- Городницкий Александр Моисеевич Дата рождения: 20 марта 1933
И физик, и лирик. Самый большой ученый среди поэтов, и самый большой поэт среди ученых
- Как сказал Козьма Прутков: «если хочешь быть счастливым - будь им!» Ощущение счастья вовсе не обязательно зависит от конкретных жизненных обстоятельств. Да, о себе я могу сказать довольно уверенно: в целом, я прожил счастливую жизнь. Ибо, как говорил мой покойный отец: «если ты прожил на свете больше 70 лет, то каждый новый день - это подарок судьбы». И это тем более верно, что в России мужчины редко преодолевают 60-тилетний рубеж. А я, как ни крути, родился в аж в 1933 году! Так что, действительно, в известном смысле, я – очень счастливый человек!
Хотя сложностей в жизни, конечно, хватало. Зато всю я жизнь занимался любимым делом. Точнее, двумя делами: геофизикой, которая открыла для меня, вначале, Крайний Север и Среднюю Азию, а затем – отправила в кругосветные путешествия; а еще – литературой. Я считаю себя счастливым, поскольку имел и имею удовольствие быть причастным к великому русскому слову и приобщился к великой русской поэзии, потому что встречался и дружил с Окуджавой, Вознесенским, Евтушенко, Ахмадулиной, Самойловым, десятком других крупных поэтов. Так что… Вы правы, в целом, я прожил довольно счастливую жизнь!
- Как люди делают свою жизнь счастливой?
- Упорно и последовательно. И важнейшую роль в жизни играет удача. Например, то, что я выжил в блокадном Ленинграде в 1941-1943 гг., а не умер от голода и бомбежек, как десятки тысяч моих сверстников – это, конечно, огромная удача! И то, что мои родители ушли из жизни естественным путем, а не были замучены в немецких или сталинских лагерях, как все другие родственники – это просто невероятное чудо! Дело в том, что летом 1941 года мы с семьей собирались в гости к дедушке с бабушкой в Могилев, но поездку пришлось отложить, так как в семье просто закончились деньги. В 1941 году мы не смогли навестить своих родных в Белоруссии и потому не оказались в числе тех трех миллионов евреев, которые были сожжены в газовых печах Майданека, Белжица, Собибора, Треблинки, Аушвиц-Биркенау, Заксенхаузена и Бухенвальда. Так что в 1941 году нам очень повезло!
Александр Городницкий с родителями
А вот после войны – уже не очень. Всю жизнь я любил историческую науку и литературу. В 1951 году с золотой медалью окончил среднюю школу, а на исторический факультет поступить не смог: помешал пресловутый пятый пункт. Пришлось идти в Ленинградский горный институт имени Г. В. Плеханова. Причем, на «совсекретную» специальность: «поиски урана». Ясно, что работа с ураном мало способствовала укреплению здоровья. Понятно, что в годы, когда советской атомной промышленностью руководил сталинский нарком Лаврентий Берия, ни о каких поездках за рубеж и, тем более, о «кругосветках», мечтать, в общем-то, не приходилось. Как вы считаете: увлекаться с детства историей, чтобы, в конце концов, стать профессором геофизики - разве это не смешно? В 1957 году я воспринимал это, как жизненную катастрофу!
Александр Городницкий. 1957 год
Как бы там не было, но в 1959 году я поступил на работу в Научно-исследовательский институт геологии Арктики Министерства геологии СССР. Но, еще в 1957 году, в должности, вначале, геофизика, а затем – начальника отряда и начальника партии, отправился на Крайний Север. Туруханский край, Игарка, Норильск – согласитесь, что от Атлантического Океана это довольно далеко!
Но в 1961 году мне опять повезло. По счастливому стечению обстоятельств, я попал в экспериментальную группу, которая занималась организацией географических исследований на военных судах. Дело это было новое, специалистов не хватало. Так я оказался в команде парусника «Крузенштерн», который ходил в дальние походы, правда, под флагом ВМФ СССР. На «Крузенштерне» я служил целых пять лет. Затем, в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию и перешел на научную работу.
На борту парусника «Крузенштерн»
Казалось, жизнь стала налаживаться. Но, в 1972 году произошло событие, которое я воспринял, как личную трагедию. Дело в том, что дальние плавания мало способствуют укреплению семьи. В общем, в 1972 мне пришлось развестись с женой, оставить интересную работу и мой любимый Ленинград. В результате, я добился перевода в Москву, в Институт океанологии имени П. П. Ширшова, где вплоть до 1985 года работал старшим научным сотрудником в отделе тектоники литосферных плит. Надо сказать, что переезд в Москву дался мне нелегко: я – человек питерский и оторваться от «родной почвы», да еще в 52 года, – это испытание не из легких. Но, с другой стороны, в Москве моя научная биография начала «набирать обороты», а жизнь окончательно оказалась связанной с экспедициями в экзотические места: на экватор, в Арктику, Антарктиду, с погружениями на дно океана и т.д., и т.п.
Что же касается литературной карьеры, то она тоже складывалась «чересполосицей». Например, в 1968 году на конкурсе «Лучшие песни советской молодежи» моя песня «Атланты» («Когда на сердце тяжесть/И холодно в груди,/К ступеням Эрмитажа/Ты в сумерках приди…») заняла первое место, и меня, в составе «группы поддержки», направили на X зимние Олимпийские игры в Гренобле. Разумеется, это была большая жизненная удача! Вместе с тем, в это же время, в Питере случился громкий скандал, о котором Сережа Довлатов позже написал в своей книге «Соло на ундевуде». Члены литературной секции Ленинградского клуба россиян при обкоме ВЛКСМ В. Щербаков, В. Смирнов, Н.Утехин написали письмо в Отдел культуры и пропаганды ЦК КПСС, в котором обвинили литераторов В. Марамзина, А. Городницкого, В. Попова, Т. Галушко, Е. Кумлан, С. Довлатова, В. Уфлянда, И. Бродского, не более ни менее, как в «организации хорошо подготовленного сионистского художественного митинга» в доме писателя в Питере. Разумеется, это было враньем. Тем не менее, в результате этого доноса меня не приняли в члены Союза писателей и следующие пятнадцать лет ни в Питере, ни в Москве не появилось ни одной публикации моих стихов. Так что, по сути, у меня не оставалась иного выхода, кроме как идти к публике с авторской песней.
- Значит, человека по жизни ведет удача?
