Группа Зоопарк
«Зоопарк» — советская рок-группа, образованная в 1981 году в Ленинграде. Основатель и лидер группы — Михаил «Майк» Науменко.
Состав
Бессменными участниками «Зоопарка» на протяжении всей истории группы были только Майк и лидер-гитарист Александр Храбунов (Илья Куликов несколько раз вынужденно покидал группу).
В разное время в состав также входили:
Бас-гитара
Илья Куликов (1981—1984, 1987—1991)
Михаил Файнштейн-Васильев (1984)
Сергей Тесюль (1985—1987)
Наиль Кадыров — бас-гитара (1991)
Барабаны
Андрей Данилов (1981—1984)
Пётр Трощенков (1984)
Евгений Губерман (1984)
Валерий Кирилов (1985—1991)
Клавиши
Александр Донских (1983—1986)
Андрей Муратов (1986—1988)
Вокальная группа
Александр Донских (1986—1987)
Наталья Шишкина (1986—1987)
Галина Скигина (1986—1987)
Альбомы
1981 — Blues de Moscou (live)
1983 — Уездный город N
1984 — Белая полоса
1991 — Музыка для фильма
Компиляции
1996 — Легенды русского рока
2000 — Иллюзии
2000 — W
Как аккомпанирующая группа
1990 — Заткнись и танцуй (А. Дёмин)
Трибьюты
1993 — Песни Майка
1998 — Парк МАЙКского периода
2000 — РеМайк
2005 — Уездный город N 20 лет спустя
2016 — Песни простого человека
Фильмография
1986 — Йа-Хха
1990 — Буги-вуги каждый день
Детство и юношеские годы
Майк (Михаил) Науменко родился 18 апреля 1955 года в Ленинграде. Родители Майка были коренными ленинградцами, отец - преподаватель технического вуза; мать - библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, да и авторитетом Майка была бабушка. Бабушка была культурным и очень образованным человеком, а главное - она любила детей, понимала их и всегда находила с ними общий язык. Майк очень рано научился читать, в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом. Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка, поэтому после окончания школы Майк знал английский очень хорошо и вполне мог бы поступить на филологический факультет университета, однако такого желания не выявил. Углубление и расширение знания языка было у Миши всегда связано с его увлечениями. Он прочитал, перевел, законспектировал такое количество литературы, что был уже авторитетным специалистом по теории и истории рок музыки.
После школы Майк поступил в инженерно - строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. То есть учебу в институте Майк начал хорошо и спокойно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он просто по инерции, безо всякого интереса. С грехом пополам, с двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он протянул четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года.
К музыке лет до пятнадцати Майк был абсолютно равнодушен. Миша в детстве никогда не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе. Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцателетию, т.е. в 1971 году, когда вся молодежь этим увлекалась. Свою первую гитару, очень недорогую и, вероятно, не очень хорошую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно, хотя, возможно, на первых порах ему помогал кто-то и друзей. Причем здесь Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.
Первые музыкальные опыты
Рок-музыкой Майк Науменко стал интересоваться будучи школьником, приблизительно в 1970 году
Но если все тогда поголовно слушали "The Beatles" ("Битлз"), Майк предпочитал слушать ритм-энд-блюз группы "Rolling Stones" (Роллинг Стоунз), а также фолк-рок Боба Дилан и Марка Болана, музыку Jefferson Airplane. Кроме этого, Майк собирал западные статьи про T.Rex, Doors, D. Bowie. Под их влиянием Майк и начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами. Но эти песни Майка так и не были исполнены со сцены.
Уже тогда, в школе, Майк Науменко чётко определил стиль своего творчества в роке. Это так называемый "прямой рок", в котором самое большое внимание уделяется текстам.
О первых опытах Науменко в роке известно совсем немного. Он попробовал себя в качестве музыканта во многих составах. Наиболее известный среди них - "Союз любителей Музыки Рок" Владимира Козлова. В составе этой группы Майк играл на бас-гитаре в начале 1977 года.
Первые самостоятельные шаги в рок-музыке.
Знакомство с Б. Г. и "Аквариумом", совместное творчество.
