- Фицджеральд Элла Дата рождения: 25 апреля 1917 г. Дата смерти: 15 июня 1996 г.
Биография и творчество Элла Фицджеральд
В начале своего творческого пути Элла Фитцджеральд никогда не отличалась жестким голосом, который был присущ Billie Holiday. Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась по-настоящему бездомной. В пении наступил большой перерыв. В 1934 году она выступает в Аполло театре, в Гарлеме, где побеждает в любительском конкурсе с песней Judy, которую она исполнила в стиле своего идола ~ певицы Солпее Boswell. После непродолжительной работы с Tiny Bradshaw, Benny Carter (посетивший "Аполло") представил Эллу вниманию музыканта по имени Chick Webb. Его не очень впечатлила внешность девушки, и он с неохотой предложил 17-летней Элле попеть в клубе с его оркестром. Испытание было пройдено успешно, и известный барабанщик очень быстро понял, что она обладает серьезным коммерческим потенциалом. Начиная с 1935 записывалась с Webb's Orchestra. С 1937 года большая половина песен группы исполнялась с ее участием. В 1938 году они записали хит "A-Tisket, A-Tasket", а чуть позже популярнейшую песню "Undecided". В это время Элла представляла собой поп-свинговую певицу, сильную в балладах, с необыкновенно юным голосом. Ее голос уже набрал должную силу, но до импровизаций и ската она еще не дошла. Эти таланты проявились позднее. |
|
16 июня 1939 года Chick Webb скончался. По всеобщему решению Элле пришлось возглавить оркестр, и это несмотря на то, что до этого она мало занималась репертуаром и наймом и увольнением музыкантов. Ей удалось удержать популярность, и когда в 1941 году она распустила группу, то не составило большого труда начать сольную карьеру. Она начала выступать и сотрудничать с Ink Spots, Louis Jordan и Delta Rhythm Boys, затем с 1946 году вместе с Norman Granz's Jazz at the Philharmonic. Granz стал ее менеджером, но для того, чтобы переманить певицу на собственный лейбл, ему понадобилось около 10 лет. За это время в пении Эллы случились большие изменения. Во время тура с биг-бзндом Dizzy Gillespie она освоила би-боп и в ее манере пения появились моменты нового стиля. В то же самое время она начала использовать скeт-пение в своих сетах. Записи 1945-1947 "Lady Be Good, How High the Moon" и "Flying Home" стали очень популярными и в результате быстро сделали Эллу одной из лучших джазовых певиц. В 1948-1952, после свадьбы с басистом Ray Brown, Элла начинает выступать вместе с трио своего мужа. Кроме того, в 1950 и 1954 годах она записала несколько пластинок в дуэте с Ellis Larkins, где спела в своей манере песни Джорджа Гершвина. |
| ||
|
|
|
После участия в фильме "Pete Kelly's Blues" в 1955 году Элла подписала контракт с лейблом Verve и последующие несколько лет издала серию альбомов под общим названием "Songbooks", где исполняла песни того же Гершвина, а также Cole Porter, Rodgers and Hart, Duke Ellington, Harold Arlen, Jerome Kern и Johnny Mercer. Тем не менее, за исключением перепевок Эллингтона, этот проект нельзя назвать главным джазовым проектом Эллы Фитцджеральд. Зато этот престижный проект сделал певицу очень популярной. В пик своей карьеры, в 60-х, Элла записала в Берлине живую пластинку "Mack the Knife", очень веселый альбом, во время записи которого она полностью забыла слова и придумывала на ходу собственные. Этот альбом впоследствии стал классикой. |
|
|
|
|
|
Жанна, большое спасибо за интересную информацию и за прекрасную подборку песен в исполнении Эллы Фитцджеральд. Приятные воспоминая о замечательной джазовой певице возвращают в пору ранней юности, в далёкие времена открытия и познания хорошей музыки.
Спасибо, Александр!!!
Сегодня был День рождения этой прекрасной певицы.
Хотелось вспомнить и насладиться ее творчеством....
jazz45 пишет:
Спасибо, Александр!!!
Сегодня был День рождения этой прекрасной певицы.
Хотелось вспомнить и насладиться ее творчеством....
Хотелось бы продолжения, Жанна, пожалуйста: "Hello, Dolly", "Lullaby Of Birdland" и др. с хорошим качеством. Спасибо. И, конечно, с 96-летием этой великолепной певицы!
ЖАННА, ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНУЮ ПОДБОРКУ В ИСПОЛНЕНИИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЭЛЛЫ ФИТЦДЖЕРАЛЬД.
Славная, содержательная страница. Теперь больше не буду путать певицу с Петти Пейдж, как это иногда случалось. Спасибо, Жанна!
"Первая Леди Песен" - так звали Эллу Фитцджеральд. Ее вокал по праву считается самым изящным во всей истории джаза, хотя многие могут поставить на высшую ступень также Sarah Vaughan или Billie Holiday. Наделенная природой великолепным голосом с широким диапазоном, Элла могла перепеть кого угодно. Она была непревзойденной скат-певицей и обладала практически идеальной элоквенцией. Люди всегда понимали, что именно она поет, каждое ее слово. Единственным ее постоянным недостатком (к слову, немного курьезным), было то, что Элла была крайне жизнерадостной и не могла петь слишком лирически, как того требовал текст песни. Даже в композиции Love For Sale она звучала весело и счастливо. Как бы то ни было, если оценивать ее карьеру целиком, то певиц такого класа больше попросту не было.