Немецкий Дед Мороз приходит не под Новый год, как в России, а в День святого Николая. Утром 6 декабря, едва успев проснуться, дети стремглав несутся к двери, чтобы с восторгом обнаружить за ней носок или башмак, наполненный сладостями. Есть одно лишь "но": в Германии никто до сих пор толком не знает, как выглядит Санкт-Николаус (Sankt Nikolaus). То он благообразный белобородый дед в мохнатой шубе и красном колпаке, то - католический епископ в сутане с тиарой на голове и жезлом в руке.
А зародилась эта неразбериха еще в стародавние времена. Начать хотя бы с того, что под именем Санкт-Николауса (в русской традиции - святого Николая) почитают сразу двух святых. Один из них, епископ Николаус из Миры, жил в IV веке н. э. , а другой, его тёзка, епископ Николаус Сионский, - в V веке. Позже святой Николай почитался в Германии как покровитель мореходов, купцов, пекарей и школьников. А в XIV веке в школах при католических монастырях каждый год стали отмечать 6 декабря День святого Николая Мирликийского. Праздник сопровождался пышными процессиями, в которых участвовали монахи, дети и взрослые прихожане. Уже тогда в этот день раздавали подарки.
Поэтому в католических регионах Германии Санкт-Николаус до сих пор часто предстает перед детворой в сутане епископа, а в протестантских - в крестьянском тулупе.
Очень часто Николауса (Св. Николай) сопровождает страшный Крампус, иначе его называют Слуга Рупрехт. И эта фигура - чрезвычайно интересная. Крампус (нем. Krampus, австр. Klaubauf, Bartl, словен. Parkelj, чеш. Cempr, Krampus, сил. Gumphinckel, венг. Krampusz) или Рупрехт (Knecht Ruprecht) – это помощник Николауса, который, согласно обычаю, вечером 6 декабря посещает детей.
И если Св. Николай награждает детей примерного поведения подарками, то Рупрехт (он же Крампус), наоборот, обязан наказать непослушных. Хотя обе фигуры и Крампус, и Рупрехт имеют одну и ту же функцию: наказание нерадивых, со временем их стали отличать друг от друга.
Крампус приходит только в компании Николауса, ангелов и ряженых. В то время как Рупрехт, страшный и ужасный, приходит один. На самом же деле Крампус – это северогерманское название Рупрехта. Известен он также в Венгрии, Чехии, Словении. Такого же парня встречают в скандинавских странах, где он носит название «julebukklaufen». Очень часто на старых открытках можно видеть Рупрехта, утаскивающего с собой или наказывающего непослушных детей.
Откуда же пошло имя Рупрехт? В различных районах Германии для обозначения этого персонажа использовались имена Бельцникель (Belznickel), Бельцебуб (Belzebub), или попросту дьявол. Наименование «Слуга Рупрехт» исходит из Тюрингии и предгорий Альп.
Основатель немецкой филологии Якоб Гримм считал, что название произошло от старого выражения на хох-дойч hruodperaht и относится к германскому богу Вотану (Одину).
Все образы Рупрехта, начиная со Средневековья, преследовали одну цель - пугать детей. В XVII веке даже распространялись листовки с изображениями всего страшного, что совершил Рупрехт. Эти картинки должны были воспитывать в детях набожность и смирение. Рупрехт представлялся как пожиратель детей и ассоциировался с дьяволом. Он забирал неблагочестивых детей с собой, выпивал из них кровь или попросту пожирал. Для свершения своих гнусных замыслов Слуга Рупрехт носил с собой большую корзину или мешок, куда он засовывал провинившихся.
Впервые в XVII ст. попробовали определить происхождение имени Слуги Рупрехта от имени проповедника, известного по саге о Танцевальном чуде в Кёлпиге. Дело происходило в 1020 году. В Святой вечер крестьяне пели и танцевали на церковном дворе. А двор этот был одновременно кладбищем. Вышедший из кирхи Св. Магнуса священник по имени Рупертус призвал народ к тишине. Но все продолжали петь, танцевать и веселиться. Тогда Рупертус их проклял. (Порой чувства бедняги Рупертуса нам понятны, когда попадаются шумные соседи.) Несчастные танцевали день и ночь, в ветер и снег, и не могли остановиться. Так они танцевали целый год, пока епископ Кёльнский не прекратил это безумие. Двое скончались на месте, остальные свалились и заснули. В память о чудесном избавлении от проклятия на этом месте заложили монастырь Св.Магнуса. Всё это происходило близ городка Бернбург-на-Заале. Теперь это место называют родиной Слуги Рупрехта. Говорили, что после смерти священника, которого в народе именовали не иначе, как злым волшебником, Рупрехт, к ужасу обывателей, стал являться каждую ночь накануне Рождества и бродить по окрестностям. Он убивал крестьян, и только боязнь Божьей кары делала его милостивым.
