К 70-летию Виктора Степанова. Лучшие роли
Крепкое телосложение актера позволяло не только получать интересные роли, но и играть их одновременно в большом количестве. Однажды Виктор Степанов снимался одновременно в 11 картинах.
Михайло Ломоносов (1984), Михайло Ломоносов — главная роль
Роль в фильме «Михайло Ломоносов» принесла Степанову широкую известность, которая порой приводила к необычным ситуациям. Однажды, когда Степанов в одной из театральных комедий играл любовника главной героини, появляясь по ходу действия из шкафа, при его первом появлении зал вздохнул, и раздался громкий возглас: «Ну, Михайло Васильевич, вы и даете!». Степанов поклонился публике и впоследствии любил вспоминать этот случай.
Холодное лето пятьдесят третьего...(1987), Манков — главная роль
Людям при власти в картине отведена особая роль. Милиционер Манков, роль которого исполнил Виктор Степанов, по замыслу режиссера и сценариста, составляет хребет власти, ее совесть. Степанова режиссер когда-то "выудил" на роль Ломоносова в Тамбовском драматическом театре. В "Холодном лете..." Виктор играет человека низовой ступени власти, но очень крепкого и выносливого.
- Персонаж Степанова характеризует нашу страну, которая и выживает лишь благодаря запасу внутренней силы, - говорит режиссер Александр Прошкин
Дежа вю (1989), роль - Петро Мусиевич Кривонощенко
1925 год. Мафия чикагских подпольных, в эпоху сухого закона, торговцев спиртным (бутлегеров) потерпела едва ли не крах из-за предательства Микка Нича. Теперь его должен уничтожить киллер Джонни Поллак, который добирается аж до Одессы, где Микита Ничипорук (бывший Нич) открыл "великий самогонный путь". Американский киллер, изображая профессора-энтомолога, ищет предателя в кипучем городе, пребывающем в загуле НЭПа (новой экономической политики), и становится… почетным гостем Советской России… Приспешники Микиты объявляют американцу войну, а он, "задушенный" гостеприимством, замученный расстройством психики, даже не подозревает, что попал в сети советских правоохранительных органов
Последнее дело Варёного (1994), Василий Варенцов ("Варёный") — главная роль, профессиональный вор
Молодой экспедитор узнает, что под видом перевозок детского питания его фирма занимается контрабандой наркотиков. Он решает разобраться в этом деле и начать борьбу с мафией, обратившись за помощью к профессиональному вору по кличке Вареный.
Ермак (1996), Ермак Тимофеевич — главная роль, казачий атаман, завоеватель Сибири
В киноленте «Ермак» Виктор Степанов сыграл завоевателя Сибири - Ермака. Съемки проходили очень тяжело для артиста - лошадь понесла актера в поле, и он в кольчуге и шлеме упал с коня, травмировав во время падения позвоночник, и сломал ногу. После этого у Виктора Степанова начались проблемы со здоровьем – он стал плохо ходить. Ему была сделана операция, в ходе которой в кость ноги ему был вживлен металлический штырь. Однако, несмотря на травму и сильные боли, актер не прекратил своего участия в съемках фильма, он снимался в крупных планах, в остальном его заменял дублер. Во время съемки эпизода гибели Ермака с дублером Степанова произошла техническая накладка, и Степанову пришлось снова сниматься самому, хотя раны на ногах у него еще не зажили. Эпизод был снят, но от нагрузки во время съемки сломался металлический штырь в ноге актера. После завершения работы актер упал на землю и заплакал от боли.
Чистилище (1997), Суворов Виталий Николаевич — главная роль, полковник
Его полковник в «Чистилище» Александра Невзорова бросал спецназовцам ГРУ удивительные для этой «нашенской» ленты слова: «Ну, вы, ребята, головорезы. Хуже чеченцев».
Умер в Киеве 26 декабря 2005 года. Похоронен на кладбище в Берковцах (Киев).
А здоровый какой был. И добрый. как все богатыри. Мне пришлось в каком то спектакле статистом поучаствовать. с баяном я ходил по сцене с какими то мужиками. Один был ну очень внушителен Тамбовский театр драмы в Мичуринск приезжал. Я в этом городе жил и работал в школе искусств. Это было в середине 80х г. В Мичуринске хороший драматический театр. с дореволюционной историей. " театр разумных развлечений" так он назывался.
К слову будет сказано В. Степанов закончил в начале 70х филиал Тамбовского института культуры. режиссёрский факультет.
