И К Айвазовский. Биография и из истории русского флота. ( Группа «Искусство»).
И К Айвазовский. Биография и из истории русского флота. ( Группа «Искусство»).
"Флером таинственности окутана личная жизнь мастера. Светские дамы обожали молодого, красивого, знаменитого художника. Народная память хранит истории о том, как он переженил и окрестил едва ли не половину феодосийцев, щедро даря подарки новорожденным и новобрачным. Разными домыслами обросла история о романтической любви художника к знаменитой итальянской балерине Марии Тальони. Он мог выбрать себе парой любую девушку из высшего света. Но в 1848 году Айвазовский неожиданно для всех женится на дочери петербургского врача Юлии Грефс, работающей гувернанткой у знакомых художника. Он пишет товарищу: «…я женился как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так как я женился».
«В этом браке родилось четыре дочери. Но семейная жизнь не сложилась. Сохранилась «Памятная записка тайного советника Ивана Константиновича Айвазовского по бракоразводному делу», из которой выясняются некоторые детали: «При болезненно-раздражительном характере, в жене Айвазовского развелось нечто вроде линии — жаловаться, клеветать, позорить своего мужа не только на словах и в частном быту, но и письменно, в многочисленных прошениях и жалобах, которые по своей неосновательности не могли иметь никаких других последствий кроме того, что совместное жительство сделалось далее невозможным, и в последние 20 лет супруги почти не виделись». В 1877 году с разрешения Эчмиадзинского синода брак был расторгнут.
И.К.Айвазовский. Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.
Вторично художник женился только в 1882 году на вдове феодосийского коммерсанта Анне Саркизовой (в девичестве Бурназян). Жена была моложе мужа на 30 лет. Но природный такт, чуткость, душевное тепло отличали эту молодую женщину. Она уважала талант своего мужа, понимала его творчество, хотя не читала книг, не посещала художественные выставки.»
«После смерти мужа Анна Никитовна в знак траура перестала выходить из дому. В течение 25 лет она ни разу не оставила своего помещения — одного из флигелей галереи. В полнейшей самоизоляции эта женщина пережила Первую мировую войну, революцию, интервенцию, гражданскую войну, голод и разруху. В 1921 году решением комиссии ВЦИК и СНК РСФСР галерею национализировали, а через год открыли для посетителей. Анна Никитовна на открытие не пришла. Всем было известно, что Айвазовский оставил своей вдове большую коллекцию ювелирных изделий. За этими ценностями начала охотиться ЧК. Шесть раз в помещении Айвазовской проводили обыск, но ничего не нашли. Путем шантажа чекистам все-таки удалось узнать о тайнике. Все ценности были экспроприированы, а Анне Никитовне присудили один год условно. Потом часть драгоценностей вдове вернули, и это со временем спасло ей жизнь. Началась Вторая мировая война. В эвакуацию Анна Никитовна не поехала (скорее всего ее просто не взяли). Чтобы не умереть от голода, она вынуждена была выменивать свои украшения на продовольствие у немцев. Узнав о ее лишениях, художник Николай Самокиш (1860—1944) забрал ее в Симферополь. Интересные воспоминания об этом периоде оставила пятнадцатилетняя Зоя Хабарова, жившая в оккупированном городе по соседству с Самокишем. С детской непосредственностью она пишет в дневнике: «На 1-м этаже [проживає] художник Самокиш. У него живут жена Айвазовского — черная и злая и еще смотрители музея Айвазовского в Феодосии — Бризгалы. Когда я иду в школу или обратно, то высовываются в дверь и тут же захлопывают. Что они хотят? У самого Самокиша мастерская в соседнем доме». Разве могла знать девочка, какая трудная судьба постигла эту старенькую женщину?
Умерла А.Айвазовская-Бурназян 25 июля 1944 года. Похоронена в Феодосии рядом с мужем.»
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.
Девятый вал. Холст, масло. 1850
И.К.Айвазовский. Среди волн. 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
картина «Среди волн», написанная в 80-летнем возрасте (1898), в которой мастер воссоздал величественный, жизнеутверждающий образ морской стихии, вообще считается не только вершиной его собственного творчества, но и шедевром мировой маринистической живописи.
Портрет И.К.Айвазовского работы С.А.Рымаренко. 1846 г.