Весной 1976 (1977-?) года Майк знакомится с Борисом Гребенщиковым, Всеволодом Гаккелем и Михаилом Васильевым. Их музыкальные отношения быстро перерастают в дружеские (причём надолго!). Сначала они вместе устраивают сейшены с классическим рок-н-ролльным репертуаром под общим названием "Вокально-инструментальная групировка имени Чака Берри".
Затем Майк периодически сотрудничает с сокращенным составом "Аквариума" (Гребенщиков, Гаккель, Васильев + Майкл Кордюков (перкуссия, эпизодически) в качестве приглашенного электрогитариста. До лета 1978 года они вместе выступают на концертах, проводят мини-фестиваль акустического рока.
В середине 1978 года (лето) Майк и Борис Гребенщиков, при поддержке сокращенного "Аквариума" выпускают совместный акустический альбом "Все братья - сестры" . Песни альбома, такие как "Женщина", "Глава 7", "Ванная комната" , сразу привлекают внимание любителей рок-музыки своей молодёжной лексикой, честностью и, главное поэтичностью. Интересный факт: альбом был записан под открытым небом на берегу Невы.
В марте 1979 года Майк в составе "Аквариума" выступает на Тартуском фестивале ("Аквариум" был приглашён в Тарту в качестве специального гостя).
Интересен ещё один факт: летом 1979 года Науменко совершает турне по деревням Вологодской области в составе группы "Капитальный ремонт" (что великолепно описано в повести "Незамкнутый круг" гитариста группы "Капитальный ремонт" - Вячеслава Зорина).
1980 год. Первый сольный альбом.
Наконец, в 1980 году в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк Науменко записывает свой первый сольный акустический альбом "Сладкая N и другие". Из записанных 32 (тридцати двух) песен в альбом вошли только 15 (пятнадцать). В записи участвуют Вячеслав Зорин ("Капитальный ремонт") и Борис Гребенщиков.
Именно эта запись принесла первый (хотя и заочный) успех Майку Науменко. У этого альбома есть ещё одна особенность это был первый настоящий самодельный альбом, ставший по формату и дизайну прототипом всего, что последовало за ним! Изготовленный самодельным способом альбом моментально разошелся по стране. Майка сразу стали называть "ленинградским Бобом Диланом". Сам же Майк считал, что его корни - в рок-н-ролле 50-х, и настойчиво искал музыкантов с желанием исполнять свои песни в "электрическом" варианте.
Такая возможность предоставляется Майку Науменко осенью 1980 года.
Осень 1980 года. Организация группы "Зоопарк".
Осенью 1980 года Майк наконец-то собирает первый состав собственной группы и не без оглядки на "Аквариум" называет её "Зоопарком". Первыми в члены группы были приглашены два музыканта студенческой группы "Прощай, чёрный понедельник" Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы "Маки". В этом составе "Зоопарк" начинает репетировать в ноябре 1980 года.
1981 год. Первые выступления.
В феврале 1981 года "Зоопарк" уже впервые выступает на одной из танцплощадок города в следующем составе:
Михаил (Майк) Науменко - гитара, вокал;
Александр Храбунов - гитара;
Илья Куликов - бас;
Андрей Данилов - ударные.
В этом составе весной 1981 года "Зоопарк" вступает в организованный Ленинградский рок-клуб, а в мае, на заключительном концерте первого сезона работы клуба, показывает собственную программу, целиком состоящую из песен Майка. Стилевая ориентация "Зоопарка" на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, проявившаяся уже тогда, с тех пор не претерпевала изменений.
Выступление "Зоопарка" вызвало бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики. Впечатление от группы было настолько неожиданным, что некоторые сгоряча поторопились зачислить "Зоопарк" в ряды панк-рока. Многие молодые слушатели рок-музыки в то время были воспитаны на текстах ленинградских "Россиян" и московской "Машины времени" с их замками, кораблями, космическими катастрофами, поэтому разговорный язык "Зоопарка" в сочетании с плотным рок-н-ролльным звуком и произвёл впечатление новой волны. Но при всём при этом - Майк Науменко многим пришёлся по душе своей естественностью. (Песни многих групп в то время, той же "Машины времени", например, старались нести в себе какую-нибудь определённую философию, мораль. Майку уже тогда удалось этого избежать.)