А я вспоминаю фильм-Холодное лето 53-последняя роль великого Папанова.....
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.
Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически.
Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
После смерти Сталина была объявлена амнистия заключенным, в результате чего из тюрем и лагерей было выпущено большое количество уголовников, которые, оказавшись на свободе, продолжали жить по своим воровским законам.
Маленький северный рыбацкий поселок, власть в котором представлял участковый милиционер Манков (Виктор Степанов) .....
Фильм замечательный, захватывающий....посмотрела его(когда же это было-то...давно .....)и неделю ходила под впечатлением....страшное было время.
Большое спасибо, Владимир!
Надеюсь, Владимир не будет против, если я немного добавлю еще о личной жизни Виктора Степанова? Это полнее раскроет сущность замечательного Актера и Человека ....
Вдова Виктора Степанова: «Накануне смерти мужа мне приснилось, что едем с Витюшей на машине и вдруг попадаем в тупик»
Виктор Степанов стал знаменит благодаря Михаилу Ломоносову. Актеру не было еще и 40, когда режиссер Александр Прошкин пригласил его на главную роль в легендарном сериале. С тех пор мужественный образ, созданный Виктором Степановым на экране, эксплуатировался не раз. Он сыграл Петра I и Ермака, блистал на театральной сцене, в театре имени Ленинского комсомола.
В Киев российский актер перебрался из-за любви. В начале 90-х на съемках картины «Война на западном направлении» познакомился с Натальей, которая и стала его женой. Они прожили вместе 15 счастливых лет. Наталья была его музой, другом, женой, любовницей, а в последние годы — его руками и ногами. У Виктора Степанова обнаружили тяжелое заболевание — рак костного мозга. Он угасал медленно и тяжело. Всего десять дней не дожил до венчания с Натальей и четыре дня — до Нового 2006 года.
С тех пор елка в доме Степанова на Новый год не наряжается.....
«Таких мужиков, как Степанов, просто нет»
— Прошли годы ,как Витюши нет с нами, — рассказывает вдова Виктора Степанова Наталья. — Но боль от этой утраты не покидает меня по сей день
. Многие говорят: «Ты еще молодая, не ставь крест на своей личной жизни…» Но я не могу даже представить себе, что полюблю другого. Уверена, что таких мужиков, как Степанов, просто нет
Я не перестала его любить, а иногда даже кажется, что люблю еще сильнее…
Мы совершенно не замечали разницу в возрасте почти 20 лет . Казалось, были созданы друг для друга, хотя оба (и я, и Витя) имели за плечами опыт семейной жизни.
Наша встреча не имела ничего общего с любовью с первого взгляда. Помню, когда я, 20-летняя, пришла работать на Киностудию имени Довженко, на экраны только вышла картина «Ломоносов», тогда и зажглась звезда Виктора Степанова. Однажды мне дали сценарий очередного фильма, который я должна была отнести актеру Степанову в гостиницу, находившуюся при киностудии. У меня даже мысли не возникло, что это может быть тот самый Ломоносов. Помню, он открыл мне дверь полуголый, лишь обернув бедра махровым полотенцем. Я была просто в шоке.
Степанов был красив как бог: высокий, мускулистый, широкоплечий. Возможно, между нами и пробежала какая-то искра, но истинное чувство зародилось гораздо позже. Это случилось через два года, когда мы встретились в картине «Война на западном направлении», снимавшейся на Киностудии имени Довженко.
Признаюсь, я попросилась в съемочную группу из-за Степанова, тогда уже была по уши влюблена в него. Съемки проходили недалеко от Киева, в селе Девички. Мы провели там два месяца. Я зачарованно смотрела на Виктора Федоровича, но романа между нами так и не случилось.
Виктор Степанов и Наталья прожили вместе 15 счастливых лет....
Признаюсь, мне пришлось Витюшу завоевывать. Понятно, он нравился многим женщинам. В то время Степанов развелся со своей первой женой и переехал в Питер из родного Тамбова. Он служил в театре «Балтийский дом» и жил в гостинице. Своей квартиры у него еще не было.
Я работала помощником режиссера в картине Александра Муратова «Танго смерти». Муратов искал актера на главную роль, и я осмелилась предложить кандидатуру Степанова. Даже сама позвонила ему в Питер: «Не хотите на месяц приехать на съемки в Украину?» Виктор Федорович обрадовался: «В Фастов? На месяц? В разгар клубники? Конечно, приеду». Я «выбила» для него максимальную актерскую ставку — за съемочный день Степанову платили 56 рублей. С тех пор мы с Витюшей считали съемки в Фастове своим медовым месяцем.
