Великий русский актёр, сценарист, режиссёр и писатель Василий Макарович Шукшин обладал очень сложным, гордым и независимым характером. Совершенно не терпел давления над собой. Был правдолюбцем и всегда говорил всё, что думает. Зачастую в очень резкой форме. На съемочной площадке он установил железное правило – командует только он. Мало кому удавалось приказывать Василию Шукшину. Единственный человек, который смог его запрячь, оседлать, а потом ещё понукать, был актёр Иван Рыжов. Помните дядечку-проводника в шукшиновском фильме «Печки-лавочки»?
Вот это он. Однажды добродушный и мягкий Иван Рыжов щёлкнул вожжами, ударил Шукшина под зад и заорал на него: - Пошёл, глухая тетеря!
Вот как это было…
Первая встреча Василия Шукшина и актёра Ивана Рыжова произошла во время съемок кинокартины «Мы, двое мужчин». Их поселили в один гостиничный номер. В то время Шукшину было 33 года, а Рыжову почти пятьдесят лет. Даже трудно представить себе более разных людей. Мрачный, жилистый Шукшин, с трудом сходившийся с людьми, и невысокий, полноватый, разговорчивый, веселый Рыжов, который к тому же выглядел значительно старше своих лет. Об этой встрече в актерской среде потом рассказывали байки.
- Давай-ка, отец, - выдавил Шукшин улыбку и поставил на стол бутылку водки, - за ради знакомства...
- Не пью-с, - почему-то вырвалось у Рыжова старомодное «с» и тут же он виновато защебетал в свое оправдание, дескать, были и мы... ха-ха.
- Тогда кури! - уже суровее пригласил к общению Шукшин и чиркнул спичкой.
- Не курю-с, - опять выскочило «с» у Рыжова, и он снова «зачирикал»...
Глаза Шукшина презрительно сузились. Он пожевал папиросу, налил себе, выпил и многозначительно крякнул: баба ты, мол, а не мужик! Рыжов заботливо предложил ему закуску.
- Пошел ты!.. — бросил тот, как выругался, и хлопнул дверью.
Наступил вечер. Рыжов уже спал — вернее, делал вид, что спал. Вернулся Шукшин и внимательно посмотрел на стоящие рядом пакет молока, початую днем бутылку, на румяного соседа, и скривился.
- Интеллигент! - процедил он сквозь зубы и сплюнул. - Тоже мне... Кадочников!
Потом Шукшин часто обзывал Рыжова словом «интеллигент» и поизносил его с отвращением, вроде «тунеядец» или еще похлеще.
Однажды он застал напарника в номере, когда тот благостно поглощал кефир, и опять наградил его обидной кличкой. На что Рыжов не выдержал, обиделся и взорвался:
- Какой я тебе интеллигент?! Я родился в деревне!
Шукшин опешил, но, как петух, принял бойцовскую стойку.
- А лошадь сможешь запрячь?
- Да уж не хуже тебя, - в гневе продолжал Рыжов, - тоже мне... крестьянин!
- А ну, докажи, - подхлестнул Шукшин. - Я - лошадь, запрягай!
Рыжов с ходу включился в игру. Он по-деловому согнул обидчика и принялся снаряжать воображаемой сбруей. Седелка, подпруга, хомут, дуга быстро заняли свое место. Рыжов стал затягивать супонь да так вошел в раж, что когда «лошадь» покачнулась, осадил:
- Тпр-р-р-у, Васька, стоя-а-а-ть! - и по инерции употребил пару ласковых простых деревенских выражений.
Шукшин аж поперхнулся от неожиданности, но замер как вкопанный.
А конюх тем временем пристегнул вожжи, и хлопнув ими, послал:
- Н-н-о, н-н-о! Васька!
Шукшин чуть замешкался и сразу получил удар под зад:
- Пошёл, глухая тетеря!
Василий рухнул на кровать и зашелся от смеха. Рыжов смотрел на него, как на чокнутого.
Потом они обнялись и... стали друзьями.
