Иль это мало — В живых сердцах оставить свет?.. (Мария Петровых)
Иль это мало — В живых сердцах оставить свет?.. (Мария Петровых)
Да, я горжусь, что могла ни на волос
Не покривить ни единой строкой,
Не напрягала глухой мой голос,
Не вымогала судьбы другой.
М.Петровых
Имя Марии Петровых (1908–1979) известно не слишком широкому кругу читателей и не включено ни в одну из школьных программ по литературе. Но достаточно прочесть хотя бы некоторые из её стихов, чтобы понять: перед нами истинный поэт, настоящий художник. Мария Петровых не стремилась к известности, не стремилась печататься (“Одним радостно, когда они печатаются, другим — когда они пишут”, — как-то сказала она); при жизни Марии Сергеевны издавались только книги её переводов, и ещё в Армении усилиями её ереванских друзей был издан сборник “Дальнее дерево”. Должно быть, поэтому так мало знают её поэзию. Однако можно с уверенностью сказать, что Мария Петровых знала истинную цену своим стихам, которыми восхищались А.Ахматова и О.Мандельштам, Б.Пастернак, П.Антокольский и многие её современники — ценители поэзии.
Мы начинали без заглавий,
Чтобы окончить без имён.
Нам даже разговор о славе
Казался жалок и смешон.
Вот суть её поэтического дара и суть характера — требовательность к себе, бескорыстие, несуетность, самодостаточность, мудрость.
-------------------------------
Мария Сергеевна Петровых родилась 13(26) марта 1908 года в Норском Посаде, недалеко от Ярославля.
“Природа, окружавшая моё детство, была на диво хороша: крутой берег Волги — гористый, с оврагами... На крутых горах — церкви... Леса кругом были чудесные: или тёмные, хмурые — ель, или светлые — берёза”.
Своё первое стихотворение (четверостишие) она сочинила в шесть лет, “и это привело меня в неописуемый восторг, я восприняла это как чудо, и с тех пор всё началось, и, мне кажется, моё отношение к возникновению стихов с тех пор не изменилось”.
Мария Петровых училась сначала в частной начальной школе города Ярославля, затем в норско-посадской школе и, наконец, в ярославской школе им. Н.А. Некрасова. В четырнадцатилетнем возрасте она уже была принята в ярославский Союз поэтов.
В 1925 году М.Петровых приезжает в Москву и поступает на Высшие государственные литературные курсы. “По преподавательскому составу, по программе учебной — эти курсы были совершенно блестящим учебным заведением... Читали мы в ту пору, конечно, очень много. Днём — Ленинская библиотека, вечером курсы... Много писали стихов... Я не носила стихи по редакциям. Было без слов понятно, что они “не в том ключе”. Да и в голову не приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было одно: писать их”.
С 1934 года Мария Петровых начала работать как переводчик.
В 1936 году Мария Сергеевна вышла замуж за музыковеда Виталия Дмитриевича Головачёва. 19 февраля 1937 года родилась их дочь Арина, а в июне муж был арестован, осуждён на пять лет лагерей и сослан в Медвежьегорск (Карелия), где умер в 1942 году.
Судьба за мной присматривала в оба,
Чтоб вдруг не обошла меня утрата.
Я потеряла друга, мужа, брата,
Я получала письма из-за гроба.
Она ко мне внимательна особо
И на немые муки торовата.
А счастье исчезало без возврата...
За что, я не пойму, такая злоба? —
с горечью писала Мария Петровых в 1967 году.
В апреле 1941 года умер отец Петровых — Сергей Алексеевич, в мае сгорел их дом в Сокольниках.
Летом 1941 года, через месяц после начала войны, с четырёхлетней дочерью Мария Сергеевна отправилась в город Чистополь, куда эвакуировались многие писатели. “Это было трагическое и замечательное время. Это было время необычайной душевной сплочённости, единства. Всё разобщающее исчезло... В Доме учителя, часто при свете керосиновой лампы... происходили замечательные литературные чтения”.
В Чистополе тогда жили Б.Пастернак, Н.Асеев, Арс.Тарковский, Л.Леонов, К.Федин, приезжали с фронта С.Липкин и П.Павленко. В 1942 году там же, в Чистополе, Борис Леонидович Пастернак организовал первый стихотворный вечер Марии Петровых.