С той поры имя священника Рупертуса перешло на Слугу Рупрехта. Интересно, что в народном сознании Рупрехт даже заместил Св. Николая.
5-6 декабря во многих деревнях и городках Германии устраивают шествия ряженых во главе с Крампусом, во время которых ряженые пугают прохожих, а дети тем временем дразнят Крампуса и его спутников, уворачиваются от них, не давая себя поймать. В общем, всем весело.
К шестому декабря положено печь Weckmann-фигурки из теста. Эти фигурки имели прежде обрядовый смысл. Сейчас они пекутся по традиции, но вкусны, как и триста лет назад.
Самым древним новогодним персонажем является Ниманд (Niemand) -Никто. Немецкие дети списывали на него вину, когда шалилили или что нибудь ломали. В праздничную ночь он приезжал на ослике и приносил послушным детям сладости. Дети для этих сладостей ставили на стол тарелку, а в башмаки клали сено для его ослика. Вечером 24 декабря, когда уже зажжены ёлки (Weunachtspoom), приходит по традиции Вайнахтсман (Weihnachtsmann)-Рождественский дед и Кристкинд (Christkind). Рождественский дед представляется как дружелюбный старик с длинной белой бородой, красной шапкой и белым мехом, мешком подарков и розгой.
Кристкинд появляется в белом наряде, в руке корзинка с традиционными яблоками, орехами и сладостями. Дети могли рассказывать Кристкинд стихи и петь песни, а за это получали подарки. Кристкинд дарит подарки только послушным детям, а непослушные остаются с пустыми руками. Кристкинд — это изобретение Мартина Лютера. Протестанты не признавали католических святых, но обычай дарить подарки хотелось сохранить, поэтому была создана Кристкинд, которая раздавала подарки в протестантских семьях в Рождество 25 декабря. Затем этот образ прижился и Кристкинд стала приходить чаще в католические семьи, а вот протестантские семьи практически отказались от этого персонажа. В немецком фольклоре дети клали в свои ботинки морковку для пролетающего коня Одина. А Один взамен клал им сладости.
Санта Клаус переводится с голландского как Святой Николай (Sinterklaas). Святой Николай - Николай чудотворец - святитель Николай Мирликийский Чудотворец - Николай Угодник.
Культ Святого Николая был очень распространён в Голландии. Ещё с семнадцатого века голландцы праздновали шестого декабря день Святого Николая (в православной церкви - 19 декабря) известного покровителя моряков и детей.
Так как Святой Николай - покровитель детей, вечером детям раздавали подарки: деревянный башмак наполняли фруктами и сладостями (сейчас башмак заменен подвешенным над камином носочком).
Во времена Реформации церкви культ Святого Николая ослабевает и почти исчезает из Европы. Только в Голландии всё ещё празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют. Этот обычай с традиционными подарками для детей, голландские поселенцы привозят в Нью-Амстердам - так когда-то назывался Нью-Йорк. В Америке голландский Sinterklaas становится Санта Клаусом (Santa Claus). Под этим именем ставший американцем святой и известен теперь всему миру.
В 1823 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур придумал образ Санта Клауса. Под рождество Кларк прочёл жене и детям сочиненное им стихотворение "Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса". Он изобразил Санта-Клауса добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях
(1 олень. Dasher - Дэшер (Потрясающий) ,
2 олень. Dancer - Дансер (Танцор) ,
3 олень. Prancer - Пренсер (Гарцующий) ,
4 олень. Vixen - Виксен (Злобный) ,
5 олень. Cupid -Купидон (Амур) ,
6 олень. Comet - Комета,
7 олень. Donder - Дондер, Доннер или Дандер (Гром) ,
8 олень. Blitzen - Блитце или Бликсем (Молниеносный)
9 олень - Rudolph- Рудольф- - самый молодой из оленей. Он на 100 лет младше своих друзей)
и проникает в дом через дымоход. Мур не собирался публиковать своё сочинение, однако один из друзей без ведома автора отнес опус Мура в газету "Sentinel".
Первый образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала "Harper's Weekly". Художник поселил Клауса на Северном полюсе (а не в Лапландию). Обложки пользовались невероятной популярностью.
Во время Гражданской войны Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. Историки утверждают, что армию конфедератов деморализовало появление Клауса на стороне противника.
У Санты Томаса Наста оказался один недостаток - он был чёрно-белым. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г. издатель Луис Пранг. Он перенёс в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд.
Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.
Так родился современный образ Санта-Клауса, где он изображался уже не эльфом Клемента Мура, а великаном. Сандблом ввёл в его упряжку девятого оленя по имени Рудольф Красный Нос. Прототипом Санты для Сандблома послужил его друг и сосед Лу Прентис.
Таким образом, Санта Клаус - толстый весёлый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под ёлкой или в специальном носочке, но только послушным детям.
