Двадцать лет без Анатолия Соловьяненко...
В канун печальной годовщины киевская газета «День» побывала в Козине, где 29 июля 1999 года оборвалась земная жизнь легендарного тенора и где Героя Украины похоронили
На центральной аллее козинского кладбища установлен гранитный памятник Анатолию Борисовичу (потрясающая работа известного скульптора Николая Рапая). В этом поселке городского типа действует единственный Музей А.Б. Соловьяненко, а «экскурсоводом» для нас стала жена певца — Светлана Дмитриевна.
«ФАМИЛИЯ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА СОЛОВЕЙ, — ОЧЕНЬ ЕМУ ПОДХОДИТ»
29 июля исполнится два десятилетия, как певец отошел в Вечность. Мы решили вспомнить различные мгновения из жизни и творчества знаменитого оперного певца, потому что являемся его должниками, не уберегли нашу национальную гордость! Не секрет, что в последние годы Анатолий Борисович страдал из-за вынужденной разлуки с Киевской оперой, в которой выступал в течение почти трех десятилетий. Ему предлагали эмигрировать, обещая неслыханные гонорары, но певец не представлял своей жизни вне Родины.
Напомним, когда в 1993 г. Соловьяненко уволили из оперного театра (отправили на пенсию — 49 руб. 50коп.). Невзирая на это, он оставался очень востребованным за пределами Украины — ездил на гастроли в разные города и страны, но не забывал и о родном зрителе — время от времени выступал с сольными программами на сцене Национальной филармонии, редко общался со СМИ, а на просьбу об интервью чаще всего отвечал: «Все, что я хочу сказать публике, она слышит на моих концертах».
«ЭКСКУРСОВОДОМ» ДЛЯ НАС СТАЛА ВДОВА ПЕВЦА — СВЕТЛАНА ДМИТРИЕВНА
Мы были давно знакомы с Анатолием Борисовичем, и мне было непросто уговорить певца все же выразить свою позицию в прессе. В том интервью он говорил о том, что его волновало как вокалиста, патриота и украинца. Певец искренне переживал, что наши оперные театры снижают профессиональную планку, репертуар в 90-х становился достаточно однообразным... Но беседа вызвала большой резонанс, а кассету с исповедью Соловьянеко я хранила много лет.
Так получилось, что за день до его трагической смерти мы общались с Анатолием Борисовичем. Он рассказал о своих выступлениях в Канаде и США, поделился планами о ближайших гастролях в Италии (на 8 августа уже были куплены билеты), о подготовке турне с сольными концертами по городам Украины, о любимом месте отдыха в Козине (это 30 км по Обуховской трассе на Киевщине), где в начале 1980-х семья Соловьяненко построила дачу.
29 июля 1999 года стал черным и последним днем певца на этом свете. Что произошло — вспоминает Светлана Дмитриевна:
— Анатолий Борисович проснулся в прекрасном настроении, которого я у него давно не наблюдала. Шутил, смеялся, приготовил завтрак и вдруг заторопился поехать на дачу. Хоть мы планировали туда отправиться вместе на следующий день. Добирался сам, на автобусе. В то время стояла изнурительная жара. Он пошел на речку, много плавал. Потом сказал моей маме, что ляжет отдохнуть до обеда, — и все... По диагнозу медиков, муж умер от острой сердечной недостаточности. На сердце были рубцы от семи микроинфарктов!
