ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ АДЕЛИ - В этой истории длиною в век сплелись любовь и ненависть, измена и месть, высокое искусство и холодный расчет. Порой она обретала почти детективный характер. Помимо главных героев, к ней оказались причастны гениальный художник Густа
ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ АДЕЛИ - В этой истории длиною в век сплелись любовь и ненависть, измена и месть, высокое искусство и холодный расчет. Порой она обретала почти детективный характер. Помимо главных героев, к ней оказались причастны гениальный художник Густав Климт и несостоявшийся художник Адольф Гитлер, правительство США и народ Австрии.
ВСЁ ПО ПЛАНУ
Обласканный властями, Климт был весьма востребованным художником, его картины считались удачным вложением капитала. Фердинанд готовил контракт с Климтом очень тщательно, этим занимались его лучшие юристы. Оставалось только, чтобы Климт его подписал
Когда Фердинанд пришел домой, Адель грациозно возлежала на кушетке в гостиной. Она выросла в очень богатой семье и получила прекрасное домашнее образование, читала классику на четырех языках. После замужества Адель развлекала себя содержанием модного салона, где собирались сливки венского общества — поэты, художники. Здесь она и встретилась с Климтом.
Пройдя в гостиную, Фердинанд предложил Адели переодеться, поскольку он пригласил Климта на обед. При упоминании о Климте Адель вспыхнула, и это не укрылось от глаз мужа. Густав Климт прибыл без опоздания, на всякий случай захватив с собой раму для картины. Он всегда начинал с рамы. Его брат изготавливал красивую раму, а Климт вписывал туда свой шедевр.
Обед прошел спокойно, правда, Густав и Адель упорно не смотрели друг на друга. Фердинанд же, напротив, был весел и непрерывно шутил. После обеда он сообщил художнику, что намерен заказать ему необычный портрет жены. «Чем же он должен быть необычен? — поинтересовался Климт. «Тем, что должен быть вечен, - ответил Фердинанд, — Вы сделаете портрет моей жены как Мадонны Австро-Венгерской империи, и пусть этот портрет живет в веках! И мы никуда не торопимся. Я заплачу вам хороший аванс, чтобы вы не думали о деньгах».
Климт заметил, что подобная картина может потребовать дополнительных затрат: например, платье Адели он хотел бы отделать золотыми пластинами. Возражений от заказчика не последовало. Увидев сумму контракта, Густав Климт подписал его, не читая.
Около ста эскизов написал Климт к этому портрету. Четыре года заняла работа. Фердинанд был доволен: картина полностью отвечала его замыслу. Он повесил ее в гостиной их венского дома. Как и ожидалось, отношения Климта и Адели плавно угасали. Через некоторое время после начала работы над картиной Адель заболела, и Климту приходилось делать частые перерывы в работе.
Адель продолжала болеть, но при этом много курила, чаще всего проводя весь день в постели. Бог не дал им с Фердинандом детей. Трижды Адель рожала, и каждый раз дети умирали в младенчестве. Все свои нерастраченные материнские чувства Адель перенесла на племянницу Марию Блох-Бауэр.
Мария часто навещала больную тетю, они обсуждали последние веяния моды, а также картины Густава Климта, которых в доме Блох-Бауэров было не менее дюжины.
А Фердинанд проводил время в делах своей сахарной империи. Он так никогда и не сказал Адели, что знал о ее романе с художником.
КОЛЬЕ НА СВАДЬБУ
Время шло, надвигалась Первая мировая война. «Золотой период» в жизни Климта кончился, уступив место мрачным апокалипсическим картинам. Война повлияла на него губительно. Дожив лишь до 52 лет, в 1918 году Климт внезапно умер прямо в своей мастерской, на руках у своей извечной спутницы Эмилии Флеге.
Адель пережила его на семь лет и умерла в 1925 году. Перед смертью Адель попросила Фердинанда завещать три картины, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», венскому музею Бельведер.
Одинокая жизнь Фердинанда становилась все тяжелее, особенно когда после аншлюса Австрии с нацистской Германией началась охота на австрийских евреев. Фердинанду пришлось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество на попечение семьи брата. Картина пока оставалась висеть в гостиной.
