Международный день джаза. Зарубежные джазовые исполнители в СССР
Как водится, в даты, посвященные какому-либо явлению, СМИ вытряхивают на читателей ворох информации по поводу и без. Не буду добавлять к этой «куче-мала» то, что многократно описано – дабы наш канал позволяет просто послушать хорошую музыку. Сегодня это будет ДЖАЗ. Но – в несколько необычном ключе.
Предлагаю вернуться в концертные залы прошлого века и вспомнить о джазовых музыкантах, которые гастролировали в СССР, основываясь на своих и чужих впечатлениях. Сегодняшний обзор (1 часть) - за период 20—60-е годы
1926, весна - по СССР впервые гастролируют два "настоящих" джазовых ансамбля. Афроамериканцы из Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона несколько месяцев дают концерты в Москве, Харькове, Одессе и Киеве; в их составе - такие звезды, как тромбонист Фрэнк Уитерс и гениальный сопрано-саксофонист (в то время, впрочем, еще кларнетист) Сидни Беше. Беспутному Беше перед отъездом в Европу пришлось продлить советскую визу на несколько недель, чтобы в больнице очухаться от последствий слишком плотного знакомства с русской водкой и украинской горилкой...
Второй ансамбль – Sam Wooding & His Chocolate Kiddies. В 1926 году ревю чернокожих "Шоколадные детки" гастролировало в СССР, играли в Ленинграде и Москве, где в числе зрителей был Иосиф Сталин.
1956 - Błekitny Jazz p/k Ryszarda Damrosza. Во время Второй мировой войны Рышард Дамрош был солдатом Армии Крайовой, в 1944 польские офицеры были разоружены и арестованы. Damrosz, вместе с тысячами солдат, был заключен в специально созданном лагере для военнопленных; отпустили их только в 1946. В 1954 польское руководство заказало ему создание музыкального коллектива, который должен был быть первым государственным оркестром развлекательной музыки. Damrosz должен был быть организатором, а затем директором и дирижером. Коллектив начал работать в начале 1956 года. Ему было присвоено название "Голубой Джаз», а планируемый ранее развлекательный репертуар был расширен на джазовые стандарты. В июне 1956 оркестр Голубой Джаз уехал в многомесячное турне по СССР.
Rychard Damrosz -The Man I Love
1957,1966 – Michel Legrand. Мишель Легран впервые приехал в Россию с джазовым ансамблем на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Композитор помнит, как они тогда боялись ехать, их пугали Советским Союзом, страшными историями об опасных улицах, о том, что русские — дикие, примитивные люди. «Но когда мы приехали, мы встретили дружелюбную публику, культурных, воспитанных людей. Мы выступали в Москве, Ленинграде и Киеве. Это было нечто экстраординарное».
Его гастроли оказали колоссальное влияние на развитие джаза в СССР и дали мощный толчок к тому, что в стране начали создаваться биг-бэнды по леграновскому типу.
Michel Legrand - This Can't Be Love
1959 - The Mitchell-Ruff Duo. О поездке дуэта Митчелла и Раффа в СССР было написано в разделе «A Call to Assembly» журнала Time Magazine, вып. От 31 августа 1959 материал "Those Cool Reds" «Эти крутые красные». Митчелл и Рафф в 1959г. пять недель провели в СССР, «играя джаз и рассказывая о нем в консерваториях Ленинграда, Москвы, Киева, Ялты, Сочи и Риги и обнаружили там такую тягу к джазу, которая поразила даже их.» При отъезде музыкантов из Москвы их провожала толпа в девятьсот человек…
(Сожалею о плохом звуке – сделаем скидку на то, что это запись исторической поездки Mitchruff Duo в Шанхайскую консерваторию в 1981 году. Первый джаз, сыгранный в Китае после культурной революции.)
1961 - Dutch Swing College Band. Голландский ансамбль традиционного джаза (диксиленд, свинг), сначала это был любительский коллектив, но с 1960 решил полностью посвятить себя музыке, собрав новую профессиональную группу, с которой объездил почти все страны мира, включая США и СССР.
1961 – Джери Скотт. Джазовая певица, английская, что не особенно характерно. Вдвойне не характерно - дружба со страной Советов. Согласно найденной информации, Джери стала первым Западным джазовым музыкантом, посетившим с гастролями СССР, которая продала там 3 миллиона записей. Она охотно исполняла и советские песни (переработанные, конечно). Во время её гастролей в СССР её продюсером был Пинкус Абрамович Фалик, директор Черновицкой филармонии, который являлся одним из первых продюсеров Софии Ротару.
Gery Scott, Gustav Brom - Don't Bring Lulu
1961 – Kenny Ball and His Jazzmen и Petula Clark. Повторно оркестр Кенни Болла с ансамблем “Jazzmen” приезжал в СССР ещё и в 1984 году. Самой успешной композицией Кенни. Kenny Ball стала “Midnight In Moscow”. (ничто иное, как «Подмосковные вечера» Василий Соловьёва-Седого). Песня стала мировым хитом, после его исполнения ставшим джазовым стандартом для множества великих мировых оркестров... Исполнила ее и Петула Кларк
1962 – Benny Goodman. Под давлением общества, на фоне Карибского кризиса, правительствами США и СССР все же было принято решение совершить культурный обмен, который бы снизил градус напряженности между враждующими блоками. Немалую лепту в спасение мира от войны внесли и классики джаза: Луи Армстронг, Бенни Гудман и Дюк Эллингтон. На очередное предложение провести гастроли в СССР Луи Армстронг с привычной ему скромностью ответил: «Люди с СССР спросили бы меня, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр». Вместо Армстронга в 1962 году в СССР отправился легендарный оркестр Бенни Гудмана.
