Герард де ЛЕРЕСС (нидерл. Gerard de Lairesse или Жерар де Лересс, фр. Gerard de Lairesse, 11 сентября 1640, Льеж — 28 июля 1711, Амстердам) — Нидерландский художник, гравёр, теоретик искусства.
Герард де ЛЕРЕСС (нидерл. Gerard de Lairesse или Жерар де Лересс, фр. Gerard de Lairesse, 11 сентября 1640, Льеж — 28 июля 1711, Амстердам) — Нидерландский художник, гравёр, теоретик искусства.
Во Франции был прозван «голландским Пуссеном». Из его учеников наиболее известен Ян ван Миерис. Картины Лересса представлены в музеях Амстердама, Парижа, Нью-Йорка, Вашингтона, Сан-Франциско, Чикаго, Лондона, Лейпцига, Санкт-Петербурга. Его именем названа улица в Амстердаме.
Некогда хвалебно названный "голландским Пуссеном", он происходит из художественной среды Льежа, где влияние классического французского и римского искусства брало верх над фламандской барочной живописью, восходящей к Рубенсу. Сын художника Р. де Лересса, о котором почти ничего не известно, крестник Герарда Дуффе, он учился у Бертоле Флемаля, которому обязан вкусом к классицизму, торжествовавшему тогда в Париже. Однако он не был ни в Париже, ни в Риме, и с творчеством Пуссена, перед которым преклонялся, был знаком только по нескольким гравюрам. В 1660 Лересс создает в Ахене "Мученичество св. Урсулы" (Ахен, музей), где уже проявляется его суровый, несколько театрализованный классицизм. В Льеже он пишет две большие картины на мифологические сюжеты - "Орфей в царстве мертвых" (1662, Льеж, музей), "Свадьба Александра и Роксаны" (1664, Копенгаген, Гос. художественный музей). Виртуозность исполнения, классическое изящество форм и колорита (особенно серебристых и фиолетовых оттенков) характерны для "Обращения св. Августина" (Кан, Музей изящных искусств) и "Крещения св. Августина" (Майнц, музей); эти произведения были написаны для церкви монастыря урсулинок в Льеже. В 1664 некая любовная история заставляет его покинуть Льеж. Лересс скрывается в Буа-ле-Дюк, затем в 1665 работает в Утрехте, наконец, в 1667 он поселяется в Амстердаме, куда его приглашает торговец картинами Эйленбург. Вскоре он получает известность как художник, введший в голландскую живопись классическую красоту Пуссена, Лебрена и Рафаэля. Он работает для штатгальтера Вильгельма Оранского, будущего короля Англии, а также для высшего голландского общества, и создает серию из семи больших композиций на темы римской истории, которые украшают замок Бинненхоф в Гааге, а также украшает замки в Сустдейке и Ло и исполняет аллегорические гризайлевые композиции, которые принадлежат к числу его лучших работ (Орлеан, Музей изящных искусств; Амстердам, Гос. музей). Виртуозность его стиля проявляется в таких картинах, как "Вакханалия" (Кассель, Гос. художественные собрания), "Антоний и Клеопатра" (Амстердам, Гос. музей), "Успение Марии" для льежского собора СенЛамбер (ныне - ц. св. Павла). Аллегорический портрет герцогини Марии Киевской (Амьен, музей Пикардии) вдохновлен произведениями Вуэ и Лебрена. В 1690 Лересс ослеп. С этого времени он выступает с речами о живописи и публикует ряд сочинений - "Grondlegginge der Teeken Kunst" (Амстердам, 1701) и "Het Grootschilderboek" (1707). Эта "Большая книга живописцев", переведенная на французский язык в 1728, превозносит самый непримиримый академизм, воплощенный, по мнению Лересса, лишь Пуссеном (Рубене и Рембрандт заслужили в этой книге только краткого упоминания). Автор проповедует рабское подражание античности и природе, поскольку, по его словам, "искусство происходит из рассудка и суждения". Художник и теоретик, Лересс снискал себе посмертную славу, по мере того, как в XVIII в. развивался вкус к античности и неоклассицизм. Художник и маршан Ж.-Б. Лебрен в 1787 переиздал "Большую книгу живописцев", считая художника одиним из самых влиятельных фигур в живописи.