Гастроли в СССР: Глава 10 - Юбилейный год
Ссылки на предыдущие главы здесь https://tunnel.ru/post-gastroli-v-sssr
В юбилейный год - 50 - летие Октябрьской революции - Госконцерт ожидаемо отдал предпочтение приглашению с концертами коллективов из дружественных стран. Многие их них уже бывали в СССР и имели репутацию лояльных. В то же время в настолько же идеологизированных соцстранах состоялись гастроли суперпопулярных артистов. В Варшаве, например, выступили Роллинг Стоунз (они хотели дать концерт и в Москве, но, разумеется, им никто не позволил), в Будапеште - группа Procol Harum, и т.д. Однако "печальный" пример любимца советских слушателей Энрико Масиаса, который поддержал Израиль в 6-дневной войне, заставил власти тщательнее относиться к появлению у советского народа новых зарубежных кумиров...
1967
АРГЕНТИНА - Мерседес Соса
ШВЕЙЦАРИЯ - Секстет Хази Остервальда
ФРГ - Александра, Нина Лизелль, Питер Байль
БОЛГАРИЯ - Бисер Киров
ФРАНЦИЯ - Жюльетт Греко, Бруно Кокатрикс, Мирей Матье, Мишель Дельпеш, Поль Мориа, Шарль Трене
ЮГОСЛАВИЯ - Радмила Караклаич
ГДР - Оркестр Альфонса Воннеберга, Петра Бёттхер
ПОЛЬША - Филипинки, Збигнев Намысловски*, Богдан Лазука, Нина Урбано, Александр Низович, Варшавские стомперсы
США - Чарльз Ллойд*
*О гастролях джазовых коллективов см. https://tunnel.ru/post-mezhdunarodnyjj-den-dzhaza-slushaem-muzyku
Juliette Greco - Жюльетт Греко
Театр одной актрисы - это было выступление Жюльетт Греко
в помещении МХАТ. Эстрадное пение - в доме великих драматических имен...
Однако ее образ полностью соответствовал формуле Станиславского -
«Талан должен быть эстетичен, т. е. чуток к художественной красоте».
Начав выступать в маленьком театре во Франции, она вскоре стала известна всей стране,
затем объездила весь мир. В Москве и Ленинграде она показала программу песен,
написанную на стихи Жака Бреля.
Charles Trenet - Шарль Трене
Шарль Трене во время концерта в Москве. 01.11.1967
На его лице отражались все эмоции исполняемой песни и притом ещё обладал отличным голосом. Драматичные мелодии французского шансона стали разбавлены джазовыми мотивами и ритмами свинга. Французский шансон обрёл новую жизнь и Трене стал кумиром молодёжи. В оккупированном Париже ему приходилось выступать и перед немецкими солдатами и офицерами, но чаще он отказывался от таких концертов. В 1954 году начинается вторая успешная карьера с сочиненной им песни «La Mer».
Charles Trenet - "L'âme des poètes", "Douce France", "La mer"
Бисер Киров
Его карьера началась в 1967 году на Первом международном фестивале молодёжной песни в Сочи, где Бисер Киров получил третью премию. В СССР Бисер за всю жизнь дал около 2000 концертов — певец вспоминает: «Русская провинция была умной и жадной до впечатлений. Очень чувственная публика… А основу её всегда составляли интеллигенты, с которыми я много разговаривал прямо со сцены между песнями». Бисер Киров называет Россию своей «творческой родиной». Интервью певца газете «Музыкальная правда» так и названо — «России болгарский певец»...
Mercedes Sosa - Мерседес Соса
В 1960-е гг. Соса и ее первый муж Мануэль Матус стали главными представителями музыкального движения «Nueva cancion». 1967 г. ознаменовался для Мерседес поездкой по городам США и многим европейским странам, включая СССР Творческое турне певицы имело ошеломительный успех. Она исполняла фольклорные произведения и песни современных композиторов. Ряд песен был написан специально для Мерседес видной чилийской певицей и поэтессой Виолетой Парра.
Radmila Karaklajić - Радмила Караклаич
Сербско-югославскую певицу Радмилу Караклаич в 60-80-е годы в СССР знали и любили не меньше, чем исполнителей отечественных. В 1967 году большую популярность ей принесли песни, исполненные в фильме «Попутного ветра, «Синяя птица»!». В непростое социалистическое время Караклаич была единственной югославской певицей, которую пригласили с сольным концертом в Организацию Объединённых Наций. С гастролями Радмила Караклаич побывала во всех уголках Советского Союза.
Alexandra - Александра (Дорис Нефедов)
Дорис уже в 3 года знала, что выйдет замуж за русского и будет петь русские песни, о чем и сообщила своей матери со всей серьезностью ребенка. С возрастом, к великому удивлению ее родителей, любовь Дорис к России только усилилась. Она училась музыке как классическая пианистка, но при этом сочиняла песни и мечтала петь на эстраде в стиле русского романса и французского шансона - эти два стиля она принципиально считала идеальным воплощением песенной культуры. Изучала она их самостоятельно и без посторонней помощи, при этом очень переживала, что в Германии совсем нет русских.