- Фортуна, удача, случай – назовите, как хотите! Другое дело, что человек должен ждать удачу, быть готовым к ней, потому что, сколько мы удачу приносят только те жизненные ситуации, которыми мы умеем воспользоваться! Как говорил наш механик на «Крузенштерне»: «Самое главное в хорошем рейсе - это вовремя отпихнуть ногой берег». Ничего умней этого я в своей жизни не слышал!
- Вам приходилось рисковать жизнью?
- Несколько раз. Некоторые из этих ситуаций описаны в моей книге «И вблизи, и вдали» (Мемуарная проза и песни. М.: Полигран, 1991). Эта книга выдержала несколько изданий. Но, как мне кажется, она мало чему учит. Потому человек попадает в сложные жизненные ситуации не иначе, как по глупости. Как говорил мой любимый герой Роальд Амундсен, открывший два полюса: «Всякое приключение - результат плохо организованной работы». К сожалению, приключений в моей жизни было с избытком!
- Вы известны как один из исследователей платоновской Атлантиды. Вы действительно верите в то, что Атлантида существовала?
- Мне кажется, что слово «верю» не совсем уместно в данном контексте. Точнее сказать: я уверен, что гипотеза о существовании Атлантиды имеет право на существование. Дело в том, в ходе научных экспедиций, при испытании водолазного колокола на подводной горе Ампер, расположенной в 500 км от Гибралтара, на глубине 90 метров мы с коллегами наткнулись на непонятные творения то ли человека, то ли природы. В конечном счете, нам удалось доказать, что вся горная гряда Хосшу, в которую входит Ампер, образовалась на поверхности океана около 7 млн. лет назад, а затем, по неизвестным причинам, ушла под воду. Я не уверен, что члены нашей экспедиции видели развалины древнего города, но настаиваю на том, что если Атлантиду Платона где-то и можно найти, то ее нужно искать именно в этом районе. Далее. На основе научных исследований подводного рельефа Северной Атлантики, мне удалось сформулировать верифицируемую геологическую модель гибели Атлантиды. Причем, согласно этой модели, катастрофа могла произойти именно в том месте, на которое указывал Платон, то есть «по ту сторону Гераклитовых столпов». Собственно, эта модель, которую я считаю научно корректной, и является основой моей гипотезы о существовании Атлантиды.
Мне кажется, что Атлантиде крупно не повезло! Ибо все 11 500 лет, в течении которых люди говорят об Атлантиде (как известно, Платон в «Тимее» и «Критии», всего только, пересказал рассказ Солона, в свою очередь услышанный от египетских жрецов), изучением этого вопроса занимались кто угодно – журналисты, писатели, оккультисты, последователи Блаватской. А на самом деле, проблему Атлантиды, прежде всего, должны были изучать ученые. Причем, даже историки, текстологи, не подводные археологи, а именно океанологи. Что могут найти археологи на океанском дне? Ну, допустим, остатки каких-то сооружений, фрагменты памятников материальной культуры. Они могут отыскать их, а могут - и нет! Океанская вода – стихия агрессивная! А с точки зрения геологии, проблема Атлантиды формулируется предельно корректно: «Существовало ли в известном месте во времена, которые принято считать историческими, некая островная территория, архипелаг или даже микроконтинент, который в результате природного катаклизма катастрофически быстро опустился на морское дно?» Если такой архипелаг мог существовать, есть смысл искать черепки. Если архипелага не было – незачем и «огород городить»!
Я утверждаю, что такой архипелаг между Азорскими островами и Гибралтарским проливом существовал, и попытался сформулировать геологическую модель его исчезновения.
- Вы верите в перспективу научного познания мира?
- Я верю в перспективу науки, потому что научное познание основано на разуме, а разум, рано или поздно, свое возьмет! Хотя, было бы нечестным отрицать, что в настоящее время отечественная наука пребывает в глубоком кризисе. Особенно, фундаментальная: не та, что дает немедленную отдачу, но та, которая изучает космос, исследует движения континентов, пытается заглянуть в недра атомного ядра. Сегодня отечественная наука пребывает в глубоком кризисе. Но долго эта ситуация сохранятся не может. Потому что кризис науки, с неизбежностью, влечет за собой геноцид интеллигенции, что в свою очередь, ведет к вырождению общества, а, вместе с ними, к разрушению культуры и цивилизации.
- То есть, возрождение науки не имеет альтернатив. Значит ли это, что Вы верите в исторические перспективы России?
- Я верю в исторические перспективы России. Если бы это было не так, то я бы здесь не жил.
- Незадолго до его кончины, мне удалось побеседовать с известным советологом Александром Зиновьевым. Александр Александрович тогда высказался в том смысле, что советский период отечественной истории был вершиной эволюции российской государственности. Согласны ли Вы с пессимистическими прогнозами исторического развития России?
- Я читал «Зияющие высоты» Александра Зиновьева и, в общих чертах, знаком с его концепцией. Во всяком случае, могу сказать определенно, что мне его точка зрения понятна. Но дело в том, что Зиновьев смотрит на историю России как бы извне, а я, в силу определенных жизненных обстоятельств, вижу ее изнутри, как человек, который участвует в становлении исторических процессов. И я хочу сказать, что, конечно, верю в историческую перспективу России. Потому что Россия, это, помимо всего прочего, - великая культура и великий язык. Потому что Россия имеет великую историю. Хоть несчастную, но великую. Я, на самом деле, верю, что цивилизация, которая сложилась в пределах великой России, не может исчезнуть бесследно. И я верю, что наше время – это время надежд.
- Как Вы пишите стихи? Вы их «придумываете» или они к вам «приходят»?
- Я стихи сочиняю. Причем, несмотря на мой возраст. Как? Кто это знает? Я знаю только, что неудачные стихи требуют от меня больших усилий, чем хорошие. Хорошие, кстати, случаются очень редко. Но когда они случаются, возникает такое ощущение, что их кто-то диктует. Словом, я не знаю, откуда берутся стихи! Сочинительство - это такой процесс, который я объяснить не берусь.
- Стихи, для Вас, - это музыка или смысл?
- Стихи и песни, для меня, - тождественные понятия. В любом случае, это - некий звук, некая мелодия, на которую нанизываются слова.
- Как Вы стали поэтом?