Настолько близкими друзьями, что Василий Макарович снимал Ивана Петровича практически во всех своих фильмах. В том числе в роли добродушного проводника в «Печках-лавочках» и вредного старика-тестя в «Калине красной».
polzam.ru
Иван Рыжов "Кащей Бессмертный"
Иван Рыжов в фильме "Сказание о земле Сибирской"
Иван Рыжов "В тылу врага"
"Муму"
"Тени исчезают в полдень"
"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил"
"Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"
"Долгая дорога в дюнах"
Нина Никольская - жена Ивана Рыжова
Иван Рыжов ушёл из жизни 15 марта 2004 года в московской больнице. По рассказам дочери это произошло по халатности медперсонала, отец упал и порезал руку. Ему вовремя не оказали помощь и он потерял много крови. Панихида проходила не в Доме кино, как бывало с другими известными актёрами, а в больнице имени Боткина, в которой его не стало. Там же, в маленьком храме при больнице прошло отпевание. Проститься с актёром пришли только родственники и несколько деятелей искусства. Но он ведь и сам был на редкость скромный человек...
Похоронен актёр на 25-м участке Перепечинского кладбища рядом с могилой жены Нины Никольской (1918-2003).
Заслуженный артист РСФСР (4.09.1974).
Народный артист РСФСР (25.07.1980).
Фильмография -
1939 — Кубанцы — есаул Сорока
1940 — Брат героя (фильм, 1940) — шофёр Марченко
1941 — Первопечатник Иван Фёдоров — юродивый
1943 — Мы с Урала — Иван Дмитриевич
1944 — Кащей Бессмертный — добрый молодец
1944 — Кутузов — Николай Николаевич Раевский
1947 — Сказание о земле Сибирской — дежурный на аэродроме и лесосплавщик
1947 — Рядовой Александр Матросов — солдат, ведший протокол на партсобрании
1947 — Поезд идёт на восток — пассажир в очереди у телеграфного окошка
1952 — Ревизор — Свистунов
1953 — Вихри враждебные — солдат (нет в титрах)
1953 — Случай в тайге — житель охотничьего посёлка
1953 — Чук и Гек
1954 — Море студёное — Петруха
1954 — Чемпион мира — Козырев, председатель колхоза «Заря»
1955 — Крушение эмирата — член президиума (нет в титрах)
1955 — Матрос Чижик — матрос
1956 — Илья Муромец — начальник конной стражи
1956 — Драгоценный подарок
1956 — Крутые горки
1956 — Море зовёт
1957 — Дело было в Пенькове — колхозник на телеге
1957 — Лично известен — проводник через финскую границу
1957 — Отряд Трубачева сражается — партизан Яков Пряник
1958 — Тихий Дон — Харлампий Ермаков
1958 — Юность наших отцов — Кубрак
1959 — Всё начинается с дороги — Авдеич, член бригады дорожников
1959 — Муму — Гаврила
1960 — Алёшкина любовь — Волков
1960 — Девичья весна — вахтёр на заводе
1960 — Чудотворная — директор сельпо Мякишев
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки — атаман, которого Вакула просил взять его с собой к царице (озвучивание, играет Алексей Смирнов)
1961 — Евдокия — Иван Егорович Шестёркин
1961 — Командировка — ветеринар
1962 — Бей, барабан! — директор школы
1962 — Павлуха — Чуркин
1962 — Монета — молочник
1963 — Синяя тетрадь — крестьянин
1963 — Им покоряется небо — инспектор полётов
1963 — Понедельник — день тяжёлый — гардеробщик Прохоров
1963 — Самый медленный поезд — старик
1963 — Фитиль (эпизод «Дорогое время») — служащий конторы (нет в титрах)
1963 — Юнга со шхуны «Колумб» — Стах Очерет
1963 — Это случилось в милиции — отец жениха на свадьбе (нет в титрах)
1964 — Ко мне, Мухтар! — капитан милиции
1964 — Верьте мне, люди — завхоз в Большом доме на Литейном
1964 — Живёт такой парень — заведующий нефтебазой
1964 — Сказка о потерянном времени — прораб на стройке
1964 — Зелёный огонёк — Василий Степанович, командированный
1964 — Одиночество — Ишин
1965 — Рано утром — Дмитрий Дмитриевич
1966 — Весёлые расплюевские дни — дворник Пахомов
1966 — Маленький беглец — Трофимыч
1966 — Серая болезнь — эпизод
