стороны)отправились в Москву, где - уже на пути в студию, в подземном переходе - им попался студент Киевской Консерватории Сергей "Ахун" Ахунов (р.9.09.67 в Киеве), который играл там за мелочь на саксофоне. Они взяли его с собой и за три ночных смены записали альбом "Картинки (1-й блин)". Сегодня его, без преувеличений, можно назвать одним из неведомых шедевров отечественной звукозаписи трёх последних десятилетий: пёстрая мозаика стилей и жанров, калейдоскоп восхитительных мелодий, музыкальных виньеток и блестящих стилизаций, сильный вокал на четырёх (!) языках с элегантным многоголосием, небрежно разбросанные по музыке и текстам цитаты и намёки, соединение рискованных шуток и высокой поэзии. На протяжение следующего сезона ДРУЖКИ в составе: Алексеев, Скученков и Назаренко, изредка играли на различных сценах и фестивалях - в частности, в начале лета 1991 принимали участие в празднике Пушкинской, 10 "Ковчег XXI век", исполняя песни Геры, звучавшие в то время как утяжелённый блюз с явными реминисценциями LED ZEPPELIN или FREE. Периодически к ДРУЖКАМ присоединялся и Ахунов, который с напряжением делил время между Питером и Киевом. Между тем, ещё осенью 1990 они принесли на ленинградскую "Мелодию" свою кассету, которую, по счастливой случайности, услышали два Андрея, Бурлака и Тропилло, сразу же оценившие потенциал группы, а ровно через год, когда Тропилло уже открыл собственную компанию АнТроп, "Картинки" стали первой пластинкой русского рока, вышедшей под её лэйблом. Диск имел культовую популярность в кругах меломанов, однако, ввиду начавшегося распада СССР, не получил широкого распространения. Как ни странно, именно тогда же в рядах группы разразился первый кризис. В 1991 году двое ДРУЖКОВ (Алексеев и Скученков) приходят к вере в Иисуса Христа, тогда как оставшиеся музыканты отнеслись к этому скептически и покинули группу. Она сократилась до дуэта, однако, в 1992 записала свой второй (целиком акустический) альбом "По ступеням", в котором попыталась выразить в песнях свой новый духовный опыт. Лирический характер большей части песен вызвал протест у части старых поклонников, однако, помог ДРУЖКАМ найти новую аудиторию в христиансикх кругах, где такие номера как "Самая первая песня", "Помилуй, милый Бог", "Не привыкайте к чудесам" и т.д. стали настоящими хитами, а песня "Шут на горе" некоторое время была своего рода неформальным гимном студентов Петербургского Христианского Института "Логос". Сергей Назаренко покинул музыку (к середине 90-х он стал опытным клубным администратором, работая в клубах "Акватория", "Мираж Синема" и т.п.), а Сергей Ахунов вернулся в Киев, где продолжал учиться в Консерватории, однако, в 1993 всё-таки переехал в Питер, где воссоединился с остальными музыкантами. С этого момента ДРУЖКОВ опять стало трое. Следующий период в истории группы отмечен, главным образом, её активным участием в благотворительной деятельности христианских общин: так, ДРУЖКИ выступали с концертами в Питере и других городах России, регулярно гастролировали в Дании, Германии, Армении. В 1994 был записан альбом "Люди выpащивают цветы", который включал новую серию песен Алексеева и Скученкова и был выпущен датской фирмой "Reflex Music" при содействии христианской миссии "Восток". Помимо выступлений и работы в христианских проектах, с осени 1995 ДРУЖКИ в составе: Алексеев, Скученков, Ахунов и Александр Фёдоров (экс-ПИКНИК), барабаны, регулярно выступали в клубе "Перевал", неизменно собирая зал и вызывая восторженную реакцию любой публики. В то же время в группе вновь начинаются брожения, вызванные, на этот раз, не идеологическими расхождениями, а финансовыми трудностями переходной эпохи. В середине 1996 Скученков был вынужден снова вернуться в Москву. Состав ДРУЖКОВ на этом этапе выглядел