- Мы только что говорили, что я - человек удачливый. На самом деле, это и верно, и не вполне так! Во всяком случае, мой путь в литературе - если можно так высокопарно выразиться – не был простым. Например, первая книжка стихов, вышедшая в «Советском писателе» в 1967 году, «Атланты» была, на мой взгляд, неудачной. Песни там были приличные, а стихи - слабые. И, более того, публикацией этой книжки я испортил свое литературное имя. В результате, многие поэты, - из тех, чьим мнением я дорожу – крайне низко оценили мои поэтические возможности. В том числе, и мои любимые Булат Окуджава и Давид Самойлов (Кауфман). Другое дело, что, по прошествии времени, я подружился и с Самойловым, и с Окуджавой, и их суждения о моей поэзии изменилось в лучшую сторону. Но я хочу отметить, что приличные стихи, в отличие от песен, я начал писать довольно поздно. Лет эдак через 15-20 после «Атлантов». И я очень признателен редакторам советских издательств за то, что они не печатали мои стихи. По существу, они не позволили мне опубликовать кучу всякого барахла. Тогда как я в тот период был уверен, что все мои стихи - замечательные! Зато сегодня, я с уверенностью могу сказать, что если, всю жизнь занимаясь поэтическим творчеством, я ее концу наберу тоненький сборник стихов, то - слава Богу! Остальные «вирши» можно смело отправлять в утиль!
- Как правило, Ваши песни исполняют под гитару. Владеете ли Вы этим инструментом?
- Я не играю на гитаре. Зачем? Когда сочиняешь стихи, гитара не нужна. Еще раз: в концертах авторской песни я начал участвовать, когда мои стихи перестали публиковать в советских издательствах. Кроме того, я начал сочинять свои песни-стихи на Крайнем Севере. А в те годы в партиях, в тундре, в тайге, никакой гитары и в заводе не бывало! Гитары не было, а песни пели. Что называется a capella. Впрочем, это – вполне нормальная ситуация! Как слагает песни русский народ в деревнях? Конечно, изустно, так сказать «в голове!»
- Несколько лет Вы были председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни. Как Вы оцениваете его творческий потенциал?
- Современный Грушинский фестиваль - это огромное мероприятие, которое живет по законам шоу-бизнеса. Как праздник туристкой, студенческой, патриотической и авторской песни в российской «глубинке», он затевался давно, в 1968 году. С тех пор много воды утекло! В 1979 на Мастрюковских озерах, под Самарой, на месте гибели Валерия Грушина, фестиваль собрал 100 тысяч поклонников авторской песни из 75 городов бывшего Советского Союза. После 1980-го года, в течении шести лет, фестиваль пребывал в полуподполье. Затем его возродили. Действительно, одно время я возглавлял жюри Грушинского фестиваля. Однако сегодня в фестивальном движении происходят неоднозначные процессы. Фактически, в настоящее время Грушевский фестиваль представляет собой огромное шоу, в котором принимает участие, чуть ли, не 300 000 человек. И, к сожалению, нынче на Мастрюковских озерах песня не являются главным событием. Там сейчас проводятся спортивные праздники, художественные акции, встречи с космонавтами..что хотите… Так что … с Грушевским фестивалем - довольно сложная история. «Вначале пешеход изобрел автомобиль, а потом про пешехода забыли» - эта поговорка, на мой взгляд, о современном песенном фестивале недалеко от станций Мастрюково и Задельное.
- Авторская песня возникла, как антитеза советской эстраде. После 1990-года доступ на эстрадные площадки стал доступен всем. Точнее: он ограничен только размерами кошельков продюсеров музыкальных проектов. Каким Вы видите будущее бардовского движения?
- Я думаю, что авторская песня будет существовать всегда. Ведь, что такое бардовская песня? В классическом значении этого термина, бард - это народный исполнитель собственных песен на собственные стихи, в сущности, - поэт с гитарой в руках. Бардовская песня - это неподцензурное свободное творчество, с прямым контактом между поющим и слушателями. И любое проявление фальши – как на эстраде, так и в общественно-политической жизни – провоцирует новые и новые всплески популярности авторской песни.
Сегодня в Интернете меня называют одним из родоначальников авторской песни. Это – не вполне так! Поэты с гитарами выходили на подмостки задолго до меня. Они будут выходить на них и после меня. Между тем сегодня, на мой взгляд, бардовская песня переживает глубочайший кризис. И существо этого кризиса состоит в том, что из «кухонной», бардовская песня превратилась в «стадионную». А выйдя на эстраду, она пробует существовать по законам шоу-бизнеса. В результате, произошла не просто популяризация жанра, произошла смена творческих профессий. И я с уверенностью могу заявить, что, например, Олег Митяев, братья Васильевы и Иващуки из сословия «бардов» сегодня перешли в штат деятелей шоу-бизнеса. То есть, по сути говоря, современная авторская песня превратилась эстрадную, стал тем, что в народе называется «шансоном».
Между тем, современная эстрада - просто чудовищна. Она пошлая, крикливая, аляповатая. Это - халтура! Конечно, есть и сегодня встречаются талантливые исполнители – велика Россия!, - но в целом современная эстрада - это абсолютная безвкусица. И я полагаю, что авторская песня, возникшая как попытка духовного разговора с людьми, в обход шумных эффектов, визгов и дерганья, со временем будет только набирать силу.
- Вы бывали во многих городах мира. Нравится ли Вам город Сочи? Наверное, не нужно спрашивать, какой из тех городов, что Вы видели - любимый?
- Конечно, я объездил много стран, видел много красивых городов: и Рим, и Париж, и Сидней. Сочи – тоже очень красивый маленький город. Особенно, красивым он был в 1970-е-1980-е годы, когда я в нем бывал чаще. Но, конечно, Питер для меня - это Питер. Почему? Просто потому, что я родился в Ленинграде. Вот и все! Я - островитянин, уроженец Васильевского Острова. И ничего лучшего для меня в мире не было, нет и быть не может.
Беседовал Роман МаНЕКИН
Городницкий внес в поэзию ощущение того, что жизнь – это вечная романтика, и, конечно, главный козырь в его стихах – настоящая гражданская позиция человека мира, коим и является поэт. (Евгений Минин)
И куда мы свои ни направим шаги
И о чем ни заводим беседу,
Всюду ворон над нами снижает круги
И лисица крадется по следу.
Для чего ты пришел в этот мир, человек,
Если горек твой хлеб и недолог твой век,
И дано тебе сделать немного?
Что ты нажил своим непосильным трудом?
Ненадежен твой мир и непрочен твой дом -
Все дорога, дорога, дорога...
Александр Городницкий
Его песни "Атланты", "Над Канадой", "Перекаты", "Снег" поют все.
Стихи и песни Городницкого всегда - искренни и честны. Ни одной фальшивой ноты, высокий профессионализм, глубина понимания нашей жизни, ее истории - и просто легкий и точный поэтический дар...
Снег
Тихо по веткам шуршит снегопад,
Сучья трещат на огне.
В эти часы, когда все ещё спят,
Что вспоминается мне?