Имя Айвазовского давно уже увенчано мировой славой и занимает одно из главенствующих мест в ряду известнейших европейских художников. Его портрет украшает галерею дворца Питти во Флоренции, где собранны портреты всех известнейших художников, начиная с великих мастеров Возрождения. До Айвазовского из русских художников такой чести был удостоен только Орест Кипренский. Почти все мировые академии искусств еще при жизни Айвазовского отметили его наградами, медалями и дипломами почетного члена. До последних дней он был преисполнен новых творческих замыслов. Как-то его спросили, какую картину он считает наилучшей? «Ту, — ответил художник, — которая стоит на мольберте в мастерской, которую я сейчас начал писать...» «Взрыв турецкого корабля» — единственная картина, оставшаяся незавершенной.
И.К.Айвазовский. Взрыв корабля. 1900. Не завершенная картина. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
Работа над ней оборвалась одновременно с жизнью художника — 2 мая (19 апреля) 1900 года Ивана Константиновича Айвазовского похоронили во дворе феодосийской армянской апостольской церкви Сурб Саргис (Святого Сергея), где его крестили и венчали. На мраморном саркофаге высечены слова на староармянском языке: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
И. К. Айвазовский
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский.
15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт первый в постреволюционной и постсоветсткой России памятник Айвазовскому. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу. Скульптор — заслуженный художник России, лауреат государственной премии Владимир Горевой. В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие представители правительства Санкт-Петербурга, законодательного собрания северной столицы, администрации Кронштадта. Кроме этого, присутствовали представители Ленинградской военно-морской базы и праправнучка художника Ирина Касацкая.
Памятник в Симферополе
Пост составлен на основе фрагментов статьи «Счастье улыбнулось мне» (автор: Владимир Олийнык).
Русские художники. Иван Константинович Айвазовский
КАРТИНЫ АЙВАЗОВСКОГО
Из истории русского флота
Многочисленными
батальными полотнами И.К. Айвазовский (1817 -1900) прославил
героев-моряков, отважно защищавших свое Отечество. Его творчество
помогает хранить память о славных боевых традициях военно-морского
флота.
Большой рейд в Кронштадте 1836г
Айвазовский изобразил все главные битвы и победы русского флота с
момента его возникновения. Cюжеты его картин не образуют единой
последовательности хронологического порядка. Воспринимая жизнь флота как
нечто близкое и радостное, он часто создавал картины или
непосредственно вслед за изображенным событием, или вскоре после него,
или (что редко бывало), связывая его с какой-нибудь исторической датой.
Крондштатский рейд 1839-40
Десант Н.
Н.Раевского у Субаши 1839г
Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839г.холст,масло.
Обеспечение выхода к берегам Балтийского моря не могло быть осуществлено
без флота. К его строительству приступили, как только русские войска
утвердились на берегах Балтики. Из Северной войны Россия вышла сильной
морской державой. В ходе войны были устроены военные базы в Выборге,
Ревеле и других местах.
Ревель(Tallinn). 1844г
Кронштадт. Форт "Император Александр I" 1844г
Свеаборг 1844г
Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих
картин. В 1846 году художник пишет батальные произведения, посвященные
морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной горке. Но не забывая о том,
что он является живописцем Главного морского штаба , Айвазовский в 1846
году приступил к картине об основателе русского флота Петре I, дав ей
название: "Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов
флоту".
Петр I при Красной горке...1846
События, изображенные Айвазовским на картине, - исторические, они имели место 31 августа 1714 года.
Морское сражение при Ревеле (2 мая 1790). 1846г,
Морское сражение при Выборге 29 июня 1790г 1846г
Борьба с Турцией, начатая при Петре I первоначально за овладение
выходами к Азовскому и Черному морям, а в дальнейшем за свободу плавания
на Средиземном море, привела к русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
В 1848 г. художник пишет картину "Наваринский бой", на котором запечатлено событие, тоже прославившее русский флот.
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Холст, масло.
Наваринский бой, Холст, масло, 1848.
Объединенный флот союзников (русских, французов, англичан) вошел в
Наваринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После
бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота
турецкими кораблями и береговыми батареями в октябре 1827 года началась
Наваринская битва. Русские линейные корабли, находясь в центре и
принимая на себя главный удар турецко-египетских сил, умелыми действиями
уничтожили большую часть неприятельского флота.
Одна из известных картин Айвазовского - "Бой брига "Меркурий" с турецкими судами".
Бриг "Меркурий" атакованный двумя турецкими кораблями 1892
встречается с русской эскадрой 1848
Встреча брига "Меркурий" с русской эскадрой после поражения двух турецких кораблей
1848
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Этот бой произошел 14 мая 1829 года. 18-ти пушечный бриг "Меркурий",
курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с турецкой эскадрой.
Командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и, в
случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей.
Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным
превосходством в артиллерии, бриг "Меркурий" нанес такие поражения
неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили
преследование.