следующим образом: Гера Алексеев, гитара, вокал, Сергей "Лэзи" Рыхлов (экс-КОММУНА ЛСД, POSTCOLOR и ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ), гитара, ещё один экс-ПИКНИК Владимиp "Вавила" Сизов (р.26.07.57 в Ленинграде), бас, Сергей Ахунов, клавишные, сакс, кларнет, вокал, Борис Крылов, скрипка, и Александр Жаров (р.8.01.64 в Ленинграде), ударные. Последний к этому времени имел самый впечатляющий послужной список, поскольку играл в половине хардовых и ХМ-групп Питера, включая АСТЕРОИД, ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ИЗОЛЯТОР, КРИЗИС, СКОРУЮ ПОМОЩЬ, JACK DANIELS и т.д. В том же 1996 у ДРУЖКОВ выходит сборник избранного под незатейливым, но убедительным названием "Лучшие песни". В него вошёл материал разных лет, в том числе, и песня "Та любовь", не входившая ни в один из предыдущих альбомов, однако, весьма популярная у завсегдатаев концертов группы. Годом позже свет увидел их новый альбом "Октябрь, 10" (1997, звукорежисёр Игорь Быстров), выпущенный музыкантами на компакт-дисках на собственные средства. Разнообразный по стилю и настроению, он знаменовал собой новый этап в биографии ДРУЖКОВ и помог группе консолидировать силы - она снова начала выступать в питерских клубах, а также приняла участие в ряде крупных акций, среди которых фестиваль Театра DDT "Песни Конца ХХ Века" (ДС "Юбилейный", июнь 1997), вечер памяти композитора Виктора Резникова (БКЗ "Октябрьский", август 1997) и т.д. В том же году группа разработала программу цикла концертов, направленных против употребления наркотиков, с которой на протяжение следующих двух лет сделала сотни выступлений в тюрьмах и реабилитационных центрах для наркоманов Петербурга и области. (Понимая значение своей миссии, ДРУЖКИ активно сотрудничали с крупными христианскими реабилитационными центрами для наркоманов и алкоголиков на всём постсоветском пространстве - группа постоянно концертировала как в России, так и в Беларуси и Украине. K сожалению, вся эта работа всегда держалась исключительно на энтузиазме самих музыкантов, не встречая финансовой подержки со стороны официально ответственных за это инстанций.)22 ноября 1998 ДРУЖКИ дали соло-концерт в концертном зале ленинградского "Зоопарка", но, несмотря на полный зал народа, в очередной раз оказалась на грани финансового краха. Это вновь обострило взаимоотношения в группе, и в декабре того же года она вторично распалась - Жаров присоединился к одному из церковных ансамблей, Рыхлов ушёл в христианскую группу MISSION POSSIBLE, Скученков работал в Москве. Однако, спустя полгода группа возродилась из пепла. Летом 1999 к Гере на дачу приехал барабанщик Игорь Жарков (экс-СП БАБАЙ, ПРОГНОЗ) и они начали репетировать вдвоём, а в сентябре 1999 Коля Скученков предложил ДРУЖКАМ попытать счастья в Москве, где, по его словам, было гораздо больше шансов реализовать свой музыкальный потенциал. Следующие два месяца ДРУЖКИ (Гера Алексеев, Коля Скученков, Сергей Ахунов и Игорь Жарков) провели в Москве, а в конце осени съездили на гастроли в Херсон, после чего Жарков ушёл (в 2001 он объявился в составе группы ВИКТОР), а на его место вернулся Саша Жаров. Этим составом ДРУЖКИ дали серию успешных концертов в Минске, Петербурге и Москве, причём, минчане по итогам турне выпустили концертный альбом "Бренчанье под Белорусским небом" - своего рода первый официальный бутлег группы. К сожалению, вскоре проблема двух городов снова напомнила о себе, и Скученков вернулся в Москву, а в состав группы были приняты два молодых, но достаточно профессиональных музыканта:Артём Хрусталёв (р.03.01.81 в Ленинграде), соло-гитара, гармоника, начинал в группе ГЛАС ВОПИЮЩЕГО, а Михаил Волков (р.6.03.78 в Кингисеппе Лениниградской обл.), бас, до этого играл в BRAIN DRAIN.