"Зоопарк" регулярно выступает в Ленинграде, одновременно совершает серию удачных поездок в Москву, став там на некоторое время популярнее "Аквариума", (да и других питерских и даже известных в то время московских групп) несколько раз выступает в сопровождении музыкантов известной московской группы "ДК". Одна из концертных записей послужила основой для "живого" (концертного) альбома "Blues de Moscou" ("Блюэ де Моску" , другой перевод альбома "Московский блюз" ), в который вошли почти все тогдашние хиты.
В том же 1981 году Майк Науменко знакомится с дуэтом "Гарин и Гиперболоиды" (Алексей Рыбин и Виктор Цой), к тому времени уже скрывающимся под названием "Кино" и играет гитарное соло на дебютном акустическом концерте группы "КИНО" в марте 1981 года в Ленинградском рок-клубе.
1982 год. Второй сольный альбом.
В 1982 году Майк Науменко записывает второй сольный альбом под названием "LV" . ("LV".в переводе означает "55". Цифра "55" - год рождения Майка). Материал заметно отличается от предыдущих записей музыкальным разнообразием, пародийной направленостью и изобилует посвящениями питерским музыкантам - "Песня для Свина" (Свин Андрей Панов), "Лето" (песня для В. Цоя), "Гуру из Бобруйска" (пародия на Б.Г.).
В апреле 1982 года в Лениградском рок-клубе проходит электрический дебют группы "Кино", в которой Майк Науменко играет в качестве приглашённого гитариста. Кстати, с 1982 по 1985 года Майк неоднократно в дуэте с Виктором Цоем (позже - втроем с Наилем Кадыровым (гитара) давал несколько квартирных концертов в Ленинграде и Москве).
1983 год. Первый фестиваль Ленинградского рок-клуба.
В 1983 году на студии "АнТроп" - "Зоопарк" записывает свой лучший альбом "Вчера и позавчера... в уездном городе N" (1983). Наиболее известные композиции: "Пригородный блюз", "Дрянь", "Если ты хочешь", несколько необычная для "Зоопарка" заглавная 14-минутная баллада "Странные дни", которую тогда стали называть энциклопедией нашей жизни. А песня "Мажорный рок-н-ролл" становится хитом сезона, попав о официальные списки.
В мае 1983, на Первом фестивале рок-клуба, в составе "Зоопарка" появился пианист и певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп от "Длинной дистанции", которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников "The Beatles" ("Битлз") до официозно-филармонической группы "Земляне" .Хотя выступление "Зоопарка" оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался.
Илью Куликова призвали в армию, начались поиски басиста. Место Куликова занял Михаил Васильев ("Аквариум"). Закончил институт и уехал в Петропавловск барабанщик Андрей Данилов, пришлось искать замену и ему. В группе появляется ещё один музыкант "Аквариума" - Пётр Трощенков.
"Зоопарк" начинает готовить новую программу.
1984 год. Второй фестиваль Ленинградского рок-клуба.
В марте 1984 года "Зоопарк" (Науменко и Храбунов) впервые появляется на сцене Лениградского рок-клуба в сопровождении ритм-секции "Аквариума": Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны).
В мае 1984 года проходят успешные выступления нового состава "Зоопарка" на концерте по случаю трёхлетия Ленинградского рок-клуба (Ленинградский Дворец Молодёжи)
Михаил Васильев (бас), который в ту пору фактически покинул "Аквариум", играет в "Зоопарке" до конца года, а Петра Трощенкова (ударные) в мае сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-"Аквариум", "Август").
Выступление "Зоопарка" на Втором Ленинградском рок-фестивале (июнь 1984 года) стало одним из его центральных событий. К тому времени состав группы выглядел следующим образом:
Михаил (Майк) Науменко - гитара, вокал;
Александр Храбунов - гитара;
Михаил Васильев - бас;
Евгений Губерман - ударные.
Интересно, что Науменко, Губерман и Васильев в период 1976 (1977-?) - 1978 года были участниками очень популярной в Лениграде, указанной выше "Вокально-инструментальной группировки имени Чака Берри" (!!!)