Далее ее судьба оказалась прочно связана с Марией Блох-Бауэр (после замужества — Альтман). Густав Блох, родной брат Фердинанда, приходился мужем сестры Адели. В их семье было пятеро детей, Мария была самой младшей. Как ни странно, жили они очень скромно, одевались просто, детям позволяли только самое недорогое мороженое. Отец Марии был музыкантом-любителем и другом Ротшильда. Когда тот привозил в их дом виолончель работы Страдивари, здесь собиралась практически вся неравнодушная к высокому искусству Вена. Когда Мария была подростком, ее связывала нежная дружба с Алоисом Кунстом из соседней гимназии. Она часто приглашала его в дом своей тети Адели, и они вместе рассматривали картину. Мария даже пригласила Алоиса на свой первый бал. А это значило, что Алоис был одобрен родителями Марии, считавшими его культурным и воспитанным молодым человеком. Тетя Адель разрешила Марии надеть на бал свое колье, в котором когда-то позировала Климту. Мария запомнила этот бал на всю жизнь. Они с Алоисом знали, что у картины есть свой секрет: если смотреть на Адель под определенным углом и загадать желание, то по уголкам губ можно определить, улыбается Адель или хмурится. Если улыбается — желание сбудется.
Но замуж Мария вышла за другого. Фредерик Альтман был оперным певцом, сыном крупного промышленника. Деньги к деньгам, капитал к капиталу.
Они поженились в 1938 году, накануне аншлюса. Мария искренне любила своего мужа и прожила с ним всю свою долгую жизнь. То самое знаменитое колье дядя Фердинанд подарил ей на свадьбу.
Друг юности
Вскоре после бегства Фердинанда мужа Марии, Фредерика, схватило гестапо, и он оказался в концлагере Дахау. Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности. Знаменитое бриллиантовое колье Адели потом можно было увидеть на жене Генриха Гиммлера. А «Золотая Адель» все еще оставалась в доме Марии, которая не сомневалась, что со дня на день за картиной придут. Поэтому она почти не удивилась, когда в сопровождении гестаповцев появился ее друг юности Алоис Кунст. Он сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи.
На вопрос Марии, как он мог стать предателем, ответил, что так сможет сделать для Австрии гораздо больше.
Гитлер весьма благосклонно относился к творчеству Густава Климта. Им доводилось встречаться, когда Адольф пытался поступить в Академию живописи в Вене. Климт уже был почетным профессором академии, а Гитлер зарабатывал на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в отелях и ресторанах.
Он пришел к Климту, чтобы показать свои работы и, может быть, взять несколько уроков живописи. По доброте душевной Климт объявил Гитлеру, что тот гений и в уроках не нуждается. Гитлер ушел от Климта очень довольный, а друзьям похвастал, что его признал сам Климт. В Академию живописи Гитлер так и не попал, единственную вакансию занял еврей Оскар Кокошка.
Может, поэтому Гитлер как-то сказал, что его ненависть к евреям — это сугубо личное. А полотна Климта было приказано оберегать, даже несмотря на еврейское происхождение автора.
Когда «Золотая Адель» уехала из родного дома, фюрер не принял ее в свою коллекцию: Адель была откровенной еврейкой, и, как вы понимаете, такая картина никак не могла украсить стены Рейхстага или других присутственных мест нацистской Германии. Возможно, именно благодаря характерной внешности Адели Блох-Бауэр картина была спасена. Она исчезла. Никто не знает, где был портрет Адели все военные годы. Бережно хранимая Алоисом Кунстом, картина в идеальном состоянии всплыла лишь по окончании войны и заняла достойное место в венском музее Бельведер.
Алоис Кунст, став директором музея, продолжал хранить свою любимую реликвию.
ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ
Фердинанд Блох-Бауэр в полном одиночестве скончался в ноябре 1945 года. Марии и ее мужу повезло: следователем в гестапо оказался их знакомый, с которым Фредерик до войны занимался альпинизмом и однажды спас его. По поддельным документам они бежали в Лондон. Затем перебрались в США, где Мария получила американское гражданство.
Они жили спокойно до тех пор, пока настырный журналист, некий Хубертус не раскопал завещание, оставленное Фердинандом Блох- Бауэром перед смертью в Швейцарии и отменявшее все предыдущие завещания. Теперь Фердинанд завещал все имущество своим племянникам — детям брата. Капитал, по его мнению, должен был работать для семьи. На тот момент в живых осталась одна Мария, да и той уже было за 80 лет.
