ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА.....
Здравствуйте вам всем!
Колчаковская версия оказалась живучей, и поныне некоторым это версия кажется правдоподобной..
Сразу после революции некоторые композиторы-эмигранты и артисты говорили, что лично видели партитуру романса с автографом, что якобы и было подтверждением тому, что автор строк- именно он.
Рассказывали даже о том, что накануне расстрела адмирал написал и за одну ночь и спел «Гори, гори…»,посвятив своей супруге.
Доказать, пел или не пел, сегодня практически невозможно.
На стать автором этого романса он не мог.
Дело в том, что родился Колчак в 1874 году, а романс вошёл в сборник, который был выпущен издательством Майкова в Москве, на 6 лет раньше.
Адмирал Колчак
Музыковеды называют временем создания романса то декабрь 1846, то январь 1847 и связывают его с рядом событий.
Так, в начале 1847 года в Москве с большим размахом отмечали 700-летие столицы.
Этой дате посвятили множество различных творческих конкурсов, и в народе началось повальное сочинительство и пение.
Да и звезда, о которой упоминается в романсе – это, скорее всего не просто символ:речь идёт о конкретной Рождественской звезде.
Да и к тому же именно в то время произошло потрясающее астрономическое открытие – астроном Леверье предсказал существование планеты Нептун, а буквально через два месяца её увидели в телескоп.
Вот в такой удивительной атмосфере и появился романс «Гори, гори, моя звезда».
Слова написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку - композитор Петр Булахов.
Музыка Петра Булахова
Слова Василия Чуевского
Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.
Сойдет ли ночь на землю ясная,
Звезд много блещет в небесах,
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.
Звезда надежды благодатная,
Звезда любви волшебных дней,
Ты будешь вечно незакатная
В душе тоскующей моей!
Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я - ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!
Это первоначальный текст, с которым романс был издан 1868 году. Стихотворение могло быть написано ранее - Чуевский не публиковал своих стихов, все они известны только по нотным изданиям. Нынче романс обычно исполняется с немного измененным текстом. В сборниках встречаются два близких варианта мелодии - видимо, один первоначальный, а другой, более привычный - обработка Сабинина (хотя имя обработчика почти никогда не указывается). В некоторых изданиях и вовсе дается: "музыка неизвестного автора" или "слова неизвестного автора", хотя оба автора известны.
При повторении в последнем куплете часто поется:
Умру ли я - ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!
Петр Петрович Булахов (1822-1885), композитор, родился в семье известного московского оперного певца.
К концу жизни оказался парализован, имущество и многие рукописи погибли при пожаре.
Последние годы провел в имении Кусково приютившего его графа Шереметева. Романсы писал также его брат Павел Петрович Булахов, оперный тенор.
Истинное авторство удалось восстановить после обнаружения нот от 1847 года с указанием автора слов - Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Автором музыки является Пётр Петрович Булахов (1824 – 1885), написавший более 80 чудесных романсов , таких, как “Выхожу один я на дорогу”, “Тройка мчится, тройка скачет”, “Не пробуждай воспоминанья”…
Иногда его путают с младшим братом – Павлом Петровичем Булаховым, тенором Императорской оперы и также писавшим романсы.
Судьба Петра Булахова трагична. После того, как его разбил паралич, он тяжело бедствовал и только в редкие моменты он продолжал сочинять, наигрывая здоровой рукой на фортепиано.
В довершение страданий в семидесятых годах сгорел дом, Петра Петровича и его пятилетнюю дочь из огня вынесли друзья. Погибли практически все вещи… Но, к счастью, его семейство приютили Шереметевы в своей усадьбе Кусково, где он и жил свои последние годы с гражданской женой Елизаветой Павловной Збруевой.
В феврале 1846 года англичанин Адамс и француз Леверье математически предсказали существование планеты Нептун, а через несколько месяцев Иоганн Галле и д’Аррест наблюдали новую “звезду”.