Неба далёкого просинь,
Давние письма домой...
В царстве чахоточных сосен
Быстро сменяется осень
Долгой полярной зимой.
Снег, снег, снег, снег,
Снег над палаткой кружится.
Вот и кончается наш краткий ночлег.
Снег, снег, снег, снег
Тихо на тундру ложится,
По берегам замерзающих рек
Снег, снег, снег.
Над Петроградской твоей стороной
Вьётся весёлый снежок,
Вспыхнет в ресницах звездой озорной,
Ляжет пушинкой у ног.
Тронул задумчивый иней
Кос твоих светлую прядь,
И над бульварами Линий
По-ленинградскому синий
Вечер спустился опять.
Снег, снег, снег, снег,
Снег за окошком кружится.
Он не коснётся твоих сомкнутых век.
Снег, снег, снег, снег...
Что тебе, милая, снится?
Над тишиной замерзающих рек
Снег, снег, снег.
Долго ли сердце твоё сберегу? —
Ветер поёт на пути.
Через туманы, мороз и пургу
Мне до тебя не дойти.
Вспомни же, если взгрустнётся,
Наших стоянок огни.
Вплавь и пешком — как придётся, —
Песня к тебе доберётся
Даже в нелётные дни.
Снег, снег, снег, снег,
Снег над тайгою кружится.
Вьюга заносит следы наших саней.
Снег, снег, снег, снег...
Пусть тебе нынче приснится
Залитый солнцем вокзальный перрон
Завтрашних дней.
1958
Деревянные города
Укрыта льдом зелёная вода,
Летят на юг, перекликаясь, птицы.
А я иду по деревянным городам,
Где мостовые скрипят, как половицы.
Над крышами картофельный дымок,
Висят на окнах синие метели.
Здесь для меня дрова, нарубленные впрок,
Здесь для меня постелены постели.
Шумят кругом дремучие леса,
И стали мне докучливы и странны
Моих товарищей нездешних голоса,
Их городов асфальтовые страны.
В тех странах в октябре — ещё весна,
Плывёт цветов замысловатый запах,
Но мне ни разу не привидится во снах
Туманный запад, неверный дальний запад.
Никто меня не вспоминает там,
Моей вдове совсем другое снится...
А я иду по деревянным городам,
Где мостовые скрипят, как половицы.
1959
Песня полярных лётчиков
Кожаные куртки, брошенные в угол,
Тряпкой занавешенное низкое окно.
Бродит за ангарами северная вьюга,
В маленькой гостинице пусто и темно.
Командир со штурманом мотив припомнят старый,
Голову рукою подопрёт второй пилот,
Подтянувши струны старенькой гитары,
Следом бортмеханик им тихо подпоёт.
Эту песню грустную позабыть пора нам, —
Наглухо моторы и сердца зачехлены.
Снова тянет с берега снегом и туманом,
Снова ночь нелётная даже для луны.
Лысые романтики, воздушные бродяги,
Наша жизнь — мальчишеские вечные года.
Прочь тоску гоните вы, выпитые фляги,
Ты, метеослужба, нам счастья нагадай!
Солнце незакатное и тёплый ветер с веста,
И штурвал послушный в стосковавшихся руках...
Ждите нас, невстреченные школьницы-невесты,
В маленьких асфальтовых южных городках!
1959
Всё перекаты да перекаты —
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты, —
Плыву вперёд по абрису.
А где-то бабы живут на свете,
Друзья сидят за водкою...
Владеют камни, владеет ветер
Моей дырявой лодкою.
К большой реке я наутро выйду,
Наутро лето кончится,
И подавать я не должен виду,
Что умирать не хочется.
И если есть там с тобою кто-то, —
Не стоит долго мучится:
Люблю тебя я до поворота,
А дальше — как получится.
Всё перекаты да перекаты —
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты, —
Плыву вперёд по абрису.
1960
На материк
От злой тоски не матерись, —
Сегодня ты без спирта пьян:
На материк, на материк
Идёт последний караван.
Опять пурга, опять зима
Придёт, метелями звеня.
Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.
Здесь невесёлые дела,
Здесь дышат горы горячо,
А память давняя легла
Зелёной тушью на плечо.
Я до весны, до корабля
Не доживу когда-нибудь.
Не пухом будет мне земля,
А камнем ляжет мне на грудь.
От злой тоски не матерись, —
Сегодня ты без спирта пьян:
На материк, на материк
Ушёл последний караван.
1960
Несколько песен были написаны мною под прямым влиянием зэковских песен. В их числе и «На материк», написанная в Туруханском крае в 1960 году. Уже на следующий год работяги из нашей геологической партии, выпив по какому-то поводу браги и спирта, запели «старые лагерные» песни и, к моему удивлению, спели «На материк».
Я был молод, глуп и тщеславен — немедленно заявил о своем авторстве. Вот этого-то нельзя было делать. Их ответ на русский язык не переводился и свелся к лаконичной форме: «Еще раз скажешь, что твоя, — замочим». Угроза была нешуточной — народ в тех краях подбирался серьезный.
«Да за такую песню, — кричали они мне, — надо всю жизнь страдать в зоне! Чтобы фраер с материка такую песню придумал? Наша песня, и всегда была нашей, понял?» Нашлись и очевидцы, «собственными ушами» слышавшие эту песню в 40-е в лагерях под Норильском. В дальнейшем история повторялась регулярно. Уже в 1992 году любимый мною Зиновий Гердт исполнил «На материк» по российскому радио, сообщив, что «автор песни сгинул в сталинских лагерях».
В середине 80-х на Кольском полуострове, в местной гостинице поселка Заполярный, на первой в мире скважине сверхглубокого бурения (начальником там был Давид Миронович Губерман, старший брат моего друга поэта Игоря Губермана), я познакомился с работавшими здесь молодыми инженерами и врачами. Узнав, что я геолог и интересуюсь песнями, написанными на Севере, они неожиданно подогнали к гостинице старый вездеход ГАЗ-47 и повезли меня в тундру, на могилу автора знаменитой песни «На материк».
Примерно через час мы прибыли в расположение бывшей зоны — несколько бараков, обнесенных уже сгнившим частоколом с покосившимися пулеметными вышками на углах. Эти «типовые» архитектурные сооружения я встречал в Туруханском крае и на Колыме неоднократно. Неподалеку притулилось небольшое кладбище: два-три покосившихся креста и несколько безымянных камней.