1966 — Формула радуги — Петя, пьющий отдыхающий
1967 — Разбудите Мухина! — сенатор, директор, монах
1967 — Шестое лето
1967 — Стюардесса — пассажир
1968 — Армия «Трясогузки» снова в бою — старик
1969 — Дорога домой
1969 — Песнь о Маншук — комбат Самойлов
1969 — Угрюм-река — отец Ипат
1969 — Эхо далёких снегов
1969 — Преступление и наказание — старший красильщик
1970 — Один из нас — Пантелеймон Ксенофонтович Осипов, сотрудник склада, изменник Родины, из «бывших»
1970 — Серебряные трубы
1970 — Украденный поезд — механик самолётов
1970 — Шаг с крыши — казак Круговой
1971 — Тени исчезают в полдень — Андрон
1971 — Антрацит — дед Марченко
1972 — Включите северное сияние — капитан порта
1972 — Печки-лавочки — проводник поезда
1972 — Укрощение огня — Завхоз Алексеич на военном заводе
1972 — Большая перемена — начальник отделения милиции
1972 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — главный редактор газеты «За рыбную ловлю»
1973 — Совсем пропащий — Богс
1973 — Калина красная — отец Любы
1973 — Неисправимый лгун — старший мастер
1973 — Чиполлино — мастер Виноградинка (озвучивание, играет Виктор Колпаков)
1973 — Капля в море — пожарный
1973 — Облака
1974 — Жребий
1974 — Три дня в Москве — Пётр Семёнович Степанов, старший лейтенант милиции
1974 — Романс о влюблённых — Василий Васильевич
1974 — Иван да Марья — царь Евстигней XIII
1974 — Соколово — полковник Билютин
1975 — Когда наступает сентябрь — генерал медицины
1975 — Победитель
1975 — Что с тобой происходит? — Пал Палыч
1976 — Преступление — Иван Прокофьевич Квитко, потерпевший
1976 — Дни Турбиных — лакей Фёдор
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Гаврила Афанасьевич Ртищев
1976 — Солнце, снова солнце
1977 — Белый Бим Чёрное ухо — председатель домкома
1977 — Где ты, Багира? — Василий Кузьмич
1977 — Журавль в небе
1977 — Позови меня в даль светлую — дед
1977 — Трясина (первоначально фильм носил название «Нетипичная история») — поп
1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — председатель колхоза Леопольд Васильевич
1978 — Кот в мешке — дед Тимоня
1978 — Пока безумствует мечта — Тихоныч, механик летательных аппаратов
1978 — Торговка и поэт
1978 — Целуются зори — Николай Иванович
1979 — Дюма на Кавказе — солдат Ерофей
1979 — По следу властелина
1979 — Цыган — директор конезавода, отставной генерал
1979 — Экипаж — дед Тамары, старый друг Тимченко
1980 — Долгая дорога в дюнах — Митрий Акимыч
1980 — Тихие троечники — дед Никифор
1980 — Каждый третий
1980 — Огарёва, 6 — портной Иван Косых
1980 — Дамы приглашают кавалеров — Сурэн (озвучивание роли Г. Черчерики)
1980 — Незваный друг — Пётр Кузмич Петухов
1980 — Амнистия / Троянский конь — Яков Фомич, директор фабрики
1981 — Отставной козы барабанщик — Дед Лопата
1981 — Яблоко на ладони
1981 — Было у отца три сына — дед Настасьи
1982 — Однолюбы
1982 — Оставить след — Захарушкин
1983 — Карантин — Петрович
1983 — Ураган приходит неожиданно
1984 — Герой её романа
1984 — Зудов, вы уволены!
1984 — Тихие воды глубоки
1985 — Возвращение Будулая — директор конезавода, отставной генерал
1985 — Город невест
1985 — Дикий хмель
1985 — Утро обречённого прииска — Гаврила Афанасьевич
1986 — Скакал казак через долину
1987 — Байка — дед Вася
1988 — Ёлки-палки! — дед
1988 — Француз — эпизод
1989 — А был ли Каротин? — нэпман Иоанн Городской
1991 — Крысы, или Ночная мафия
1991 — Царь Иван Грозный — Мельник-колдун
1992 — Преступление не будет раскрыто
1993 — Дедушка хороший, но… не говорит куда спрятал деньги
1994 — Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина — дед Шапкин
1995 — Орёл и решка — Тимофеич
1995 — Пионерка Мэри Пикфорд
Актёр Иван Рыжов, который всю жизнь играл простых мужиков и тружеников, ушел из жизни, истекая кровью в больнице, в ожидании, пока ему сделают перевязку.