Это было триумфом науки. Надо полагать, что такое место, как Московский университет, не могла обойти всеобщая восторженность по поводу столь блистательного открытия.
Таким образом, когда был объявлен конкурс на сочинение различных произведений в честь 700-летия Москвы, то “звёздная” тема прямо-таки витала в воздухе.
И вот в Рождество 1847 года впервые прозвучало: “ Гори, гори, моя звезда”.
Надо сказать, что это не единственный романс, написанный авторами в содружестве.
Популярность романс приобрёл далеко не сразу.
Романс написан, прозвучал, авторы счастливы.
Идут годы.
Страну сотрясают войны....... Романс уже звучит не так часто.
Началась первая мировая война и все беды и смерти, которые она принесла
На фронт в действующюю армию вместе с множеством других отправляется и доброволец Владимир Сабинин.
Патриотический порыв требует выхода и он, незначительно изменив слова и сделав свою аранжировку, создаёт настоящий гимн, где “заветная звезда” олицетворяет уже саму Россию.
Так романс обрёл своё второе рождение и, по существу, своего третьего автора.
В его исполнении романс стал настоящим патриотическим гимном, признанием в любви единственной заветной звезде – России.
А после того, как в 1915 году свет увидела пластинка с записью Сабинина, романс запела без преувеличения вся страна.
И романс постигла участь всех популярных песен – он стал «народным».
Поет Владимир Сабинин.....
Немного добавлю об авторах романса.....
Большое спасибо энтузиастам-музыковедам, предоставившим этот замечательную информацию...
И спасибо им за их точку зрения.....
Талант Булахова расцвел в музыкальной семье (чуть ли не все родственники были известными оперными певцами).
Но судьба Петра Булахова – это цепь непрерывных тяжелейших лишений и испытаний.
Нужда, невозможность зарегистрировать брак с любимой женщиной, родившей ему детей, поскольку ее законный муж не давал ей развода.
Пожар, в котором сгорело все имущество, а также рукописи, которые все же ГОРЯТ....
Болезнь, впоследствии приведшая к параличу.
Последние годы П. Булахов провел в подмосковном имении графов Шереметевых – Кусково. Там Шереметевы – поклонники творчества композитора – выделили ему небольшой дом. Его помнили при жизни, его помнили после смерти: романсы исполняли не только на сцене, но и буквально в каждом доме.
На смерть П. Булахова откликнулись все крупные газеты, похороны взяла на себя Московская Консерватория, хотя к ней композитор не имел никакого отношения – с раннего детства из-за болезни обучался дома.
Несмотря на то, что на долю автора музыки выпали тяжкие невзгоды, мелодии всех его романсов удивительно светлые.
Даже в «Гори, гори, моя звезда» нет надрыва, нет трагедии.
Об авторе слов – В. Чуевском – известно совсем мало.
Да и высказываются еще сомнения насчет точного авторства – слишком долго в СССР романс был под запретом. В первых послевоенных изданиях нот и исполнениях романса могло даже значиться: слова и музыка народные или неизвестных авторов.
Еще об одном авторе этого романса хотелось бы упомянуть – это аранжировщик музыки и один из самых известных исполнителей романса Владимир Сабинин (1885–1930 годы). Именно благодаря его записям периода Первой мировой войны романс «Гори, гори, моя звезда» стал особенно популярен. И восприниматься уже стал однозначно: не о любви мирской здесь идет речь. На фоне военного времени, противопоставления жизни и смерти образ звезды получил более глубокое толкование. А в Гражданскую войну и напрямую образ звезды стали связывать с образом России.
Понятно, что речь шла об «утраченной России», понятно, что этот романс, в отличие от «Белой акации» («Смело мы в бой пойдем»), пелся исключительно теми, кто был на проигравшей стороне. И еще более понятно, почему авторство этого романса приписывалось поочередно И. Бунину, Н. Гумилеву и А. Колчаку......
Романс стал очередным «врагом народа», считался белогвардейским и был запрещен на долгие годы.