Новость о внезапной смерти певца ошеломила! Прощание с мастером происходило в Филармонии, а провести Соловьяненко в последний путь выстроилась огромная очередь тысяч поклонников. Траурная церемония длилась больше четырех часов, а люди все шли и шли. Под занавес панихиды, в записи прозвучал его неповторимый голос — «Дивлюсь я на небо» (эта песня была одной из визиток певца). Кстати, когда в этом году впервые в Киеве выступал знаменитый Пласидо Доминго, то испанский тенор на бис исполнил это произведение, которое он посвятил А.Соловьяненко, ведь хорошо знал его и уважал (звезды познакомились во время фееричных гастролей Анатолия Борисовича в США в 1977-1978 гг. в «Метрополитен-опера», и он стал первым украинским певцом, который выступил на самой престижной оперной сцене мира, а ведущие американские СМИ в своих рецензиях назвали его «золотым тенором»). В частности, The New York Times написала, что «45-летний певец из Киевской оперы, исполнил свои партии с удивительной убедительностью, а его фамилия, которая происходит от слова соловей, — очень ему подходит».+
По возвращении на Родину Анатолий Борисович в интервью сознался: «Работать в Нью-Йорке было приятно, но очень нелегко. Не сразу привыкаешь к этой огромной сцене. Постоянно чувствуешь ответственность: «Мет» за рубежом считается законодателем мод в оперном искусстве. Жил по расписанию: гостиница — театр, театр — гостиница. В свободное время сидел с клавиром, слушал записи, повторял то, что должен был вскоре петь. Вроде бы опять вернулся в свои студенческие годы»...
Если перечислять только страны, где выступал певец, то выйдет длиннющий список, а выступления мастера сцены всегда сопровождались восторженными откликами критиков и слушателей. По словам Светланы Дмитриевны, с каждого зарубежного вояжа муж привозил книжные новинки, раритетные издания, ноты, партитуры (в настоящее время эти сокровища она передала в отдел Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины).
«НИКОГДА НЕ БЫЛ БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ»
— Музей А.Б. Соловьяненко был открыт в 2001 году, сначала как творческий уголок, затем мы заняли комнату, а теперь расширились к полноценному музею, — подчеркнул старший научный сотрудник музея и художник-любитель Евгений ОЛИЙНЫК. — По разным причинам наш музей несколько раз менял месторасположение и существовал на общественных началах. В настоящее время функционируем (как отделение Киевского археологического музея и подчиняемся Киевскому областному управлению культуры) в здании бывшего детсада и занимаем три комнаты, а наш сосед — городская библиотека.
Евгений Иванович — автор большого портрета певца, который открывает мемориальную экспозицию, что в основном, состоит из семейной коллекции и архива семьи Соловьяненко. А Светлана Дмитриевна — берегиня и куратор музейной коллекции. Здесь проходят творческие встречи с художниками, коллегами певца, которые вместе выступали на киевской сцене, лекции и вечера, что, по традиции, проводят в памятные дни, в частности, и в день рождения Анатолия Борисовича — 25 сентября (в этом году певцу исполнилось бы 87 лет).
Поднимаемся по лестнице на второй этаж музея и видим картину: Киевская опера — театр, где триумфально дебютировал певец в далеком 18 апреля 1962 года — опера «Риголетто» Дж. Верди в партии Герцога, которая стала одной из вершин в его вокальной наработке. Кстати, в музее сохраняется сценический костюм Соловьяненко. Этот раритет имеет еще одну ценность, потому что он подарен любимым учителем Анатолия Борисовича — Александром Николаевичем Коробейченко, певцом, солистом Донецкой оперы, именно его 1000 урокам мы обязаны рождением новой звезды.
«Коробейченко был артистом и педагогом от Бога, — вспоминал А. Соловьяненко. — Рисовал прекрасные пейзажи, создавал и шил костюмы для сцены, а мне подарил костюм для первого выступления в Киевской опере. Педагогом был блестящим! В первую же встречу дал понять, что может что-то слепить из меня, если впрягусь в работу с головой. Предостерег: для того, чтобы стать профессиональным певцом нужно будет потратить шесть, а то и восемь лет. Но я был готов ради пения на все!»
Кстати, в музее есть целый блок, посвященный именно Коробейченко. «За свою долгую жизнь Александр Николаевич исполнил 87 партий, пропел больше двух тысяч спектаклей, сотни концертов. С. Соловьяненко вспоминает: «Его коронными партиями были Отелло, Радамес, Лоэнгрин, Герцог. Это был очень эрудированный и красивый мужчина. То, что Анатолий стал звездой мирового масштаба, — его огромная заслуга, а потому мы решили запечатлеть память о певце в этой экспозиции.