Здесь необходимо небольшое отступление. Напомню, что в декабре 1982 года по инициативе Министерства культуры СССР начался период кампании против самодеятельного рока и многих известных и популярных в то время групп. "Зоопарк", конечно, оказался, в числе первых групп, которым был нанесен решительный и мощный идеологический удар. В 1992-1994 году в эту кампанию активно включается отечественная пресса. "Зоопарку" достаётся особенно.
Две статьи В. Власова в Ленинградской "Смене" и статья композитора Александра Морозова в "Комсомольской правде", вышедшие в 1994 году и носящие откровенно провокационный характер несомненно, повлияли на решение жюри Второго фестиваля Ленинградского рок-клуба. Группа не стала лауреатом, хотя зрители в анкетном опросе поставили "Зоопарк" на I (первое) место. (Майк Науменко получил специальный приз "за последовательную разработку сатирической темы", учрежденный Оптическим институтом, а весь "Зоопарк" стал обладателем "приза зрительских симпатий".
Интересно, что (по иронии судьбы) лауреатом стала группа "Секрет", исполнившая на фестивале песню Майка Мажорный рок-н-ролл и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.
Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы "Белая Полоса", на котором играли басист "Аквариума" Александр Титов и барабанщик "Секрета" Алексей Мурашов. В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией группы "Алисы" (Святослав Задерий - бас и Михаил Нефедов - барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и "Зоопарк" пропал на девять месяцев. Конечно, не последнюю роль сыграла в этом борьба властей с самодеятельным роком. Практически "Зоопарк" (как и многие группы в то время) был вынужден уйти в подполье.
Несмотря на это, 1983 и 1984 годы стали наиболее плодотворными и результативными в творчестве "Зоопарка". Группа и её лидер - Майк Науменко - приобрели всесоюзную известность.
1985 год. Поиски новых музыкантов.
Весь 1985 год прошёл в поисках ритм-секции. Лишь в августе 1985 года поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый состав "Зоопарка", включавший Сергея Тессюля (экс-"Зенит", бас-гитара) и Валерия Кирилова (в разное время игравшего всюду - от хардового "Пепла" до эстрадной "Калинки", экс-"Джунгли", ударные).
В таком составе "Зоопарк" репетирует, собираясь выступить на Четвёртом фестивале Ленинградсого рок-клуба и готовит зрителям необычный сюрприз (!).
1986 год. Четвёртый фестиваль Ленинградского рок-клуба.
Следующей весной "Зоопарк" вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене Четвёртого рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Александр Донских (выступал с группой ранее - смотри выше), Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Валерием Кириловым в джаз-роковой группе "Волшебное путешествие" (экс- "Мотор-блюз"). Старые вещи -"Женщина", "Свет" - зазвучали по-новому, а такие баллады, как Иллюзия и "Мария" воспринимались теперь только в новом исполнении.
Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал - старые поклонники "Зоопарка" были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано.
Гонения на рок к тому времени прекратились, времена изменились, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия "Зоопарка" просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 года.
1987 год. Подольский рок-фестиваль.
Летом 1987 года в "Зоопарк" возвращается Илья Куликов (бас) и группа стала звучать гораздо жёстче, тем более без вокального трио.
В сентябре группа с триумфом выступает на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролирует по стране - на этом этапе "Зоопарк" становится самой концертирующей группой Ленинградского рок-клуба, а возможно, и всей страны.
Интересно, что группа "Секрет", ушедшая после триумфального дебюта на Втором фестивале Ленинградского рок-клуба на профессиональную эстрадную сцену продолжала исполнять песни Майка.
Интересно и весело аранжированные рок-н-роллы Майка "Буги-вуги каждый день", "Мажорный рок-н-ролл" вошли в дебютный диск-гигант (LP) "Секрета" (1997, запись Всесоюзной студии грамзаписи в 1986 году), зазвучали в радио и телепрограммах. Всё это вызвало интерес к "Зоопарку" у молодёжи конца 80-х годов, предпочитавшей в то время слушать тяжёлый рок и диско.