Война в далёком от линии фронта Чистополе, не знавшем бомбёжек и грома орудий, была всё той же жестокой войной и не позволяла забыть о себе. Об этом — в чистопольском цикле стихов М.Петровых, посвящённых теме Великой Отечественной войны:
Проснёмся, уснём ли — война, война.
Ночью ли, днём ли — война, война.
Сжимает нам горло, лишает сна,
Путает имена.
О чём ни подумай — война, война.
Наш спутник угрюмый — она одна.
Чем дальше от битвы, тем сразу тесней,
Тем горше с ней.
Постоянная боль души и ненависть к врагу, горечь утрат и вера в свою страну — вот главные темы этого стихотворения. Эпитеты, используемые поэтессой, скупы, почти нет метафор, зато очень выразительно интонационное начало произведения. Повторяющиеся рифмы, укороченные, словно обрывающиеся на вздохе строки создают впечатление достоверности и пронзительности, а лиризм переплетается с публицистичностью.
Тебе говорит моя страна:
Мне трудно дышать, — говорит она. —
Но я распрямлюсь, и на все времена
Тебя истреблю, война!
В сентябре 1942 года Мария Петровых вернулась в Москву. Вскоре в Союзе писателей состоялся её стихотворный вечер. Выступавшие здесь Б.Пастернак, Н.Асеев и К.Кулиев говорили о необходимости издания стихов М.Петровых. Под давлением друзей Мария Сергеевна подготовила рукопись книги и отнесла в издательство “Советский писатель”, однако получила четыре отрицательные рецензии.
В 1943 году вышла книга её переводов стихов литовской поэтессы С.Нерис. В 1944 году М.Петровых ездила в Ереван, чтобы переводить молодых армянских поэтов. Она была прекрасной переводчицей, потому что понимала и ценила чужие стихи, потому что, обладая талантом сопереживания, сочувствия, глубокого и тонкого проникновения в чужие строки, умела перенести поэзию из одного языка в другой, не нарушив гармонии.
Умерла Мария Сергеевна 1 июня 1979 года после тяжёлой болезни, похоронена в Москве, на Введенском кладбище.
--------------------------------------------------------------------
Какой была Мария Петровых в жизни? К сожалению, сведений об этом немного. Небольшой автобиографический очерк “Родина моя — Ярославль”, краткие воспоминания-эссе поэтов, переводчиков — современников Марии Сергеевны — вот, пожалуй, и всё. “Сам образ ещё не намечен, хотя бы приблизительно, — писал Давид Самойлов. — И, возможно, по недостатку материалов он будет выстроен по её стихам. Ну что ж, личность поэта — его стихи... И Мария Петровых предстанет перед будущими поколениями не в разрыве от своих стихов, а только в единстве с ними”. Она предугадала и это:
Вообрази — тебя уж нет,
Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах... Иль это мало —
В живых сердцах оставить свет?..
(“Подумай, разве в этом дело...”)
Она всегда делилась последним, утешала и помогала в несчастье, радовалась чужим поэтическим находкам и удачам. Одни ценили её “несомненное поэтическое дарование” (Б.Пастернак), другие — удивительную душевную щедрость и открытость. Некоторые замечали в ней “усталость и одухотворённость” (Д.Самойлов).
Еще о Марии Петровых можно прочитать здесь https://tunnel.ru/view/post:3504212309
А послушать самый известный романс на ее стихи - здесь https://tunnel.ru/view/post:190252
***
Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.
Воздаю тебе посильной данью -
Жизнью, воплощенною в мольбе,
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе.
Не беда, что сад мой смяли грозы,
Что живу - сама с собой в борьбе,
Но глаза мне застилают слезы
От одной лишь мысли о тебе.
Романс на эти стихи в мужском исполнении
В разное время в неё были влюблены Пастернак, Твардовский, Антокольский ( об этом в воспоминаниях Давида Самойлова).
Была в этой женщине какая-то необыкновенная внутренняя притягательная сила, в неё даже была влюблена Юлия Нейман, но сама Мария всю жизнь любила безответно Александра Фадеева и когда он застрелился, сидела у его гроба, ему и посвящено стихотворение "Назначь мне свиданье на этом свете". Она была замужем, родила дочь, имела множество романов, но любовь свою сохранила на всю жизнь.
Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
в том городе южном.
Где ветры гоняли
по взгорьям окружным.
Где море пленяло
волной семицветной,
Где сердце не знало
любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоём по окрайнам,
Меж домиков тесных,
по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки
сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чём-то прекрасном.