Америка - страна с различными климатическими поясами, поэтому не везде Санта Клаус может появиться на санях. На Гавайи он прибывает на рождественском корабле, а в Калифорнию - на доске для серфинга.
Санта живёт далеко на севере, но и в Америке у него есть аж 2 дома.
В Торрингтоне (Torrington), штат Коннектикут есть рождественская деревушка, где Санта со своими эльфами раздаёт подарки. В Вильмингтоне (Wilmington), штат Нью-Йорк, у Белолицей горы (Whiteface Mountain) построен дом, в котором Санта Клаус живет постоянно. У него есть кузнец, чтобы подковывать оленя, часовня и почта. Более 100.000 человек посещают ежегодно домик Санты. В Америке есть и город Санта Клаус. Более трёх миллионов писем адресованных Санте приходят ежегодно в этот город. Там Вы найдёте и разноцветную статую американского Деда Мороза высотой почти в восемь метров.
Синтаклаас ( Sinterklaas, также Sint Nicolaas или De Goedheiligman) — святой Николай, Санта-Клаус в Нидерландах и Бельгии. Каждый год все дети в Нидерландах ждут Синтаклааса. Он прибывает на пароходе в конце ноября из Испании, чтобы привезти все подарки к 6 декабря. Во многих городах Синтаклаас после прибытия на пароходе официально и торжественно проезжает со своей свитой по улицам и удостаивается приема от властей города.
У Синтаклааса много помощников Чёрных Питов ( Zwarte ...Piet), которые делают всю грязную работу за святого. У них много работы: надо в целости и сохранности довезти ценный груз из Испании, упаковать, и доставить на дом детям.
У Синтаклааса есть большая книга, где описаны все подарки всем детям, их имена и адреса. Но Синтаклаас слушается только родителей, поэтому дети должны все письма и пожелания передавать через них.
Каждый день с приезда Синтаклааса из Испании до 6 декабря по телевидению идет специальная программа о том, как проходит его день, какие возникают проблемы, как они решаются. Дети учат специальные песни. Песенки поются также, когда Питы работают.
Желающие могут принять творческое участие в празднике. Лучших поэтов, писателей и просто предложивших какую-то хорошую идею показывают по телевидению.
Заключение всех эмоций приходится на 6 декабря. Утром дети находят подарок от Синтакласса в своей туфле.
Испанский Олентцеро (Olentzero) одет в национальную домотканую одежду и носит с собой фляжку испанского вина, чтобы скрасить тяготы долгой рабочей ночи. Олентцеро не заходит в дома. Свои подарки испанским детям он оставляет на балконе.
Ирландский коллега Деда Мороза - Даиди на Ноллаиг (Daidí na Nollaig). Он носит длинную зеленую шубу, у него тоже есть посох, но, в отличие от нашего Дедушки, ирландский на посохе носит не сосульку, а связку трав и вместо шапки у Даиди на голове венок. В канун Нового года девушки кладут перед сном под подушку разные травы – омелу, клевер, плющ и даже лаванду. Таким образом зазывая в сон суженного-ряженного.
Рождение трёх прадедов современного Деда Мороза пришлось на времена древних восточнославянских племен, поклоняющихся языческим божествам. Работали они духами холода, а звали их Трескун, Карачун и Зимник.
Нельзя сказать, что Трескун был духом добрым. Занимался он делами жуткими: насылал на землю стужу, губил посевы, морозил людей и животных. Люди пытались откупиться от злого духа заговорами да подарками, приносили ему кашу, кисель, уговаривали пощадить посевы и скот. Трескун оставался непреклонен.
Карачун обитал под землей. Он превращал в лёд воду в колодцах, родниках, замораживал реки. А людям вообще не советовали с ним встречаться, плачевны были последствия таких встреч. Да что долго рассказывать, его лицо говорит само за себя.
Зимник же был сутулым старичком низенького роста, с длинной белой бородой. В руке держал он железную булаву. К чему та булава прикасалась, то в лёд превращалось, гласили народные предания.
Постепенно духи холода из древних поверий стали плавно перетекать в народное творчество: появился в сказаниях Мороз-воевода, дед нашего героя. Предания гласят, что был он чуть добрее своих лютых предков. Вскоре вышла в свет литературная обработка Одоевского, объединившая мифы и сказания. В ней пред нами впервые предстает уже несколько подобревший (в сравнении с предками) старик Мороз Иванович. Через небольшой промежуток времени появилась в народном творчестве и литературе Снегурочка.
Кое-кто из историков и летописцев высказывал предположение, что Снегурочка приходится внучкой Морозу Ивановичу. Но документальных фактов, подтверждающих родство, пока найти не удалось.
Официальной вотчиной Деда Мороза является резиденция в Великом Устюге в Вологодской области. С 1999 года и летом, и зимой в своем деревянном тереме Дедушка Мороз и его верная спутница, внучка Снегурочка, встречают своих гостей.