Таким образом, волна популярности "Зоопарка" совершила свой второй круг.
1988-1989 годы.
В 1988 году Андрей Тропилло выпустил на виниле (LP) слегка урезанную версию альбома "Белая полоса". (В альбом не вошли мои любимые песни "Бедность" и "Вперёд, боддисатва").
В апреле того же года Андрей Муратов ушёл в "ДДТ", и "Зоопарк" вернулся к составу квартета:
Михаил (Майк) Науменко - гитара, вокал;
Александр Храбунов - гитара;
Илья Куликов - бас;
Валерий Кирилов - ударные.
Осенью 1988 года с "Зоопарком" репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист группы "Мифы" Александр Новиков.
Высказывается предположение, что с 1988 года активность группы начала резко снижаться. (например, смотри книгу А.К. Троицкого "Рок музыка в СССР", 1990, стр. 135). Цитирую: "Вызвано это, в первую очередь, отсутствием новых записей (последний альбом 1984), а также тем, что новый материал уступает песням начала 80-х."
Не могу с этим согласиться. Интерес к "Зоопарку" (да и вообще к рок-н-роллу) стал падать в середине 1990 года). Известно, что за период 1988-1990 годов Майк с "Зоопарком" исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, "Зоопарк" в 1988-90 годах стал чемпионом Ленинградского рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже "Аквариум" и "Кино".
Артём Троицкий скорей всего сетует на то, что с 1984 года "Зоопарк" практически не записывался. (Что, к сожалению, правда).
Кстати, известен один любопытный факт: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 года избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.
1990 год. Фильм, посвящённый "Зоопарку".
В начале 1990 года (январь) режиссер Александр Киселёв снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную "Зоопарку" ленту "Буги-вуги каждый день", для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом "Музыка к фильму").
Спад массового интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели "Зоопарк" (как и многих в то время) из игры.
В мае 1990 года с "Зоопарком" вновь расстался Илья Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы "Почта", которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома.
1991 год. Последнее выступление Майка.
14 марта 1991 года Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении "Аквариума" "Пригородный блюз" на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.
Летом 1991 года московский инди-лейбл "Эрио" выпустил на виниле (LP) альбом Майка Науменко "LV" (записанный в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым).
26-27 августа 1991 года.
Жизнь Майка оборвалась трагически и нелепо... Вернувшись домой 26 августа 1991 года с вечеринки по поводу проводов за границу одного из музыкантов группы, он упал в своей коммунальной квартире на улице Разъезжей (Ленинград). Сосед дотащил его до кровати. До утра Майк лежал без движения. Затем приехавшие родственники вызвали "скорую помощь", которая констатировала самую несовместимую с жизнью из всех травм - перелом основания черепа. (В таких случаях медики даже при осмотре не шевелят больного. Даже лёгкого прикосновения достаточно, чтобы наступила смерть.)
Майк до конца был в сознании. Он оказался ещё и очень мужественным.
Майка не стало 27 августа 1991 года.
Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.
-Взято из сети-
Зоопарк - LV (1991)
LV — второй сольный альбом Майка. Альбом включён в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока».
Хотя группа «Зоопарк» к моменту создания «LV» уже существовала, по ряду причин, основную работу по записи проделывал сам Майк. Первый полноценный альбом, в записи которого приняли непосредственное участие все музыканты группы, вышел лишь в 1983 году и назывался «Уездный город N». Альбом записан летом 1982 года в студии театрального института, где в то время работал Игорь «Панкер» Гудков — приятель Майка и достаточно известная личность в рамках ленинградского рока, один из первых советских панков.
Альбом записан Майком в скромных технических условиях ввиду невозможности использовать полноценные ударные установки (их заменила советская драм-машина) и отсутствия музыкантов группы летом 1982 года в городе. В записи альбома, так или иначе, принимали участие такие люди, как Илья Куликов и Александр Храбунов, которые в то время являлись уже участниками группы, но по ряду причин ограниченно смогли участвовать в самом процессе записи, а также Борис Гребенщиков. Последний придумал соло к песне «6 утра».
