К 70-летию ПОБЕДЫ. Летчики Великой Отечественной войны.
К 70-летию ПОБЕДЫ. Летчики Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны советские летчики громили фашистов несмотря на тяжелейшие травмы.
«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого открыла миру непревзойденное мужество и волю русского характера. Но на самом деле изувеченных советских летчиков было 16.
Леонов Иван Антонович
Иван Леонов родился зимой 1923 года в Брянской области (тогда еще она называлась губернией). И был, что называется, «последышем» - так на Руси называли ребенка, ставшего в семье тринадцатым. После семилетки он окончил железнодорожное училище. И некоторое время работал в депо. Но паренька манило небо, и он пошел в авиаклуб Осоавиахима. А весной 1941-го его призвали в армию. Летные навыки пригодились молодому солдату – с началом войны его отправили на учебу в Армавирскую школу пилотов, а затем – служить на Дальний Восток. После переподготовки в Арзамасе в 1943 году он, пилот «Ла-5», попал на Курскую дугу, где в воздухе сходились в смертельной битве тысячи самолетов одновременно! Как вспоминает сам герой, бои шли в два, а то и в три яруса. В июле он был сбит. Ранение оказалось тяжелейшим: снаряд от вражеской авиапушки попал в бронеплиту, осколком которой Леонову разворотило плечо.
Самолет же превратился в пылающий факел, и пилот с криком «Господи, помоги!», выпрыгнул из кабины. Получив от фашиста еще и пулю, когда уже спускался на парашюте, Иван плюхнулся в яму с водой на ничейной полосе. А рядом… приземлился невредимым немецкий летчик, самолет которого он только что сбил в воздухе. Понятно, что с двух сторон тут же начались попытки спасти своих. «Это был настоящий ад, - вспоминал впоследствии ветеран. – Даже «Катюши» ударили, отсекая фашистскую пехоту, кинувшуюся спасать своего немца. А что такое реактивные минометы, все хорошо знают. В общем, вынесли меня, а немца, который открыл огонь по нашим, убили». Ивана Антоновича прооперировали: ампутировать пришлось не просто руку, но и весь плечевой сустав, в том числе и лопатку.
После выздоровления он и не думал оставлять небо. Всеми правдами и неправдами убедил кадровиков оставить его в строю. Сначала Ивана Леонова отправили на должность офицера наведения в одну из частей. Но с течением времени ему удалось встретиться с легендарным летчиком Михаилом Михайловичем Громовым, командовавшим на тот момент воздушной армией. И не просто поговорить, но и убедить командующего разрешить ему вернуться на летную службу: генерал лично назначил его пилотом самолета связи. Позже вместе с однополчанином он разработали макет дюралюминиевого протеза. Управлял герой самолетом одной рукой. А пилотировать самолет таким образом – задача весьма не простая.
На счету Ивана Леонова 8 вражеских самолетов и 110 боевых вылета, половину из которых он совершил уже без руки. В 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно – в госпитале что-то перепутали и записали его в число погибших. А он воевал и только в 1947 году был уволен из рядов РККА по инвалидности.
Весельчак и очень открытый человек, кавалер множества орденов и медалей, Иван Антонович любит жизнь. Он женился, родил двух дочек, усыновил еще трех и двух мальчиков. В молодости гонял на мотоцикле, будто и не было страшной ампутации. А водительский стаж его составляет более полувека. В 1995 году о необычном ветеране вспомнили и присвоили ему Звезду Героя России. Иван Антонович до сих пор жив и проживает в Туле, где его называют «тульским Маресьевым». А имя его по понятным причинам занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Осенью 1941-го летчик Григорий Кузьмин атаковал армаду фашистских бомбардировщиков, уничтожив два из них, но вынужден был приземлиться на занятой немцами территории. Героя спрятали у себя колхозники, но, увы, стараниями полицаев и гестапо он был обнаружен и помещен в концентрационный лагерь, из которого, правда, вскоре бежал. Партизанил, потом был переправлен на Большую землю, где выяснилось, что ноги его обморожены и нужна срочная ампутация ступней. Григорий Павлович добился возвращения в строй и воевал с большим успехом: на его счету десятки единиц бронетехники и автомобилей, 22 вражеских самолета, живая сила противника, и многое другое. Все это он уничтожил, совершив 278 боевых вылета. Весной 1943-го ему вручили Звезду Героя. А вскоре он трагически погиб: во время очередного боя его самолет, подбитый немецким асом, загорелся. Но Кузьмину удалось покинуть его. Однако парашют тоже охватило пламя, и он сгорел еще в воздухе, погубив Григория Павловича.
К концу войны совершил 157 боевых вылетов. Уничтожил и повредил танков и бронетранспортёров — 76, железнодорожных эшелонов — 6, большое количество автомашин, телег с грузом и живой силой, составов с боеприпасами и продуктами, вывел из строя 18 дотов, разрушил 4 моста, сжёг на аэродромах 9 самолётов врага и сбил в 24 воздушных боях — 5 самолётов.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы всех 3-х степеней; медалями.