Напомним, что на столичной сцене голос А.Соловьяненко впервые прозвучал в 1962 году во время отчета мастеров искусств и художественных коллективов Донецкой области в Октябрьском дворце. Он спел романс Радамеса из оперы Верди «Аида», ариозо Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы» и романс «Развейтесь с ветром» и пленил всех! После того концерта Анатолия пригласили на прослушивание в Киевскую оперу. И опять овации — уже профессионалов, которые специально пришли в зал послушать молодого тенора из Донецка. Очень скоро публика специально ходила в театр, чтобы насладиться хрустальным голосом Анатолия Борисовича.
По словам Светланы Дмитриевны, вехой, которая перевернула судьбу мужа, стал 1963 год и отбор вокалистов из оперных театров прежнего СССР на стажировку в Италию — в «Ла Скала». Было 80 претендентов, а отобрали пять, из которых двое из Украины — Анатолий и Николай Кондратюк. Хотя, на то время, Соловьяненко не имел профессионального музыкального образования, но своим голосом покорил членов комиссии, а известная певица Большого театра Мария Петровна Максакова, которая высоко оценила природные вокальные данные, широту звучания и красивый тембр, назвала Толю самородком, а когда узнала, что он выучил итальянский язык во время частных уроков с А.Коробейченко, сказала — оформляйте документы в Италию, и, в сущности, открыла ему путь в высокое искусство международного масштаба.
— Анатолий Борисович никогда не был безразличным исполнителем, все оперные партии, камерные произведения пропускал через свое сердце, — продолжает Светлана Дмитриевна. — К каждому спектаклю тщательным образом готовился, зная за месяц, где, когда и что будет петь. Ежедневно работал с клавиром. Вставал в 8-9 часов утра. Обязательно делал зарядку 30-40 минут. Он был рациональным человеком, и потому много успевал сделать. В день спектакля отключал телефон, не смотрел телевизор, не слушал радио, настраиваясь на выступление.
Анатолий уделял много внимания содержанию того, о чем он поет. В совершенстве знал итальянский язык. С 1963 по 1965 стажировался в миланском театре «Ла Скала». Певец говорил: «Чтобы не забыть язык, если нет ежедневного общения, ним нужно заниматься постоянно». Поэтому зарядка, тренаж голоса и чтение итальянской периодики и литературы были его ежедневными занятиями...
УСТАНОВКИ ОТ ДЖЕННАРО БАРРА
— Когда муж разговаривал с итальянцами, которые не знали, кто он, то воспринимали его за своего. Пытаясь угадать его профессию, выражали предположение: вы, наверно, писатель — у вас очень красивый литературный язык. Толя очень любил Италию. Увлекался ее культурой, замечательно знал историю страны. В «Ла Скала» он отшлифовал свой голос, отработал технику. Его педагог Барра сказал: твое счастье, что ты пришел поздно в искусство. Анатолий начал выступать в 30 лет, когда психологически и физически окреп, потому так хорошо, на долгие годы, сохранил свой голос. Кое-кто упрекал первого его учителя Коробейченко, что десять лет — слишком длительный срок для учебы. Но Александр Николаевич оказался прав, и Толе повезло, что он попал в руки сначала к такому замечательному педагогу, а затем к знаменитому маэстро Дженнаро Барра. Разбирая архив, я нашла записку Барра, датированную июнем 1964-го, где он рекомендует Анатолию: «лучшие для последующей профессиональной вокальной деятельности певца такие оперы: «Риголетто», «Лючия ди Ламмермур», «Травиата», «Тоска», «Манон Леско», «Фауст», «Богема». Лишь после этого и нескольких лет обретения сценического опыта, можно включить в репертуар артиста драматические оперы — «Трубадур», «Кармен», «Аида». И все эти рекомендации Толя точно выполнил. Не успел только спеть Вердиевскую «Аиду». Уникальный голос легендарного тенора ни с кем не спутаешь: он и до сих пор — уже в записях — не оставляет безразличными слушателей.
Среди экспозиции можно увидеть пианино певца, которое он купил, когда был еще студентом Донецкого политехнического института, и этот инструмент «ездил», с семьей Соловьяненко, много лет с квартиры на квартиру, а после смерти Анатолия Борисовича передан в музей. Представлены личные вещи Анатолия Борисовича, документы, фотографии из спектаклей и фото из семейного архива — с родными, а также с коллегами из Национальной оперы и из разных стран мира, а также сувениры, пластинки, письма, книжки, картины, аудио— и видеозаписи.
В настоящее время художественную дорожку продолжает младший сын певца — Анатолий Анатолиевич Соловьяненко, который является главным режиссером Национальной оперы, а старший сын Андрей с 1991 года живет и работает в Канаде, имеет трех детей-школьников (две девочки и мальчик), которые все музыкально одаренные, будут ли певцами — это сами решат, когда вырастут...
«ЕГО ГОЛОС — БРИЛЛИАНТ»
— Таких уникальных исполнителей, каким был Анатолий Соловьяненко, к сожалению, в настоящее время нет, — считает Мария СТЕФЮК, оперная певица, преподаватель вокала Национальной музыкальной академии Украины. — Он на сцене был потрясающий, такого мастерства владения голосом, харизмы и свободы я больше никогда не слышала! Анатолий Борисович был очень организованным человеком, интеллектуалом (свободно владел итальянским языком, был в курсе мировых новостей). На репетиции всегда приходил собранным и готовым к работе. Он всегда был в хорошей форме (вокальной и спортивной), очень любил свою профессию, знал, что его голос — бриллиант, умел, как можно лучше проявить его в спектаклях и концертах. Хотя вне сцены Соловьяненко был очень скромным, но панибратства по отношению к себе не позволял. Семья — жена и сыновья были его тылом и утешением. Мне очень нравилась пунктуальность Анатолия Борисовича. В песнях имел свою концепцию и уверенно доказывал дирижеру, хормейстеру или режиссеру, какой именно будет лучше для раскрытия образа, что рождался на репетициях. Это всегда было аргументировано, и это был взгляд высокого профессионала и человека ответственного за то, что он исполняет в театре. Я с Солов’яненко много пела и каждое выступление или репетицию считала мастер-классом, потому что благодаря этому поднимала свой вокальный уровень. От артиста шла огромная позитивная аура, и это был потрясающий партнер.+
Очень жаль, что смерть забрала певца, когда он был на творческом подъеме. Хотя он стойко пережил разрыв с оперным театром, а все его филармонические концерты проходили с аншлагами. У него был разнообразный репертуар: арии из опер, камерные произведения, романсы, народные песни.
Имел огромные планы относительно гастролей за рубежом. Уверенно завоевал своим потрясающим голосом мир! Соловьяненко все время совершенствовался, искал себя, и эти творческие находки завораживали публику. С ним было интересно общаться, потому что много знал, не только в отрасли музыки и искусства, культуры. Считаю, что его коронной партией был Герцог с «Риголетто», а когда пел арию Андрея (молитва «Блаженный день...») из «Запорожца за Дунаем», то это пронимало до слез, и мурашки бегали по коже. Здесь не только голос, а именно отношение к произведению, которое он исполнял пронзительно и очень патриотически. В настоящее время такого мощного лирико-драматического тенора у нас нет. Пока нет нового Соловьяненко, а молодым вокалистам еще нужно много работать, чтобы достигнуть того творческого Олимпа, на который поднял украинскую оперную школу Анатолий Борисович.
Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День», 26 июля, 2019
-----------------------
см.также - Алла ТЕРЕЩЕНКО: Один на миллион... (2015) http://m.day.kyiv.ua/ru/article/kultura/odin-na-million