Два белых снега - первый и последний...
Почему мне запомнилась эта песенка?
Может, все дело в несколько "депрессивном", очень метафоричном, тексте... Может, грустная музыка "цепляет"... Или это связано с какими-то юношескими приключениями?
За давностью лет - не помню, увы.
Но песенка, в общем, неплохая. Неброская и не назойливая.
Приятная, в общем.
Вот сейчас в меня будут бросать камешки, но......мне вот дворовый вариант этой песни на великолепный текст Л. Завальнюка на "народную" мелодию))))- понравился больше, чем все остальные исполнения
Спасибо Кирилл за песню. Была она винильная (Т.Рузавина и С.Таюшев) у меня на компе последние лет 5. Но ни разу её не слышал. Очень понравилась. Умели писать....И исполнять. Заменил, свою (скрипящую) на Вашу. Благодарствую! Да и клип наверное подействовал. Приятное мини-путешествие в детство.
Спасибо , не МЕНЬШЕЕ и Вам, дорогой Ник, за дворовый вариант. Обожаю такие. И от части соглашусь с Таней - не меньше удовольствия доставил и этот вариант (исполнения). Скачаю с ютуба и в мр3 сделаю.
Коротко об авторах.
Юрий Саульский
Юрий Саульский (1928-2003) – один из самых прогрессивных советских авторов, серьезно увлекавшийся джазом, член Союза Композиторов СССР, Народный артист РСФСР, кавалер Ордена дружбы народов, автор множества эстрадных песен, нескольких балетов, музыки к десяткам кинофильмов и театральных постановок; один из организаторов и председатель жюри первого официального советского рок-фестиваля «Тбилиси-80» . Сын композитора, Игорь, работал клавишником в рок-группах «Скоморохи» Градского и «Арсенал» Козлова; в качестве сессионного музыканта играл в «Машине времени» и «Араксе» (в частности, был басистом во время легендарной записи «Машины» в телестудии Останкино, 1975).
Леонид Завальнюк
Леонид Завальнюк (1931-2010) – советский поэт-песенник и художник, сотрудничавший с Ю.Саульским, Я.Френкелем, Д.Тухмановым, А.Зацепиным, Е.Птичкиным, И.Якушенко, Л.Лядовой, Б.Емельяновым и многими другими популярными советскими композиторами. Автор двух десятков книг поэзии и прозы, вышедших еще в СССР, не считая более поздних публикаций. В соавторстве с Саульским написал несколько десятков песен.
Почему-то считается, что первыми исполнителями песни являются Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев, и композа была написана именно для этого дуэта в 1983. Это не соответствует истине.
Во-первых, в 1983 было записано в студии 2 варианта песни: кроме уже упомянутой версии, песню исполнил ВИА «33 1/3» - коллектив, ранее записавший музыку Рыбникова к фильму «Вам и не снилось». Пластинки с обеими версиями вышли в 1984; вариант дуэта стал более раскрученным благодаря яркой эстрадной аранжировке и участию в заключительном концерте «Песни-84».
Обложки пластинок Т.Рузавиной и С.Таюшева, и ВИА "33 1/3", 1984
Во-вторых, впервые песня была исполнена гораздо раньше – «Машиной времени», но официально не издана в то время.
Тут необходимо уточнение. В некоторых источниках указывается, что «Машина» впервые записала песню в 1985, во время действия мифологического «постановления Министерства Культуры СССР», которым якобы ограничивался концертный репертуар ВИА. Вероятно, впервые миф о "постановлении" озвучил Артем Троицкий в книге «Рок в СССР». По этой версии, некий приказ, или постановление Минкульта в 1984 ввело следующую норму: репертуар ВИА и рок-групп должен был содержать не менее какого-то процента сочинений членов Союза композиторов СССР (цифры в разных источниках различаются – от 50 до 80%). Мол, «Машина» была вынуждена «наскрести» пару песен иных авторов для утверждения программы в свете этого постановления.
На самом деле, никаких нормативных актов по теме в 80х годах Минкульт не издавал. Были разработаны иные документы других, региональных, культурных чиновников: постановление Управления культуры Мосгорисполкома от 28.09.84 (приказ № 361) – о запрещении публичной трансляции большого количества музыки зарубежных рокеров, и нежелательности гастролей на территории Москвы ряда советских рок-групп и ВИА; и циркуляр-инструкция Ленинградского областного комитета комсомола от 10.01.85 – примерно о том же. Вся остальная репертуарная политика регламентировалась документами 70х годов, и включала в себя: обязательное утверждение гастрольных программ специальными комиссиями-худсоветами концертных организаций; «литовка» (согласование) той же комиссией текстов песен авторов – не членов СП СССР; кроме того, негласно «утверждались» и сценические костюмы музыкантов и исполнителей. Но нигде не были указаны никакие проценты.