Тропинка всё выше кружила над бездной...
Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..
Числа я не знаю,
но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном.
И встретимся мы в переулке Гранатном...
Назначь мне свиданье у нас на земле.
В твоём потаённом сердечном тепле.
Друг другу навстречу
по-прежнему выйдем.
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье,
хотя б на мгновенье,
На площади людной,
под бурей осенней.
Мне трудно дышать, я молю о спасенье...
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.
1953 г.
***
Зима установилась в марте
С морозами, с кипеньем вьюг,
В злорадном, яростном азарте
Бьет ветер с севера на юг.
Ни признака весны, и сердце
Достигнет роковой черты
Во власти гибельных инерций
Бесчувствия и немоты.
Кто речь вернет глухонемому?
Слепому - кто покажет свет?
И как найти дорогу к дому,
Которого на свете нет?
1955
Скажи - как жить мне, как мне жить
На этом берегу?
Я не могу тебя забыть
И помнить не могу.
Я не могу тебя забыть,
Покуда вижу свет,
Я там забуду, может быть,
А может быть, и нет.
А может быть, к душе душа
Приникнет в тишине,
И я воскресну не дыша,
Как вечный сон во сне.
На бездыханный берег твой
Возьми меня скорей
И красотою неживой
От жизни отогрей.
1957
Грустила я за свежими бревенчатыми стенами,
Бродила опустевшими лесами несравненными,
И светлыми дубравами, и сумрачными чащами,
От пурпура - суровыми, от золота - молчащими,
Я увидала озими, как в раннем детстве, яркими,-
Великодушной осени весенними подарками.
В неполитом, в неполотом саду твоем стояла я...
Пылают листья золотом, любой - как солнце малое;
Что видывали за лето от зноя неустанного -
По самый стебель налито и оживает заново.
Ни шелеста, ни шороха, пройди всю глушь окрестную,
Лишь смутный запах пороха томит кору древесную.
Какими днями тяжкими нам эти чащи дороги!
За этими овражками стояли наши вороги.
Ломились в наши светлые заветные обители.
И воды ясной Сетуни их темный образ видели.
Настигнутые пулями, о вольной воле певшими,
В свой праздник недогулянный, детоубийцы - где ж они?
Лишь смутный запах пороха хранит кора древесная,
Ни шелеста, ни шороха - тиха краса окрестная.
Как в утро это раннее, что разгорится досиня,
Мне по сердцу стояние самозабвенной осени!..
А ночь обступит звездами - дремучая, прозрачная.
Одно к другому созданы - и мрак и свечи брачные...
Земля моя чудесная, что для тебя я сделаю,
Какой прославлю песнею все светлое, все смелое,
И тишину рассветную, и жизнь вот эту самую,
И вас, друзья заветные, заветные друзья мои!
---------------------------------------------------
----------------------
Но разве счастье взять руками голыми? -
Оно сожжет.
Меня швыряло из огня да в полымя
И вновь - об лед,
И в кровь о камень сердца несравненного, -
До забытья...
Тебя ль судить, - бессмертного, мгновенного,
Судьба моя!
---------------------------------------------------
----------------------
Бредешь в лесу, не думая, что вдруг
Ты станешь очевидцем некой тайны,
Но все открыл случайный взгляд вокруг -
Разоблачения всегда случайны.
В сосновой чаще плотный снег лежит, -
Зима в лесу обосновалась прочно,
А рядом склон сухой листвой покрыт, -
Здесь осени участок неурочный.
Шумят ручьи, бегут во все концы, -
Весна, весна! Но в синеве прогретой
Звенят вразлив не только что скворцы -
Малиновка, - уж это ли не лето!
Я видела и слышала сама,
Как в чаще растревоженного бора
Весна и лето, осень и зима
секретные вели переговоры.
Мне слышится — кто-то, у самого края
Зовет меня. Кто-то зовет, умирая,
А кто — я не знаю, не знаю, куда
Бежать мне, но с кем-то, но где-то беда,
И надо туда, и скорее, скорее —
Быть может, спасу, унесу, отогрею,
Быть может, успею, а ноги дрожат,
И сердце мертвеет, и ужасом сжат
Весь мир, где недвижно стою, озираясь,
И вслушиваюсь, и постигнуть стараюсь —
Чей голос?.. И, сжата тревожной тоской,
Сама призываю последний покой.