После записи альбома «Премьера с Александрой» певица отправилась с Хази Остервальдом в турне по Советскому Союзу (главным образом по Кавказу).
Hazy Osterwald Sextett - Секстет Хази Остервальда, Nina Lisell - Нина Лизель, Peter Beil - Петер Байль
…Легкие, если не сказать, легковесные песенки, рок-н-роллы и твисты, стремительная смена номеров и подстегивающее, как бич, требование Остервальда: «Темп, темп, темп!» — все это означало, что лимит на любую репризу — полминуты, ни секунды больше. Примерно на пятом концерте репризы были плотно пригнаны к номерам, номера друг к другу и концерт развивался с гоночной скоростью. В этом самуме звуков, движений, света, людей и состоял «гвоздь» программы...
В СССР его музыку знали. Она звучала с пластинок "Музыкальный калейдоскоп", в кинофильмах («У нас есть дети» и «В тринадцатом часу ночи» - просто музыкальным фоном, без указания исполнителя.) И, конечно, "The Lauрhing Gus" в серии "Ну, погоди".
Filipinki - Филипинки
Их ждали с нетерпением. И вот «Филипинки» — семь поющих девушек из польского города Щецина. Вряд ли Театр эстрады, где проходили выступления «Филипинок», вместил всех желающих попасть на концерт. А те, кому посчастливилось достать билет, с удовольствием познакомились с интересным ансамблем. С молодым задором, большим вкусом и артистизмом семь польских девушек исполняли песни, которые сразу же полюбились москвичам. Вместе с ансамблем в Москву приехали известный джаз-оркестр «Варшавские стомперсы» и уже знакомая советским слушателям певица Нина Урбано.
Парижский мюзик-холл «Олимпия» Бруно Кокатрикса (Bruno Cocatrix), солисты: Mireille Mathieu - Мирей Матье, Michel Delpech - Мишель Дельпеш; Paul Mauriat Orchestra - Орк. Поля Мориа
...Мирей Матье в СССР успела побывать не раз, впервые это случилось в 1967-м, во время гастролей парижского мюзик-холла . Тогда же состоялся ее кинодебют, причем в советском фильме «Журналист», в котором она сыграла саму себя , «звезду», о которой еще заговорят… В 1967 году во время визита Мирей Матьё в СССР на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде рождается песня "Quand fera-t-il jour, camarade?" вошедшая в репертуар певицы.
...Паскаль Луврие в книге «Michel Delpech. Mise à nu» пишет: "…СССР. Тайна и очарование страны, о которой в то время знали очень мало… Турне длится один месяц. Москва, Ленинград, Казань и т.д. Мишель поет по-французски. После каждой песни, переводчик переводит слова. «Представляете, как это нарушало ритм», говорит он. - Не важно, все получалось. Было столько воодушевления. После концерта меня окружала молодежь, расспрашивала о Битлз и Роллинг Стоунс. Братские отношения рождались сами собой. Хоть мы и говорили на разных языках, мы понимали друг друга. Это было особенное турне. Милиция была повсюду, но это не мешало нам веселиться! Водка, грандиозные гулянки на волжских берегах, неизменно беззаботная обстановка. Незабываемые впечатления».
...Впервые Поль Мориа посетил Советский Союз в 1967 году в качестве аккомпаниатора Мирей Матье. Их сотрудничество продлилось всего шесть лет - с 1966 по 1972 годы, но именно в это время Мориа записывает свои лучшие пластинки и пишет почти полсотни песен с Матье, многие из которых стали настоящими хитами.
Orchester Alfons Wonneberg - Оркестр А.Воннеберга
Немецкий эстрадный оркестр, основанный Альфонсом Воннебергом в Берлине в 1947 году. Известен своими разносторонними и забавными интерпретациями; состоит из трубы, альта и тенорового саксофона, баса, ударных, аккордеона и электрогитары. В их репертуаре также было много мелодий разных стран. В СССР был известен тем, что в его исполнении на пластинке впервые прозвучала знаменитая мелодия С.Беше "Маленький цветок".
Спасибо, Галина - пишу не только для себя - этим всё сказано :)
А мы , кто считает себя советским , всегда были жадными до впечатлений . И по сей день интересно возобновить в памяти всё . что стёрто временем и по возможности восполнить что-то пропущенное . Помню в студенческие годы мужу дали прочитать "Мастер и Маргариту " на одну ночь . Так я извелась за эту ночь , переживая , смогу ли и я прочитать . Повезло - дали . Конечно не все представленные здесь исполнители мне известны , но Бисер Киров , Радмила Караклаич , Поль Мориа - кажется они всегда были в моей жизни . Их творчество - образец высокой культуры и останется таковым навсегда , как и всех остальных талантливых артистов . Ваши посты - это всегда интересное , красочное повествование , хорошо иллюстрированные , оставляющие яркие впечатления . Спасибо , Анатолий ! Нагромоздила , зато от души .