Три песни имеют посвящения: «Лето» — Виктору Цою, «Я не знаю, зачем (Бу-Бу)» — Андрею Панову («Свин»), «Песня Гуру» — Юрию Морозову.
Альбом задумывался как полуакустический, все песни написаны в разных стилях.
Композиция «Растафара (Натти Дрэда)» представляет собой регги, а «Песня гуру» стилизована под Высоцкого, о чём Майк сам заявлял в интервью. Существует версия, что идея создания этой песни пришла Майку в гостях у Коли Васина. Майк говорил, что с интересом относится к восточной философии и религиям, однако в этой песне решил постебаться над дилетантским подходом к таким вещам.
Песня «Лето» была написана под впечатлением от цоевской «Весны» («…весна, и я уже не грею пиво…»), на счёт чего Майк нередко шутил во время квартирников, особенно совместных с Цоем. Песню «Я не знаю, зачем (Бу-Бу)» Свинья позже включил в репертуар «Автоматических удовлетворителей», но слегка изменил текст, в результате песня стала широко известной под другим названием — «Надристать!».
Песня «21-й дубль» является довольно точным (неофициальным) переложением композиции Dress Rehearsal Rag с альбома Songs of Love and Hate канадского барда Леонарда Коэна. В песне воспроизводятся как общая канва оригинала, так и многие образы оттуда («Santa Claus» — «Дед Мороз», «crown prince» — «коронованный принц», «no hot water» — «нет горячей воды», «racing man» — «стайер»).
Существует несколько версий происхождение странного названия альбома. Согласно одной из них, «55» (если расшифровать название через символику римских цифр) — это год рождения Майка (1955). Легендарная фотография, на которой Майк сидит в темных очках возле латинских букв LV, была сделана именно для этого альбома.
Участники записи
Майк — вокал, акустическая гитара, гитара (2,8-11), бас-гитара (1,3,4,10,12), драм-машина
Илья Куликов (группа «Зоопарк») — бас-гитара (2,5-8,11)
Александр Храбунов (группа «Зоопарк») — лидер-гитара (5)
Борис Гребенщиков (группа «Аквариум») — вокал (3,5,12), гитара (3-5,12), губная гармоника (4,12)
Юлий Харитонов — лидер-гитара (7)
Звукоинженер: Игорь «Панкер» Гудков
Зоопарк - Музыка для фильма (1991)
«Музыка для фильма» — последний альбом и вторая пластинка группы «Зоопарк», вышедшая уже после смерти Майка.
Запись сделана в студии Ленфильма в начале 1990 года специально для звукового оформления фильма о группе «Буги-вуги каждый день». Туда вошли как старые известные («Буги-вуги каждый день», «Сладкая N», «Если ты хочешь»), так и сочиненные в 1986—1987 годах, не записывавшиеся ранее («Право на рок», «Выстрелы», «Она была») песни. Помимо собственно саундтрека в пластинку, появившуюся годом позже, были включены два номера, записанные с вокальной группой в 1986 году.
Музыканты
Михаил Науменко — вокал, гитара
Александр Храбунов — гитара
Илья Куликов — бас-гитара
Валерий Кирилов — ударные
Сергей Тессюль — бас-гитара (1)
Александр Донских — клавиши, бэк-вокал (1,10)
Наталья Шишкина — бэк-вокал (1,10)
Галина Скигина — бэк-вокал (1,10)
Зоопарк - Позавчера... и вчера - уездный город N (1994)
«Уездный город N» — баллада ленинградской рок-группы «Зоопарк» с одноименного альбома, записанного в 1983 г. В песне несколько шекспировских вечных образов вместе с другими известными персонажами и историческими личностями разных эпох и стран становятся жителями некоего провинциального города.
Как отмечает Е. В. Павлова, «Майк не просто воспроизводит реальные или мифологические характеристики этих персонажей, а переосмысляет их, отталкиваясь как от реальных фактов, так и от сложившихся мифов того или иного персонажа…» (Павлова, 1999: 166). В этом шекспировские персонажи не отличаются от всех других многочисленных использованных в песне образов. Автор намеренно снижает и нивелирует их героическую составляющую, превращая их в обычных обывателей. В тексте песни в отличие от шекспировских пьес перед ними не стоят задачи решить тем или иным образом вечные проблемы жизни, смерти, любви, власти.
