Итак. Интересные факты -
Первый эскалатор в мире создали американцы более 120 лет назад. Это произошло в 1894 году. Он был запущен в Нью-Йоркском парке Кони-Айленд в качестве аттракциона. А первый эскалатор в метрополитене был установлен в Лондоне в 1911 году на станции «Эрлс-корт» («Earl's Court»). Правда это была прямая движущаяся дорожка без ступеней. Со временем у эскалаторов появились поручни, а современный вид они приобрели лишь к 1921 году. В начале века и зародился так называемый «эскалаторный» этикет: стоять нужно с правой стороны, чтобы пропустить тех, кто идет слева.
1911 – Первый эскалатор запустили на станции Эрл Корт.
Сейчас самым длинным эскалатором в мире, установленном на открытом воздухе, признана движущаяся дорожка (без ступенек) в Гонконге. Это «Central-Mid-Levels Escalator». Он был запущен в 1993г, а длина его составляет в общей сложности 800 м. С самой нижней точки он возвышается на высоту 135 м. Это не единая конструкция, дорожки поделены на 20 секций с переходами. Прокатиться на нем можно бесплатно, но стоит учитывать установленный режим работы: с 6 утра до 10:30 дорожки работают только на спуск, а с 10:30 до 12 ночи - на подъем.
Эскалатор «Central-Mid-Levels Escalator» самый длинный в мире
Второй по протяженности уличный эскалатор установили в Китае рядом с городом Эньши (провинция Хубэй). Его длина 688 м, а пропускная способность - 7300 человек в час. Находится он на склоне каньона. Чтобы совершить поездку, нужно заплатить 20 юаней. Открытие состоялось в 2016 году в День образования КНР - 1 октября.
Эскалатор рядом с городом Эньши, Китай
Звание самой глубоко заложенной станции метро в мире с очень длинным эскалатором принадлежит станции «Арсенальной» киевского метрополитена. Глубина ее заложения 105,5 м. Открытие состоялось 6 ноября 1960 года.
Эскалатор на станции «Арсенальная», Киев
Японцы тоже решили отличиться длиной эскалатора и установили самый маленький, высотой всего 83 см! Сделано это было не для практической выгоды, а скорее для привлечения внимания и возможности попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Эта движущаяся мини-лесенка установлена в одном из супермаркетов Кавасаки. Отмечено, что каждый второй посетитель магазина не прочь на ней прокатиться.
На территории нашей страны первые эскалаторы появились во времена СССР. Их установили на четырех станциях глубокого заложения в московском метро: «Красные ворота», «Чистые пруды», «Лубянка» и «Охотный ряд». А первый эскалатор в общественном здании был установлен в магазине «Центральный детский мир».
Самый длинный эскалатор метро в мире и в России - эскалатор, установленный на станции «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге. Его общая протяженность 137,4 м. Глубина заложения - 86 м, а поднимает он на высоту 68,7 м. Поднимаясь по нему пешком, нужно пройти 729 ступеней. Открытие состоялось 28 декабря 2011 года. Но нужно учитывать, что эскалатор на «Адмиралтейской» имеет каскадное устройство и прерывается небольшим переходом. Самая длинная часть составляет 125 м.
Эскалатор на станции «Адмиралтейская», Санкт-Петербург
До «Адмиралтейской» самые длинные эскалаторы были на станциях питерского метро «Площадь Ленина» и «Чернышевского». Длина каждого - 131,6 м, а высота подъема - 65,8 м. Количество ступеней - 755.
Эскалатор на станции «Площадь Ленина», Санкт-Петербург
В 2016 году в Москве состоялось открытие самого длинного эскалатора столицы. Этот движущийся гигант расположен на станции метро «Парк Победы». Его непрерывная длина 130 м, а глубина заложения – 68 м. Чтобы подняться на нем, пассажир проведет в пути около 5 минут. Кстати, прежний рекордсмен московского метро был на этой же станции, его длина составляла 127 м.
Эскалатор на станции «Парк Победы», Москва
Самый старый тоннельный эскалатор в России был установлен в 1944 г. на станции московского метро «Бауманская». Правда, в 2015 году его заменили на новый.
Эскалатор на станции «Бауманская», Москва
Это не обычный эскалатор - это вход на подземный авиазавод, расположенный на одной из станций метрополитена. 1943
Другая подпись к фото - 1943 год – заводские работницы из эвакуированных заводов в бомбоубежище. Обратите внимание, они радостно улыбаются. Трудно оценить обстановку в убежище тех времен. На фотках все такие довольные и счастливые…
Месторасположение, где снималось фото общее - Лондон.
Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой -
Лестница-чудесница
Бежит сама собой!
Только за перила
Крепче ухватись.
Ишь как покатила
Сверху вниз!
Е.Я. Тараховская
29 мая 1900 года американская компания "Отис", одна из старейших и крупнейших компаний-производителей подъемного оборудования, зарегистрировала свою новую торговую марку "Эскалатор".