Казалось бы, такая патриотичная тема, если Звезду в романсе рассматривать так, как ее сейчас принято рассматривать. Но нет, страх перед побежденными был сильнее.
А если Звезда – это просто любовь, так и чего было запрещать?
Любовь к родине, получается, бывает правильная и неправильная, идеологически чуждая.
А может, и земная любовь между мужчиной и женщиной бывает идеологически чуждой?
О чем бы ни был этот романс, реакция властей доказывает только одно: искусство имеет некую силу.
«Сегодня ты танцуешь джаз», «А завтра ты поешь романс», все одно «ты Родину предашь», поскольку петь полагалось положенное. Вечная подозрительность и недоверие к собственным гражданам .
В СССР «вызволили» романс из небытия певец Георгий Виноградов в 1944 году и… американский фильм «Война и мир» 1956 года. «Shine, Shine, My Star» – так он звучит по-английски.
С тех пор началась новая жизнь, булаховский романс поют и на сцене, и в застольях, и даже в караоке.
А как не петь – замечательный ведь романс.
Необыкновенный.
История у него, конечно, грустная, но это часто бывает .....
С Е Т Ь.
Пустыннику за клип-СПАСИБО!!
Поет Георгий Виноградов.....
Гори, гори, моя звезда....я не знаю, сколько вариантов этого романса существует, наверное, тысячи....
С Наступающим Первомаем,Завалинка.
Пусть Наша Звезда будет ласковой к нам.
Мир, Труд, Май!
Борис Штоколов....
И вот еще....
Есть альбом -Звезды Царской Эстрады(из архива Николая Марковича (НИКа)-может, кто-то из вновь прибывших , любителей глубокого РЕТРО, захочет послушать царскую эстраду из альбома, загруженного еще в 2011 году-(обалдеть, как мчится время.... а кажется-недавно......)
Татьяна, спасибо за поздравление! Примите от меня наилучшие пожелания для вас и ваших близких в честь первомайских праздников!
Татьяна, большое спасибо!!!
Очень интересно было почитать, посмотреть, послушать...
Спасибо всем участникам за тёплый пост и добавления!!!
Татьяна, и тебя с наступающим!!! :) Хорошего тебе настроения!!!
Всех уважаемых завалинцев поздравляю с наступающим праздником! Танечке в первую очередь и всем участникам спасибо за интересный пост о любимом романсе. Хочется предложить вам еще одно исполнение романса нашим замечательным басом Фёдором Ивановичем Шаляпиным. Текст романса заметно отличается от привычного.
И еще немного информации о замечательном Владимире Сабинине.....
Интересно, что Владимир Александрович Сабинин родился в год смерти Булахова, словно самой судьбой ему было предначертано продолжить историю шедевра композитора…
Обладая феноменально красивым голосом, Владимир с детских лет выступал в концертах с песнями и романсами. По воспоминаниям современников, слушатели плакали от проникновенного исполнения «Ноченьки» талантливым 13-летним мальчиком!..
Повзрослев и получив хорошее образование, Владимир пел в опере и оперетте; ценители искусства особо отмечали исполнение им партий Германа в «Пиковой даме», Альмавивы в «Севильском цирюльнике», Хозе в «Кармен», Берендея в «Снегурочке».
Но все-таки наибольшая его слава — как исполнителя песен и романсов.
По сути, именно Сабинин сделал первый шаг к такому жанру как авторская песня — еще до знаменитых Александра Вертинского и Изы Кремер.
Его песенки, весьма оригинальные, пользовались немалой популярностью, особенно у молодежи.
По количеству выпущенных дисков с записями романсов А. Гурилева, П. Булахова, Н. Харито, Я. Пригожего, а также собственных музыкальных произведений — певец уступал разве что такой знаменитости как Юрий Морфесси.
Но… Бывший до революции одним из популярнейших исполнителей, в 1920-х Сабинин, большая часть концертного репертуара которого не «совпадала» с новой идеологией, безуспешно искал работу, бедствовал.