В Интернете можно найти мнение, что М. В. Науменко мог позаимствовать данный прием у Г. Гессе (повесть «Паломничество в Страну Востока», 1930–1931; опубл. 1932) и у Б. Дилана (Bob Dylan, при рождении — Роберт Аллен Циммерман / Robert Allen Zimmerman; композиция «Улица опустошения» / Desolation Row, 1965): реальные люди и персонажи художественных произведений разных эпох и культур волею автора попадают в некое «единое пространство действия» (80 фактов об альбоме «Уездный город N» … : Электронный ресурс; см. также: Гнедовский, 1998: 179–196). Известно, что музыкант хорошо владел английским языком и даже занимался переводческой деятельностью, но нам не удалось найти каких-либо упоминаний о том, что он знал немецкий язык, чтобы прочитать роман Гессе в оригинале, а первое издание данного произведения на русском языке вышло в 1984 г., т. е. уже после записи альбома. Влияние же Б. Дилана на творчество Науменко бесспорно. Он едва ли никогда не слышал этого трека. Возможно, именно эта песня, длительность которой составляет без малого 11:21, могла зародить у него и его друга Б. Б. Гребенщикова идею посоревноваться в написании композиции с максимальным количеством куплетов. Эту «поэтическую дуэль» Науменко в итоге выиграл.
Спасибо за пост, Сантолич.
Буквально позавчера наткнулся на статью о смерти Майка.
КП. Санкт-Петербург
Майка Науменко довелось увидеть на сцене в СКК, в сентябре 1990 года. На концерте памяти Виктора Цоя. Он выступал большим составом, смотрелся как американская звезда эстрады. Если БГ, ДДТ, Алиса и другие звёзды тогда были не так далеки от народа, то от Майка прям веяло легендой. Я его песни слышал до определённого момента только из уст в уста.
Тогда ещё не успели оправиться от смерти Цоя, навалились события августа 91, народ был в шоке.
Долго не могли поверить. Для многих он как-то тихо и незаметно ушёл.
Большая веха в истории нашей музыки, мне кажется, что его труды по "русификации" рок-н-ролла как-то не очень оценены. Скорее, он дал толчок многим сочинителям и исполнителям своего времени, доказав,
что русский язык хорошо ложится на блюзовый квадрат. И что можно вложить в текст свои чувства и мысли.
Может, имеет смысл добавить альбом [1980] Майк - Сладкая N и другие?
Майк - Сладкая N и Другие (1980)2001
«Сладкая N и другие» — дебютный альбом Майка Науменко, выпущенный в 1980 году. Представляет собой акустический цикл песен, ставших позже известных в исполнении группы «Зоопарк». Состоит из 16 песен, в том числе из таких хитов, как «Если ты хочешь», «Пригородный блюз», «Сладкая N», «Дрянь», «Всё в порядке», «Прощай, детка!» и многих других.
Формат: MP3, tracks, 320kbps
Год выпуска: 1980
Страна: СССР
Жанр: Рок
Продолжительность: 00:46:02
Описание:
01 - Если ты хочешь
02 - Седьмое небо
03 - Фрагмент
04 - Пригородный блюз
05 - Свет
06 - Утро вдвоём
07 - Если будет дождь
08 - Я возвращаюсь домой
09 - Blues De Moscou I
10 - Сладкая N
11 - Блюз твоей реки
12 - Дрянь
13 - Всё в порядке
14 - Всю ночь
15 - Позвони мне рано утром
16 - Прощай, детка!
Зоопарк - Белая полоса (1988)
«Белая полоса» — второй студийный альбом группы «Зоопарк», вышедший в сентябре 1984 года. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила урезанный вариант (без двух песен) на виниловой пластинке.
Состав
К лету 1984 года в составе группы, помимо Майка и Храбунова, значились Михаил Файнштейн (бас) и Евгений Губерман (барабаны). Сессионными музыкантами выступили барабанщик «Секрета» Алексей Мурашов и бас-гитарист «Аквариума» Александр Титов.