Подойдя к одному из них, спутники мои сказали: «Ну вот, тут он и лежит. Здесь в зоне эту песню придумал, здесь его и прикончили». — «За что?» — наивно спросил я. «Как это — за что? За песню, конечно. Ну что ж, надо помянуть». С этими словами они начали разливать по кружкам водку.
Тут мне стало не по себе — тут же реальный покойник лежит. «Подождите, — остановил их я, — а вы уверены, что здесь похоронен именно автор этой песни?» Они так разозлились, что даже перестали мне наливать: «Разве не Городницкий эту песню написал?» — «Да вроде Городницкий», — смутился я. «Ну вот видишь? А ты сомневаешься. Шапку сними». Мы помянули погибшего автора. Моей фамилии, слава богу, никто не спросил, а то могло стать одним безымянным камнем больше.
По прошествии почти тридцати лет судьба все-таки возвратила мне авторство этой песни. Сделали это те, кто его когда-то оспаривал. Из письма, присланного из лагеря, расположенного где-то под Лугой, подписанного «членами общества книголюбов»: «Дорогой Александр Моисеевич, мы любим ваши песни, особенно песню «От злой тоски», которую считаем своей. Желаем творческих успехов и счастья в личной жизни. А ежели что — примем как родного».
Чистые пруды
Всё, что будет со мной, знаю я наперёд,
Не ищу я себе провожатых.
А на Чистых прудах лебедь белый плывёт,
Отвлекая вагоновожатых.
На бульварных скамейках галдит малышня,
На бульварных скамейках — разлуки.
Ты забудь про меня, ты забудь про меня,
Не заламывай тонкие руки.
Я смеюсь пузырём на осеннем дожде,
Надо мной — городское движенье.
Всё круги по воде, всё круги по воде
Разгоняют моё отраженье.
Всё, чем стал я на этой земле знаменит, —
Темень губ твоих, горестно сжатых...
А на Чистых прудах лед коньками звенит,
Отвлекая вагоновожатых.
1962
Паруса "Крузенштерна"
Расправлены вымпелы гордо.
Не жди меня скоро, жена, —
Опять закипает у борта
Крутого посола волна.
Под северным солнцем неверным,
Под южных небес синевой —
Всегда паруса "Крузенштерна"
Шумят над моей головой.
И дома порою ночною,
Лишь только раскрою окно,
Опять на ветру надо мною
Тугое поёт полотно.
И тесны домашние стены,
И душен домашний покой,
Когда паруса "Крузенштерна"
Шумят над моей головой.
Пусть чаек слепящие вспышки
Горят надо мной в вышине,
Мальчишки, мальчишки, мальчишки
Пусть вечно завидуют мне.
И старость отступит, наверно, —
Не властна она надо мной,
Когда паруса "Крузенштерна"
Шумят над моей головой.
1963
«Над Канадой» — песня, написанная в 1963 году во время захода парусника «Крузенштрен», на котором Городницкий тогда плавал, в канадский порт Галифакс. Как писал Городницкий:
На заснеженном холмистом берегу стояли столь милые нашим стосковавшимся глазам берёзовые рощи, сменявшиеся сосняком. Пейзаж настолько напоминал родное Подмосковье, что у всех защемило сердце.
Тогда-то и появилась эта песня.
Над Канадой, над Канадой
Солнце низкое садится.
Мне уснуть давно бы надо,--
Отчего же мне не спится?
Над Канадой небо сине,
Меж берёз дожди косые...
Хоть похоже на Россию,
Только всё же -- не Россия.
Нам усталость шепчет:"Грейся," --
И любовь заводит шашни.
Дразнит нас снежок апрельский,
Манит нас уют домашний.
Мне снежок -- как не весенний,
Дом чужой -- не новоселье:
Хоть похоже на веселье,
Только всё же -- не веселье.
У тебя сегодня слякоть,
В лужах солнечные пятна.
Не спеши любовь оплакать,
Подожди меня обратно.
Над Канадой небо сине,
Меж берёз дожди косые...
Хоть похоже на Россию,
Только всё же -- не Россия!
Как рассказывали Городницкому, песня пользуется популярностью в среде русской эмиграции в Канаде; в 1976 году во время захода в Новую Зеландию он слышал записанную на пластинку песню Sunset at Canada («Заход солнца в Канаде»), английский текст которой был точным переводом его песни.
В СССР судьба песни складывалась по-другому: так, в начале 1970-х годов главный редактор одного из толстых журналов снял её из набора как «явно эмигрантскую».
На песню «Над Канадой» написано множество пародий.
Когда Городницкий после возвращения из очередного плавания рассказал Нонне Слепаковой историю о ложной тревоге по поводу радиоактивного заражения, когда «Крузенштерн» находился вблизи места гибели американской ядерной подводной лодки «Трейшер», та тут же написала пародию, которая заканчивалась строчками
…Хоть похож я на мужчину,
Только всё же — не мужчина.
В 1969 году, в период советско-китайского конфликта, Александр Раскин написал такую пародию (Городницкий нередко исполняет её на своих концертах):
Над Пекином небо сине,
Меж трибун вожди косые.
Хоть похоже на Россию —
Слава Богу — не Россия.
Ещё одна пародия — «Над Синаем» Евгения Финкеля .
Тимур Шаов в своей песне «Из Америки с любовью» использовал текст (но не музыку) песни Городницкого:
Вспоминал я там Россию, старый домик за оградой.
Меж берёз — дожди косые, тишина…
Так похоже на Канаду, жаль, что всё же не Канада.
Но, однако же, родная сторона!
«Атла́нты» — песня, написанная в 1963 году. «Атланты» считаются неофициальным гимном Санкт-Петербурга. Многие годы авторские концерты Городницкого в Ленинграде — Санкт-Петербурге обычно заканчиваются этой песней, исполняемой вместе с залом.
Название «Атланты» получили два сборника Городницкого — его первый сборник 1967 года и сборник песен 2005 года — и первая изданная в СССР пластинка его песен («Мелодия», 1987 год), а книга воспоминаний в серии «Мой ХХ век» названа по одной из строчек — «И жить ещё надежде…»
Историю создания песни Городницкий описывает так:
Я написал стихи, которые мне не понравились. Я даже хотел их выкинуть. Потом я через неделю примерно начал придумывать к ним мелодию. И получилась песня.
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Держать его, махину —
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то —
И небо упадёт.
Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.
Стоят они, ребята,
Точёные тела, —
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.
Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги — человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
1963
Пародии
На песню «Атланты» написано множество пародий, среди которых:
Авторские:
- Пародия Юрия Кукина («Когда на сердце тяжесть и плохо в животе, // Спешите к Эрмитажу, пусть даже в темноте…»)
- «Студенческая голодная» (стихи Алексея Мокин и Ильи Рыженкова)
- Пародия Сергея Максименко
- «Народ систему держит на каменных руках» (стихи Юрия Лореса)
Народные:
- «Гимн админов» («Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, // К провайдеру в контору ты в сумерках приди…»)
- Неофициальный «Гимн МВТУ» («Когда ты поступаешь, чудак, в МВТУ, // Ты сам того не знаешь, что будешь жить в аду…»)
Мне не Тани снятся и не Гали,
Не поля родные, не леса, —
В Сенегале, братцы, в Сенегале
Я такие видел чудеса!
Ох, не слабы, братцы, ох, не слабы
Плеск волны, мерцание весла,
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.
Хоть французский я не понимаю
И она по-русски — ни фига,
Но как высока грудь её нагая,
Как нага высокая нога!
Не нужны теперь другие бабы —
Всю мне душу Африка свела:
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.
Дорогие братья и сестрицы,
Что такое сделалось со мной?
Всё мне сон один и тот же снится,
Широкоэкранный и цветной.
И в жару, и в стужу, и в ненастье
Всё сжигает он меня дотла, —
В нём постель, распахнутая настежь,
И жена французского посла!
1970
Кстати, о женщинах. Практически на всех своих концертах и в многочисленных интервью легендарный бард не уставал объяснять, что с гражданкой капиталистической страны у него абсолютно ничего не было. На концерте же в Донецке Городницкий признался, что роман с иностранкой все-таки имел место. Правда это была не жена французского посла, а член коммунистической партии Новой Зеландии.
В 1974 году советское исследовательское судно "Дмитрий Менделеев" из-за поломки на три недели было вынужденно простоять на рейде в столице Новой Зеландии Веллингтоне, - рассказал Александр Городницкий. Денег на столь длительную стоянку у экипажа не было, поэтому заботу о быте "менделеевцев" взяла на себя, в том числе, компартия этого островного государства.
Так вышло, что о Городницком заботилась молодая коммунистка маоистского толка Джуди Халловей. На фоне бесед на политические темы между ними вспыхнула любовь. Поэтому, когда Джуди не пришла на причал провожать наконец-то отремонтированный корабль, мужское самолюбие Городницкго было, мягко говоря, уязвлено. Так родилась знаменитая песня "Прощай же, Новая Зеландия":
Здесь мной не пахано, не сеяно,
Не для меня тепла вода.
В краю, где солнце светит с севера,
Не знать мне женщин никогда.
Грущу сейчас чего же ради я
И вспоминаю не о том?..
Прощай же, Новая Зеландия,
Прощай же, город Веллингтон.
Джуди Халловей и Александр Городницкий 35 лет назад...
Эта исторя получила неожиданное продолжение через З5 лет, когда Городницкий вновь побывал в Новой Зеландии. Ему удалось разыскать Джуди Халловей, которая рассказала, что перед уходом "Дмитрия Менделеева" посетила судно и, не застав на борту своего любимого, "как коммунист коммуниста" попросила замполита передать Городницкому конверт. В нем лежало золотое кольцо и письмо с предложением руки и сердца. "Замполит оказался человеком относительно порядочным: кольцо он присвоил, письмо мне не передал, но в своем политическом донесении о том, что гражданка капиталистической страны предлагала Городницкому остаться жить в Новой Зеландии не упомянул. По тем временам этот факт однозначно был бы приравнен к попытке измены родине", - рассказал Александр Моисеевич. Более того, продолжил он, замполит с целью спасению заблудшей души договорился с капитаном, чтобы судно вышло из порта на несколько часов раньше запланированного времени, потому, когда Джуди Халловей пришла на причал чтобы проводить "своего Александра", корабль уже находился в открытом море.
"Тогда в 1974 году я всего этого не знал, а Джуди не понимала, почему я не пишу ей и не даю о себе знать. Все эти 35 лет она меня любила", - не без гордости подвел итог этой истории Городницкий.
Эта драма, начавшись с нуля,
Повторяется неоднократно -
Не влюбляйтесь в людей с корабля –
корабли не вернутся обратно…
...35 лет спустя
Давайте отложим вчерашние планы до нового марта, —
Дожди, бездорожье и рыжее пламя в системе Декарта.
И в небе над бором срываются звёзды с привычного круга.
"В осеннюю пору любить уже поздно," — вздыхает подруга.
Забудем про бремя мальчишеской прыти, в леса эти канув.
Кончается время весёлых открытий и новых романов.
Поймёшь поутру, поразмысливши мудро, что крыть уже нечем,
И даже когда начинается утро, то всё-таки вечер.
Храните от боли усталые нервы, не слушайте бредни
Об этой любови, что кажется первой, а стала последней.
Сырой и тревожной для леса и поля порой облетанья
Менять невозможно по собственной воле среду обитанья.
Но жизнь и такая мила и желанна, замечу я робко,
Пока привлекают пустая поляна и полная стопка.
Пока мы под сердцем любовь эту носим, всё ставя на карту,
И тихое скерцо пиликает осень в системе Декарта.
1997
- Люди должны жить единой культурой. Только культурное объединение, а не объединение по крови может создать нормальное человеческое общество. Потому, что любое объединение по крови ведет к расовой теории, к нацизму и, в конечном итоге, к братоубийственным войнам.
- Украина и Россия тоже едины по крови, это все славянская группа, вместе из Киевской Руси вышли… А смотрите, какое идет разобщение… Я думаю, что нужно заботится о том, чтобы не было языковых проблем, чтобы не сталкивались разные языки. Не нужно ничего запрещать (ни русского языка, ни украинского – "ОстроВ"). Кстати, подобное происходит не только на Украине. Подобная ситуация наблюдалась в Израиле, когда был запрещен язык идиш…. А он был официально запрещен: запрещали играть в театрах на идиш, печатать газеты, потому, что власти Израиля боялись, что идиш будет вытеснять иврит. Теперь все наладилось – и его разрешили. Так что, языковая политика дело очень тонкое – от нее очень многое зависит в объединении людей или их разобщении.
МАЙДАН
«Переведи меня через майдан»
В. Коротич
Безбрежен океан людских страданий.
Реальность беспощадна и груба.
Дымятся баррикады на майдане,
Где льется кровь и слышится пальба.
Там лишь чужие поминают вины,
Там грош цена потраченным трудам.
И, если, Боже, любишь Украину,
Переведи ее через майдан.
Там из окошка выпавшая рама
По тротуару не дает пройти,
И нам вещают рупоры упрямо,
Что к счастью нет окольного пути.