Он имел возможность эмигрировать из России — но отказался.
Где-то с середины 1920-х Сабинин начал выступать как чисто оперный певец в крупных оперных театрах — в Свердловском, Бакинском, Харьковском, Киевском, гастролировал в Большом театре в Москве. В 1929 году Владимир Сабинин приехал в Петербург, ставший Ленинградом; замечательного тенора приняли «артистом-солистом» в труппу знаменитой Мариинки, ставшей Театром оперы и балета им. С. Кирова.
Казалось, в жизни его наступила полоса везения. Но…
…В мае 1930 года Владимир Сабинин покончил жизнь самоубийством. По одной из версий, отравлен, по другой- на одном из спектаклей «Пиковая дама» в сцене самоубийства Германа певец застрелил себя по-настоящему…
Новодевичье кладбище стало последним пристанищем еще одного талантливого человека, над могилой которого будет вечно гореть-сиять заветная Звезда…
Вот уже много-много лет живет романс, где проникновенные, душевные строки так органично слились с лиричной мелодией.
Третья его жизнь продлится вечно, радуя души людские и согревая их теплом и светом далекой звезды…
Владимир Александрович Сабинин — русский и советский артист эстрады, оперы и оперетты
Родился: 23 мая 1888 г.
Умер: 12 мая 1930 г., Санкт-Петербург, Россия
Талантливый певец родился летом 1888 года в Петербурге в семье учителя. Вскоре Собакины (такова была настоящая фамилия певца) перебрались в Украину, где жили родственники матери. Помимо Володи, в семье росли еще две дочери: Катя и Маша.
Все дети в будущем прекрасно играли на рояле и любили петь романсы.
Певческий дебют Владимира Собакина состоялся на некой станции Попасная в привокзальной харчевне, когда ему было всего 13 лет. Слушатели плакали от "Ноченьки", которую мальчик исполнял весьма проникновенно, невзирая на свой юный возраст.
Однако настоящим артистом он стал в Петербурге. Нередко после окончания какой-либо оперетки, в дивертисменте, певца можно было видеть на сцене у рояля, где под собственный аккомпанемент с большим успехом он (изменив фамилию на более благозвучную — Сабинин), исполнял сердцещипательные романсы.
Затем начал писать сам, а также в содружестве с артистом Императорского театра Павлом Вейнбергом так называемые «Песни Богемы» — в них обычно отражались тоска и печаль.....
Сколько же еще скрыто в исторических событиях, только версии, версии......
До настоящего времени среди специалистов бытовали следующие варианты обстоятельств гибели певца:
1. застрелился на сцене,
2. отравился ядом (неорганического происхождения).
Произошло это:
1. в Ленинграде,
2. в Москве.
Так что, где и когда случилось?
Найденные некрологи пока позволяют ответить на последний вопрос:
"11 мая скончался артист Гос. оперы В.А. Сабинин, выступавший много лет в крупных оперных антрепризах провинции. В прошлом году В.А. Сабинин дебютировал [дебютанту, между прочим, уже шел пятый десяток - ] в театре Оперы и Балета и был принят в состав труппы».
Чем интересно это сообщение?
Оно интересно тем, что в нем густо зачеркнуты главные факты биографии певца.
Сабинин был, прежде всего, опереточным артистом и эстрадным певцом. Выступал он не только в провинции, но и в обеих столицах, откуда он разнес по стране известные "кузминские песеньки".
Эта область его творчества не подходила новой эпохе, а потому и не упоминалась в некрологе.
Более того, именно эта несозвучность могла быть истинной причиной депрессии певца, из которой он смог найти только трагический выход.
В пользу этого говорит следующее. Весной того же 1930 г. прошла чистка эстрадных авторов. Среди вычищенных из эстрадной секции Всероскомдрама были, среди прочих, Савояров, Сабинин и Гибшман.
Гримаса истории.
Сообщение о чистке появилось в печати уже после появления некролога Владимира Сабинина.....
На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно странное воспоминание современника.