Гудман и оркестр дали в общей сложности 32 концерта в Ленинграде, Москве, Киеве, Ташкенте, Тбилиси и Сочи и т.д., на которых побывало более 180-и тысяч человек.
Среди зрителей также оказались Н.С. Хрущев и А.С. Косыгин. Правда, первый секретарь удалился уже после первого отделения, сославшись на то, что от этих «джазов» у него болит голова.
Хронику выступлений Гудмана в СССР можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=BLUZFVY7_uk
1965 - Оркестр Гюнтера Голлаша (ГДР). Оркестр играл джаз и был широко известен в Европе в 50-60-е годы прошлого века, знали его хорошо и в СССР. В свое время пластинка фирмы «Amiga» “Evergreens in Swing”была бестселлером по продажам в советских магазинах.
1967 - Zbigniew Namyslowski - Збигнев Намысловски. Альт-саксофонист, ведущий польский музыкант 60-80-х годов. Создал свой неповторимый индивидуальный стиль, соединив технику бибопа, фри-джаза с польским мелосом и усложненной ритмикой. В 1963 собрал группу Jazz Rockers, с которой объездил почти весь мир (в 1967 году выступал в СССР, участник фестиваля в Таллинне), сотрудничал с вокальным квартетом Novi Singers, с вокалистом Чеславом Неменом и другими.
1967 - Charles Lloyd - Чарльз Ллойд
"Ллойд, согнувшись, даже не пытаясь вытереть пот, прячется в глубине сцены, смущенно блестит оттуда золотыми очками. Ритм-секция бросается в атаку, словно дикая кавалерия. Пианист - настоящий виртуоз, но клавиш ему мало, он играет прямо на струнах рояля, бьет в бубен. Ударник разбрасывает медные колокольчики, скребет щетками. Снова надвигается распад, развал, но Ллойд подбегает к микрофону, высоко закинув голову, вздергивает узду, усмиряет, - и вдруг становится мягким, лиричным, покаянно-нежным... Они играют час пять минут и покидают эстраду совершенно измочаленные, под неистовый шквал аплодисментов. На улице их окружают американские корреспонденты. Эй-Би-Си с квадратной голливудской челюстью: "Что вы чувствуете сейчас?" Ллойд, тяжело дыша: "Хэпинис. Счастье.""
(Василий Аксенов. "Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах")
Во второй части – 1970-е годы.
Татьяна, спасибо, как всегда "в точку". Всё известно о "войне с джазом" в СССР, я не стал повторяться (о чем и сказал вначале). Мне до сих пор пишут, что джаз чужд для России. Вот "цитатка":
Сколько бы этот джаз не пропагандировали, не пихали людям, никогда он в России не приживется.
Для русских мелодия, ритм - для черных.
"Музыка ваша американская...@о... Да и сами вы..." (Брат)
Очень интересно. "Голубой джаз" я слушал в Одессе. Петя Стэп била чечетку. Кстати, до войны в Польше был "Голубой джаз", которым руководил Ежи Петерсбурски.
И вам, Анатолий,так важны авторы эти хамских комментариев-"цитаток", да еще и с чудовищным НЕзнанием русского языка,не имеющим представления об усилительной частице НИ в этом самом языке))))???
Если бы на этом сайте сохранялись подобного рода комментарии, убираемые Владимиром(Датотом)-(спасибо ему!),их бы с лихвой хватило на НЕзавидную книжицу-летопись сайта Завалинка.
И что интересно:сами эти писАки ничего интересного и особенного не выкладывают и ничем стОящим отличиться не могут.
Да и хватит об этом...что находится в кувшине, то...и( далее по тексту).
Джаз БЫЛ,джаз ЕСТЬ ,джаз Всегда БУДЕТ-такое мое глубочайшее убеждение ,и пусть каждый слушает СВОЮ МУЗЫКУ,которая ему помогает жить и выживать.
Сегодня он играет джаз,а завтра Родину продаст))))
Советский мультфильм-басня 1949 год
"Чужой голос" -
против западных музыкальных течений))))))
Режиссер И.Иванов-Вано
стихи Сергея Михалкова
О ПОЮЩИХ С ЧУЖОГО ГОЛОСА.
СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ О ДЖАЗЕ.
В 1949 году вышел мультфильм по басне Сергея Михалкова.
Светская птица возвращается домой из-за границы и дает концерт.
Когда она поет джаз, новый тип музыки, который она узнала в своих путешествиях, советские птицы прогоняют ее из леса))))))))
Сказка-Ложь,да в ней НАМЕК-Добрым Молодцам УРОК!))))
Что интересно, до войны джаз в СССР был вполне приемлемой музыкой. Существовали государственные джаз-оркестры, джазовые коллективы спокойно гастролировали, была джазовая самодеятельность и всё такое))
После войны все изменилось