Его мы не прошли и половины,
Идя опять по собственным следам,
И, если, Боже, любишь Украину,
Переведи ее через майдан.
И вы, что встали камуфляжной ратью,
Готовые убить и умереть,
Опомнитесь: вчера вы были братья,-
Не становитесь каинами впредь.
Не забывайте - жизнь всего дороже, -
За остальное я гроша не дам.
И, если Украину любишь, Боже,
Переведи ее через майдан.
И чтоб ни пели Рада или Дума,
Какую бы ни заплетали нить,
Не стоит подставлять себя под дуло
И на другого дуло наводить.
Нелегкий день сегодня нами прожит.
Нелегкий жребий нам судьбою дан.
И если ты Россию любишь,Боже,
Переведи ее через майдан.
04.03.2014
Разговор о человеке, который прожил большую, насыщенную, очень интересную жизнь, можно было бы продолжать бесконечно.
И так же бесконечно слушать его песни...
Но, пожалуй, пора остановится. Пока...
https://tunnel.ru/view/post:3504335820
Ирина, большое спасибо за интересный рассказ о замечательном человеке и его песнях!!!
Ирина, большое спасибо! Такое чувство, словно в машине времени слетал на короткое время в юность. Мы тоже пели тогда многие песни Городницкого, не всегда зная, кто - автор. А про "Материк" - точно не знали. Уникальный человек! Такие рождаются не часто.
Спасибо,Ирина,
за такую красивую страницу
о талантливом и интересном человеке!
Если вам пригодиться - открытка "Крузенштерна"
И автограф А.М.Городницкого.
Может кто-то тоже руководствуется этим правилом, принципом, чертой характера, отношением к Жизни!
И хочется добавить ещё ., так сказать - "классик о классике", или 2 в одном . ))
Юрий Визбор - на концерте в Академии Наук в 1965 году,
где он сказал пару слов об А.Городницком и спел несколько его песен.
Мне кажется, это интересно.
Albina пишет:
Ирина, большое спасибо за интересный рассказ о замечательном человеке и его песнях!!!
Альбина, пожалуйста!
Я всего лишь собрала материал из Сети...
anatol995 пишет:
Ирина, большое спасибо! Такое чувство, словно в машине времени слетал на короткое время в юность. Мы тоже пели тогда многие песни Городницкого, не всегда зная, кто - автор. А про "Материк" - точно не знали. Уникальный человек! Такие рождаются не часто.
Анатолий! Рада, что Вам понравилось! Я старалась... Честно! :)
Alexsir пишет:
Спасибо,Ирина,
за такую красивую страницу
о талантливом и интересном человеке!
Если вам пригодиться - открытка "Крузенштерна" (для замены,если это не только у меня -у меня её совсем не видно, почти белая ,- если именно эта открытка вам нравится) - потом я эту запись уберу.
Александр! Спасибо Вам!
Пожалуйста, ничего не убирайте! Пусть все так и останется! Мой снимок - он уже в туманных мечтах - взят с сайта А. Городницкого и сознательно тут помещен.
А Ваш - реальный - пусть будет тоже! Обязательно!
Прошу Вас!
Как-то разговаривая с друзьями, мы пришли к выводу, что нам очень повезло, что наша юность прошла под песни А.Городницкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы, Н.Матвеевой... Мы смотрели на мир через призму этих песен, несущие чистоту, доброту, романтику. Песни сформировали наши характеры и мировозрение. Песни эти пели, и поём сей час за столом, на отдыхе, да и просто слушаем дома.
А вот следующее поколение в 90-х годах уже формировалось под раскрученный бизнес проект под названием шансон, о котором упоминает А.Городницкий. Родоначальниками можно считать Гулько, Шафутинского....с уголовной романтикой и блатным подвыванием. Не многим отличаются и большинство песен, которые на нашем сайте выкладываются под названием "Авторская песня" Тоже блатное подвывание, да ещё с попыткой вложить в песню дешёвый, доморощегнный политический привкус. Может ли кто вспомнить , чтобы эти песни пели, ну например в дружеской компании? В основном слушают под бутылку, да в кабаке. А забыл! Ещё любят шофёры маршруток озвучивать салон этой "музыкой"! Грустно, практически целое поколение ...
Как и Анатоль, слушая песни А.Городницкого перенёсся в юность! Ирочка, спасибо!
Юрочка!!!...............
Все принимаю, кроме критики других жанров.
Знаешь, вся музыка восстребована, что бы ты или я по этому поводу не думали и не говорили...
У каждого автора есть свой слушатель.
Не суди и не судим будешь!
Спасибо тебе за добрые слова в мой адрес! :)
Irina пишет:
Юрочка!!!...............
Все принимаю, кроме критики других жанров.
Знаешь, вся музыка восстребована, что бы ты или я по этому поводу не думали и не говорили...
У каждого автора есть свой слушатель.
Не суди и не судим будешь!
Спасибо тебе за добрые слова в мой адрес!
Согласен! Всё определяется бытиём и уровнем...
uras пишет:
Согласен! Всё определяется бытиём и уровнем...
Уууууууууууу... Какой ты! :)
Ириша, спасибо!
Все мы по сути туристы романтики:)
Это не просто моя юность , это ещё и детство моих детей, воспитанных на них попутно. А куда деваться с подводной лодки.
Так и поём всей семьёй :)
Спасибо!!!
Ира уже знает мою реакцию:)
Александр Моисеевич-моя большая...нееее...огромная любовь:)На всю жизнь.
Живите долго, дорогой Александр Моисеевич Городницкий!!!
https://www.youtube.com/watch?v=TAbAZYAhPzQ
Irina пишет:
Юрочка!!!...............
Все принимаю, кроме критики других жанров.
Знаешь, вся музыка восстребована, что бы ты или я по этому поводу не думали и не говорили...
У каждого автора есть свой слушатель.
Не суди и не судим будешь!
Ира, спасибо тебе именно за ЭТИ слова.....
Они очень вовремя сказаны.
Абсолютно присоединяюсь к твоему мнению.
Спасибо тебе за А.М. Городницкого.
Татьяна!
Да! Пусть живет долго...
И тебе спасибо - за отзыв, за оценку...
Потихоньку выложу тут все тексты песен. Сразу не получилось. :)
Irina пишет:
Татьяна!
Да! Пусть живет долго...
И тебе спасибо - за отзыв, за оценку...
Потихоньку выложу тут все тексты песен. Сразу не получилось.
А вот это помнишь, Ириша?1964......
И такое стих-е имело место быть у Городницкого...