В январе 2000 был записан альбом "Иди-лети", который стал первым опытом ДРУЖКОВ в современной электронной музыке: он включал элементы трип-хопа и вызвал очередной всплеск недоумения у тех, кто видел в группе хранителей архаичных рок-н-ролльных традиций, хотя в музыкальном отношений оказался ничуть не слабее своих предшественников. Той же зимой группа дала серию интересных концертов-встреч в культурном центре на Б.Монетной (откуда, в своё время, стартовал клуб "Перевал"). Стабилизировав состав, ДРУЖКИ в это время много играли дома и на выезде; 7 мая 2000 - в день инаугурации президента Путина - они выступили перед двадцатитысячной аудиторией фестиваля "Выбор России"на питерском стадионе "Автомобилист". Лето того же года Гера Алексеев провёл, выступая соло в США; между тем, Сергей Ахунов, начиная с 2000, вёл регулярную музыкальную программу "Ахуна-Матата" на радиостанции "Теос" - где перебывали едва ли не все питерские рок-звёзды, талантливые дебютанты, а также представители иных жанров - журналисты, писатели и т.д. Вместе с ним, кстати, работал и бывший вокалист группы АВГУСТ Павел Колесник. 1 июля 2001 ДРУЖКИ стали участниками одной из наиболее масштабных акций начала третьего тысячелетия, фестиваля "Окна Открой!", который состоялся на Крестовском острове Петербурга близ Стадиона им. С.М.Кирова и собрал свыше двадцати тысяч зрителей. В том же году Скученков в Москве выпустил свой первый соло-альбом "Всё сначала", а в августе-сентябре ДРУЖКИ, на своей домашней студии записали материал англоязычного альбома "F.M.J. (Forgive Me Jesus)"который включает в себя как старые так и новые песни а также совместную композицию Стиви Вандера"Superstition" c блюз гитаристом Дэном Хофленгером, тексты им перевела американка Донна Финч. 23 сентября 2001 на сцене ДК Ленсовета ДРУЖКИ с размахом отметили свой десятилетний юбилей, вернее, десятилетие выхода на пластинке их дебютного альбома. Участие в концерте приняли практически все участники группы за всё время её существования. В том же сентябре Андрей Тропилло, который в то время реорганизовал свою компанию и начал производство компакт-дисков, взялся за переиздание всего музыкального архива ДРУЖКОВ.
Питерская группа ДРУЖКИ - явление уникальное для музыкальной сцены не только самого Питера, но, возможно, и всей современной России: стартовав в самом конце 80-х как ничем особым не выделяющаяся клубная группа, она за годы своего существования сформулировала уникальным мелодический язык, в котором переплелись интонации арт-рока, ритм-энд-блюза, госпел и новой волны, а тексты отражают духовность и искреннюю веру её участников, не теряя при этом ни эмоциональной открытости, ни иронии и чувства юмора. Один из основателей и автор значительной части репертуара группы, Георгий Алексеев "Герра", начал сочинять песни ещё в середине 80-х. Весной 1988 он заглянул в Ленинградский Рок-клуб, оставив в журнале просьб и предложений информацию о том, что автор песен, который любит Джо Кокера, CREEDENCE,Jimi Xendrix и т.п. музыку, ищет единомышленников. Первые полгода ему звонили либо шутники, либо заведомо случайные люди. Правда, летом 1988 Алексеева приглашала петь группа ПРИСУТСТВИЕ, но у них уже был собственный стиль и материал, а он хотел петь свои песни. В начале 1989 на него вышла группа НОСТАЛЬГИЯ. Её участники познакомились в армии, когда служили под Нижним Тагилом, и играли довольно эклектичный репертуар - от хэви-метал, до откровенной эстрады. В оригинальном составе группы играл и москвич Николай "Клюша" Скученков (р.27.03.65 в Москве), бас-гитарист и обладатель уникального по своему тембру и диапазону тенора в канонах британского арт-рока. В то время, однако, он вернулся домой, и НОСТАЛЬГИИ был срочно нужен певец.Его место и занял Гера Алексеев.