Энциклопедии говорят - "Эскалатор" (от лат. scala - лестница, и elevator - поднимающий) в переводе с английского означает "транспортную машину, которая может осуществлять подъем любого груза на высоту". Во французском языке escalade означает "штурмовая лестница". Эскалатор — устройство механического действия в виде лестницы с подвижными ступенями, которые перемещают людей с одного уровня на другой. Принцип работы ступеней — бесконечная лента. На большинстве эскалаторов ступени движутся по направляющим на бегунках, закрепленных внутри прочной стальной металлоконструкции эскалатора. Обратно они движутся с нижней стороны, и их не видно. Для удобства пассажиров на эскалаторе предусматривается поручень, который движется с той же скоростью, что и ступени...
Но с чего же всё начиналось?
Первым патент на изобретение "непрерывной лестницы" (revolving stair) получил Натан Эймс из Массачусетса в 1859 году. Но чаще всего называют первым, кто запатентовал изобретение эскалатора - Джесси Уилфорд Рено.
Jesse W. Reno
Он изобрел первый рабочий эскалатор в 1891 году (запатентован 15 марта 1892 года). Свое изобретение он назвал "наклонным лифтом", а новинку, больше напоминавшую ленту конвейера, нежели движущуюся лестницу, установили на старинном железном пирсе на Кони-Айленде, штат Нью-Йорк. А первая эскалаторная машина, названная ее изобретателем Натаном Эймсом "вращающейся лестницей", запатентованная 9 марта 1859 года, никогда не строилась.
Изобретение Рено было небольшим, всего 7 футов (чуть больше 2 метров) в длину и установлено под наклоном 25 градусов. Вместо ступеней у него была гладкая движущаяся лента, с использованием чугунных шпунтов для сцепления. Говорят, что за две недели, работы эскалатора, на нем прокатились более 75 000 человек.
Эта популярная фотография Кони-Айленда, часто путается с первоначальной наклонной лифтовой установкой Рено. На самом деле это фото датируется 1909 годом. Кстати, посмотрите каким образом поднимались люди - сидя на "перилах" -
Вскоре компания "Отис" выкупила у Рено патент и начала производство и применение эскалаторов в жизни.
в Париже на Всемирной ярмарке в 1900 году была представлена машина, изготовленная лифтовой компанией Otis по проекту Чарльза Д.Зеебергера (Charles D.Seeberger), названная конструктором необычным красивым словом - эскалатор (от лат. scala – лестница, и elevator – поднимающий). Он имел горизонтальные ступени, выезжающие из-под входной площадки, которые уезжали под ограждение, находящееся с другой стороны. Первый эскалатор компании "Отис" установили в штате Филадельфия, в универсальном магазине "Гимбел" на 8-й улице в Филадельфии, где верой и правдой он прослужил до 1938 года.
Уже до первой мировой войны новинкой охотно пользовались крупные универсальные магазины США, Франции, Англии. А в 1911 году первые эскалаторы были установлены в метрополитене на Лондонской линии Пикадилли.
Спустя два десятилетия, в 1921 году "Отис" создал движущуюся лестницу, сочетающую достоинства моделей Рено и Уилера-Сибергера. Горизонтальные ступени, установленные на нем, имели продольные рельефы. А для того чтобы было удобнее пассажирам, сделали поручни, с равной скоростью двигающиеся параллельно ступеням. И с тех пор основные принципы конструкции эскалаторов уже не менялись.
А что же в России?
Первые эскалаторы в Советском Союзе появились в Москве в 1935 году. В СССР об эскалаторах впервые задумались в 1932 году, когда стало ясно, что первая линия строящегося Московского метро пройдет на глубине от 10 до 30 м. Как доставлять пассажиров к поездам на такую глубину? О простых лестницах и разговоров не было. В условиях метрополитена с его колоссальной пропускной способностью они выглядели бы смешно. Лифт? Он также не удовлетворял проектировщиков. Движение его прерывисто. Он захлебнулся бы в условиях огромных людских потоков, стремящихся наверх и вниз.
Известен был, правда, скорее понаслышке, еще один вид механического подъемника. Самодвижущаяся лестница – эскалатор. Движение его непрерывно. Интервалов между подъемом и спуском отдельных групп людей нет совершенно. Каждую секунду освобождается новая ступенька, готовая принять двух человек. Лестница движется плавно и мерно, как река...
Эскалатор привлекал к себе строителей еще одним преимуществом. Он не требовал сооружений запасных пешеходных лестниц, ибо он сам по себе – лестница. Это значительно сокращало объем строительных работ. При всех своих достоинствах эскалатор имел в глазах строителей метрополитена один серьезный недостаток: никто не знал, как его нужно строить.
Переговоры о поставках эскалаторов с немецкой фирмой "Karl Flohr" и Лондонским отделением "Otis" оказались безрезультатными: "фирмачи" за поставку эскалаторов для первой очереди Московского метро запросили непомерную для того времени цену - 4 млн. рублей золотом (200 тыс. золотых рублей за один эскалатор, 500 тыс. немецких марок за документацию). Глядя на этот "грабеж средь бела дня", Сталин дал судьбоносную команду - ориентироваться на собственные силы, под девизом: "Нет таких крепостей, которых не взяли бы большевики!", что и стало толчком развития отечественного эскалаторостроения.