ФРЕЙЛЕХС. | ||
|
Игорю Губерману
У евреев сегодня праздник. Мы пришли к синагоге с Колькой. Нешто мало их били разве, А гляди-ка - осталось сколько! Русской водкой жиды согрелись, И, пихая друг друга боком, Заплясали евреи фрейлехс Под косые взгляды из окон.
Ты проверь, старшина, наряды, Если что - поднимай тревогу. И чему они, гады, рады?- Всех ведь выведем понемногу. Видно, мало костям их прелось По сырым и далёким ямам. Пусть покуда попляшут фрейлехс - Им плясать ещё, окаянным!
Выгибая худые выи, В середине московских сует, Поразвесив носы кривые, Молодые жиды танцуют. Им встречать по баракам зрелость Да по кладбищам - новоселье, А евреи танцуют фрейлехс, Что по-русски значит - веселье. 1964, Москва |
Скрипачи
Александр Городницкий
За чертою оседлости горькой,
Посреди белорусских болот,
В том местечке на лысом пригорке,
Где когда-то ютился мой род,
Где нужду и лишенья терпели -
Хуже не было их на Руси, -
Иерархии жёсткой ступени
Разделяли отверженных сих.
И на дне этой черни и пыли,
На последнем ее рубеже
Музыканты и нищие были -
Дальше нету ступени уже.
Не ищу себе предка дороже,
А хочу, чтобы в прошлых веках
Затесался в родню мою тоже
Оборванец со скрипкой в руках.
Я их вижу, худых и носатых,
Размышляющих о медяках,
В долгополых кафтанах, в заплатах,
На высоких смешных каблуках
В тех шинках моего воеводства,
Где играли они до зари,
И смотрели на них с превосходством
Водовозы и золотари.
Помню с детства отцовскую фразу:
"Кем угодно - но не скрипачом!"
Как мне жаль, что я в жизни ни разу
Никогда не играл ни на чём!
Стану я одиноким и старым,
И судьба приплетётся за мной,
Как Бетховен, в четыре удара
Постучавшись у двери входной.
В этот час, когда дверь моя скрипнет,
Я хочу умереть налегке,
Ощущая потёртую скрипку
В потерявшей подвижность руке.
1988
https://www.youtube.com/watch?v=2ONwn8VRHsw
Tatiana пишет:
А вот это помнишь, Ириша?1964......
Таня, вряд ли она помнит! Ей же было всего три годика!
Tatiana пишет:
ГугОль напомнит :)
Он такой! Еще как напомнит!!! :):):)
22 марта в Санкт-Петербурге в отеле "Холидей Инн" проходил так называемый "Международный русский консервативный форум" - что там было, может каждый узнать сам. Очень стыдно((
Тот, кто сдал сегодня Питер
Под нацистский съезд,
Тот о павших ноги вытер,
Что лежат окрест.
Нам, блокадникам, медали
Нынче раздают.
Мы в войну его не сдали,
А они сдают.
Александр ГОРОДНИЦКИЙ,
житель блокадного Ленинграда
23 марта 2015 г.
Вероника, к сожалению, подобное происходит сегодня во многих городах России.
Информационная война против России в действии.
Оснований запрещать мероприятие не было: ни одна из представленных организаций не под запретом. Сам факт проведения форума создает нехороший ажиотаж, предоставляя врагам, - и внутри РФ, и вне ее, - основания для шабаша на тему "Россия привечает нацистов".
В целом, мероприятие стало картинкой-информоповодом для компроментации России в глазах еврообывателя, а следовательно, является провокацией.
Ирина, тогда получается, что умница Городницкий этого не понял??
Вряд ли....
Ну, не будем о политике, а то чревато. Просто выложила, потому что еще раз убедилась в том, что он Человек.
Как это не понял? А. Городницкий все правильно понял!
Такие мероприятия - позор для нас.
Спасибо за выложенные стихи!!!
ПЕРЕКАТЫ...
Люблю тебя я до поворота, а дальше-как получится
Я Иду По Уругваю......
https://www.youtube.com/watch?v=_TowNb1FJTA
А на Чистых Прудах....
https://www.youtube.com/watch?v=2qjaK_SKcLg
До 120 ВАМ, Александр Моисеевич Городницкий!
"Самый большой ученый среди поэтов и самый большой поэт среди ученых :)"
Ира...забыла:)За фотку Городницкого, Окуджавы и Кима-СПАСИБО!!!!!:)
Таня! Не за что!
Спасибо тебе за дополнения!
О Городницком можно столько всего написать. Конца-края не будет. У него очень насыщенная, очень интересная жизнь!
«Если геофизики будут говорить, что я поэт, а поэты — что геофизик, тут мне и крышка», — уверяет Александр Городницкий, бард и ученый в одном лице.
***
Александр Моисеевич ГОРОДНИЦКИЙ - родился в 20.03.1933 года в Ленинграде. Окончил геофизический факультет Ленинградского горного института. Работал в институте геологии Арктики, а с 1972 года в ИО РАН. Был одним из первооткрывателей Игарского медно-рудного поля.
А. М. ГОРОДНИЦКИЙ один из ведущих отечественных ученых в области геофизики и геологии океанического дна, автор более 250 научных работ, председатель Рабочей группы по геомагнитному изучению океана при Президиуме РАН. Принимал участие в океанологических экспедициях в различные районы Мирового океана, неоднократно погружался в подводных обитаемых аппаратах. Был на Северном полюсе и в Антарктике. Им впервые рассчитана мощность океанической литосферы, составлена серия палеомагнитных реконструкций океанов и континентов в фанерозое, предложена оригинальная модель формирования палеовулканов в океане, предложена и обоснована новая петромагнитная модель океанической литосферы.
Сегодня ему исполнилось 82 года!
***
Поэт Александр Городницкий — автор более 30 книг стихов, песен и мемуарной прозы и нескольких десятков дисков с авторскими песнями.
Он член Союза писателей России (1972), Международного пен-клуба (1988), член Союза московских писателей и Международного Союза писателей-маринистов, президент Ассоциации российских бардов, лауреат Царскосельской художественной премии (1998) и национальной общественной премии «Благодарность» (2005), первый лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (1999).
Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы. Его творчеству посвящены многочисленные статьи, кандидатские и докторские диссертации. Именем Александра Городницкого названы малая планета Солнечной системы и горный перевал в Саянах.
В 2004 г. снялся в художественном фильме «Экстренное торможение» (реж. А.Борисоглебский, ООО «Русское ТелеВидео»).
Автор и ведущий научно-популярных программ на ТВ «Культура» — «Атланты в поисках истины».
Награды