Иван Рыжов. «Калина красная», 1974 г. © / Кадр из фильма
Народный артист РСФСР Иван Рыжов родился 25 января 1913 года в деревне Зелёная Слобода Московской губернии, ныне Раменского района. Семья была бедной, все детство и юность Иван трудился от рассвета до рассвета вместе с родителями-крестьянами. «Вспоминаю тридцатые годы — катастрофически тяжелый период: у нас все отобрали, а семья была большой, — рассказывал в интервью актёр. — На земле трудились в полную силу. Дом — двойной, специально выстроенный под многодетную семью — забрали под избу-читальню, под танцы. Потом, правда, отдали: один из братьев был в Красной Армии (семья красноармейца не подлежала раскулачиванию). Но, кроме дома, так ничего и не вернули».
Повзрослев, Рыжов стал колхозным бригадиром. Но мечта у парня была другая — стать артистом. Узнав, что проходят экзамены в училище при Театре Революции (ныне Театр имени В. Маяковского), Иван решил испытать судьбу.
«Деревня наша находилась в тридцати километрах от большой дороги. Но меня трудности не пугали. Так что в день экзамена я надел кирзовые сапоги, свой лучший серенький костюмчик, праздничную косоворотку, — со смехом вспоминал артист тот период своей жизни. — Напялив модный тогда картуз с лаковым козырьком, взглянул на себя в зеркало: «Эх, как я шикарно одет!» И по бездорожью, под проливным дождем отправился на железнодорожную станцию... Когда приехал в Москву, невозможно даже описать, на кого я был похож: грязный, мокрый, раскисший... Открыл дверь в театр и увидел очаровательных, выутюженных, как мне показалось, очень красивых юношей и девушек. Поняв, что мне тут не место, решил спрятаться от позора за колонну. Но тут вдруг выкрикнули мою фамилию. Я никогда до этого не видел, как читают стихи. И стал, читая, «грабастать землю руками», а потом и вовсе встал на колени, ползаю по полу и «щупаю землю». Комиссия хохочет... Я остановился, осмотрелся и говорю: «Ну, чего вы ржете?». Они захохотали пуще прежнего. Так я ползком дочитал, встал и думаю: «Все, сейчас выгонят».
На самом деле в тот момент Рыжов и не знал, что его не только примут в училище, но и по окончании определят в труппу Театра Революции.
Внешность и крестьянская закалка определили амплуа артиста: всю жизнь Рыжов играл простых деревенских мужиков, добрых дедушек. Впрочем, своих героев он не играл, а проживал их жизни. Будучи сам из народа, он как никто другой понимал, как нужно играть деревенских персонажей. Житейский опыт, приобретенный в докиношной жизни, очень помогал на съемках.
«Если нужно, смогу и сеять, и косить, и пахать... — вспоминал потом Рыжов. — Была такая картина режиссёра Николая Розанцева «Крутые горки» — герои в фильме должны были косить. Все артисты говорили, что они умеют, один я промолчал. Пока не был занят по роли, режиссер меня отпустил со словами: «А ты репетируй...» И я с деревенскими ходил на покос. И когда наконец приступили к съемкам, выяснилось: один я и умел косить. И такая великолепная сцена получилась!»
Особенно любил Рыжова другой деревенский гений — знаменитый актер и режиссёр Василий Шукшин, который во все свои фильмы приглашал Ивана Петровича.
Рыжов сыграл у Шукшина заведующего нефтебазой в фильме «Живёт такой парень», проводника поезда в комедии «Печки-лавочки», отца героини Лидии Федосеевой-Шукшиной Фёдора Байкалова в «Калине красной».