Ноябрь 1971
Автор никогда не стремилась издать свои стихи.. Незадолго до кончины Марию Петровых спросили об этом. Она ответила:
"Молодой человек, это не имеет значения. Нас всех читает Бог"
Tatiana пишет:
Замечательно, Ирина!Большое СПАСИБО!!Если тебе позволяет время, зайди и по этой ссылочке, пожалуйста
Татьяна! Ты не читала #3??? :):):)
Irina пишет:
Татьяна! Ты не читала #3???
Вот сейчас заметила:)
Я только приехала:)Увидела твой пост- дала ссылочку на свой... а потом и тебя там, в моем посту, заметила:)Как я люблю ПетровЫх!!!Спасибо тебе большое!
Танюша, я это знаю.
А сегодня у М. Петровых День рождения! Не могла обойти стороной этот день...
Irina пишет:
Танюша, я это знаю.
А сегодня у М. Петровых День рождения! Не могла обойти стороной этот день...
Стихи у нее......... НЕ ВЗЫЩИ-вообще мое одно из самых-самых..... оч люблю.
Ирина!Спасибо тебе огромное за неожиданное воспоминание, так необходимое, такое нужное! Переслушала все, такое божественное ощущение.....
Танюша, тебе спасибо за ссылку, нашла неожиданно не прочитанное...
Девчонки! Вы лучшие!
Tatiana пишет:
Замечательно, Ирина!Большое СПАСИБО!!Если тебе позволяет время, зайди и по этой ссылочке, пожалуйста
https://tunnel.ru/view/post:3504212309
Ничего особенного я не сделала. Напомнила о ДР Марии Петровых, всего лишь...
Irina пишет:
Ирина! Замечательный пост! Сразу заглянула по ссылке и на страничку Татьяны! Спасибо Вам огромное, Ирина и Татьяна! Получила огромное удовольствие: Узнала много чего интересного о Марии Петровых, послушала прекрасные романсы ( скажу честно: некоторые услышала впервые) СПАСИБО!!!
Юнна Мориц
АХМАТОВА И ПЕТРОВЫХ
Мария Анне чаю налила,
когда гроза во все колокола
ударила, раскачивая громы,...
и каменные дрогнули хоромы,
и звон раздался битого стекла
внизу, где окна ветром разнесло.
И вдруг заколотилось , как весло,
Марии сердце. Потому что Анна
Светилась белым - страшно и туманно,
как светится последнее число.
Марии сердце билось о волну,
а сердце Анны шло, светясь, ко дну -
она была царевною морскою,
седой царевной , с царственной тоскою
в последнюю глядящей глубину.
...Я шла от них, по воздуху плеща
материей намокшего плаща.
Ползла по стенам и по листьям влага.
И дневника шершавая бумага
всю ночь топорщилась, как заросли хвоща.
1989
OksanaNZ пишет:
Юнна Мориц
АХМАТОВА И ПЕТРОВЫХ
Мария Анне чаю налила,
когда гроза во все колокола
ударила, раскачивая громы,...
и каменные дрогнули хоромы,
и звон раздался битого стекла
внизу, где окна ветром разнесло.
И вдруг заколотилось , как весло....
Оксанчик.....СПАСИБО!!:)
Попала на эту страничку случайно....понравилось все БЕЗУМНО!!!!!СПАСИБО всем огромное за удовольствие прочитать ТАКОЕ!!!!
alena777 пишет:
Попала на эту страничку случайно....понравилось все БЕЗУМНО!!!!!СПАСИБО всем огромное за удовольствие прочитать ТАКОЕ!!!!
Алёна! Пожалуйста!
Вам тоже спасибо за отзыв!
Я очень люблю стихотворение Марии Петровых: " Назначь мне свиданье на этом свете" Как пронзительно откровенно и высокохудожественно! Так и представляешь, как блестят склянки,когда тропинка поднималась все выше и выше над бездной...
Евгений Евтушенко описывал её так - " некрасивая красота, строгая челка, грубоватое, но отнюдь не простоватое лицо. Она жила отдельно от общественной жизни. С сильным характером. Талант её был недооценен официальной критикой и переоценен поколением"...
Она знала еврейский, как Бог (по воспоминаниям Ахматовой), хоть и еврейкой не была, она переводила с.. и на - армянский, литовский, польский, чешский, болгарский, словенский, сербо-хорватский, с туркменского, таджикского, узбекского...
Она признана лучшим переводчиком с армянского. В 1970 ей присвоено звание - заслуженный деятель культуры Армении.