Репетируя под ритм-компьютер "Casio", они быстро подготовили программу: первое отделение составили песни самой НОСТАЛЬГИИ, а второе - рок-н-роллы и блюзы Геры для разогрева публики. В мае 1989 группа решила заработать денег, съездив на гастроли в те края, где недавно служили её участники. Из Москвы был спешно выписан Коля Скученков. Почти одновременно с ним в группе появился ещё один общий знакомый, барабанщик (а при необходимости гитарист и певец) Сеpгей "Назаpет" Назаpенко (р.25.04.61 в Ленинграде) - в начале 80-х он работал осветителем в Театральном Институте и играл в местной группе - будущем СЕКРЕТЕ - ещё до Лёши Мурашова! Как было нетрудно догадаться, эти гастроли закончились полным финансовым крахом, и в июне 1989 НОСТАЛЬГИЯ, фактически, распалась, хотя Гера и Коля продолжали изредка созваниваться. В сентябре 1989 Гера Алексеев, в ту пору известный под прозвищем Геpасим, выступил соло на I Фестивале журнала "Авpоpы" под всё тот же ритм-бокс "Casio", заpаботав аплодисменты своей шуточной песней "Стебалово" (слово обыгрывалось, как название вымышленного микрорайона - типа Лигово, Купчино,Шувалово или Горелово). Осенью Коля Скученков по делам оказался в Питере и встретился с Герой. Тот показал ему свою домашнюю студию и новый материал, предложив собрать группу. Снова пригласив за барабаны Назаренко, они придумали название ДРУЖКИ, и дома, всего за одну ночь, записали демо-версию своего дебютного альбома "Картинки". В начале осени 1990 у них, через каких-то случайных знакомых, появилась возможность записаться на частной (читай, домашней) студии В.Добролюбова. ДРУЖКИ выпросив денег у родителей,(по 1000 рублей каждый со своей стороны)отправились в Москву, где - уже на пути в студию, в подземном переходе - им попался студент Киевской Консерватории Сергей "Ахун" Ахунов (р.9.09.67 в Киеве), который играл там за мелочь на саксофоне. Они взяли его с собой и за три ночных смены записали альбом "Картинки (1-й блин)". Сегодня его, без преувеличений, можно назвать одним из неведомых шедевров отечественной звукозаписи трёх последних десятилетий: пёстрая мозаика стилей и жанров, калейдоскоп восхитительных мелодий, музыкальных виньеток и блестящих стилизаций, сильный вокал на четырёх (!) языках с элегантным многоголосием, небрежно разбросанные по музыке и текстам цитаты и намёки, соединение рискованных шуток и высокой поэзии. На протяжение следующего сезона ДРУЖКИ в составе: Алексеев, Скученков и Назаренко, изредка играли на различных сценах и фестивалях - в частности, в начале лета 1991 принимали участие в празднике Пушкинской, 10 "Ковчег XXI век", исполняя песни Геры, звучавшие в то время как утяжелённый блюз с явными реминисценциями LED ZEPPELIN или FREE. Периодически к ДРУЖКАМ присоединялся и Ахунов, который с напряжением делил время между Питером и Киевом. Между тем, ещё осенью 1990 они принесли на ленинградскую "Мелодию" свою кассету, которую, по счастливой случайности, услышали два Андрея, Бурлака и Тропилло, сразу же оценившие потенциал группы, а ровно через год, когда Тропилло уже открыл собственную компанию АнТроп, "Картинки" стали первой пластинкой русского рока, вышедшей под её лэйблом. Диск имел культовую популярность в кругах меломанов, однако, ввиду начавшегося распада СССР, не получил широкого распространения. Как ни странно, именно тогда же в рядах группы разразился первый кризис. В 1991 году двое ДРУЖКОВ (Алексеев и Скученков) приходят к вере в Иисуса Христа, тогда как оставшиеся музыканты отнеслись к этому скептически и покинули группу. Она сократилась до дуэта, однако, в 1992 записала свой второй (целиком акустический) альбом "По ступеням", в котором попыталась выразить в песнях свой новый духовный опыт. Лирический характер большей части песен вызвал протест у части старых поклонников, однако, помог ДРУЖКАМ найти новую аудиторию в христиансикх кругах, где такие номера как "Самая первая песня", "Помилуй, милый Бог", "Не привыкайте к чудесам" и т.