Хубертус понял, что это его звездный час. Несмотря на свое аристократическое происхождение он был беден, но любил жить на широкую ногу. Он рассчитывал, что американская миллионерша отвалит ему неплохую сумму за такую информацию. Так оно и произошло. Прежде всего Мария потребовала вернуть ей «Золотую Адель». Всполошилась вся Австрия. Первые полосы австрийских газет кричали: «Австрия лишается своей реликвии!», «Не отдадим Америке национальное достояние!» Посыпались анонимные угрозы, что картина скорее будет уничтожена, чем уйдет в Америку. Дирекция Бельведера решила от греха подальше спрятать «Золотую Адель» в запасники.
Однако президент США, Джордж Буш-младший, не желая портить отношения с австрийцами и используя какие-то свои рычаги власти, всячески препятствовал продвижению дела о возврате картин. Марии Альтман пришлось биться за них долгие семь лет. Суды занимались отписками и затягивали рассмотрение дела.
Но адвокаты Марии провели расследование и выяснили, что Фердинанд Блох-Бауэр имел гражданство Чехии. Под этим предлогом они добились переноса судебного слушания на территорию США: ведь именно гражданка США просила узаконить завещание гражданина Чехии. «При чем же здесь Австрия?» — спрашивали они. В конце концов решением американского суда Австрию обязали вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Золотую Адель», законной наследнице — гражданке США Марии Альтман.
ТОРГИ
Выиграв дело, Мария не стала настаивать на том, чтобы картины покинули Австрию. Она всего лишь просила выплатить ей их рыночную стоимость. Пять картин были оценены в 155 млн долларов. Но такая сумма оказалась неподъемной для министерства культуры Австрии. И тогда вся страна поднялась на защиту «Золотой Адели». Были предприняты беспрецедентные меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин, активисты организовали подписку по сбору средств. Пожертвования поступали не только от австрийцев. Правительство Австрии почти собрало требуемую сумму.
Но поднятый вокруг картин ажиотаж взвинтил их рыночную стоимость.
У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на родине. Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 155 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако Мария решила поднять цену до 300 млн. Это стало крушением австрийских надежд.
Проводить «Золотую Адель» пришли тысячи жителей Вены и других городов Австрии. Толпы людей собрались вдоль улиц, по которым в бронированных автомобилях вывозили реликвии. Некоторые плакали, вёдь «Золотая Адель» за прошедшее столетие уже стала одним из символов Австрии.
Через некоторое время Мария Альтман за 135 млн долларов продала «Портрет Адели Блох-Бауэр» Рональду Лаудеру, который Построил для картины новый дом, назвав его Музеем австрийского и немецкого искусства. А затеявший бучу журналист Хубертус так и не смог воспользоваться полученными от Марии Альтман деньгами — через четыре месяца после вывоза картин из Австрии он скоропостижно скончался. Официальная версия полиции — сердечный приступ. Сама Мария Альтман умерла в 2011 году в возрасте 94 лет.
Итак, все участники рассказанной истории ушли в мир иной, а «Золотая Адель» жива и будет жить в веках, как когда-то и задумал Фердинанд Блох-Бауэр.
Константин РИШЕС
Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского «югендстиля» в целом.
Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией.
Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.
Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.
Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.
Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорченностью», буквально сочится с этого полотна.
Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.
Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.
Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.
Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.
В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.
Теперь знаменитую картину Климта можно увидеть лишь на сувенирной продукции.
«Мать, бабушка и подружка для меня»
История любви пары с 60-летней разницей в возрасте
Можно ли влюбиться в женщину, которая годится тебе даже не в матери, а в бабушки? Да, считает мужчина, встретивший свою половинку, когда ему было 32, а ей — 92. Реальная история отношений Грэгора Коллинза и Марии Альтман стала настолько известной, что с начала 2015 года ее играют на сцене нью-йоркского театра. Ну, а долгая и удивительная жизнь главной героини этой драмы легла в основу голливудской кинокартины, вышедшей на экраны в апреле. Стоит ли говорить, что лав-стори вызывает неоднозначную реакцию? С разрешения Грэгора Коллинза «Лента.ру» пересказывает историю его знакомства с Марией, которую он поведал британской The Guardian в преддверии премьеры фильма об этой необычной женщине.