Совершенно особое место в искусстве Айвазовского занимает
Севастопольская эпопея. Многое из того, что связано с Крымской войной и
особенно с участием в ней Черноморского флота, было изображено
Айвазовским.
Русская эскадра на Севастопольском рейде 1846г.холст,масло.
Вход в Севастопольскую бухту 1852г.холст,масло.
Севастопольский рейд 1852 год. Холст, масло.
Синопский бой (дневной вариант)1853г.холст,масло.
Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 г .1853г. холст, масло.
Взятие Севастополя 1855г
Взятие Севастополя 1855г
В октябре 1853 года Турция объявила войну России. В ноябре 1853 года
русская эскадра обнаружила турецкий флот в Синопской бухте. Русский флот
пошел на сближение и завязал бой с самой близкой дистанции. Флагманский
корабль "Императрица Мария", на которой находился Нахимов, был впереди.
К исходу 4-х часового боя турецкая эскадра и береговые батареи были
уничтожены.
5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич
Корнилов. Позже Айвазовский пишет картину "Малахов курган - место, где
был смертельно ранен адмирал Корнилов".
Малахов курган 1893г
Эта картина изображает панораму Севастополя, открывающуюся с высоты
Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник - крест,
выложенный из ядер на месте смертельного ранения В.А. Корнилова. У
памятника - два ветерана обороны Севастополя. Они пришли на этот
священный для каждого русского курган, где был смертельно ранен их
любимый командир.
Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник увидел над водой
только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших
своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид
он запечатлел в картине "Осада Севастополя".
Осада Севастополя 1859г
Художник до последних дней своей жизни служил флоту, прославлял его
славные победы и героизм русских моряков.
Батальные картины Айвазовского находятся во многих военно-морских музеях
и картинных галереях. Но наиболее крупное собрание произведений
Айвазовского имеется в Феодосийской картинной галерее, где экспонируется
более 400 картин живописца. Все эти картины являются летописью боевых
подвигов русского флота.
Корабль "Двенадцать апостолов" 1897г
Смотр Черноморского флота в 1849 году
(Последний высочайший смотр Черноморского флота императором Николаем) холст,масло.1886г
Черноморский флот до Крымской войны на Феодосийском рейде 1890г
Черноморский флот в Феодосии. 1839. Холст, масло.
Искусство изображения моря принесло И.К. Айвазовскому всемирную
известность. И не случайно на могиле мариниста, которого хоронили со
всеми воинскими почестями - явление по тем временам небывалое,-
написано:
"Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную славу!"
В заключение предлагаю к просмотру ещё :
Малага. Холст, масло. 1854
Ледяные горы. Холст, масло. 1870
Бой в Хиосском проливе.24 июня 1770 года. Холст, масло. 1848.
И.К.Айвазовский. Суда на рейде. 1851. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.
Керчь. 1839. Холст, масло.
В творческом наследии Айвазовского более 5000 картин, значительная часть которых увековечила безграничное разнообразие морского пейзажа.
«Море — моя жизнь», — признавался художник.
Все материалы взяты из Интернета с разных сайтов.
Благодарю за терпение. Желаю приятного просмотра. Надеюсь, что Вы смогли для себя почерпнуть что-то новое.
Всего доброго! До встречи.
С уважением , Дейзи.
Добрый вечер, дорогая Дейзи!)) Большое спасибо за такой прекрасный материал! Очень интересно. Если честно, то биографию Айвазовского не знала, не увлекалась этим художником. Весь материал прочитала от "корки до корки". Ещё раз раз, спасибо. У Вас замечательные и познавательные альбомы.))
Добрый вечер, милая Сеньора!
Картины Айвазовского полюбила со школы, тогда были хорошие учителя , которые прививали любовь к прекрасному. По знаку Зодиака я - "рыба" , может, поэтому люблю водную стихию во всех проявлениях. К тому же , у нас цвет воды на Финском заливе, Ладожском озере и реках значительно отличается. Почти все реки из-за обилия железа - наполнены рыжей водой и дно рек ржавого цвета, залив сейчас уже очень редко вижу, жаль, а на Ладожском озере была в очень раннем периоде детства. У Айвазовского море живое и цвет его "лица" постоянно меняется , так же как и "морщинки" - волны от ряби до девятого вала, к тому же и на вкус вода совершенно другая. Очень любила и люблю творчество И.Айвазовского и И.Шишкина - оба воспевают природу, только один водную стихию, а другой - лесную.
А биографию его сама особенно не знала, готовила альбом, "пробежалась" по сайтам и многое узнала. Творчество же, у Айвазовского огромное и разной тематики , хотя , основное направление и любовь его была отдана морю.