Двадцать лет тому назад Захар Дичаров рассказал о своей встрече с артистом Сабининым во внутренней тюрьме НКВД на Шпалерной. Зная биографию певца, такая встреча, в принципе, вполне могла состояться. Но тут один нюанс. Встреча в камере произошла в сентябре... 1937 г., и Дичаров и Сабинин пробыли в ней до февраля 1938 г.!
По словам мемуариста, Сабинин рассказывал, что "он попал в Харбин после гражданской войны ,там Сабинин работал в местном театре, выступал на эстраде. Возвратился в СССР в конце 1920-х годов.
В Ленинграде, в театре оперы и балета он имел эпизодические роли, участвовал и в различных концертах.
У Сабинина был несильный, но приятный, лирического тембра голос, и в иные вечера он по просьбе товарищей [по камере] пел вполголоса.
Репертуар Сабинина был своеобразен, - то, что когда-то называли «интимными песенками» - о любви, о расставании, о верности.
Иногда – просто из репертуара Вертинского или Евгения Вильбушевича, известного в 20-е годы своей мелодекламацией".
В феврале Дичаров покинул эту камеру, а Сабинин, по его словам, там остался.
Вот такая загадочная история.
Сеть, Сеть, Сеть......те годы канули в вечность, а след поломанных судеб и трагедий тянется из прошлого и поныне.
Бонус...поет Владимир Сабинин...
-спасибо замечательной БрониСливочке-умнице за ролик!
Оружьем на солнце сверкая ~1914
Владимир Сабинин -Оружьем на солнце сверкая -Гусары-усачи (В.Сабинин)
Популярна в годы Первой мировой войны.....
Ох, как в этих УСАЧАХ слышится интонация и манера исполнения А. Вертинского!!))
Я знаю, что ты любишь этот романс, Вероника.
Спасибо!
Великолепный Олег Погудин.....
Геннадий Васильевич Трофимов
Работает в театре "Ленком".
И по сей день, спустя почти 30 лет, Геннадий Трофимов не бывает на телевизионных шоу и на "большой" эстраде, его никогда не увидишь там, где вращается наш культурный "бомонд". Трофимов, по его собственному признанию,"не любит сцену", предпочитая оставаться в тени. А между тем он -одаренный композитор, певец, актер, режиссер по вокалу, хормейстер... Одним словом - импровизатор. Вспомните,ведь это Трофимов в 80-х годах был исполнителем главных ролей в первых советских рок-операх "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" (партия Хоакина и партия Смерти), "Юнона" и "Авось" (партия графа Резанова в первой редакции оперы). Это он исполнил цикл песен в фильмах "И это все о нем", "Мама", "Честь имею", "Граница.Таежный роман", "Приключения капитана Врунгеля"... Это он,наконец, автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Через вокальную школу Геннадия Васильевича прошли такие "звезды", как Николай Караченцов, Александр Абдулов, Елена Шанина... Диапазон трофимовского голоса поистине уникален - от баса-профундо до самых верхних тонов сопрано. Около пяти октав! Как сказал однажды композитор Алексей Рыбников, голос Трофимова "богаче любого инструмента".
Долгие годы этот романс традиционно включали в свой репертуар только тенора. Но однажды традиция была нарушена: романс с огромным успехом исполнил бас Борис Штоколов. И именно в его исполнении романс «Гори, гори, моя звезда…» полюбился и запомнился нашим современникам, обрел новых поклонников и почитателей. А спустя некоторое время это произведение, традиционно поющееся от имени мужчины, неожиданно включила в свой репертуар польская певица Анна Герман.
История этого великолепного романса, любимого многими, в свое время обросла всякими небылицами
На сайте этот романс представлен в разных исполнениях, и их много.
Было время, когда написание романса «Гори, гори, моя звезда» активно приписывали Бунину и Гумилёву.
Но версия это продержалась недолго.
Литературоведы, изучавшие их творчество, констатировали: таких строк у них не было.
Н.. Гумилев и И. Бунин