Любовь с первой фразы
Это было в Лос-Анджелесе. «Я помню, как мы в первый раз встретились. Сначала я услышал шуршание колесиков ходунков по старому ковру ее выдержанного в стиле 1970-х бунгало, а затем из-за угла показалась нарядная 92-летняя женщина. Она держалась прямо и, оглядев комнату, словно маленький любопытный кролик, сосредоточила свое внимание на новом человеке: «А вы, должно быть, Грэгор». Она произнесла это с самым восхитительным венским акцентом, который я когда-либо слышал. Это была любовь с первого же предложения, что-то, чего, как я раньше думал, не существует», — вспоминает Грэгор.
В ту пору Коллинз был актером, безуспешно пытающимся пробиться в мир большого кино. Знакомый убедил его сходить на собеседование на вакансию помощника для пожилой женщины. Грэгор был, конечно, не в восторге: единственное, где он согласился бы быть социальным работником, это на экране. Но невезение в профессии заставило его передумать и откликнуться на вакансию. И он не пожалел.
«Я никогда не видел никого настолько элегантного, хотя в ней было и что-то детское. Она ко всему относилась с ненасытным любопытством. Мы сели рядом, и казалось, что в комнате больше никого нет. Она слушала меня, казалось, не ушами, а сердцем. В то утро моя жизнь изменилась, хотя, уж поверьте, я не из тех, кто позволяет женщине сбить себя с ног».
Ничего удивительного?
Неизвестно, был ли в тот момент Грэгор в курсе, что работника себе искала не обычная старушка. Мария Альтман — наследница венского фабриканта Фердинанда Блох-Бауэра, жертва Холокоста, бежавшая из Австрии в Соединенные Штаты. Война лишила ее не только дома, но и наследства — уникальных семейных реликвий, конфискованных нацистами. Лишь в 1998 году в Австрии приняли закон, помогающий решать вопросы реституции собственности, конфискованной нацистами. После многолетнего и шумного судебного процесса Мария получила пять картин Густава Климта, принадлежавших ее дяде, в том числе знаменитую «Золотую Адель».
«Портрет Адели Блох-Бауэр I» — написанная в 1907 году картина Густава Климта. Известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза».
Друзья и посторонние
Как рассказывает Коллинз, его чувства были взаимными — Марии тоже понравился молодой американец.
«Мы словно встречались раньше, в другой жизни. Несмотря на разницу в возрасте, я постоянно забывал, что она намного старше. Мы оба чувствовали себя словно пара двадцатилетних. Это была какая-то магия».
Конечно, ни одна пара влюбленных не существует в вакууме: вокруг Коллинза и Альтман были и другие люди, которые составили собственное мнение об их отношениях. На удивление, оно было довольно снисходительным и позитивным.
«Мои друзья очень хотели увидеть Марию, но я избирательно подходил к выбору тех, кого с ней знакомил. Меньше всего я хотел, чтобы такая аристократичная женщина подумала, что я общаюсь с кучкой жлобов», — вспоминает Грэгор.
Коллинз признает, что его очень беспокоило мнение окружающих. Однако, по его словам, каждый, кто пытался вникнуть в суть их с Марией отношений, в итоге проникался пониманием.
«Я сказал ей однажды: "Мария, ты для меня как мать, бабушка и друг одновременно". А она ответила: "А как насчет любовницы?" Мы любили посмеиваться над такими вещами. Без сомнений, мы романтизировали друг друга, но не в физическом смысле. Мы были родственными душами. Духовными любовниками, если угодно».
Конец романа
Мария Альтман скончалась в 2011 году в возрасте 95 лет, спустя три года после знакомства с Коллинзом.
На похоронах дочь Марии подошла к Грэгору и сказала: «Вы были маминой последней большой любовью». Он признается, что отношения с Марией сильно изменили его, заставили задуматься о вещах, которые раньше не слишком его интересовали. К примеру, о том, как именно люди влюбляются друг в друга.
«По-моему, я не сделал ничего, чтобы заслужить ее любовь. Но она видела во мне то, чего я сам в себе не видел. Например, всегда говорила: "Ты такой элегантный". Никто и никогда не называл меня элегантным, особенно из тех, кто действительно понимает, что значит это слово», — вспоминает Коллинз.