Хотя, надо сказать, при знакомстве Шукшин и Рыжов друг другу не понравились. А потом поняли, как много в их жизнях похожего и стали друзьями не разлей вода на всю жизнь. Съёмки «Калины красной» проходили в Вологодской области. Вся группа добиралась в местечко под Белозерском на автобусе, а Рыжов ходил пешком много километров, любуясь восходом солнца. Перед очередным таким «походом» к Ивану Петровичу подошёл Василий Макарович и сказал, что хочет пройти вместе с ним. Настроение у Шукшина была мрачное, поэтому Рыжов решил не докучать режиссёру разговорами. Так и шагали несколько километров в полном молчании. Когда дошли до места съемок, Василий Макарович преобразился и радостно улыбался. Жена Шукшина Лидия Федосеева-Шукшина спросила мужа: «Вижу, грозовые тучи разошлись. Кто тебе так настроение поднял?» А Шукшин ответил: «С Рыжовым пообщался!»
«Калина красная», 1974 г. Кадр из фильма
Впрочем, сам Иван Петрович о дружбе с Шукшиным не распространялся и после смерти Василия Макаровича на вопросы журналистов отвечал коротко: «Мы никогда о дружбе не говорили... Настоящие мужчины о дружбе не говорят».
В общей сложности Иван Рыжов сыграл в 140 фильмах, его по праву можно отнести к самым снимаемым артистам советского кино. Персонажи его практически никогда не были главными, но роли свои Рыжов играл так, что забыть его героя было невозможно. Среди режиссёров Иван Петрович считался лучшим «эпизодником» страны. Больше всего запомнились зрителям его отец Ипат в «Угрюм-реке», Андрон Овчинников в теленовелле «Тени исчезают в полдень», царь Евстигней XIII в сказке «Иван да Марья», домоуправ Пал Титыч в драме «Белый Бим Чёрное Ухо», председатель колхоза в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова», Гаврила Афанасьевич Ртищев в «Сказе про то, как царь Пётр арапа женил».
Ему нравилось создавать необычные образы: «В «Иване да Марье» — моем любимом фильме-сказке — я играл этакого недотепистого царя. Пробовались на эту роль два артиста: я и Дуров. Утвердили меня. Снимался с удовольствием. Да и все остальные тоже — сказка уж больно хороша!»
«Иван да Марья», 1974 г. Кадр из фильма
Воплощая на экране добрых, душевных людей, Рыжов и в жизни был таким. Очень любил свою семью, женился в молодости он раз и навсегда. Его жена Нина закончила театральное училище, но потом отучилась в инязе и стала преподавать английский язык.
«Я как-то сказал ей: «Ниночка, если я скажу, чтобы ты выходила за меня замуж, ты не выходи, – вспоминал Рыжов. — Я плохой: бабник и пьяница...» (У меня была такая тактика – наговаривать на себя.) И вот как-то она и говорит: «Да врете вы все про себя! Вы — хороший...» Сначала мы жили, не расписываясь. А когда во время войны студию эвакуировали в Сталинабад (Душанбе) и я сказал, что еду с женой, все очень удивились — никто не знал, что мы с Ниной вместе живём. Так что 6 июля 1941 года мы уже официально соединились. Поженились — и оказалось, что я хороший муж. Я верил, что и другие живут так же дружно, как мы с Ниной. Но прошло время, и другие разошлись или очень сильно ругались. А мы... Нина хорошая! Такая хорошая, что если бы пришлось жить еще раз — женился бы только на ней. Правда! Когда появилась дочка Татьянка, это сплотило нас еще больше».
Жена Ивана Рыжова Нина Никольская в роли Нины Чавчавадзе в фильме «Лермонтов», 1943 г. Кадр из фильма
У них было настолько уютно дома, что к Рыжовым постоянно захаживали гости прямо без предупреждения. Шукшин приходил и с порога говорил: «Дай супчику». Хорошо готовил и сам Рыжов, особенно ему удавались щи.
Когда супруга заболела, Рыжов несколько лет не отходил от постели любимой, самоотверженно ухаживая за ней. Пережил жену Иван Петрович всего на год. Смерть его была, по воспоминаниям дочери актёра, нелепой. Артист порезал руку, его отвезли в больницу, но помощи там вовремя не оказали, пришлось очень долго ждать. В итоге кровопотеря оказалась несовместима с жизнью. Никто из персонала больницы не узнал в старике, истекающем кровью, звезду советского кино. А сам он, будучи скромнейшим человеком, о своих регалиях и звании народного артиста не упоминал.
aif.ru
Ольга Шаблинская