Мы часто вспоминаем своих героев, и в нашей истории есть немало славных страниц. Но то, как воевали люди, которых практически списали, то, какую волю они проявляли для того, чтобы вернуться в строй, не поддается нормальному человеческому осмыслению. Понятно только одно: пока в России есть такие герои, завоевать ее невозможно.
Ира, Большое Спасибо!
https://www.youtube.com/watch?v=i7vc204TXxk
ПОКРЫШКИН.....
В истории Отечества всегда были, есть и будут люди-легенды.
Таков Александр Иванович Покрышкин, которого президент США Ф. Рузвельт, выступая в Конгрессе, назвал лучшим летчиком-истребителем Второй мировой войны.
Tatiana пишет:
Таня, Спасибо большое за отличное дополнение! Преклоняюсь пред людьми военного поколения. Светлая память ушедшим! Доброго здравия живущим ветеранам!
Тебе, Танечка, доброго дня!
Irina_V пишет:
Преклоняюсь пред людьми военного поколения. Светлая память ушедшим! Доброго здравия живущим ветеранам!
Присоединяюсь к твоим словам, Ириша, потому что думаю абсолютно так же
МАРЕСЬЕВ А. П.
https://www.youtube.com/watch?v=Mv2hSTq2me
Легендарный лётчик Алексей Маресьев широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Первый боевой вылет совершил 23 августа 1942 в районе Кривого Рога. Несмотря на инвалидность после известного случая вернулся в небо и успешно воевал совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7, после ранения и ампутации ног.
Иван Никитич Кожедуб
А Иван Никитич Кожедуб мог бы похвастаться 64-я воздушными победами, на две больше, если бы…Дело в том, что в самом конце войны, в небе над Берлином, наши самолеты были внезапно атакованы американскими истребителями, и несколько было сбито. Иван Никитич, не думая о последствиях, поднял в небо свою эскадрилью и лично сбил двух «американцев». После этого инцидента все ожидали международного скандала, но его не случилось. Благополучно приземлившиеся на парашютах американские летчики с ужасом рассказали, что их атаковали немецкие самолеты с огромными крестами. У страха, как говорится, глаза велики.
Но это была не последняя война Ивана Никитича Кожедуба. Через несколько лет он вновь встретился с американскими летчиками, но уже над небом Кореи. Его назначили главнокомандующим нашей военно-воздушной группировкой, расположившейся на аэродромах восточного Китая. Эта была странная война. Даже Китай в ней официально не участвовал. Только китайские добровольцы, миллион из которых погибло. А Южную Корею поддержали США, Австралия и еще с десяток стран, направивших на корейский полуостров свои войска. Советские же летчики вообще носили корейскую военную форму, и даже во время воздушного боя им предписывалось переговариваться по корейски. Однако в бою все забывалось и слышалась только русская речь, а точнее – русский мат.
Ивану Никитичу было строжайше запрещено самому участвовать в боях. Но кто же удержит на земле такого человека. И, как впоследствии выяснилось, он садился в самолет при первом удобном случае и лично сбил 17 американских самолетов. Хотя и сам был один раз сбит, и приземлился на парашюте на нейтральной полосе. Китайские добровольцы сумели спасти его от плена.
Но самый значительный и далеко идущий по своим последствиям случай произошел еще в начале войны, в апреле 1951-го года. Именно тогда Иван Никитич поднял в воздух 44 «Миг-15» и атаковал 48 американских «Б-29» (летающие крепости) в сопровождении 90-а истребителей. Двадцать пять летающих крепостей было сбито. Многие военные аналитики считают, что этим была предотвращена ядерная война, которую американцы планировали начать не позднее 1953-го года. Однако ввиду того, что основной на тот момент носитель ядерного оружия показал свою полную неэффективность, Вашингтон отменил свое решение.
После окончания корейского конфликта, воюющие стороны остались каждая при своем. Если не считать более 2-х миллионов человек – солдат воюющих армий и мирных жителей, навеки упокоившихся на негостеприимных корейских полях.
Что же касается авиационных потерь СССР и США, то они составили:
СССР: 335 самолетов.
США: 1097 самолетов.
Вот еще...добавлю немного, хорошо?:)
Лучший летчик 1941 года
Чуносов Михаил Егорович родился в 1912 году в большой крестьянской семье. Уроженец села Ярлуково, Грезевского района Липецкой области. Работал слесарем на воронежском заводе имени Дзержинского. После рабочей смены бежал в вечернюю школу – без аттестата зрелости в авиационное училище не принимали. Одновременно занимался в планерной школе.
В 1934 году М. Чуносов поступил в Энгельсскую военную авиационную школу. Там, в Саратовской области парень научился не просто летать, а летать вдохновенно, точно, талантливо. Командование оставило его в училище на должности инструктора.
В 1940 году он был направлен в сводный авиаполк, сформированный при вновь образованной Военно-воздушной академии, базировавшийся в знаменитом Монино. Здесь он познакомился с другим сильным лётчиком – К.Г. Пепеляевым – старшим братом Е.Г. Пепеляева – лучшего аса реактивной авиации.