д. стали настоящими хитами, а песня "Шут на горе" некоторое время была своего рода неформальным гимном студентов Петербургского Христианского Института "Логос". Сергей Назаренко покинул музыку (к середине 90-х он стал опытным клубным администратором, работая в клубах "Акватория", "Мираж Синема" и т.п.), а Сергей Ахунов вернулся в Киев, где продолжал учиться в Консерватории, однако, в 1993 всё-таки переехал в Питер, где воссоединился с остальными музыкантами. С этого момента ДРУЖКОВ опять стало трое. Следующий период в истории группы отмечен, главным образом, её активным участием в благотворительной деятельности христианских общин: так, ДРУЖКИ выступали с концертами в Питере и других городах России, регулярно гастролировали в Дании, Германии, Армении. В 1994 был записан альбом "Люди выpащивают цветы", который включал новую серию песен Алексеева и Скученкова и был выпущен датской фирмой "Reflex Music" при содействии христианской миссии "Восток". Помимо выступлений и работы в христианских проектах, с осени 1995 ДРУЖКИ в составе: Алексеев, Скученков, Ахунов и Александр Фёдоров (экс-ПИКНИК), барабаны, регулярно выступали в клубе "Перевал", неизменно собирая зал и вызывая восторженную реакцию любой публики. В то же время в группе вновь начинаются брожения, вызванные, на этот раз, не идеологическими расхождениями, а финансовыми трудностями переходной эпохи. В середине 1996 Скученков был вынужден снова вернуться в Москву. Состав ДРУЖКОВ на этом этапе выглядел следующим образом: Гера Алексеев, гитара, вокал, Сергей "Лэзи" Рыхлов (экс-КОММУНА ЛСД, POSTCOLOR и ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ), гитара, ещё один экс-ПИКНИК Владимиp "Вавила" Сизов (р.26.07.57 в Ленинграде), бас, Сергей Ахунов, клавишные, сакс, кларнет, вокал, Борис Крылов, скрипка, и Александр Жаров (р.8.01.64 в Ленинграде), ударные. Последний к этому времени имел самый впечатляющий послужной список, поскольку играл в половине хардовых и ХМ-групп Питера, включая АСТЕРОИД, ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ИЗОЛЯТОР, КРИЗИС, СКОРУЮ ПОМОЩЬ, JACK DANIELS и т.д. В том же 1996 у ДРУЖКОВ выходит сборник избранного под незатейливым, но убедительным названием "Лучшие песни". В него вошёл материал разных лет, в том числе, и песня "Та любовь", не входившая ни в один из предыдущих альбомов, однако, весьма популярная у завсегдатаев концертов группы. Годом позже свет увидел их новый альбом "Октябрь, 10" (1997, звукорежисёр Игорь Быстров), выпущенный музыкантами на компакт-дисках на собственные средства. Разнообразный по стилю и настроению, он знаменовал собой новый этап в биографии ДРУЖКОВ и помог группе консолидировать силы - она снова начала выступать в питерских клубах, а также приняла участие в ряде крупных акций, среди которых фестиваль Театра DDT "Песни Конца ХХ Века" (ДС "Юбилейный", июнь 1997), вечер памяти композитора Виктора Резникова (БКЗ "Октябрьский", август 1997) и т.д. В том же году группа разработала программу цикла концертов, направленных против употребления наркотиков, с которой на протяжение следующих двух лет сделала сотни выступлений в тюрьмах и реабилитационных центрах для наркоманов Петербурга и области. (Понимая значение своей миссии, ДРУЖКИ активно сотрудничали с крупными христианскими реабилитационными центрами для наркоманов и алкоголиков на всём постсоветском пространстве - группа постоянно концертировала как в России, так и в Беларуси и Украине. K сожалению, вся эта работа всегда держалась исключительно на энтузиазме самих музыкантов, не встречая финансовой подержки со стороны официально ответственных за это инстанций.)22 ноября 1998 ДРУЖКИ дали соло-концерт в концертном зале ленинградского "Зоопарка", но, несмотря на полный зал народа, в очередной раз оказалась на грани финансового краха. Это вновь обострило взаимоотношения в группе, и в декабре того же года она вторично распалась - Жаров присоединился к одному из церковных ансамблей, Рыхлов ушёл в христианскую группу MISSION POSSIBLE, Скученков работал в Москве. Однако, спустя полгода группа возродилась из пепла. Летом 1999 к Гере на дачу приехал барабанщик Игорь Жарков (экс-СП БАБАЙ, ПРОГНОЗ) и они начали репетировать вдвоём, а в сентябре 1999 Коля Скученков предложил ДРУЖКАМ попытать счастья в Москве, где, по его словам, было гораздо больше шансов реализовать свой музыкальный потенциал. Следующие два месяца ДРУЖКИ (Гера Алексеев, Коля Скученков, Сергей Ахунов и Игорь Жарков) провели в Москве, а в конце осени съездили на гастроли в Херсон, после чего Жарков ушёл (в 2001 он объявился в составе группы ВИКТОР), а на его место вернулся Саша Жаров. Этим составом ДРУЖКИ дали серию успешных концертов в Минске, Петербурге и Москве, причём, минчане по итогам турне выпустили концертный альбом "Бренчанье под Белорусским небом" - своего рода первый официальный бутлег группы. К сожалению, вскоре проблема двух городов снова напомнила о себе, и Скученков вернулся в Москву, а в состав группы были приняты два молодых, но достаточно профессиональных музыканта:Артём Хрусталёв (р.03.01.81 в Ленинграде), соло-гитара, гармоника, начинал в группе ГЛАС ВОПИЮЩЕГО, а Михаил Волков (р.6.03.78 в Кингисеппе Лениниградской обл.), бас, до этого играл в BRAIN DRAIN.В январе 2000 был записан альбом "Иди-лети", который стал первым опытом ДРУЖКОВ в современной электронной музыке: он включал элементы трип-хопа и вызвал очередной всплеск недоумения у тех, кто видел в группе хранителей архаичных рок-н-ролльных традиций, хотя в музыкальном отношений оказался ничуть не слабее своих предшественников. Той же зимой группа дала серию интересных концертов-встреч в культурном центре на Б.Монетной (откуда, в своё время, стартовал клуб "Перевал"). Стабилизировав состав, ДРУЖКИ в это время много играли дома и на выезде; 7 мая 2000 - в день инаугурации президента Путина - они выступили перед двадцатитысячной аудиторией фестиваля "Выбор России"на питерском стадионе "Автомобилист". Лето того же года Гера Алексеев провёл, выступая соло в США; между тем, Сергей Ахунов, начиная с 2000, вёл регулярную музыкальную программу "Ахуна-Матата" на радиостанции "Теос" - где перебывали едва ли не все питерские рок-звёзды, талантливые дебютанты, а также представители иных жанров - журналисты, писатели и т.д. Вместе с ним, кстати, работал и бывший вокалист группы АВГУСТ Павел Колесник. 1 июля 2001 ДРУЖКИ стали участниками одной из наиболее масштабных акций начала третьего тысячелетия, фестиваля "Окна Открой!", который состоялся на Крестовском острове Петербурга близ Стадиона им. С.М.Кирова и собрал свыше двадцати тысяч зрителей. В том же году Скученков в Москве выпустил свой первый соло-альбом "Всё сначала", а в августе-сентябре ДРУЖКИ, на своей домашней студии записали материал англоязычного альбома "F.M.J. (Forgive Me Jesus)"который включает в себя как старые так и новые песни а также совместную композицию Стиви Вандера"Superstition" c блюз гитаристом Дэном Хофленгером, тексты им перевела американка Донна Финч. 23 сентября 2001 на сцене ДК Ленсовета ДРУЖКИ с размахом отметили свой десятилетний юбилей, вернее, десятилетие выхода на пластинке их дебютного альбома. Участие в концерте приняли практически все участники группы за всё время её существования. В том же сентябре Андрей Тропилло, который в то время реорганизовал свою компанию и начал производство компакт-дисков, взялся за переиздание всего музыкального архива ДРУЖКОВ.