Ил2 - легендарный штурмовик, "оживший" благодаря новосибирским авиареставраторам
Ил-2 - советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом». Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в войне с Японией в1945 г.
Штурмовик, потерянный в 1943 году, был поднят в 2012 году из озера Кривое в Мурманской области. Самолет входил в состав 46-го штурмового авиаполка Северного флота и совершил вынужденную посадку на лед озера Кривое 25-го ноября 1943 года при возвращении с боевого вылета. В кабине стрелка не нашли ни одного патрона — только гильзы. И пилот, и раненый стрелок выжили, однако лед не выдержал вес самолете и Ил-2 ушел на дно.
Для молодого летчика Валентина Скопинцева это был всего лишь 3-й боевой вылет, для воздушного стрелка Владимира Гуменного – 2-й. И несмотря на малый опыт, на счету пилота было 2 уничтоженных самолета на земле и 1 подавленная зенитная точка, а у стрелка – сбитый в воздушном бою Ме-109. Однако и их самолет был подбит...
На изрешеченной машине, движок которой давал перебои, и с раненым стрелком в задней кабине летчик смог почти дотянуть до родного аэродрома Ваенга-2. На машине с окончательно заглохнувшим движком Скопинцев совершил посадку «на брюхо» на недавно вставший лед озера всего в нескольких километрах от Ваенги. Он успел сам вытащить боевого друга из кабины, залитой кровью. Но в ноябре лед даже за Полярным кругом не может долго удерживать многотонную машину. И вернувшийся из боя «Ил» затонул в глубинах озера...
Восстановление Ил-2 занялась новосибирская компания «Авиареставрация». Штурмовик неплохо сохранился, благодаря чему при реставрации удалось сохранить большой объем родных деталей. Обычно от Ил-2 остается бронированная коробка, в данном случае даже двигатель был использован родной. Штурмовик реставрировался в течение нескольких лет.
8 июня 2017 г в Новосибирске специалисты предприятия "Авиареставрация" провели пробный запуск двигателя штурмовика Пробный запуск означает, что спустя некоторое время самолет поднимется в небо. Таким образом, это будет уже второй летный экземпляр самого массового боевого самолета в истории. Первый также был отреставрирован в Новосибирске в 2011 году.
Владимир Сергеевич, спасибо за видео ! Отлично
Барсук Владимир Евгеньевич Родился 11.08.1965 в г. Усть-Каменогорск.
Лётчик-испытатель-инструктор 1-го класса (2008),
пилот ГА 1-го класса (2006),
лётчик-инструктор 1-го класса авиации РОСТО (1999).
Эксперт-аудитор АР МАК (1997–2009), эксперт Центра по сертификации единичных экземпляров ВС АОН «Центр по сертификации МА МАИ» Минтранспорта России (2004–2008), эксперт-аудитор Авиационного сертификационного центра «СибНИА-ТЕСТ» (с 2008), эксперт-аудитор Центра государственной регистрации, сертификации и лицензирования авиации РОСТО (с 1996).
Прошёл обучение в Новосибирском авиационно-спортивном клубе (НАСК) ДОСААФ (1984).
Окончил Запорожское АУЛ (1992), Ульяновское ВАУ ГА (2000), Школу лётчиков-испытателей им. А. В. Федотова при ЛИИ им. М. М. Громова (2001).
Работа в НАСК, г. Новосибирск:
1982–1986 — авиатехник, 1986–1989 —лётчик-инструктор, 1989–1991 — командир звена;
в АТК «Нимбус», г.Новосибирск: 1991–1992 — командир Ан-2, 1992 — второй пилот Ми-8;
1992–1993 — второй пилот Ми-8 ГНПП «Авиа-С»,
г. Новосибирск; в СибНИА им. С. А. Чаплыгина, г. Новосибирск:
1993–1994 — второй пилот Ми-8,
1994–2007 — лётчик-испытатель,
1994–2000 и 2001–2002 — заместитель начальника Лётно-исследовательской базы (ЛИБ) по лётной службе,
2000–2004 — начальник ЛИБ,
2003–2007 — первый заместитель директора, с 2007 — директор.
Руководитель и основной исполнитель НИР в области лётных исследований, руководитель и основной участник более 25 лётно-технических экспертиз ЛА. Общий налёт около 6 000 лётных часов, в том числе на испытательной работе — более 2 500 лётных часов.
Освоил 22 типа самолётов, вертолётов, автожиров и планёров, 1 тип дирижабля.
Осуществил первый вылет и провёл лётные испытания восстановленных самолётов-истребителей 30–40-х годов И-153, И-16, МиГ-3, Ил-2 и других летательных аппаратов.
По инициативе и под руководством Барсука В.Е. в СибНИА начаты и продолжаются в настоящее время широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения.
Разработан, создан, сертифицирован и запущен серийную эксплуатацию модернизированный самолет Ан-2 с ГТД Honeywell TPE-331 под обозначением ТВС-2МС.
В 2014-2015 гг. суммарный налёт модернизированных самолетов составил более 3 000 ч.
В рамках государственного контракта с Минпромторгом РФ освоены современные технологии производства самолетов из композиционных материалов, изготовлен опытный образец-демонстратор технологий лёгких многоцелевых самолётов (ЛМС) на 9 пассажиров, получивший высокую оценку специалистов мирового уровня на авиасалоне МАКС-2015.
При непосредственном участии Барсука В.Е. СибНИА назначено разработчиком самолетов Ан-2 в гражданской и государственной авиации и Ан-28 в государственной авиации на территории РФ, что подразумевает обеспечение поддержания летной годности указанных типов воздушных судов.
Хотелось бы посмотреть на параде Победы не только ИЛы, но и ВСЕ другие самолёты ВОВ, если таковые имеются. Ведь они вполне заслужили такое право - пролететь на нашем параде Победы!!!
Когда смотрю на нашу восстановленную технику военных лет, возникает такое трепетное отношение, как к ветеранам. Спасибо!!!
Новосибирские инженеры отреставрировали и подняли в небо легендарный советский штурмовик Ил-2. Его восстановили из обломков, найденных в болотах под Псковом. Несколько лет кропотливой работы — и любимец фронтовых летчиков снова получил команду на взлет.
После команды "от винта" самолет начинает набирать скорость. Для летчика-испытателя Владимира Барсука это первый полет на легендарном Ил-2. 200 метров разгона — и штурмовик взлетает. Чтобы поднять этот самолет в небо, новосибирские конструкторы работали долгие 6 лет..