В феврале 1934 года Метрострой заключил договоры с ленинградским заводом "Красный металлист" на изготовление 18 эскалаторов и с московским заводом "Подъемник" на изготовление 6 эскалаторов. Срок сдачи первых машин - февраль 1935 года.
Узнав о таком повороте дел, директор фирмы Отис обратился к председателю Моссовета Н.А. Булганину с предостережением: "Ваши специалисты – способный народ. Но эскалаторы чрезвычайно сложное дело, и им с этим делом не справиться. Даже мы, с нашим тридцатилетним опытом, не возьмемся выполнить заказ в такие сроки. Я, как друг Советского союза, обязан вас предупредить, что сроки пуска метро могут быть сорваны".
Задача действительно была трудной, во многих отношениях - на грани авантюры даже с позиции современного производства… Во всяком случае, сегодня можно понять страхи директора Ленинградского завода "Красный металлист" Г.Р. Рапопорта:
"Эскалатор для нашего производства был совершенно неизвестной машиной. Литературы о нем достать не удалось. Несколько иностранных проспектов, десяток снимков, рассказы людей, повидавших эскалаторы за границей, – вот все наше техническое "первоначальное накопление"… А эскалаторы предстояло соорудить очень солидные, самые крупные в мире. Высота их по вертикали составляла от 22 до 30 метров… Естественно, что ответственность на проектировщиков легла очень серьезная. Всякая ошибка в расчете даже маленькой детали могла нарушить взаимодействие всех узлов. Страшнее всего, что обнаружить этот просчет в заводских условиях мы не смогли бы, ибо монтаж эскалаторов производился уже в Москве, на станциях метрополитенов".
Завод Красный металлист (главный конструктор – М.М. Андрианов) 6 февраля 1935 года - продемонстрирован первый отечественный эскалатор.
Сомнения оказались напрасными. Конструкторы "Красного металлиста" (главный конструктор – М.М. Андрианов) справились! – 6 февраля 1935 года работа первого эскалатора Н-30 была продемонстрирована делегатам Всесоюзного съезда советов. Эскалатор жил, двигался без скрежета, дребезжания и лязга. Успешно справился со своей задачей и завод "Подъемник" (начальник КБ – В. Прозоров), изготовивший эскалаторы Э-1 высотой 10 м для станции "Охотный ряд". И уже в мае 1935 года состоялся торжественный пуск первой очереди метрополитена - все эскалаторы были запущены под пассажирскую нагрузку...
Эскалаторы на станции Охотный ряд. 1935 год.
Более перспективной оказалась конструкция эскалаторов Н-30, последующие заказы пошли в Ленинград. Меньше чем за три года "Красный металлист" изготовил эскалаторы Н-20 – высотой 12 и 20 м и Н-40 – высотой 40 м для второй очереди Мосметрополитена.
Трудовой порыв не подорвало даже тяжелое военное положение. В мае 1942 года ранее изготовленные узлы эскалаторов, документацию, некоторое оборудование и специалистов завода "Красный металлист" из блокадного Ленинграда удалось эвакуировать в Подмосковье.
В городах Черкизово, Перово разработали поставили эскалаторы для четвертой очереди Мосметрополитена, позже для Киевского метрополитена и для зданий.
С тех пор эскалаторы в СССР подразделялись на два типа: "тоннельные" - для метрополитенов и "поэтажные" – для зданий.
Когда, после войны, возобновилось строительство метрополитена в Ленинграде, глубокая полноводная Нева, зыбкий грунт, "плывуны" заставили метростроителей опуститься на глубину до 65 м. Снова пригодился опыт "Красного металлиста", который разработал и изготовил эскалаторы ЛТ-1 - ленинградский тоннельный (главный конструктор – Я.Е. Шкловский) для первой линии метрополитена, введенной в строй в 1955 году.
В 1960-е годы производство поэтажных эскалаторов и тяговых цепей для эскалаторов всех типов было передано на Стахановский машиностроительный завод.
В 70-х годах накопленный опыт, прогрессивные материалы позволили создать новый ряд тоннельных эскалаторов ЭТ высотой до 65 м (главный конструктор – Г.Я. Леках) и поэтажные эскалаторы ЭП с шириной ступени 1000 или 600 мм.
Эскалатор на станции «Адмиралтейская», Санкт-Петербург
В настоящее время функционирование многих объектов практически невозможно представить себе без эскалаторов. Сегодня в производстве эскалаторов, как и во многих технических отраслях, применяются новейшие технологии и инновационные идеи, направленные на повышение безопасности для пассажиров, совершенствование дизайна и технических параметров, таких, например, как долговечность конструкции, применение экологически чистых материалов, понижение уровня шума и вибраций, повышение комфортабельности поездки.