Альбом получился громоздкий , но давать материал по творчеству и не рассказать о вехах жизни самого художника - просто невозможно!
Я рада , милая Сеньорушка , что Вам понравился альбом, спасибо за отзыв.
С уважением , Дейзи.
Ceniora пишет:
Добрый вечер, дорогая Дейзи!)) Большое спасибо за такой прекрасный материал! Очень интересно. Если честно, то биографию Айвазовского не знала, не увлекалась этим художником. Весь материал прочитала от "корки до корки". Ещё раз раз, спасибо. У Вас замечательные и познавательные альбомы.))
Автопортрет. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
Биография Айвазовского
"Иван (Ованес) Гайвазовский (в 1841 году сменил фамилию на Айвазовский) родился в Феодосии 29 (17) июля 1817 года в семье мелкого армянского торговца Константина (Геворга) и вышивальщицы Репсиме Айвазян. Его предки еще в 1700-х годах, спасаясь от турок-османов, переехали из Западной Армении в Галичину, а уже в начале ХІХ века семья поселилась в Крыму. Мальчик был младшим в семье. Кроме него у Геворга и Репсиме росли еще двое сыновей и две дочки. С детских лет Ованес проявил незаурядные способности к рисованию и музыке — играл на скрипке. Первым, кто обратил внимание на его творческие способности, был городской архитектор Кох, давший будущему художнику несколько уроков по перспективе и архитектурному черчению. Семья Айвазянов жила бедно, и о хорошем образовании для детей нечего было и думать. Но благодаря ходатайству феодосийского градоначальника А.Казначеева, человека образованного, эрудированного, высокой культуры и щедрой души, юный Ованес был зачислен в Симферопольскую гимназию.
Все же закончить полный курс обучения ему не пришлось. В 1833 году высочайшим повелением в порядке исключения Гайвазовского направляют на обучение в Петербургскую академию искусств. «В порядке исключения» — потому, что в академию принимали только с четырнадцати лет, а в документах, датированных июлем 1833-го, его называли почему-то «13-ти летним сыном армянина из Феодосии». Но Ованесу к тому времени исполнилось уже шестнадцать. Что это — ошибка жены действительного статского советника Наталии Федоровны Нарышкиной, которая заботилась о судьбе юноши, содействовала его вступлению в академию искусств и первой начала писать в Петербург о его таланте, или какая-то хитрость ради облегчения судьбы мальчика из провинции — остается загадкой. Таких загадок, тайн и легенд в долгой творческой жизни Айвазовского будет еще немало..." Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.
Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.
Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами.Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".
Чесменский бой 25-26 июня 1770 года. Холст, масло. 1948. Феодосия, Галерея Айвазовского.И. Айвазовский. «Чесменский бой»
Историческая справка.
Это была первая морская победа, одержанная флотом Российским со времён Петра Великого. С 1768 по 1774 годы Россия вела войну с Турцией. Главнокомандующим объединенными силами на Средиземном море был назначен сподвижник Екатерины II граф А.Г. Орлов. Действиями флота руководил опытный флотоводец адмирал А.Г.Спиридов. Бригадиру артиллерии И.А.Ганнибалу (двоюродному деду великого русского поэта А.С. Пушкина сыну известного арапа Петра Великого) было приказано изготовить 4 брандера, с целью поджечь турецкий флот.
24 июня 1770 года, в день Рождества св. Иоанна Предтечи, началось сражение у острова Хиос, в результате которого турецкий флот отступил в Чесменскую бухту, под прикрытие береговой артиллерии. А в ночь с 25 на 26 июня русские моряки, с помощью брандеров, сумели поджечь в бухте несколько кораблей, после чего загорелись остальные. Погибло более 60 больших и малых турецких судов, свыше 10 тысяч матросов и офицеров. Потери на российских судах составили одиннадцать человек. По этому поводу адмирал А.Г.Спиридов докладывал в Петербург: «Слава Господу Богу и честь Всероссийскому флоту! …неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили... а сами стали быть во всём Архипелаге … господствующими».
Высочайшим рескриптом учреждается серебряная медаль, изображающая атаку русскими кораблями турецкой эскадры и сожжения турецких судов. Лаконичная надпись сообщала о судьбе турецкого флота: « БЫЛ». Пониже пояснение: «Чесма 1770 года июня 24 дня» В честь победы в окрестностях Петербурга было создано несколько памятников: Чесменский обелиск в Гатчине, Чесменский зал в Большом Петергофском дворце, ростральная Чесменская колонна в центре Большого пруда в Екатерининском парке Царского Села.