Помню, однажды Виктор позвонил мне в Киев из Питера, сказал, что заболел гриппом. И попросил: «Любимая, прилетай, мне так плохо…» Я тут же нагрузила сумки колбасой, салом, собрала чемоданы — и к нему. Прилетаю в Питер, а у него дома друзей полным-полно. Все тут же накинулись на мою колбасу, съели ее и заявили: «Наша она, Витя, бери».
Так и началась наша совместная жизнь.
В Питере мы не прижились
Прожили там четыре года, но затем я настояла на том, чтобы мы вернулись в мой родной Киев. Степанов долго не сопротивлялся, тем более, что часто снимался на Киностудии имени Довженко. Купили квартиру, причем Витюша сказал, чтобы всеми бытовыми вопросами занималась я. Витя лишь зарабатывал деньги. А мне было так даже проще.
Когда он впервые попал в нашу отремонтированную квартиру, ахнул: «Наташенька, неужели ты все это осилила сама?»
Участок выбирала сама. Витюша всегда мечтал иметь дом на берегу реки. Это замечательное место в селе Рожны. Дом получился большой, двухэтажный, со всевозможными пристройками. По настоянию Вити мы сделали бильярдную и, конечно, баню. Он обожал принимать гостей, а потом идти в парную. В Рожнах мы жили по девять месяцев в году. Во дворе стоял стол на сорок человек! Витюша сам делал вино, наливки, а к Новому году настаивал на клюкве водочку.
Мне кажется, у мужа даже завистников не было, его любили все. Он был невероятно обаятелен и влюблял в себя в первые же минуты общения. Это был человек с солнечным характером.
Трагедия случилась на съемках картины «Ермак», когда Витюша упал с лошади и получил сильную травму ноги. Его прооперировали, поставили протез. Потом болезнь задела вторую ногу, затем руку. У него буквально рассыпались кости.
Степанов понимал, что это смертельная болезнь.
В нашем доме не принято было ничего скрывать. Последние два года для Витюши были просто невыносимыми. Его постоянно мучили страшные боли. В конце концов, он стал совершенно спокойно говорить о своей смерти. Даже попросил, чтобы домой пришел батюшка отпевать его. Сказал: «Еще никто в мире не жил вечно…»
— Несмотря на боли, Виктор Федорович продолжал сниматься до последних дней жизни.
— За месяц до смерти в картине студии «Мосфильм» играл умирающего статского советника. Ходить не мог, поэтому на съемки его несли на руках. Но, знаете, муж совершенно не испытывал каких-то комплексов. За пару недель до Нового года мы решили обвенчаться. Отец Никодим хотел провести обряд на Рождество. Витя ждал этого события, воспрянул духом и
часто повторял: «Верь мне, я постараюсь дожить…»
Но не смог.
Четыре дня он не дожил до нового 2006 года…
— В тот год елка так и осталась стоять не украшенной в нашем доме. Витюша умирал три дня, при этом четко все осознавая. Он не боялся смерти. К тому времени уже не мог даже лежать, только сидел в коляске в гостиной, в таком же положении и спал. Витюша не хотел, чтобы я занималась какими-то делами. Просил сесть с ним рядом, взять его за руку… Смотрел на меня долгим-долгим пронзительным взглядом. У меня даже не было слез, только сердце разрывалось от боли. Я лишь повторяла: «Витюша, мы должны бороться».
В день смерти утром я позвонила врачу частной клиники, в которой лечился муж, попросила прислать бригаду, потому что Витя начал задыхаться. Его забрали, положили под капельницу, ему стало немного легче. Он сказал: «Натулечка, иди домой, отдохни…» Я обняла его крепко-крепко и ушла. Иду, а ноги будто ватные. Еле добралась домой, и тут же раздался звонок — мой Витюша умер…
Помню, накануне мне приснилось, что едем с ним на машине и вдруг попадаем в тупик: «Натулечка, надо выбираться», — сказал тогда муж. Он умер на следующий день. Когда я приехала в больницу его забирать, была просто в шоке
Мой Витюша....
лежал такой красивый, просветленный, таким он был в начале нашей любви.
Это был настоящий артист…
Татьяна, спасибо большое!!!
Очень интересно было прочитать!...
Спасибо, Владимир, за память... Хороший был дядька!