Впрочем, «Машина» не подпадала ни под один из этих документов; запрещение же гастролей в Москве в 82-85 было инспирировано статьей в «Комсомолке» - «Рагу из синей птицы». «Росконцерт», от которого выступали «машинисты», просто перестраховывался и отправлял «Машину» ездить по Союзу в обход столицы.
Так вот, вариант песни «Два белых снега», записанный «Машиной» в начале 1985, в любом случае первым, исполненным группой, не был.
Первый же вариант песни, дошедший до наших дней – это запись, сделанная с пульта во время приемки гастрольной программы «МВ» комиссией «Росконцерта» в 1981.
"Машина времени", 1981
«Чужие» вещи в репертуаре «машинистов» случались и раньше. Чаще всего, это были песни с музыкой Макара на стихи советских поэтов, либо нетленки бывших участников или сессионщиков «Машины». Однако, с началом официальной самостоятельной гастрольной деятельности, для успешного прохождения худсоветов, «МВ» исполняли и песни членов СК и СП. В 1979, когда группа еще была приписана к театру музыкальной комедии, при утверждении первого гастрольного репертуара, «машинисты» спели «День без выстрела» (Пахмутова - Добронравов, акапелла, запись не сохранилась); а в 1981 для пущей важности в программу для «Росконцерта» были включены «Багги» (И.Якушенко - И.Шаферан) и сабж этого материала.
У меня сложилось впечатление, что Саульский и Завальнюк сделали эту песенку специально под «Машину». Почему? В первую очередь, очень метафоричный текст (метафоры – слабость рулевого "Машины" Андрея Вадимыча). Во-вторых, музыкальная балладная тематика. К слову сказать, мне кажется, что в исполнении «МВ», в отличие от «оптимистичного» пения дуэта Рузавиной и Таюшева, песенка звучит несколько лениво-депрессивно, особенно заключительные строки. Впрочем, это личное впечатление.
Группа исполнила эту программу в «классическом» составе (Макар – Кутиков – Подгородецкий – Ефремов).
Мне не удалось выяснить, исполнялись ли обе эти песни где-либо, кроме как перед худсоветом. Следов концертных исполнений в имеющихся у меня записях нет.
В 1982 песню «Два белых снега» спела в своем магнитоальбоме «Группа Ованеса Мелик-Пашаева» (экс-«Воскресенье»: «воскресенец» Романов, переметнувшийся из «Машины» Подгородецкий, Голутвин из развалившегося «Аракса», басист Кленов, бывший звукооператор "Машины", барабанщик Воронин и звуооператор Зосимов).
Группа Ованеса Мелик-Пашаева, 1982
И лишь через полтора года после «воскресенцев» увидело свет исполнение дуэта Рузавиной и Таюшева; а еще через год была записана вторая версия песни в исполнении "МВ" (вместо Подгородецкого в группе играл уже Зайцев).
"Машина времени" - 85
Текст песни:
Ломилась в окна звёздная сирень,
Висела ночь на тонкой нитке звука.
Мне выпало две песни в этот день -
В одной свиданье, а в другой разлука.
Венок луны, надетый набекрень
И Млечный Путь, наброшенный на плечи.
Мне выпало два ветра в этот день -
Один попутный, а другой навстречу.
Любовь пришла и канула, как тень,
Пылал восход, неповторимо летний,
И выпало два снега в этот день,
Два белых снега, первый и последний...
Мини-антология в хронологическом порядке:
Машина времени – Два белых снега (запись для «Росконцерта», август 1981)
Группа Ованеса Мелик-Пашаева – Два снега (м/альбом «Все сначала», лето 1982, распространялся в 1983)
Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев – Два белых снега (ВФГ «Мелодия», 1983, издано в 1984)
ВИА «33 1/3» - Два белых снега (ВФГ «Мелодия», 1983, издано в 1984)
Машина времени – Два белых снега (студия М.Магомаева, 1985, издано «Мелодией» в 1987)