С началом войны, при личном участии И.В. Сталина был сформирован 402-й истребительный авиационный полк, укомплектованный лучшими лётчиками, в том числе и лётчиками-испытателями. Командовал полком выдающийся лётчик-испытатель, впоследствии Герой Советского Союза П.М. Стефановский. Элитные летчики охраняли небо Москвы. Вместе с десятком других известных лётчиков в полк были направлены М. Чуносов и К. Пепеляев. Вскоре полк вылетел в район станции Идрица Псковской области.
В одном из июльских боёв самолёт Константина Пепеляева был сбит неожиданным ударом неприятельского истребителя из-за облаков и упал в Ильмень-Озеро...
3 июля 1941 года старший лейтенант Чуносов одержал свою первую победу, сбив двухмоторный бомбардировщик Ю-88.
Командир полка Петр Стефановский посвятил своему лётчику несколько строк:
«7. 07. 1941 г. в 15.00 в районе Невель старшим лейтенантом М.Е. Чуносовым сбит Ме-110… В упомянутом бою самолет Чуносова получил несколько пулевых пробоин. Старший лейтенант – замечательный воздушный боец.
Редко проходит день, чтобы Чуносов не вел воздушного боя, который обычно заканчивается его победой.
Так, 8 июля в 10.30 в районе Великих Лук сбил Ме-110, а в 14.00, ведя бой с Ю-88, сбил и этого, но и сам в результате полученных повреждений совершил вынужденную посадку. 10 июля сбил До-217».
Всего за неделю боёв этот выдающийся лётчик сбил 7 двухмоторных самолётов противника: 3 Ю-88; 2 До-217 и 2 Ме-110.
В середине августа газета Северо-Западного фронта «К Победе» под заголовком «Изучайте и умножайте боевой опыт! Бейте и разите врага так, как старший лейтенант Михаил Чуносов!» опубликовала интервью с летчиком. К этому времени на боевом счету Михаила Егоровича уже девять сбитых немецких самолетов.
«Смелее драться – лучше выходит… Нужно сближаться незаметно для врага и, не дав ему опомниться, разить в самое сердце… Я всегда спрашивал у старых летчиков об их боевом опыте, изучал его. Это во многом помогло мне в боях с коварным врагом. Нужно бить врага, где только он появляется, и бить решительно, беспощадно, насмерть».
В одном из июльских боёв вражеский снаряд попал в переплёт кабины чуносовского «мига». Один из мелких осколков снаряда попал лётчику в глаз, который перестал видеть. Однако Чуносов не доложил командованию о ранении, а внешне оно было незаметно, и продолжал летать на задания. «Прогоним фашистов – быстро вылечимся», - говорил он своим самым доверенным товарищам. Конечно, управление истребителем для человека лишившегося бинокулярного зрения было сложной задачей, что говорить о ведении боя?..
15 июля 1941 года командование полка представило Чуносова к ордену Ленина.
Он был сбит в воздушном бою 16 августа 1941 года.
--------
Их много было таких, как М Чуносов, героев-летчиков...Вечная Им Память потомков...
Ахтунг! - значит Атас! Летчикам ВОВ
ЛЕТЧИКАМ ВОВ.
Ветер рвет облака.
Нам с тобою пока
Целый час до разведанной цели.
Мы молчим сквозь эфир.
На ладони весь мир.
Лишь моторы поют свои трели.
Мессершмиты!
Ла-пятки ушли на пике,
На себя огонь вызывают.
Наша цель вдалеке,
Нам бы, нам налегке,
Но зенитки нам,гады , мешают!
Справа взрыв.
Я в дыму!
Но тяну, как могу:
Две минуты всего лишь до цели
А потом, все равно…
Обернулся в окно
Cзади мессер зашел,
Неужели.........
Ручку вниз! Полный газ!
А мы видели вас!
И зенитки в упор. Мимо!
Мимо!
Ахтунг! –значит Атас!
Ахтунг!
Эс Вас ист Дас?
Сброс!
И бомбы уходят лавиной.....
Даже вижу уже,
Как петляют там зайцами фрицы.
Мой ревет пулемет.
Кто -то матом орет:
УХОДИ!!
Я уйду...
Будем живы!
А куда уходить?
Если Ил мой подбит!
И последняя песня мотора.
Разворот вдоль шоссе,
Выхожу на глиссе
За спиною горит родной город.....
Стела,
Винт и горнист.
Здесь погиб коммунист
Летчик-ас, штурмовик
Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили
ужас на немцев. Широко известным стал возглас "Ахтунг! Ахтунг! В
небе Покрышкин!". Но Александр Покрышкин был не единственным
советским асом. Мы вспомним самых результативных.
Иван Никитович Кожедуб
Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета. Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться. Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» — заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами - «любой неизвестный самолет — враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.
Александр Иванович Покрышкин
Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом. Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам. Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели». Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.
Николай Дмитриевич Гулаев
Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде. В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе. Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.
Григорий Андреевич Речкалов
Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны. Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно. Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.
Георгий Дмитриевич Костылев
Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион. Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе. Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!». В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство. Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.
Маресьев Алексей Петрович
Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии. В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо. Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.
Попков Виталий Иванович
Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов. Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе. В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.