Реакция на историю
Рассказанная Грэгором история любви получила большой резонанс. Разумеется, не все читатели СМИ готовы прослезиться и умилиться: многие подозревают Коллинза в корыстных мотивах, видя в лав-стори классику жанра «молодой, старая и наследство». Однако Коллинз не был женат на Альтман и, соответственно, не мог претендовать на наследство после ее кончины.
Грэгор никого ни в чем не разуверяет; предполагается, что читатель сам сложит два и два: известно, что семья Альтман (у Марии четверо детей) всегда хорошо относилась к ее молодому возлюбленному, чего вряд ли можно было ожидать, имей он хоть какие-то материальные претензии.
В целом отклики к статье в The Guardian под заголовком «Мне было 32, когда я встретил любовь всей своей жизни. Ей было 92» вовсе не злые. Многие комментаторы признаются, что принимались за текст с большим скепсисом, но по прочтении изменили мнение о героях, в особенности о рассказчике, в лучшую сторону.
Память на бумаге
Единственное, в чем, наверное, можно упрекнуть Грэгора, это в том, что история его любви не осталась его личным достоянием. В 2012 году он написал книгу The Accidental Caregiver: How I Met, Loved and Lost Legendary Holocaust Refugee Maria Altmann («Случайный помощник: как я встретил, любил и потерял легендарную жертву Холокоста Марию Альтман»). Она до сих пор в бестселлерах на Amazon.com.
По этой книге в театре Robert Moss Theater в Нью-Йорке поставили спектакль, который называется так же — The Accidental Caregiver («Случайный помощник»).
Кадр из фильма «Женщина в золотом» о жизни Марии Альтман
История Марии Альтман тоже не забыта. В фильме «Женщина в золотом» (Woman in Gold), который вышел на экраны в 2015 году, нет сюжетной линии с Коллинзом: он повествует о молодости Марии, бегстве из нацистской Австрии с мужем и долгих попытках добиться справедливости и вернуть семейное сокровище — «Золотую Адель». На экране образ Марии воплотила Хелен Миррен, ее партнерами по фильму стали Райан Рейнолдс и Кэти Холмс. Первые отписавшиеся о нем критики, впрочем, склонны считать, что сценаристу, актерам и режиссеру не удалось раскрыть все богатство и драматизм истории.
Спасибо! Очень интересно.
Леонид, согласна, очень интересно! Но мне было интересно "тянуть за ниточку" в инете))) Много узнала интересного. Коротенько постаралась в этой статье скомпоновать)).
Климт, Кокошка и Шиле - три великих художника. И о каждом можно написать. У них были интересные судьбы.
Рина, пожалуйста!)) Действительно интересно, и последующая "жизнь" картины и её новой хозяйки - это вообще отдельная тема))
РОГОНОСЕЦ
А начиналось все в 1904 году, когда преуспевающий венский промышленник сахарозаводчик Фердинанд Блох-Бауэр отчетливо почувствовал, что под его роскошным атласным цилиндром пробиваются ветвистые рога.
Только ленивый не обсуждал тогда бурный роман его жены Адели и художника Густава Климта.
Сначала Фердинанд хотел убить ее, но в еврейских семьях не принято убивать жен. И разводиться там тоже не принято. Особенно в элитных семьях австрийской еврейской диаспоры, где брачные союзы скреплены не только любовью, но и общим капиталом. Брак с Аделью был одобрен родителями с обеих сторон. Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, долго искал жениха, достойного его дочери. Он остановился на Фердинанде Блоке, акции предприятий которого непрерывно росли. После слияния капиталов обе семьи стали Блох-Бауэр.
А теперь Фердинанд бессонными ночами ломал голову над тем, как отомстить неверной супруге. Где-то он читал, что древние индийцы, чтобы разлучить влюбленных, приковывали их друг к другу цепями и держали вместе, пока они не начинали ненавидеть друг друга так же сильно, как когда-то любили. И, он принял решение: он закажет Климту портрет Адели. И пусть тот сделает сотни эскизов, пока ему не станет тошно от своей модели.
Да Климт и не вытерпит долго - ведь ему надо менять натурщиц и любовниц. Недаром молва приписывает ему 14 внебрачных детей.
Пусть пишет этот портрет несколько лет! И пусть Адель видит, как угасают чувства Климта, пускай поймет, на кого она променяла его, Фердинанда Блох-Бауэра. И расстаться они не смогут: контракт - дело серьезное. В нем неустойка десятикратно превышает сумму контракта. Климт будет просто разорен.